Научная статья на тему 'Проблемный диалог и анализ художественного текста на уроке литературы (на примере урока анализа повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка" по теме "что есть красота?")'

Проблемный диалог и анализ художественного текста на уроке литературы (на примере урока анализа повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка" по теме "что есть красота?") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемный диалог и анализ художественного текста на уроке литературы (на примере урока анализа повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка" по теме "что есть красота?")»

Рипяхова С.Н. ©

Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 14 Краснооктябрьского района Волгограда», г. Волгоград

ПРОБЛЕМНЫЙ ДИАЛОГ И АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ УРОКА АНАЛИЗА ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА» ПО ТЕМЕ «ЧТО ЕСТЬ КРАСОТА?»)

Школьное литературное образование в современных социокультурных условиях перехода на ФГОС нового поколения должно заниматься ни много ни мало мировоззренческим становлением нации, формированием российской гражданской идентичности следующих поколений граждан, осваивающих духовные ценности и культуру многонационального народа России. Эту задачу можно считать стратегической задачей литературного образования, важность и сложность решения которой трудно переоценить.

Почему автор статьи обратилась к этой теме? Как учителя-словесника, волнуют две проблемы: 1) падает интерес детей к чтению хороших книг; 2) традиционные подходы в преподавании литературы иногда лишь усугубляют первую проблему. Таким образом, дети часто не понимают, зачем надо читать и что читать, а учителя мучительно ищут ответ на вопрос: чему надо учить детей на уроках, чтобы они открыли для себя искусство слова -литературу.

Таким образом, что, как и зачем читать становятся самыми главными на уроках литературы в школе.

Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы - это ответ на вопрос: что читать?

Ни для кого не секрет, что в центре внимания на уроке литературы должен быть оригинальный художественный текст, а не учебник, каким бы качественным и новаторским он ни был, и уж, конечно, не пособия из ряда «Все произведения школьной программы в кратком пересказе».

Понимание текста художественного произведения - понимание жизни, ее сути и смысла, понимание мотивов поступков человека, его природы и характера, понимание законов общественного устройства, понимание художественного замысла и позиции автора и, в конечном счете, - понимание самого себя.

И, наконец, ответ на вопрос: КАК ЧИТАТЬ?

Нужно учить детей понимать текст так, чтобы они могли видеть в нем не только явную, но и скрытую, информацию, потому что в настоящей литературе неважной информации нет.

«Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки..., ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит в основе не только науки, но и всей человеческой культуры.» - писал академик Д. С. Лихачёв, и эту мысль можно отнести ко всем предметным сферам образования, в том числе и к литературному. [1].

Следовательно, на уроках литературы необходимо учить школьников работать с текстом художественного произведения так, чтобы не потерять ни одного важного элемента той информации, которую он содержит. Только комплексный и глубокий анализ может обеспечить продуктивность литературного образования и способствовать формированию личностных универсальных учебных действий, что и является одной из главных целей воспитания и обучения.

© Рипяхова С.Н., 2016 г.

Текст содержит информацию о каких-либо фактах, событиях, людях (содержание), о способах авторского воздействия на читательское восприятие («авторская кухня»), о личности автора, об авторском замысле, о философии автора и авторском отношении к проблемам, поднятым в тексте (диалог автора с читателем).

Понять текст - значит вычитать текстовую информацию:

• фактуальную (о чем в тексте сообщается открыто);

• контекстуальную

(основная идея текста, его главный смысл);

• концептуальную (подтекстовую)

(о чем читается «между строк», что хотел сказать автор).

Все три вида информации в тексте между собой тесно взаимосвязаны. И зрелый читатель способен выделить, вычитать все три вида информации, а вот начинающего читателя этому надо учить, задавая для этого вопросы фактуального, контекстуального и концептуального характера.

Фактуальная информация передается при помощи чтения и пересказа.

Контекстуальная информация выражается в разного рода интерпретациях, в том числе основанных не на знании особенностей текста и авторской позиции, а на личных впечатлениях от прочитанного в соответствии с индивидуальным жизненным и читательским опытом, жизненными установками, особенностями характера и т.д.

