ИНСТИТУТ РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ПЛЮГИНА Инна Владимировна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
Современный российский институт регистрационного учета, трансформировавшийся из существовавшей в советский период системы «прописки», остается одним из наиболее часто критикуемых инструментов регулирования внутренних миграционных процессов. В частности, подвергается критике имеющийся подход к определению понятия «место жительства», сама процедура регистрации, являющаяся достаточно сложной, констатируется влияние факта регистрации по месту жительства или места пребывания на реализацию отдельных прав и свобод и др. В связи с этим представляет научный и практический интерес, каким образом решаются проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного учета населения, за рубежом.
Цель статьи состоит в изучении используемых в законодательстве зарубежных государств подходов к регулированию вопросов регистрационного учета населения, выявлении имеющихся положительных практик. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих основных задач: анализ понятийно-категориального аппарата (в частности, понятий, определяющих место жительства и место пребывания); выявление подходов к законодательному закреплению обязанности регистрации по месту нахождения; выявление используемых способов предупреждения фиктивной регистрации по месту жительства и месту пребывания. Достижение поставленной цели и задач требует применения различных методов исследования, основным из которых является сравнительно-правовой метод.
Автором проведен сравнительно-правовой анализ законодательства России, Австрии, Белоруссии, Германии, Казахстана, Польши, регламентирующего вопросы регистрационного учета населения. Сделан вывод, что в перечисленных иностранных государствах подходы к определению места жительства и места пребывания в целях регистрационного учета в большинстве случаев не являются столь жесткими, как в Российской Федерации. Это представляется вполне оправданным, поскольку цель регистрационного учета состоит в юридической фиксации фактического, действительного места нахождения лиц, проживающих на территории государства. Однако одновременно с этим в законодательстве указанных стран закрепляются механизмы, направленные на предупреждение фиктивной регистрации, в частности, предполагающие участие в процедуре регистрации собственника (правообладателя) жилья, детальную проверку предоставляемых документов, проведение контрольных мероприятий.
Ключевые слова: регистрационный учет, регистрация, место жительства, место пребывания, жилое помещение, жилье.
REGISTRATION INSTITUTE: COMPARATIVE-LEGAL ANALYSIS
I. V. PLYUGINA, leading research fellow of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The modern Russian registration institute, which transformed from the Soviet period "propiska" system, remains one of the most frequently criticized tools for regulating internal migration processes. In particular, the existing definition approach to the "place of residence" term is criticized. The registration procedure itself is rather complicated. It is ascertained that the fact of registration at the place of residence affects the realization of individual rights and freedoms, etc. In this regard, it is of scientific and practical interest, how to solve the problems arising in the implementation of registration of the population abroad.
The purpose of the article is to study the approaches used in the legislation of foreign states to regulate the issues of population registration, to identify available positive practices. The realization of this goal implies the solution of the following main tasks: the analysis of the conceptual-categorical apparatus (in particular, the concepts determining the place of residence and the place of stay); identification of approaches to the legislative consolidation of the duty to register at the place of stay; identification of the methods used to prevent fictitious registration at the place of residence and at the place of stay. Achieving the goal and tasks requires the use of various research methods, the main of which is a comparative legal method.
The author carried out a comparative legal analysis of the legislation of the Russian Federation, Austria, Belarus, Germany, Kazakhstan, Poland, regulating the registration of population. It is concluded that in the listed foreign countries the approaches to determine the place of residence and the place of stay for the purpose of registration are in most cases not as stringent as in the Russian Federation. This seems quite justified, since the purpose of registration is to record the current location of persons residing in the territory of the state. However, at the same time, the legislation of these countries fixes mechanisms aimed at preventing fictitious registration, in particular, involving the participation in the registration procedure of the owner (proprietors) of housing, a detailed check of the documents submitted, and monitoring activities.
Keywords: registration, records, place of residence, place of stay, living quarters, housing.
DOI: 10.12737/art.2018.3.13
Прототипом современной системы регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания считается существовавший в советский период институт «прописки». Напомним, что постановлением Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 27 декабря 1932 г. № 1971 «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов» была введена единая паспортная система с обязательной пропиской по всему Союзу ССР Жесткий разрешительный порядок прописки стал объектом многочисленной критики. Практически весь советский период от наличия прописки зависела реализация мно -гих прав и свобод граждан, в частности права на медицинское обслуживание, образование, трудоустройство, жилищное обеспечение. Лишь в 1993 г. в связи с принятием Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» было установлено правило, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе России. Формально факт регистрации по месту жительства или по месту пребывания утратил правоустанавливающий характер, хотя до сих пор имеют место отдельные случаи, когда для реализации прав и свобод необходимо наличие регистрации по месту жительства или по месту пребывания.
