Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
пожар / пожарно-техническая экспертиза / автомобиль / дознаватель / очаг пожара / причина пожара / fire / fire-technical examination / the car / the investigator / the fire / the cause of the fire

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сметанкина Г.И., Дорохова О.В.

Статья посвящена проблемным вопросам установления причин пожаров автотранспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF ESTABLISHING THE CAUSES OF FIRES OF VEHICLES

The article is devoted to the problematic issues of determining the causes of fires of motor vehicles.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 614.842.8

Сметанкина Г.И., к.т.н., доцент

профессор

факультета платных образовательных услуг

Дорохова О.В. старший преподаватель кафедры «Пожарной безопасности объектов защиты и государственного надзора» Воронежский институт-филиал Ивановской пожарно-спасательной академии

ГПС МЧС России Россия, г. Воронеж

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРОВ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация: статья посвящена проблемным вопросам установления причин пожаров автотранспортных средств.

Ключевые слова: пожар, пожарно-техническая экспертиза, автомобиль, дознаватель, очаг пожара, причина пожара.

Smetankina G. I., can.of technical Sc., associate Professor

professor

of the faculty of paid educational services

Dorokhov O. V. senior lecturer of the Department "Fire safety of objects of protection and state supervision» Voronezh Institute-branch Ivanovo fire and rescue Academy of the Ministry of emergency situations of Russia

Russia, Voronezh

PROBLEMATIC ISSUES OF ESTABLISHING THE CAUSES OF FIRES

OF VEHICLES

Annotation: The article is devoted to the problematic issues of determining the causes offires of motor vehicles.

Key words: fire, fire-technical examination, the car, the investigator, the fire, the cause of the fire/

Важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны в современных условиях является обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров.

Пожар представляет собой термическое превращение веществ и материалов, сопровождающееся выделением тепла, света и продуктов горения.

"Мировая наука" №12(33) 2019 science-j.com

^476

Для того чтобы пожар возник необходимо наличие трех основных элементов так называемого треугольника пожара - горючего вещества источника зажигания и благоприятствующих обстановка для горения. Соответственно чтобы установить причину пожара нужно иметь полную информацию обо всех этих элемент, включая помимо самого источника зажигания, также фактические данные о материале который возгорелся первоначально. Как правило, место первичного возникновения горения называют очагом пожара. Несмотря на то, что пожары по своей природе отличаются многообразием сопровождающих их явлений и процессов, специалисты выделяют признаки, которые присуще при каждом пожаре.

Согласно существующей методике проведения пожарно -технической экспертизы, одним из основных этапов проведения исследований по определению причины пожара является установление места первоначального возникновения горения (очага пожара). В идеальном случае, при ликвидации пожара на ранней стадии его развития, место первоначального возникновения горения характеризуется выраженной максимальной степенью термических повреждений. Конфигурация указанных повреждений образует основной признак места первоначального возникновения горения - первичный очаговый конус, представляющий собой совокупность термических повреждений участков конструктивных элементов, декоративных материалов, и т.п. материалов, геометрически представляющих собой конусообразную форму с расположением вершины конуса в месте нахождения источника зажигания. Обычно этот признак наиболее отчетливо выражен в начальный период развития пожара, а также при развитии горения в условиях существенного дефицита кислорода воздуха. В последнем случае горение сопровождается обильным дымовыделением. При исследовании анализируется совокупность всех повреждений (как термических, так и механических) конструкций1.

Транспорт - специфический и достаточно сложный объект для исследования и установления причины пожара. С необходимостью расследования такого рода пожаров дознаватели сталкиваются все чаще. Особенно это касается пожаров на автотранспорте. Совершенствование пожарно-технических методов исследования пожаров с целью установления причин их возникновения является необходимым элементом системы профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые зачастую сопровождаются не только материальным ущербом, но и гибелью людей. Возникновение и развитие пожаров на транспорте имеет ряд специфических особенностей определяющих и специфику их пожарно-технических исследований. Это особенно проявляется при верификации поджогов, так как высокая пожарная нагрузка автомобиля, включающая большое количество горючих и

1 Осмотр места пожара: Методическое пособие /И.Д. Чешко, Н.В. Юн, В.Г. Плотников и др. -М.: ВНИИПО, 2004. -503 с.