Концептуальная информация передается через комплексный анализ формы и содержания текста в их единстве и представляет наиболее точное представление об авторском замысле. Только найдя эту информацию, можно вести «диалог с гением» и учиться у него жизни.

Решению этой методологической задачи вводимого Стандарта способствует системно-деятельностный подход, реализация которого в полной мере осуществляется в процессе читательской деятельности, предполагающей аналитическую, синтетическую и интерпретационную работу. Обучение анализу и интерпретации через чтение и в ходе самого этого процесса — задача школьных уроков литературы.

А делать это лучше всего в форме проблемного диалога. Технология проблемного диалога относится к ведущим современным технологиям личностно ориентированного образования.

Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». В любом словаре можно прочитать о том, что творчество - это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности, то есть создание нового и значимого продукта. [2]

Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? Согласитесь, на уроке «чтения по цепочке» вряд ли получится изобретать новые механизмы. Зато на уроке анализа текста художественного произведения ученики могут занять позицию автора и открывать новые для себя знания.

Каким же должен быть анализ литературного произведения, чтобы учитель имел возможность воспитывать духовно богатую личность? Для этого, по моему мнению, необходимо превратить анализ литературного произведения в этическую проблему, которая сможет заинтересовать учеников, заставить задуматься над ней, убеждая в актуальности затронутых в художественном произведении проблем, и, конечно, выведет класс на диалог.

Диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимопонимание, сотворчество. [3] А если диалог ведется в поле духовно ценностного дискурса, то, безусловно, общение на этом уровне является мощнейшим средством воспитания. Такой диалог называется проблемным.

Таким образом, анализ текста художественного произведения на уроке литературы -процесс открытия новых знаний о мире, включающий четыре звена: постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.

Используя технологию проблемного диалога на уроках литературы, необходимо учитывать, что не всякий вопрос, поставленный в ходе работы с текстом произведения, является проблемным. Проблемный вопрос - это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он возникнет постепенно, если учащиеся придут к нему сами. Проблемный вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме противоречия, поэтому становится увлекательной задачей для учеников, стремящихся доказать свою точку зрения, оспаривая другие версии.

Как же организовать проблемный диалог на уроке изучения художественного произведения, чтобы технология себя оправдала? Автор предлагает рассмотреть некоторые элементы ее применения на уроке литературы, посвящённом анализу повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Повесть «Барышня-крестьянка» - самая жизнерадостная, весёлая среди всех «Повестей Белкина», опять же со счастливым финалом. Повесть о молодости, любви и красоте. Все смыслы, кажется, на поверхности. И как выбрать проблему для обсуждения в диалоге? Что больше всего заинтересует подростков в этом произведении, где героиня предстает перед нами в трёх созданных ею образах - провинциальной барышни, старомодной аристократки-англоманки и крестьянской девушки? Конечно, вопрос о сути красоты. Так можно подвести учащихся к общей проблеме урока: «Что такое настоящая красота?»

Данный вопрос, несомненно, вызовет у обучающихся интерес и к общению в аудитории, и к художественному тексту как примеру или аргументу, и к мнению автора этого текста, то есть к авторской позиции. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. [4] Здесь необходимо выслушать мнения учащихся, зафиксировать их на доске или в таблице, чтобы в заключение обсуждения вернуться к ним и проверить их истинность. Это и будут рабочие гипотезы, которые необходимо доказать. Метод постановки проблемы в ходе побуждающего диалога обеспечивает познавательную мотивацию, методы поиска решения - подлинное понимание материала, продуктивные задания - осознанное воспроизведение. [5]

Далее предлагаем к разбору домашнее задание, данное трем группам перед уроком: найти в тексте повести фрагменты, содержащие все три портрета героини повести и выделить в них контрастным цветом ключевые детали, слова, выражения, соответствующие общепринятому понятию красоты и некрасивости, что и будет составлять элементы исследовательской деятельности на уроке. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли, поэтому здесь будут уместны вопросы: «Какой из портретов героини повести вам нравится больше? Почему?» Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Автор статьи предлагает вашему вниманию сводную таблицу, созданную в процессе подготовки к уроку и отражающую разные уровни информации в повести А. С. Пушкина, а также возможные направления обсуждения проблемы урока и необходимые пояснения.

