Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспортный потенциал / реальный сектор экономики / топливно-энергетический комплекс / статистика ВЭД / финансово-экономическая безопасность / export potential / real sector of the economy / fuel and energy complex / foreign trade statistics / financial and economic security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.С. Качанова, М.Д. Скупова

В данной статье анализируются проблемные вопросы, возникающие в процессе формирования и регулирования экспортного потенциала реального сектора экономики России на примере топливно-энергетических товаров. На основе выявленных проблемных аспектов авторами предлагается комплекс рекомендаций по их минимизации, в т.ч. с учетом интересов финансово-экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л.С. Качанова, М.Д. Скупова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES IN THE FORMATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF PRODUCTS OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

This article analyzes problematic issues that arise in the process of forming and regulating the export potential of the real sector of the Russian economy using the example of fuel and energy goods. Based on the identified problematic aspects, the authors offer a set of recommendations for minimizing them, incl. taking into account the interests of the financial and economic security of the country.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОДУКЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ

Л.С. Качанова, д-р экон. наук, канд. техн. наук, доцент М.Д. Скупова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-115-120

Аннотация. В данной статье анализируются проблемные вопросы, возникающие в процессе формирования и регулирования экспортного потенциала реального сектора экономики России на примере топливно-энергетических товаров. На основе выявленных проблемных аспектов авторами предлагается комплекс рекомендаций по их минимизации, в т.ч. с учетом интересов финансово-экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экспортный потенциал, реальный сектор экономики, топливно-энергетический комплекс, статистика ВЭД, финансово-экономическая безопасность.

Товары топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) являются продукцией стратегического назначения. От объемов экспорта и его направленности таких товаров во многом зависит финансово-экономическая безопасность государства. Необходимо отметить, что при формировании экспортного потенциала продукции ТЭК наибольшее количество рисков, влияющих на финансово-экономическую безопасность страны, возникает на этапе таможенного контроля. Связано это с тем, что при экспорте нефти и нефтепродуктов участники внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) уплачивают в государственный бюджет немалые суммы таможенных платежей, в связи с чем довольно часто стремятся обойти нормы таможенного законодательства с целью экономии издержек.

Геополитическая ситуация, затрагивающая интересы России, обусловила введения ряда изменений в области формирования экспортного потенциала продукции ТЭК. Так, произошло глобальное переориентирование экспорта товаров ТЭК с Запада на Восток, а также введение ряда ответных мер в области внешней торговли энергетическими ресурсами.

Материалы и методы исследования.

На сегодняшний момент в сфере формирования экспортного потенциала продуктов

ТЭК произошел ряд изменений в части нормативного регулирования. Подписан Указ Президента РФ от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», срок действия которого в соответствии с последними изменениями продлен до 31 декабря 2024 г. [6]. Данный Указ подразумевает запрет поставки товаров топливно-энергетической сферы, если внешнеторговый контракт подразумевает установление предельной цены. Кроме того, спустя несколько месяцев после подписания вышеназванного Указа в правовое поле выходит еще один Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», в котором впервые затрагиваются вопросы недружественных действий иностранных государств по отношению к России [7]. Для целей реализации вышеназванных Указов Правительством РФ формируется перечень недружественных государств, в отношении которых российские экспортеры продуктов ТЭК должны минимизировать деловые отношения [8].

В связи с данными изменениями в сфере формирования экспортного потенциала

России продукции ТЭК как само государство, так и участники ВЭД столкнутся с рядом проблемных вопросов, среди которых можно назвать следующие.

1. Глобальное изменение логистических цепочек. Здесь важно отметить, что рынок товаров ТЭК России с 2022 г. периориен-тирован на страны Востока, в основном -Индия и Китай. По этой причине существующие логистические цепочки в страны Европейского союза неким образом теряют свою актуальность с перспективой на будущее, и перед участниками ВЭД стоит задача в формировании новых цепочек, которые, в конечном счете, сопряжены с новыми транспортными и таможенными рисками.