Отношение к институту регистрационного учета в России неоднократно менялось на протяжении 1990— 2000-х гг., высказывались диаметрально противопо -ложные мнения относительно его судьбы, вплоть до полной отмены. Однако впоследствии стало понятно, что такой отказ невозможен в силу значимости регистрационного учета для осуществления многих государственных задач и функций, а также оказания государственных и муниципальных услуг. Более того, начиная с 2011—2012-х гг. были предприняты ме -ры по совершенствованию эффективности института регистрационного учета, ужесточены нормы и правила, обеспечивающие его реализацию.
Как таковая процедура регистрационного учета, равно как и закрепленная на законодательном уровне обязанность граждан осуществить регистрацию по месту нахождения, существует во многих государствах, в частности в Австрии, Германии, Польше, Казахстане, Белоруссии.
Так, Основным законом Федеративной Республики Германия вопросы, связанные с регистрационным учетом, отнесены к исключительной законодательной компетенции федеральных органов власти (ст. 73)1. Федеральный закон о регистрации от
1 Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland vom 23 Mai 1949. URL: https://www.bundestag.de/gg.
3 мая 2013 г.2 определяет порядок регистрации, компетенцию регистрирующих органов, устанавливает требования к информации, используемой при осуществлении регистрационного учета. В целях обеспечения единообразного применения Федерального закона о регистрации федеральным правительством был разработан специальный административный регламент3. Кроме того, на федеральном уровне регламентирован порядок передачи полученных данных в рамках межведомственного взаимодействия4. Обязанность регистрации в Германии распространяется на всех резидентов. В § 2 Федерального закона о регистрации установлено, что регистрирующие органы должны регистрировать лиц (резидентов), проживающих на подведомственным им территориях, с целью выявления и подтверждения их личности и места жительства. Одновременно закреплена обязанность любого лица, приобретающего жилье, зарегистрироваться в соответствующих органах в течение двух недель после переезда (§ 17). В случае выезда, если при этом не приобретается иное жилье в Германии, устанавливается обязанность снятия с регистрации. По общему правилу новорожденные, рожденные в пределах страны, должны быть зарегистрированы только в том случае, если они проживают в жилище, не являющемся жилищем их родителей или матери. От регистрации освобождаются лица, уже имеющие регистрацию на территории страны и изменяющие место жительства на срок не более шести месяцев. В случае если этот срок превышает шесть месяцев, устанавливается обязанность регистрации в течение двух недель.
Обязательство регистрации для польских граждан закреплено в Законе об учете населения от 24 сентября 2010 г.5, при этом оно предполагает выполнение следующих действий:
регистрацию по месту постоянного или временного проживания;
снятие с регистрации при выезде из места постоянного или временного проживания;
уведомление в установленном порядке о выезде за пределы государства и возвращении на его территорию (ст. 24.1).
2 Bundesmeldegesetz vom 3 Mai 2013 (BGBl. I S. 1084). URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bmg/BJNR108410013. html.
3 Allgemeine Verwaltungsvorschrift zur Durchführung des Bundesmeldegesetzes (BMGVwV). URL: https://www.bundesrat. de/SharedDocs/drucksachen/2015/0301-0400/341-15.pdf?__ blob=publicationFile&v=1.
4 Zweite Bundesmeldedatenübermittlungsverordnung vom 1. Dezember 2014 (BGBl. I S. 1950). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bmeldd_v_2_2015/BJNR195000014.html.
5 Ustawa z dnia 24 wrzesnia 2010 r. o ewidencji ludnosci / Dz.U. 2010 Nr 217 poz. 1427. URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/ download.xsp/WDU20102171427/U/D20101427Lj.pdf.