Таблица 1

Проблемный диалог на уроке по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Вопросы для диалога о Лизе Вопросы для диалога о Бэтси Вопросы для диалога об Акулине Решение проблемы

Фактуальная информация нацеливает на констатацию деталей портрета

героини, что необходимо на первом этапе диалога и побуждает к работе с текстом-первоисточником и дальнейшему поиску решения проблемы. Общий вопрос: «Какой описана героиня повести?»

Чем уездные

барышни

отличаются от

светских

барышень

столиц?

В каком виде Лиза встретила гостей?

Как Лиза готовилась к встрече с Алексеем?

В повести три образа героини: уездная барышня, старомодная провинциальная аристократка и крестьянка._

Контекстуальная информация побуждает к интерпретации полученных фактов и формированию собственной позиции по данной проблеме. Общий вопрос: «Почему героиня затевает историю с переодеванием то в крестьянку, то в провинциальную аристократку?»

Почему

уездные

барышни

отличаются

от

столичных?

Почему Лиза встретила гостей в образе отставшей от моды провинциалки?

Зачем Лиза затеяла историю с переодеванием в крестьянку?

Однозначного ответа нет. Возможны варианты:

• избежать разоблачения,

• от скуки,

• от

любопытства,

• с целью женить на себе Алексея.

Концептуальная (подтекстовая) информация формирует представление об авторской позиции, тем самым способствуя верному пониманию идеи произведения и утверждению или отрицанию своей позиции, что и является целью урока.

Общий вопрос: «Какова авторская позиция и чему учит Пушкин этой повестью?»

Какие детали Какие детали Какие детали Пушкин считает,

текста указывают текста портрета что истинная

на создают образ создают образ красота женщины в

положительные героини? Лизы- ее скромности,

качества героини? Какой крестьянки? искренности,

Как проявляет получается Какие естественности, и

автор свое образ? приёмы отрицает всякую

отношение к Какие использует искусственность и

Лизе-дворянке? приёмы автор при внешнего облика, и

Как автор использует создании отношений между

относится к своей автор при этого людьми.

героине? создании портрета?

этого Зачем?

портрета? Как автор

Зачем? относится к

Как автор своей героине

относится к в этом

своей героине образе?

в этом

образе?

Примечание: работу с концептуальной информацией можно организовать как составление опорной схемы или таблицы, в которой будут отражены примеры из текста, а также названия приемов и средств создания художественного образа, например, «антитеза», «эпитеты» и т.д. Это подтвердит мысль о неслучайности авторского взгляда на показанное им явление.

Итак, современный урок литературы - это урок чтения и обучения пересказу, или урок обучения интерпретации текста, или урок-диалог читателей с писателем? Ответ на этот вопрос, кажется, очевиден.

В концепции духовного развития личности главными целями обозначены становление этнической, гражданской идентичности, а также формирование нравственно компетентной личности. То есть литература с ее великой воспитывающей ролью является мощнейшим нравственным приоритетом в общественной жизни мировоззренческого уровня.

И именно учитель-словесник, обладающий как высочайшей предметной, так и методической компетентностью, в современных социокультурных условиях способен наиболее продуктивно и максимально успешно реализовывать поставленные стратегические задачи, ведь в его методическом аппарате такие категории, как «язык» и «литература», «слово» и «память», «смысл» и «душа» и другие, открывают школьникам высшие смыслы и формируют у них картину мира.

Литература

1. Д. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. стр. 206.

2. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пос. для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: АПКиППРО, 2002. - 168 с.

3. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

4. Мельникова, Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе / Е.Л. Мельникова // Образовательная система.

5. «Школа 2100»: Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования: сб. мат. - М.: Баласс, 2009. - Вып. 9. - С. 164-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.