2. Нестабильные мировые цены на энергоресурсы. В настоящее время на мировые цены на энергоресурсы наибольшее влияние оказывает политическая ситуация. В связи с чем возникает ряд трудностей, в отношении каких энергоресурсов наращивать экспортные поставки, а в отношении каких - временно сокращать.

3. Изменение объемов экспорта товаров ТЭК в зависимости от курса рубля. В 2023 г. произошло изменение методики начисления ставок вывозных таможенных пошлин практически на все группы товаров в соответствии единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) в зависимости от курса рубля. В отношении 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, где классифицируются товары ТЭК, изменения коснулись вывозных таможенных пошлин на каменный уголь (ранее ставка вывозной таможенной пошлины составляла 0%). В данной ситуации, в большинстве своем, когда курс рубля будет снижаться по сравнению с курсом доллара, вывозная таможенная пошлина будет превышать стоимость самого угля, что невыгодно участникам ВЭД. Соответственно, в той ситуации, когда экспорт угля будет необходим, в т.ч. и для стабилизации курса рубля, участники ВЭД будут минимизировать свои поставки.

4. Большое количество вносимых изменений в законодательную базу РФ в области ВЭД за последний период. За послед-

ние 2-3 года Россия подверглась жесткому геополитическому давлению и международным санкциям. Поскольку именно Россия является мировым лидером по экспорту топливно-энергетических товаров, в т.ч. сырьевых, ответные меры на международное давление со стороны третьих стран в большинстве своем приняты в этой области. Так, например, были приняты решения о введении новой системы оплаты поставок нефти - в рублях (а не как это было ранее - в долларах или евро); о введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива и др. Все эти нововведения вызывают появления новых рисков, поскольку участники ВЭД стремятся всеми возможными способами обойти установленные запреты.

5. Появление новых рисков, аналогичных которым нет в других таможенных органах. Стоит отметить, что 27 группа ТН ВЭД ЕАЭС (продукты ТЭК) отличаются особенностью декларирования - применяется периодическое временное декларирование (далее - ПВД). В случаях с другими товарами подается полная декларация или, в крайнем случае, неполная декларация. Периодическое временное декларирование применяется только на природные энергоносители. Кроме того, в связи с введением новый системы начисления вывозной таможенной пошлины (адвалорная ставка в зависимости от курса рубля) на такой товар, как каменный уголь, для расчета размера пошлины необходимо определять таможенную стоимость. Ранее, на товары 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, таможенная стоимость никогда не начислялась, в связи с чем возникает ряд трудностей. Во-первых, возникают сложности с выбором метода расчета таможенной стоимости, во-вторых, неизвестно, в рамках каких контрактов товары можно признать аналогичными (необходимо для расчета таможенной стоимости).

6. Попытки участников ВЭД обойти алгоритмы обнаружения рисков СУР. Как уже говорилось ранее, товары ТЭК выпускаются в рамках ПВД в соответствии с ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [5]. В рамках

требований, установленных статьей к ПВД, допускается декларирование нескольких наименований товаров под одним кодом ТН ВЭД ЕАЭС, при условии, если берется код с максимальной ставкой ввозной или вывозной пошлины. Например, участник ВЭД в рамках подачи декларации ПВД может указать такие товары, как легкие дистилляты, мазуты и битумные смеси. В таком случае, участник ВЭД может декларировать данный перечень товаров единым кодом -2710 12 250 9 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку данный код из приведенного перечня товаров обладает максимальной ставкой таможенной пошлины. В данном случае система рисков не срабатывает, поскольку участником ВЭД указана максимальная ставка таможенной пошлины. Но, особенность ПВД заключается в том, что во временной декларации на товары указывается примерное количество товаров, которое участник ВЭД планирует, к примеру, к вывозу. В конечном же итоге, вывозятся только битумные смеси с нулевой таможенной пошлиной, а в рамках остальных товаров пишется нулевая масса брутто и масса нетто. В таком случае таможня обязана возместить все уплаченные участников ВЭД таможенные платежи при подаче ПВД, а это приводит к убыткам и возвращению средств, перечисленных таможней в государственный бюджет. При таких манипуляциях участниками ВЭД система рисков также показывает себя неэффективно.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для решения указанных проблем автором предлгается следующий ряд мер по минимизации негативных факторов в области формирования экспортного потенциала продукции ТЭК.