В статье 27.1 установлена общая обязанность гражданина Польши зарегистрироваться по месту постоянного или временного проживания в срок, не превышающий 30 дней с даты прибытия в это место. На иностранных граждан, находящихся на территории Республики Польши, также возлагается обязанность регистрации по месту постоянного или временного проживания, по общему правилу она осуществляется в срок не позднее четвертого дня, считая со дня прибытия. Исключение из этого правила предусмотрено для ряда категорий иностранных граждан, в частности для граждан государств — членов Европейского Союза, для которых обязанность регистрации возникает не позднее 30-го дня с даты прибытия. Иностранные граждане освобождаются от обязанности регистрации, если срок их пребывания на территории Польши не превышает 14 дней (ст. 40 — 42.1 Закона об учете населения).
Процедура регистрационного учета населения применяется также в Австрии, где она регулируется нормами Закона Австрии о регистрации 1991 г.6, здесь же установлена ответственность за нарушение правил регистрации. Согласно § 2 Закона Австрии о регистрации обязанность уведомления возлагается на любое лицо, которое вселяется в жилье или помеще -ние гостиничного типа. Такая обязанность возникает по общему правилу в случае, если предполагается проживание на срок свыше трех дней. Срок регистрации в помещениях гостиничного типа — не более 24 часов после въезда (из данного правила есть исключения). Иностранные граждане, на которых возложено обязательство регистрации и осуществляющие оплачиваемую трудовую деятельность на федеральной территории, требующую официального раз -решения, также подлежат регистрации.
Согласно ст. 51 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 г. № 477-^ «О миграции населения»7 внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом правительством. Внутренний мигрант — переселенец или лицо, переселяющееся внутри Республики Казахстан самостоятельно в целях постоянного или временного проживания.
Возвращаясь к российскому законодательству, отметим, что в настоящее время сохраняется ряд проблем, связанных с осуществлением регистрационного учета, в первую очередь связанных со смешением подходов к определению категорий «место жительства» и «место пребывания» в целях регистрацион-
6 Bundesgesetz über das polizeiliche Meldewesen (Meldegesetz 1991 — MeldeG) / StF: BGBl. Nr. 9/1992 (NR: GP XVIII RV 279 AB 329 S. 48. BR: 4149 AB 4171 S. 547). URL: https://www.ris. bka.gv.at/GeltendeFassung.wxe?Abfrage=Bundesnormen&Gese tzesnummer=10005799.
7 URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31038298.
ного учета и в целях обеспечения жилищных и иных прав. Исходя из норм действующего российского законодательства, постановка на регистрационный учет может осуществляться только в жилых помещениях (признаваемых таковыми в соответствии с жилищным законодательством); кроме того, пребывание и проживание в таких жилых помещениях допускается на основаниях, предусмотренных законодательством РФ (право собственности, договор найма (поднайма), договор найма специализированного жилого помещения и др.)8. Следует подчеркнуть, что Жилищный кодекс РФ (ст. 15) устанавливает достаточно жесткие требования для признания помещения жилым: таковым является изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвеча -ет установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В результате в нынешней практике имеется достаточно много случаев, когда регистрация гражданина по месту жительства или по месту пребывания невозможна по независящим от самого гражданина причинам. Например, граждане могут длительное время проживать в так называемых домах — долгостроях, право собственности на которые по различным причинам не может быть оформлено застройщиком. Отсутствие свидетельства о праве собственности не позволяет осуществить регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в таких объектах, несмотря на фактическое проживание.
Имеются проблемы с регистрацией лиц без определенного места жительства (причем в данном слу-
8 Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Феде -рации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Местом жительства признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
чае не обязательно речь идет о маргинальных слоях населения). Проблема регистрационного учета лиц без определенного места жительства была частично решена после принятия постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 6889, которым определен порядок регистрации по месту пребывания таких лиц в учреждениях социального обслуживания, однако количество таких учреждений ограничено.
Нельзя не отметить и трудности с регистрацией в случаях проживания в жилом помещении на основании договора найма (поднайма), поскольку собственник жилого помещения далеко не всегда соглашается зарегистрировать нанимателя и членов его семьи10.
Следует отметить, что основная цель регистрационного учета состоит в юридической фиксации настоящего, фактического места нахождения лиц, проживающих на территории государства, а не в обеспе -чении реализации их жилищных прав. В связи с этим, как представляется, используемый в настоящее время в законодательстве подход к определению понятий «место жительства» и «место пребывания» нуждается в дополнительном осмыслении и критической оценке. Примечательно, что для целей миграционно -го учета используемый подход к определению места пребывания не столь жесткий и допускает постанов -ку на миграционный учет в помещениях, не являющихся жилыми, а также в учреждениях или организациях, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания11.
