Научная статья на тему 'Проблемные вопросы распоряжения федеральной собственностью'

Проблемные вопросы распоряжения федеральной собственностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
федеральное имущество / приватизация / коррупция / нацио- нализация / распоряжение / отчуждение имущества / federal property privatization / corruption / nationalization / disposal and alienation of property

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслова Светлана Васильевна

В статье анализируется российское законодательство о приватизации феде-рального имущества. Исследуется «коррупционная лазейка» в вопросах распоря-жения федеральной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маслова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM ISSUES OF THE FEDERAL PROPERTY DISPOSAL

Russian legislation on the privatization of federal property is analyzed in the article. «The corruption openings» towards disposal of the federal property are investigated.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы распоряжения федеральной собственностью»

3 ВОПРОСЫ ЧАСТНОГО ПРАВА РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УДК 347.2

С. В. Маслова

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РАСПОРЯЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

В статье анализируется российское законодательство о приватизации федерального имущества. Исследуется «коррупционная лазейка» в вопросах распоряжения федеральной собственностью.

Ключевые слова: федеральное имущество, приватизация, коррупция, национализация, распоряжение, отчуждение имущества.

Федеральный закон о ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции принят Государственной Думой Российской Федерации 17 февраля 2006 года, опубликован и вступил в силу 20 марта 2006 года. Факт ратификации международной Конвенции придал факультативному вниманию к проблеме снижения коррупционных рисков законодательства статус официального требования ко всем органам государственной власти. Пункт 3 статьи 5 Конвенции устанавливает в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции: «Каждое государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней».

Имплементация указанной правовой нормы в российское законодательство была произведена через принятие 25 декабря 2008 года Федерального закона «О противодействии коррупции», где в качестве одной из мер по профилактике коррупции указана «антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов». В связи с этим возникла объективная необходимость в анализе действующего законодательства в сфере экономики на предмет коррупциогенных составляющих и придания ему антикоррупционного характера. При этом в числе наиболее актуальных тем остается вопрос отчуждения государственного имущества.

По общему правилу, установленному статьей 217 ГК РФ, государственное имущество может быть передано его собственником в собственность юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

221

Марийский юридический вестник

Выпуск 9

На сегодняшний день существуют два принципиально различных пути отчуждения федерального недвижимого имущества. Первый - в соответствии с законом о приватизации, которым предусмотрена необходимость включения приватизируемого объекта в прогнозный план (программу) приватизации, утверждаемый ежегодно Правительством Российской Федерации, а также четко определены процедура, способы продажи и порядок определения начальной цены продаваемого объекта, оплата и распределение средств от продажи имущества, что делает процесс приватизации «прозрачным» и во многом дает возможность исключить случаи, когда необоснованно отдается предпочтение одному из покупателей. Однако есть и второй путь.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 Закона о приватизации его действие не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными предприятиями и учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным Законом о приватизации, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3 Закона), а именно статьи 294 и 295 ГК РФ. Тем самым федеральное имущество, закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, может реализовываться ими без учета положений закона о приватизации. На отчуждение недвижимости в подобных случаях субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления достаточно получить лишь согласие собственника имущества. На практике это означает возможность продажи федерального имущества без проведения аукциона, конкурса и применения других способов приватизации, что в свою очередь исключает возможность открытого выбора покупателя с целью продажи имущества по наивысшей цене.

Эти положения законодательства могут быть использованы недобросовестными должностными лицами в целях продажи государственного имущества, в том числе находящегося в казне, в обход приватизации. Так, имущество, находящееся в казне, по решению собственника передается в хозяйственное ведение предприятию, которое впоследствии обращается к собственнику с ходатайством о даче согласия на его продажу. В итоге государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, отчуждается по прямому договору купли-продажи лицу, отобранному на усмотрение руководителя предприятия и по согласованной им цене.

Сформировавшаяся к настоящему времени судебная практика подтверждает изложенную позицию. К примеру, ВАС РФ в своем Определении от 17.10.2007 № 12471/07 указал, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

222

2012

3. Вопросы частного права России и зарубежных стран

Помимо того, до сих пор отсутствует законодательное урегулирование вопросов, связанных с восстановлением законных прав государства (либо муниципальных образований) как собственника в случае их нарушения в ходе приватизации соответствующего имущества. Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает принятие целого ряда федеральных законов, без которых правовая база приватизации не может считаться достаточной. Среди них - федеральный закон об имуществе, которое может находиться только в государственной и муниципальной собственности (статья 212 ГК РФ), федеральный закон об иммунитете государства и его собственности (статья 127 ГК РФ), федеральный закон об отнесении государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации (статья 214 ГК РФ), а также федеральный закон о национализации, то есть об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ).

Исследуя проблемные вопросы распоряжения федеральной собственностью, необходимо отметить, что такая форма распоряжения собственностью, как приватизация, является специфической для государственных и муниципальных образований. Вместе с тем, являясь инструментом формирования рыночных отношений, усиления социальной ориентации экономики страны, развития конкуренции и частного предпринимательства, приватизация и сейчас имеет большой потенциал.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным внесение соответствующих изменений в действующее законодательство с целью устранения пробелов и «коррупционных лазеек» в вопросах распоряжения федеральной собственностью.

S. V. Maslova

PROBLEM ISSUES OF THE FEDERAL PROPERTY DISPOSAL

Russian legislation on the privatization of federal property is analyzed in the article.

«The corruption openings» towards disposal of the federal property are investigated.

Keywords: federal property privatization, corruption, nationalization, disposal and alienation of property.

МАСЛОВА Светлана Васильевна - судья Конституционного суда Республики Марий Эл, аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доцент кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: smaslova-ksrme@mail.ru

MASLOVA Svetlana Vasilievna - The Judge of the Constitutional Court of the Republic of Mari El, a Graduate Student of the Academy of General Prosecutor Office of the Russian Federation, Assistant Professor of Constitutional and Administrative Law of Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: smaslova-ksrme@mail.ru

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.