Проблемные вопросы развития системы наведения ударной авиации на наземные цели
Полковник в отставке Ю.Л. КОЗИРАЦКИЙ, доктор технических наук
Полковник А.В. ИВАНЦОВ, доктор военных наук
Майор И.А. ТИШАНИНОВ
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Рассмотрены условия и факторы, влияющие на развитие системы наведения ударной авиации на наземные цели, и предложены показатели оценки ее эффективности. Определены проблемные вопросы, осуществлена их декомпозиция и изложены предложения по их решению.
The authors analyze conditions and factors influencing the development of a strike aircraft ground targeting system and offer indicators of its efficiency. Problems are defined, decomposition is implemented, and proposals on their solution are set forth.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Ударная (штурмовая, армейская) авиация, система наведения ударной авиации на наземные цели, передовой авиационный наводчик (ПАН), пункт управления авиационного наводчика (ПУАН).
Strike (assault, army) aviation, strike aircraft ground targeting system, forward air controller (FAC), air controller point (ACP).
НЕОБХОДИМОСТЬ сокращения времени и повышения качества выполнения задач разведки и огневого поражения объектов противника при современных обстоятельствах обусловливает потребность в повышении эффективности применения ударной (армейской и штурмовой) авиации, в том числе и действующей в тактической глубине.
Одной из важных составляющих, определяющих во многом высокую эффективность авиационного поражения целей, является наведение авиации ПАН со своих пунктов управления, позволяющее снизить ошибки распознавания целей, повысить точность выхода самолетов (вертолетов) на цель и осуществлять контроль эффективности поражения целей, а также в случае
необходимости корректировку повторного захода на них1. Рациональное применение ПУАН существенно повышает как степень реализации боевых возможностей ударной авиации, так и эффективность выполнения ею боевых задач в целом2.
В настоящее время в условиях принятия на вооружение новых многофункциональных авиационных ком-
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ УДАРНОЙ АВИАЦИИ НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ
плексов (АК), современных средств поражения, систем управления и связи, а также расширения круга выполняемых задач и повышения живучести объектов поражения значительную актуальность приобрела необходимость существенной модернизации системы наведения ударной авиации.
Структура системы авиационного наведения с помощью ПАН складывалась в основном эмпирически, на основе опыта локальных военных конфликтов конца ХХ века, и достигла существующего сегодня облика к концу войны в Афганистане (1979). Но к началу первой чеченской войны (1995) опыт и методические наработки авиационного наведения во многом были утрачены, и поэтому к концу 1990-х годов система наведения была воссоздана фактически заново3. При этом отдельные ее составляющие для разных родов авиации формировались разрозненно, без учета единства целей и сходства выполняемых задач. В начале XXI века, в условиях сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации, система передового авиационного наведения претерпела ряд изменений, касающихся прежде всего сокращения личного состава.
На данный момент, в системе боевого управления авиации постановка боевых задач, вызов авиационных подразделений, уточнение им боевой задачи в воздухе осуществляются с совмещенного командного пункта (СКП) авиации и ПВО армии, в расчет которого входит пункт боевого управления авиацией Центра боевого управления (ЦБУ) армии ВВС и ПВО. Он предназначен для боевого управления авиацией в ходе авиационной поддержки войск, осуществления взаимодействия с армейской авиацией, зенитными ракетными войсками и артиллерией, а также обеспечения безопасности воздушного движения в зоне ответственности ЦБУ.
Для решения задач наведения авиации в состав ЦБУ входят также и три группы боевого управления (ГБУ), на которые применительно к задачам наведения авиации возложены функции организации управления авиацией и взаимодействия с частями (подразделениями) первого эшелона общевойскового соединения, осуществления вызова авиации и непосредственного управления экипажами в воздухе.
На базе ГБУ развертываются пункт управления (ПУ ГБУ) общевойскового (танкового) соединения и ПУАН в его частях.
В период подготовки к боевым действиям ПУ ГБУ осуществляет разработку и сопровождение заявок на выделение авиации, постановку задач расчетам ПУАН по непосредственному управлению экипажами в воздухе, а в ходе боевых действий — вызов авиации по указанию командира общевойскового (танкового) соединения.