С учетом сказанного вызывают интерес подходы, используемые в зарубежных государствах для определения места нахождения лиц при осуществлении процедуры регистрации. Как показал проведенный
9 См. постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 688 «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
10 Подробнее см.: Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012. С. 187—201.
11 Согласно Федеральному закону от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребы -вания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации — жилое помещение, не являющее-
ся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном названным Законом.
анализ, в большинстве случаев подход к определению места пребывания и места проживания в них несколько проще, чем используемый в российском законодательстве.
Так, понятие «жилье», используемое в законодательстве Германии в целях регистрации, является весьма широким: под таковым понимается любое закрытое пространство, которое используется для жиз -ни или сна (§ 19 Федерального закона о регистрации). В качестве жилья также рассматриваются помещения на борту кораблей морского флота. Жилые авто -прицепы и баржи (плавучие дома) могут рассматриваться в качестве жилья лишь в том случае, если они не перемещаются или перемещаются лишь изредка. Кроме того, в законодательстве определяется понятие «главное жилье», под которым понимается преимущественно используемое жилье, если лицу принадлежат несколько помещений.
Подход к определению места, по которому допускается возможность регистрации на территории Польши, за последние годы несколько изменился, чему способствовали решения Конституционного суда. Так, в решении от 27 мая 2002 г. Конституционный суд Польши указал, что регистрирующие органы не вправе выяснять правомерность проживания, поскольку задача регистрации — установить фактическое положение дел, а не правовой статус. В результате дальнейшая судебная практика пошла по пути, когда регистрация стала осуществляться не только в жилых помещениях, признаваемых таковыми по законодательству, но и иных помещениях (например, в доме на садовом участке).
Согласно Закону Австрии о регистрации жильем признаются помещения, используемые для проживания или сна. Понятийно-категориальным аппаратом данного Закона выделяются не только общее по -нятие «место жительства», но и понятие «основное место жительства», являющееся центром жизненных интересов лица. При этом конкретизируется, что центр жизненных интересов определяется, в частности, продолжительностью пребывания, местонахождением работы или учебы, отправной точкой поездки на работу или учебу, местом жительства иных лиц (например, несовершеннолетнего) и др.
Согласно действующему Закону об учете населения Польши (ст. 25) постоянное проживание — это проживание в определенном месте под установленным адресом с целью постоянного проживания. Временное проживание не предполагает намерения изменения места постоянного проживания, в Законе подчеркивается, что всякий раз, когда говорится о временном проживании, имеется в виду проживание вне места постоянного проживания сроком более трех месяцев. В Законе закреплены особенности определения места постоянного или временного про -живания для работников, осуществляющих трудовую деятельность на судне внутреннего водного или
морского транспорта, или живущих в связи с выполнением работ на барже (в плавающем доме). В этом случае место жительства определяется по месту нахождения работодателя.
Понятия «место жительства» и «место пребывания» в Республике Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»12, при этом используется, как и в Российской Федерации, достаточно жесткий подход. Под местом жительства понимается местонахождение (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он постоянно либо преимущественно проживает, за исключением установленных случаев. Место пребывания — местонахождение (адрес) жилого помещения или помещения для временного проживания, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, и в котором он временно пребывает, за исключением установленных случаев. В качестве «помещений для временного проживания» определяются садовый домик и дача. Представляет интерес ограничение срока регистрации по месту пребывания: согласно требованиям белорусского законодательства регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если не установлено иное. В российском законодательстве срок регистрации по месту пребывания сейчас не ограничен.
Понятие «место жительства» в Казахстане опреде -лено в Гражданском кодексе Республики Казахстан 1994 г. Согласно ст. 16 местом жительства признается населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Кроме того, гражданин имеет юридический адрес, используемый в отношениях с физическими и юридическими лицами, а также государством; юридическим адресом гражданина признается место его регистрации. В соответствии с Правилами регистрации внутренних мигрантов (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 декабря 2011 г. № 1427) регистрация места жительства внутреннего мигранта осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение им в установленном порядке жилища в собственность либо свидетельствующих о получении его в пользование, в том числе по договору найма (аренды), поднайма, а также предоставляющих ему право на вселение в жилище по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, а также по письменному согласию собственника (нанимателя) жилища. Регистрация внутренних ми-
12 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 14 сентября 2007 г. № 223. 1/8873.
