Научная статья на тему 'Проблемные вопросы правового характера, связанные с приемом детей, не имеющих регистрации по месту жительства, а также детей военнослужащих, в общеобразовательные организации'

Проблемные вопросы правового характера, связанные с приемом детей, не имеющих регистрации по месту жительства, а также детей военнослужащих, в общеобразовательные организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ПРИОРИТЕТ ПРАВ / МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ФАКТ ПРОЖИВАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ / TERRITORIAL ACCESSIBILITY / PRIORITY OF RIGHTS / PLACE OF RESIDENCE / PLACE OF STAY / LEGALLY SIGNIFICANT CIRCUMSTANCE THE FACT OF RESIDENCE IN A CERTAIN TERRITORY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожухова Светлана Валерьевна

Статья посвящена вопросам общедоступности в приеме в общеобразовательную организацию детей из семей, проживающих на закрепленной территории, но не имеющих регистрации по месту жительства, а также детей военнослужащих и внесения соответствующих изменений в ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF A LEGAL NATURE RELATED TO THE RECEPTION OF CHILDREN WHO DO NOT HAVE REGISTRATION AT THE PLACE OF RESIDENCE, AS WELL AS CHILDREN OF MILITARY PERSONNEL, IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article is devoted to the issues of accessibility in the admission to the educational organization of children from families living in the fixed territory, but not registered at the place of residence, as well as children of soldiers and making appropriate changes in the Federal law of 29.12.2012 № 273 FZ " on education in the Russian Federation»

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы правового характера, связанные с приемом детей, не имеющих регистрации по месту жительства, а также детей военнослужащих, в общеобразовательные организации»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)

ОБСУЖДЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЕМОМ ДЕТЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ РЕГИСТРАНИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАНИИ

© С. В. Кожухова

Кожухова

Светлана Валерьевна

главный специалист отдела законодательства в сфере социальной политики, государственной службы и трудового законодательства Правовое управление аппарата Самарской Губернской Думы e-mail:

dekanat_yur@samgum.ru

Статья посвящена вопросам обшелоступности в приеме в общеобразовательную организацию летей из семей, проживающих на закрепленной территории, но не имеющих регистрации по месту жительства, а также летей военнослужащих и внесения соответствующих изменений в ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Фелерации».

Ключевые слова: территориальная лоступность, приоритет прав, место жительства, место пребывания, юрилически значимое обстоятельство — факт проживания на опрелеленной территории.

Анализ правового регулирования порядка приема несовершеннолетних для обучения по образовательным программам начального общего образования в общеобразовательные организации, а также правоприменительной практики в данной сфере выявил проблематику в приеме в общеобразовательную организацию детей из семей, проживающих на закрепленной территории, но не имеющих регистрации по месту жительства, а также детей военнослужащих.

В Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право до получения, последними, основного общего обра-

зования выбирать с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) организацию, осуществляющую образовательную деятельность (ч. 3 ст. 44 Федерального закона № 273-Ф3), в том числе независимо от места жительства семьи.

Согласно положениям ч. 2 ст. 67 указанного Федерального закона правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Вместе с тем в целях обеспечения территориальной доступности общеобразовательных организаций для граждан, частью 3 статьи 67 Федерального закона № 273-Ф3 предусмотрено, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в общеобразовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижений, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

3аконодательство в сфере регистрационного учета граждан в Российской Федерации не закрепляет определенного приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.

Предоставление приоритетных прав детям, зарегистрированным по месту жительства на закрепленной за образовательной организацией территории, при приеме в данную образовательную организацию, перед детьми, зарегистрированными на соответствующей территории по месту пребывания, недопустимо.

Следует также отметить, что Федеральным законом № 273-Ф3 не ограничивается возможность приема в общеобразовательные организации лиц, не проживающих на закрепленной территории.

Вместе с тем прием таких лиц в общеобразовательную организацию осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32 (далее — Порядок приема в ОО), во вторую очередь.