"Мировая наука" №12(33) 2019

science-j.com

легковоспламеняющихся жидкостей, затрудняет даже установление причины возгорания, а не только доказательство наличия злого умысла.

На современном этапе развития правовых отношений в России, становления систем страхования гражданской ответственности и возмещения материального ущерба, наличие четких и доказательных методов пожарно-технических исследований автотранспортных средств приобретает особую значимость.

На сегодняшний день, на фоне прогрессивного увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, с последующим возгоранием и пожаров автомобилей криминального характера, эффективность таких экспертиз имеет также и большое социальное значение. Методическое обеспечение экспертных исследований в рассматриваемой области сформировалось, в основном, более 15 лет тому назад, и в настоящее время, является явно недостаточным и в значительной степени затрудняет работу экспертов и дознавателей ГПН ФПС МЧС России2.

Наиболее существенные проблемы, как показывает практика, возникают при выявлении поджогов автотранспортных средств, что приводит к занижению в статистике доли пожаров криминального характера.

На сегодняшний день основные направления этой работы можно сформулировать следующим образом :

1.Дознаватели ГПН ФПС МЧС России, эксперты, специалисты -автотехники при оценке пожарной опасности автомобиля должны рассматривать раздельно опасность двигателя, топливной системы, системы охлаждения, гидроприводов, системы торможения, совокупности материалов салона автомобиля, материалов, составляющих ходовую часть, электрические цепи, оперение кузова лакокрасочные и изоляционные покрытия. В конечном счете, пожарная опасность автомобиля определяется наиболее значимым фактором, влияющим на возникновение первичного очага возгорания. Время горения легкового автомобиля среднего класса не превышает 30 минут, поэтому эксперт имеет дело, как правило, только с остатками автомобиля.

2. Так как, высокая доля пожаров возникает в результате поджогов АТС, необходимо, формирование экспертных процедур, эффективно выявляющих причины возникновения пожаров автотранспорта.

3. Следует отметить, что осмотр сгоревшего автомобиля и фиксация его результатов в протоколе осмотра места происшествия также имеет большое значение. Поэтому необходимо, чтобы дознаватели ГПН ФПС МЧС России при осмотре прилегающей территории обращали внимание на наличие следов торможения, их точное расположение, направление. Обнаруженные объекты описываются, фотографируются и изымаются в

2 Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. "Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами". Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России". 2015. № 1. С. 123-126.

Мировая наука" №12(33) 2019

science-j.com

строгом соответствии с процессуальными нормами, так как несоблюдение данных условий может быть причиной отклонения результатов экспертизы в суде.

4. Особое внимание необходимо обращать на характер разрушения остекления (одностронний, с двух сторон, в местах разлома).

5. Приступая к динамическому осмотру, в частности исследованию остатков проводов, целесообразно руководствоваться схемой электрооборудования автомобиля, отмечая на ней места обнаружения обрывов проводов, обгорания и оплавления изоляции. Характер обнаруженного короткого замыкания определяется с помощью рентгеноструктурного анализа и методом металлографии. Наиболее эффективным способом обнаружения остатков ЛВЖ является отбор проб грунта и других твердых объектов-носителей; возможным, но значительно менее эффективным - отбор проб водяных сливов и сбор пленок нефтепродуктов с водной поверхности.

Таким образом, можно утверждать, что оптимизация экспертных действий при расследовании причин пожаров является важным направлением деятельности и только с учётом соблюдения всех вышеперечисленных требований, расследование пожаров на автотранспорте может быть эффективным и качественным.

Использованные источники:

1. Осмотр места пожара: Методическое пособие /И.Д. Чешко, Н.В. Юн, В.Г. Плотников и др. -М.: ВНИИПО, 2004. -503 с.

2. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. "Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами". Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России". 2015. №1. С. 123-126.

3. Дорохова О.В., Сметанкина Г.И., Зенин А.Ю. "Предмет посягательства, предусмотренный статьей 261 уголовного кодекса Российской Федерации"Проблемы управления рисками в техносфере. 2014. № 4 (32). С. 109-112

"Мировая наука" №12(33) 2019

science-j.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.