УДК 325.1
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ
РЕШЕНИЯ
Мирошниченко Игорь Егорович
Магистрант
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (Волгоградский филиал)
[email protected] ул. Пугачевская д.20 кв.118 г. Волгоград, Россия, 400074 +7(8442)551767
Аннотация. Статья посвящена миграционным процессам в России. Автором проводится анализ особенностей миграционной политики РФ, существующих проблем по вопросам миграции, и факторов, создающих препятствия экономическому росту и возрождению производств в регионах. В статье изучаются достоинства и недостатки целевого заселения территорий. Рассматриваются необходимые мероприятия для сохранения социально-экономической привлекательности миграционно-непривлекательных территорий, внедрения региональных и федеральных программ, обеспечивающих благоприятные условия для проживания и занятости мигрантов. Описанные мероприятия позволят повысить эффективность регулирования процесса внутренней миграции.
Ключевые слова: миграция; миграционная политика; трудовая миграция; миграционные процессы; мигрант.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. [1] Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в
JEL коды: O15; R23.
Введение
целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых - первоочередная задача и цель любого государства.
Целью статьи является исследование особенностей миграционной политики России и определение методов ее оптимизации с учетом опыта регулирования современных миграционных процессов на территории Российской Федерации. 1. Проблемные стороны миграционной политики
В области миграционных процессов в РФ множество важных проблем, которые необходимо решать. В России наблюдается неравномерность размещения производительных сил относительно территории. Слабость интеграции на рынке труда и ограниченность региональных рынков труда создают предпосылки возникновения застойной безработицы, в то время как сегодня в ряде субъектов просматривается недостаток рабочей силы по отдельным специальностям и отраслям. О степени остроты проблемы миграции населения в РФ можно, в частности, судить по существенному отличию межрегиональной заработной платы и показателей, связанных с напряженностью на рынках труда в некоторых субъектах. Территории с устойчивой ситуацией, часто соседствуют с регионами, которые сталкиваются с проблемами трудоустройства населения. Во многих субъектах РФ и отраслях национальной экономики высок процент дефицита рабочей силы. Это существенно создает проблему повышения мобильности населения в России относительно территории постоянного проживания. [3]
Соответственно, перераспределение рабочей силы по территории страны с учетом потребностей национальной экономики и интересов национальной безопасности РФ является необходимым условием для обеспечения ее перспективного социального и экономического развития.[2]
Можно предположить, что внутренняя миграция населения, сможет выровнять межрегиональные различия и задействовать недостающие трудовые ресурсы России. К сожалению, отсутствие жилья, необходимых вакансий на рынке труда, административные препятствия, недостойная оплата труда, приводят к неэффективности процесса регулирования внутреннего движения мигрантов. [5] Соответственно, миграция внутри государства не может справиться с выравниванием социально-экономического развития субъектов. Возникает необходимость проведения специальной государственной политики на федеральном и региональном уровнях, которая сможет повысить мотивацию населения к перемещению и внесения изменений в политику государства в области внутренней миграции с целью ее совершенствования.
Государство регулирует процессы миграции с помощью системы контроля и регистрации, которая присуща как внешней, так и внутренней миграции. Применение такой системы решает задачи контроля не в полном объеме в связи с множеством бюрократических барьеров. Проблемы вынужденных мигрантов решаются очень длительно. Это проявляется в плане социальной защиты переселенцев, не совсем эффективно проходят процессы расселения мигрантов, оказания им надлежащей медицинской помощи, а также содействия в вопросах трудоустройства и прав. Сокращается социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации, которая влияет на процесс развития экономики страны. Несоответствие оплаты труда и рыночной стоимости жилья, слабость механизмов обеспечивающих трудовыми ресурсами производство за счет территориального перераспределения - эти и другие факторы создают препятствия экономическому росту и возрождению производств. В последнее время из приоритетно богатых сырьем северовосточных и приграничных регионов наблюдается стремительное перемещение населения. Этнический состав в связи с этим в ряде субъектов РФ изменяется. В густонаселенных регионах и крупных городах РФ происходит напряжение на рынке труда и в социальной сфере.
2. Оптимизация методов регулирующих миграцию
Учитывая выше изложенное, при решении проблем миграционных процессов в РФ необходимо рассматривать как демографическую ситуацию, так и действующее миграционное законодательство.[4] Потоки мигрантов приоритетно тянутся к крупным городам, а в опустевших районах наблюдается острая нехватка трудовых ресурсов. Взаимосвязь органов власти с национальными общинами, диаспорами и группами соотечественников необходима как для координации, так и для поддержки деятельности процессов, связанных с мигрантами. Изначально необходимо создавать переселенцам поле и условия для реализации их трудового потенциала, но, в свою очередь, требовать уважительного отношения с их стороны к российским законам и национальным обычаям.
Целевое заселение территории качественно влияет на миграционные потоки. Это не искусственное переселение, как это было во времена советского периода, а прежде всего -оказание господдержки переселенцам, которые имеют цель проживать и работать для развития и освоения региона заселения. Такой метод перемещения населения имеет широкую практику в западных странах и США. Основной мотив такого переселения - это экономическая составляющая. Но у такого метода регулирования миграции есть и
негативная сторона, когда мигрант использует территорию заселения только как место зарабатывания средств и не более того. В этом случае происходит торможение развития социальных и культурных ценностей региона. Этот метод в основном ориентирован на тех, кто хочет обрести условия для реализации своего потенциала.