Порядком приема в общеобразовательную организацию установлен перечень документов, необходимых для зачисления ребенка в первый класс.

Так, согласно пункту 9 Порядка приема в общеобразовательные учреждения родители (законные представители) детей помимо заявления дополнительно представляют:

— оригинал свидетельства о рождении ребенка и документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту

жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (для родителей детей, проживающих на закрепленной территории);

— свидетельство о рождении ребенка (для родителей детей, не проживающих на закрепленной территории).

Указанные правовые нормы направлены на обеспечение территориальной доступности соответствующих образовательных организацией для детей, которые имеют право на получение общего образования. Данная позиция подтверждается мнением Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 13.12.2016 № 08-2715), которым указано, что представлением поименованных в Порядке приема в ОО документов, в том числе свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документа, содержащего сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории, имеет своей целью определение круга детей для зачисления в первый класс, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация с 1 февраля по 30 июня.

Таким образом, представление документов, подтверждающих проживание на закрепленной территории, является необходимой организационной мерой, направленной на обеспечение территориальной доступности соответствующих территориальных организаций для тех детей, которые имеют на получение образования данного уровня.

Вместе с тем отсутствие перечисленных документов, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявителю родителю (законного представителя) ребенка, не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест.

Следует обратить внимание на то, что Верховным Судом РФ выражена позиция, согласно которой правовое регулирование, при котором каждому гарантировано право на поступление в первый класс того образовательного учреждения, которое расположено в непосредственной близости от места его жительства, не может рассматриваться как дискриминационное, ограничивающее право на общедоступное образование (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2011 № Г11-106).

Также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713», сказано, что сам по себе факт регистрации или отсутствии таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей т, согласно части второй статьи 3 3акона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и

свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Решением Верховного Суда РФ от 15.06.2017 № АКПИ17-265 установлено, что согласно части 3 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», юридически значимым обстоятельством для обеспечения приема в образовательную организацию указанных в этой норме граждан является факт их проживания на определенной территории.

Гражданский кодекс РФ местом жительства гражданина признает место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, — место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20 ГК РФ).

При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей (п. 3 ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Статья 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» относит к месту пребывания, кроме прочего, не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в котором он проживает временно.

Однако содержательные различия определенных в указанном законе понятий «место жительства» и «место пребывания» используются лишь для целей данного закона (абзац первый статьи 2), который не регулирует общественные отношения в сфере образования.

Наличие изложенной проблематики, на наш взгляд, требует ее правового разрешения, а именно:

— внесения изменений в порядок приема граждан на обучение по образовательным программам общего образования, в части приема в первую очередь заявлений на зачисление в первые классы общеобразовательных организаций детей военнослужащих;

— разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» (в части приема во вторую очередь заявлений на зачисление в первые классы общеобразовательных организаций детей, имеющих временную регистрацию по месту жительства).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ: по состоянию на 2018 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ст. 78.

2. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижений, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1: в редакции от 03.04.2017 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 15 (часть 1). Ст. 2140.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» // Российская газета. 11.04.2014. № 83.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12, 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995г. № 713» // Собрание законодательства РФ. 09.02.1998. № 6. Ст. 783.

PROBLEMATIC ISSUES OF A LEGAL NATURE RELATED TO THE RECEPTION OF CHILDREN WHO DO NOT HAVE REGISTRATION AT THE PLACE OF RESIDENCE, AS WELL AS CHILDREN OF MILITARY PERSONNEL, IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

S. Kozhukhova

The article is devoted to the issues of accessibility in the admission to the educational organization of children from families living in the fixed territory, but not registered at the place of residence, as well as children of soldiers and making appropriate changes in the Federal law of 29.12.2012 № 273 FZ « on education in the Russian Federation»

Key words: territorial accessibility, priority of rights, place of residence, place of stay, legally significant circumstance — the fact of residence in a certain territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.