ПУАН предназначен для непосредственного наведения экипажей на наземные цели и целеуказания, развертывается в боевых порядках подразделений войск первого эшелона силами личного состава ГБУ, как правило, с привлечением групп авиационных наводчиков (ГАН) частей штурмовой и армейской авиации. Во время подготовки и ведения боевых действий начальник ПУАН находится непосредственно с командиром общевойскового подразделения.
Передовые авиационные наводчики (ПАН) назначаются из числа специалистов по боевому управлению ГБУ, частей штурмовой и армейской авиации, прошедших курс специальной подготовки. В ходе боевых действий задачу на целеуказание АН получает от командира общевойскового подразделения4.
Общая эффективность выполнения системой передового авиационного наведения задач по основному назна-
чению может характеризоваться степенью ее соответствия определенным требованиям по точности, достоверности, оперативности и живучести.
Точность наведения характеризуется среднеквадратичной ошибкой (СКО) наведения, зависит как от внешних (дальность, метеорологические, физико-географические и другие), так и от внутренних условий (применяемая методика наведения, технические средства целеуказания) и ограничивается характеристиками прицельно-навигационных систем авиационных комплексов и рассеяния применяемых авиационных боеприпасов.
Достоверность наведения оценивается вероятностью правильного распознавания целей и зависит от дальности до цели, квалификации ПАН, применяемой им аппаратуры обнаружения, а также используемых противником средств обеспечения живучести (средства снижения за-метности, инженерной маскировки, маскирующие помехи и ложные цели).
Оперативность наведения характеризуется временем вызова авиации и зависит от структуры системы авианаведения в целом (в том числе количества ПАН и их мобильности), характеристик системы связи, обеспечивающей передачу запросов и команд управления, а также интенсивности поиска целей авианаводчиком. Указанная интенсивность будет определяться размерами сектора поиска и скоростью обзора пространства ПАН.
Живучесть системы авианаведения характеризуется вероятностями уничтожения авианаводчика, ПУАН и в меньшей степени ГБУ Вероятность уничтожения ПАН зависит от дальности до цели, времени наведения (пребывания в районе цели), применяемых им средств маскировки, показателей разведывательной защищенности средств связи и возможностей противника по обнаружению и уничтожению авианаводчика.
В настоящее время можно констатировать, что существующая система передового наведения ударной авиации не в полной мере удовлетворяет требованиям современных боевых действий, что обусловлено рядом проблемных вопросов различного характера, которые можно разделить на следующие группы: организационные, технические и методические.
Организационные вопросы, по мнению авторов, включают неполное соответствие организационно-штатной структуры фактически решаемым задачам. Так, например, личный состав ГАН частей штурмовой и армейской авиации, формально не включенный в состав ГБУ, в ходе боевой работы привлекается для развертывания ПУАН и осуществляет наведение экипажей не только своих частей, но и тех, которые будут в зоне его ответственности; количества личного состава ГБУ недостаточно для решения всего объема выполняемых задач; действующие руководящие документы не учитывают опыт современных локальных военных конфликтов, а также существующую на данный момент времени штатную численность подразделений; существующая система управления не в полной мере отвечает требованиям по оперативности вызова авиации.
Технические проблемные вопросы обусловлены тем, что современные боевые действия характеризуются повышением мобильности действий наземных формирований, быстрым изменением оперативно-тактической обстановки и возросшими возможностями противника по обнаружению ПАН в боевых порядках. В настоящее время в ГБУ имеются КШМ Р-975М (на базе БТР-60ПБ) или Р-149МА1 (на базе БТР-80), оснащенные средствами связи КВ, УКВ и УКВ-авиации. Штатных транспортных средств ПУАН не имеет. Средства связи, имеющиеся в ПУАН, не в полной мере обеспечивают организацию взаимодействия
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАВЕДЕНИЯ УДАРНОЙ АВИАЦИИ НА НАЗЕМНЫЕ ЦЕЛИ
с наземными частями, СКП авиации и ПВО и КП авиационных соединений и частей. Дальность действия средств связи УКВ-авиации, имеющихся у ПАН, не обеспечивает устойчивого управления в условиях плотной городской застройки и в горных условиях, а средства связи КВ-диапазона отсутствуют. Комплект носимого ПАН оборудования и снаряжения не адаптирован под различные условия боевых действий и имеет избыточный вес. Кроме того, необходима оценка возможностей новых технических решений и информационных технологий для повышения качества наведения. Возможности ПАН также ограничены дальностью прямой видимости и не обеспечивают обнаружение целей и объектов противника, находящихся за естественными укрытиями5. Необходимо отметить, что применение ПАН беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) позволит осуществлять практически непрерывный поиск объектов и наблюдать за местностью, обнаруживать объекты и определять их координаты на дальности от 50 метров до 10 километров.