Миграционные потоки в рамках миграционной политики государства можно оптимизировать с помощью регулирующих методов, таких как: административные, экономические, социально-психологические. Целями политики государства в области миграции в Российской Федерации, прежде всего, являются защита прав и свобод граждан РФ, демографическое и социально-экономическое развитие страны, защита национальных интересов и обеспечение безопасности РФ.
Для реализации выше поставленных целей необходимо обеспечить свободу передвижения и выбора места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации, создание системы для ведения статистического учета перемещений внутри страны, эффективность региональной политики в отношении мигрантов. Отсутствие доступного жилищного фонда является одним из препятствий внутренней миграции, которое можно преодолеть методом развития института ипотеки, доступностью корпоративного и служебного жилья, компенсацией оплаты арендуемой жилплощади.
Что касается обеспечения безопасности и защиты национальных интересов страны необходимо сохранять и обеспечивать прирост населения в геополитически важных регионах РФ и активацию экономики предприятий Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Повышенная мобильность населения дает возможность для устойчивого развития экономики России, а, значит, возникает необходимость постоянно совершенствовать механизмы стимулирования трудовой миграции.
При совершенствовании миграционного законодательства, сохранении социально-экономической привлекательности территорий, характеризующихся оттоком населения, внедрении региональных и федеральных программ, обеспечивающих благоприятные условия для проживания и занятости, задачи по привлечению мигрантов будут решаться более динамично и качественно.
Заключение
Миграционные процессы вносят значительные перемены в развитие любого государства. Миграция изменяет общественную жизнь, политику, историю целых стран и народов. Это явление оказывает как отрицательное, так и положительное воздействие на
развитие общества. Миграция создает целый ряд перспектив, снижает дефицит рабочей силы в отраслях и целых регионах, улучшает демографическую ситуацию, обогащает этническую культуру территорий заселения и укрепляет экономический потенциал государства.
Литература:
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года // СПС «Консультант плюс».
2. Актуальные вопросы реформирования миграционной политики России в контексте устойчивого развития Алешковский И.А./ URL: http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm.
3. Бугаева Н.Г. Внутренняя трудовая миграция в Центральной России в современных экономических условиях / / Орловский государственный университет, факультет экономики и управления.
4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года // СПС «Консультант плюс».
5. Современные миграционные процессы в России Н.В. Подгорнова // География в школе №3/2002. С.39.
6. Флоринская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Миграционные намерения выпускников школ из малых городов России // Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр социального прогнозирования, 2005. С. 402.
7. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
8. Договор о Евразийском экономическом союзе. Раздел 26. Трудовая миграция. // СПС «Консультант плюс».
9. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ // СПС «Консультант плюс».
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
PROBLEMATIC ISSUES IN THE SPHERE OF MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND PROSPECTS OF THEIR
Master student in the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Abstract. The article is devoted to migration processes in Russia. The author analyzes the migration policy features in Russian Federation, the existing problems on migration issues, and factors that create obstacles to economic growth and revival of production in regions. Target settlement of territories' advantages and disadvantages are studied in the article. Necessary measures are considered to preserve the socio-economic attractiveness of those territories that are not attractive for migrants today, and to implement regional and federal programs that provide favorable conditions for residence and employment of migrant workers. The described actions will improve the efficiency of the internal migration process' regulation.
Keywords: migration; migration policy; work migration; migratory processes; migrant. JEL Code: O15; R23.
References
1. Concept of the Russian Federation, the state migration policy for the period up to 2025 // ATP «Consultant Plus».
2. Topical issues of Russian migration policy reform in the context of sustainable development Aleshkovsky I.A. URL: http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/htm/07_1.pdf.htm.
3. Bugaeva N.G. Internal labor migration in Central Russia in the current economic conditions / / Oryol State University, Faculty of Economics and Management.
4. Concept of the Russian Federation population policy for the period up to 2025 // ATP «Consultant Plus».
5. Modern migration processes in the Russian N.V. Podgornova // Geography at school №3 / 2002.
SOLUTIONS
Igor Miroshnichenko
Administration (Volgograd branch) Volgograd, Russia
P.39.
6. Florinskaya Y.F., Roshchina T.G. Migration intentions of school graduates from small towns in Russia // Russian youth: problems and solutions. M .: Center for Social Forecasting, 2005. P. 402.
7. Federal Law «On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation» dated 18.07.2006 N 109-FZ // ATP «Consultant Plus».
8. Treaty on the Eurasian Economic Union. Section 26. Labour migration. // ATP «Consultant Plus».
9. The Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» dated 25.07.2002 N 115-FZ // ATP «Consultant Plus».
10. The Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 number 51-FZ (as amended. On 11.02.2013) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 1994. - № 32.
Contact
Igor Miroshnichenko Russian Academy of National
Economy and Public Administration President of the Russian Federation 118-20, Pugachevskaya Str., 400074, Volgograd, Russia [email protected]