1. Содействие бартерным сделкам в сфере экспорта ТЭК. Бартерные сделки в сфере ВЭД представляют собой обмен товарами, услугами или интеллектуальной собственностью между участниками ВЭД при осуществлении внешнеторговой сделки. С введением внешнеторговых санкций в отношении РФ все отечественные произ-

водители, в т.ч. в нефтегазовой сфере, столкнулись с проблемой закупки необходимого оборудования и запчастей к нему. Большая часть оборудования производиться недружественными для России странами и не имеет аналогов. Бартерные сделки помогут обойти данные запреты. Например, российская нефтегазовая компания, заключает контракт на поставку нефти в Азербайджанскую Республику. Согласно условиям контракта, контрагент обязуется закупить и направить российской стороне оборудование, которое не может быть закуплено напрямую.

2. Субсидии на покупку земли для построения новых нефтегазовых заводов ближе к восточным странам. Как уже говорилось ранее, российские экспортеры продуктов ТЭК столкнулись с изменением логистических цепочек в связи с переориентацией экспортных потоков с западных стран на восточные. В соответствии с данными изменениями, российским производителям нефти и газа более логистически выгодно иметь нефтеперерабатывающие заводы на востоке России. Построение завода по переработке нефти и газа подразумевает под собой немалые расходы для производителя, в т.ч. земельные расходы. В связи с чем государство может выдавать субсидии на покупки земли или выдавать земельные участки в безвозмездную аренду на определенный срок.

3. Формирование индикативного баланса со сниженной ставкой таможенной пошлины. На сегодняшний момент между странами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) существует Соглашение государств-членов ЕАЭС от 30.09.2016 «О Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в раках Евразийского экономического союза», согласно которому компетентные органы Сторон ежегодно составляют баланс добычи (производства), потребления, поставки, импорта и экспорта нефти, нефтепродуктов на территориях данных государств, включая объемы взаимных поставок нефти и нефтепродуктов (далее - индикативный баланс) [4]. В рамках индикативного баланса продукты ТЭК вывозятся из РФ бес-

пошлинно. Однако практически весь объем занимают 2-3 крупные нефтегазовые компании. При этом просто расширить индикативный баланс представляется экономически нецелесообразным, поскольку в таком случае таможенные пошлины не уплачиваются. Но, в свою очередь, возможно предусмотреть индикативные балансы с преференцией по уплате вывозной таможенной пошлины с категорированием участников ВЭД. Например, крупные нефтегазовые компании могут уплачивать 75% вывозной таможенной пошлины, а развивающиеся компании, только выходящие на рынок экспорта товаров ТЭК, -50%.

4. Ужесточение санкционных мер в отношении недобросовестных участников ВЭД. На сегодняшний момент за нарушение таможенного законодательства предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных платежей с возможной конфискацией товара. В отношении товаров ТЭК не может быть произведена конфискация, поскольку на момент судебных расприй товар уже реализован покупателю, а штраф в виде уплаты сумм таможенных платежей не обременителен для участников ВЭД в той степени, что нанести экономический ущерб по причине того, что прибыль от реализации товара в разы превышает суммы таможенных платежей. По этой причине предлагается ужесточить штрафные санкции в отношении недобросовестных участников ВЭД, которые входят в красную зону категорирова-ния. Например, введение штрафа в размере стоимости товара, или введение количественного ограничения на вывоз товара данного участника ВЭД на годовой период (в натуральном или денежном выражении). Это позволит сделать экспортный потенциал более качественным и соблюдать требования законодательства, вводимые в сфере ТЭК. Также, например, недобросовестные участники ВЭД могут получить отказ на субсидирования покупки земли или включения в индикативный баланс.