Методические проблемные вопросы вызваны тем, что в последние годы осуществлялась разработка новых технических средств связи, наведения и целеуказания (боевая машина авианаводчика БОМАН6-7, КРУС «Стрелец»8, радиостанция Р-853-В2М9), однако способы их применения разработаны в недостаточной мере. Вопросам выявления общих закономерностей и особенностей влияния способов и средств авианаведения на качество выполняемых задач по авиационной поддержке войск, а также построения системы передового наведения в современных условиях уделялось недостаточное внимание. При этом разработанный в конце 1990-х — начале 2000-х годов методический аппарат, с точки зрения авторов, необходимо дорабатывать
в следующих направлениях: совершенствование методик определения координат целей, наведения, целеуказания и боевой работы ПУАН; оценка возможностей ПАН по управлению экипажами и подразделениями ударной авиации; совершенствование методики работы боевых расчетов ПУАН на командно-наблюдательных пунктах (КНП) общевойсковых (танковых) подразделений и частей.
В соответствии с вышеизложенным назрела и очевидна насущная необходимость уточнения количественного и качественного состава системы передового наведения ударной авиации, обоснования структур входящих в нее подразделений и способов их боевого применения, в том числе с использованием спутниковой навигационной системы (СНС) и БПЛА.
Все это определяет актуальность решения научной задачи разработки научно-методического аппарата обоснования состава и способов применения системы передового наведения ударной авиации.
По мнению авторов, она может быть решена проведением исследований по следующим направлениям, представленным на рисунке.
Таким образом, рассмотрены факторы и условия, влияющие на развитие системы передового наведения ударной авиации и предложены показатели оценки ее эффективности. Определены проблемные вопросы, осуществлена их декомпозиция и сформулирована научная задача разработки научно-методического аппарата обоснования состава и способов применения системы передового наведения ударной авиации. Изложены предложения по решению выявленных проблемных вопросов. По предварительным оценкам, решение изложенных проблемных вопросов позволит повысить эффективность системы передового наведения ударной авиации на 20—40 %.
Рис. Направления исследований по развитию системы передового авианаведения и предполагаемые научные результаты
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Анадский В.С., Буланов А.В. Теория и методика наведения. Т. 1. Теория и методика глазомерного наведения на воздушные и наземные цели: учебник. Челябинск, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. 208 с.
2 Паньков С.Я., Забураев Ю.Е., Матвеев А.М. Теория и методика управления авиацией: учеб. пособие. Ч. 2. Ульяновск: УВАУ ГА, 2006. 156 с.
3 Пчелов О. Слышу, вижу, управляю // Красная звезда. 2009. 12 августа.
4 Военный энциклопедический словарь. М.: ОНИКС 21 век. 2002. 1431 с.
5 Розгон В.А., Панкратов О.В. Практическая подготовка к управлению поле-
тами. Ч. 4. Визуальное наведение (целеуказание) экипажей воздушных судов на наземные цели: учеб. пособие. Челябинск: филиал ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. 127 с.
6 Рябов К. На помощь летчикам. Боевые машины авиационных наводчиков // Военное обозрение. 2013. 8 августа.
7 Крецул Р., Рамм А. Вызывающая огонь: для авианаводчиков разработана новая боевая машина // Известия. 2019. 24 апреля.
8 Рябов К. Комплекс разведки, управления и связи «Стрелец» // Военное обозрение. 2019. 20 января.
9 Р-853-В2М, радиостанция. Информационное агентство «Оружие России».