грантов осуществляется в жилых домах, квартирах, дачных строениях садоводческих товариществ и кооперативов, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, профилакториях, лечебных учреждениях, домах-интернатах, пансионатах, домах престарелых, служебных зданиях и помещениях.
Нельзя не обратить внимание на реформу системы регистрационного учета в Республике Казахстан, в ходе которой предусматривается в ближайшем будущем введение электронной регистрации по месту жительства («электронная домовая книга»). Предполагается, что это позволит улучшить мониторинг миграции населения в каждом населенном пункте и даст возможность собственнику жилья получать информацию о лицах, зарегистрированных по его адресу.
Таким образом, в зарубежной практике в большинстве случаев к месту возможной регистрации не предъявляется столь жестких требований, как это имеет место в Российской Федерации. Однако следует обратить внимание, что при этом в законодательстве устанавливаются нормы, направленные на предупреждение фиктивной регистрации, в частности, предполагающие участие в процедуре регистрации собственника (правообладателя) жилья.
Так, в Германии в целях предупреждения ситуаций фиктивной регистрации установлено правило, согласно которому на лицо, предоставляющее жилье, возложена обязанность принимать участие в регистрации (§ 19): лицо, предоставляющее жилье, либо уполномоченное им лицо должно подтвердить факт въезда в письменной или электронной форме в течение двух недель с момента его осуществления. Примечательно, что аналогичная процедура существовала до 2002 г., однако в ходе реформирования была отменена. В результате, как отмечается органами власти, имел место рост случаев регистрации по месту, в котором лица реально не проживали, причем это осуществлялось для различного рода правона-рушений13. Возврат к усложненной процедуре подтверждения проживания был осуществлен в 2015 г.
В Законе о регистрации Австрии также предусмотрены специальные обязательства лица, предоставляющего жилье. В соответствии с § 8 оно обязано подписать все регистрационные формы, предоставляемые регистрируемым лицом; в случае, если у него будут основания полагать, что обязанность регистрации в регистрирующем органе не была выполнена лицом, которому было предоставлено жилье, он сам обязан осуществить такую регистрацию в течение 14 дней. Одновременно установлена ответственность за отказ лица, предоставляющего жилье, подписать заполненные регистрационные документы.
13 cm.: Was hat sich durch die Änderungen im Bundesmeldegesetz für die Bürgerinnen und Bürger geändert? URL: https://www.bmi. bund.de/SharedDocs/faqs/DE/themen/moderne-verwaltung/ meldewesen/meldewesen.html.
Регистрация по месту постоянного или временного проживания в Польше осуществляется в письменной форме с предъявлением документов, удостоверяющих личность, или паспорта. Процедура регистрации предполагает подтверждение проживания в помещении со стороны правообладателя жилья, предъявление правоустанавливающих документов на жилье. Выполнение обязательства по уведомлению о выезде с места постоянного или временного проживания, а также выезда за пределы государства и возвращения может осуществляться также в электронной форме посредством электронных средств связи. В процедуре регистрации в соответствии с польским законодательством значительное место отводится административному усмотрению. Согласно ст. 31.1 Закона об учете населения в случае, если поданные све -дения вызывают сомнения, решение принимается соответствующим органом местного самоуправления посредством административного акта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Таким образом, институт регистрационного учета населения известен многим государствам, при этом учет осуществляется в отношении как собственных граждан, так и иностранных граждан. Подходы к определению места, по которому может осуществляться регистрация по месту жительства или месту пребывания, различаются, однако все же они не столь жесткие, как это имеет место в Российской Федерации. Учитывая основную цель регистрационного учета, связанную с выявлением места нахождения гражданина, представляется обоснованным предложение по упрощению требований к определению места жительства и места пребывания. Проблема фиктивной регистрации характерна для всех государств, основной мерой ее преодоления является проведение проверок документов при постановке на регистрационный учет, а также привлечение собственника (правообладателя) жилья к процедуре регистрации.
Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2012.
Was hat sich durch die Änderungen im Bundesmeldegesetz für die Bürgerinnen und Bürger geändert? URL: https://www.bmi.bund.
de/SharedDocs/faqs/DE/themen/moderne-verwaltung/meldewesen/meldewesen.html.
-♦-