5. Привлечение ИТ-специалистов и дата-аналитиков в систему таможенных органов. Данная рекомендация не менее актуальна, чем предыдущие. Как уже говорилось ранее, в сфере формирования экспортного потенциала продуктов ТЭК существуют риски таможенной деятельности. При этом, для развития системы обнаружения данных рисков необходимо внедрять новые компьютерные технологии, а также проводить глубокую аналитику. В системе государственных органов таких работников минимальное количество, поэтому необходимо принять по их привлечению. Для этих целей можно предложить выдачу квартир от таможенного органа в первоочередном порядке для данной категории работников. Или же в рамках государственной программы осуществить прикомандирование таких специалистов из коммерческих компаний, работающих на национальное благо России, например, «Лаборатория Касперского». В таком случае возможно решение проблемы с уровнем заработной платы таких специалистов.

6. Внедрение систем искусственного интеллекта. Здесь важно отметить, что в рамках Стратегии развития ФТС России до 2030 года предусмотрено внедрение данной системы на все этапы таможенного контроля. Искусственный интеллект позволит существенно снизить нагрузку с должностных лиц таможенных органов, поскольку система в состоянии сама анализировать большой массив базы данных (Big Data), выявлять закономерности и составлять алгоритмы, которые позволят эффективно управлять рисками в сфере формирования экспортного потенциала на этапе таможенного контроля.

Выводы. В настоящее время экспортный потенциал ТЭК претерпевает ряд изменений, которые связаны, в первую очередь, с международным давлением стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки, а также переориентаций российского ТЭК на страны Востока. В связи с чем, органы власти РФ при формировании экспортного потенциала ТЭК столкнутся с рядом проблем, в т.ч. глобальное изменение логистических цепочек, нестаб-линые мировые цены на энергоресурсы и

изменение объемов экспорта товаров ТЭК вать выявленные проблемные аспекты, в в зависимости от курса рубля. Предложен- т.ч. с учетом их влияния на финансово-ные рекомендации позволят минимизиро- экономическую безопасность России.

Библиографический список

1. Договор о Евразийском экономическом союзе // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru.

4. Соглашение государств-членов ЕАЭС от 30.09.2016 «О Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в раках Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tsouz.ru/.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550836304/.

6. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.2022 № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1300421065.

7. Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728317985.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728367755.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499010324.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430 «Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/728367755.

11. Косьмин А.Н., Косьмина Е.А., Черноножкина Н.В. Проблемы повышения экспортного потенциала стран Евразийского экономического союза как важнейшего приоритета

их социально-экономического развития: монография. - М.: Креативная экономика, 2019. -228 с.

12. Аллаярова Н.И. Теоретические основы формирования и реализации экспортного потенциала государства: современные методологические аспекты / Н.И. Аллаярова // Журнал экономических исследований. - 2022. - № 5. - С. 30-56.

13. Качанова Л.С. Инновационно-инвестиционная политика в кон-тексте развития реального сектора экономики / Л.С. Качанова // International agricultural journal. - 2023. -№ 3, Т. 66. DOI: 10.55186/25876740_2023_7_3_7.

14. Качанова Л.С. Экспортный потенциал топливно-энергетического комплекса России как фактор развития реального сектора экономики / Л.С. Качанова, М.Д. Скупова // International agricultural journal. - 2024. - № 1, Т. 66. - С. 13. DOI: 10.55186/25876740_2024_8_7_13.

15. Федеральная служба государственной статистики - официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosstat.gov.ru.

PROBLEMATIC ISSUES IN THE FORMATION OF THE EXPORT POTENTIAL OF PRODUCTS OF THE FUEL AND ENERGY COMPLEX OF RUSSIA

L.S. Kachanova, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

M.D. Skupova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. This article analyzes problematic issues that arise in the process of forming and regulating the export potential of the real sector of the Russian economy using the example of fuel and energy goods. Based on the identified problematic aspects, the authors offer a set of recommendations for minimizing them, incl. taking into account the interests of the financial and economic security of the country.

Keywords: export potential, real sector of the economy, fuel and energy complex, foreign trade statistics, financial and economic security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.