Научная статья на тему 'Проблемные вопросы оценки применения мер торговой политики в евразийском экономическом союзе и подходы к их решению'

Проблемные вопросы оценки применения мер торговой политики в евразийском экономическом союзе и подходы к их решению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1336
811
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / ОЦЕНКА МЕР ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ / ИНСТРУМЕНТЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / СТАТИСТИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS UNION / EURASIAN ECONOMIC COMMITTEE / TOOLS OF TARIFF REGULATION / EXTERNAL TRADE STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удовенко С. П.

В статье рассматриваются исходные вопросы оценки применения мер торговой политики в Евразийском экономическом союзе. Выявлены некоторые проблемные аспекты анализа результатов использования инструментов тарифного регулирования, обосновано предложение о необходимости закрепления функций по организации проведения оценки мер торговой политики в рамках Евразийской экономической комиссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debatable issues related to evaluation of trade politics measures’ implementation in the Eurasian Economic Union and approaches to their solution

The article focuses on the premises in evaluation of trade politics measures in the Eurasian Economic Union. The author distinguishes the major problematic aspects in the analysis of tariff regulation tools, and argues for the importance of clearer assignment of functions related to organization of evaluation process within the frames of the Eurasian Economic Committee.

Текст научной работы на тему «Проблемные вопросы оценки применения мер торговой политики в евразийском экономическом союзе и подходы к их решению»

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОцЕНКИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ

в евразийском экономическом союзе и подходы к их решению

С.П. Удовенко,

заведующий кафедрой экономики таможенного дела Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии доктор экономических наук ectd@mail.ru

В статье рассматриваются исходные вопросы оценки применения мер торговой политики в Евразийском экономическом союзе. Выявлены некоторые проблемные аспекты анализа результатов использования инструментов тарифного регулирования, обосновано предложение о необходимости закрепления функций по организации проведения оценки мер торговой политики в рамках Евразийской экономической комиссии.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, Евразийская экономическая комиссия, оценка мер торговой политики, инструменты тарифного регулирования, статистика внешней торговли.

УДК 339.542.2 + 339.97 + 339.543 ББК У(2)65.428

Пятилетний период существования Таможенного союза (2010-2014 г.г.) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации (далее - ТС) создал предпосылки для перехода его на более высокую стадию интеграционного взаимодействия. Как известно, с января текущего года начал функционировать Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС, Союз), правовой основой которого является Договор о ЕАЭС, включающий 33 Приложения к нему (далее - Договор).

Отдавая должное актуальности и безусловной значимости весьма трудоемкой и достаточно сложной работы по достраиванию нормативно-правовой базы функционирования и развития Союза, вместе с тем, считаем целесообразным активизировать усилия органов ЕАЭС, его структурных подразделений, консультативных органов, ученых, экспертов, бизнес-сообщества и по другим направлениям. В частности, одной из актуальных и в то же время сравнительно малоисследованных является, на наш взгляд, проблематика оценки результативности мер торговой политики, применяемых в интеграционном объединении.

К таковым отнесены: таможенно-тарифное регулирование (далее - тарифное регулирование); нетарифное регулирование (запреты и количественные ограничения экспорта и импорта товаров, лицензирование и др.); меры торговой защиты (специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные); регулирование доступа услуг и поставщиков услуг третьих стран на рынок услуг Союза; совершенствование и упрощение процедур торговли (совершенствование таможенного администрирования, упрощение административных торговых процедур и др.) и др.

В связи с тем, что арсенал мер и инструментов торговой политики, как видим, достаточно обширный, в данной статье, во-первых, рассматриваются исходные вопросы оценки результативности применения мер торговой политики, во-вторых, выявляются проблемные аспекты в этой области на примере тарифного регулирования внешней торговли товарами, в-третьих, обосновано предложение (в порядке постановки) о необходимости закрепления функций по организации проведения оценки результативности применения инструментов торговой политики в рамках Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).

Начнем с исходного пункта - правомерна ли сама постановка вопроса о необходимости оценки результативности применения инструментов торговой политики? В самом общем виде ответ следующий: если не оценивать указанную результативность, то, как нам представляется, становится весьма затруднительным (если вообще возможным) принятие взвешенных регулятивных решений по совершенствованию применения инструментов торговой политики.

С этих позиций очевидно, на наш взгляд, что применение какого-либо инструмента торговой политики обусловливает необходимость проведения оценки результативности его использования. Ясно в общем случае и то, что применению инструмента торговой политики должно предшествовать определение цели его установления, а также, методики, порядка проведения анализа и оценки результативности его использования. В свою очередь, для анализа результатов применения инструмента торговой политики необходимо соответствующее информационно-аналитическое и статистическое обеспечение. Оценку же результативности использования инструмента торговой политики следует осуществлять, по меньшей мере, в аспекте определения степени соответствия достигнутых результатов цели его применения. Правда, при этом необходимо учитывать, что на результаты использования инструмента торговой политики могут оказывать влияние, помимо него самого, и другие процессы, происходящие в национальной и мировой экономике.

Если принять во внимание, что инструменты торговой политики применяются в отношении не только товаров, но и услуг, инвестиций, упрощения торговых процедур и т.д., то можно предположить, что, например, в отношении инструментов тарифного регулирования могут быть актуальны одни подходы к оценке результативности их применения (методики, показатели, статистическое обеспечение), в отношении нетарифного регулирования - другие, в отношении инструментов регулирования внешней торговли услугами - третьи и т.д.

Оставляя открытым вопрос о возможности разработки общей (единой) методологии и методики оценки применения разнообразных и многочисленных инструментов торговой политики, перейдем к рассмотрению вопросов анализа и оцен-

© ПСЭ, 2015

39

д

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ки результативности использования инструментов тарифного регулирования.

В период функционирования ТС основной мерой тарифного регулирования являлся Единый таможенный тариф ТС (далее - ЕТТ ТС), представляющий собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ТС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой ТН ВЭД ТС. Для наглядности приведем в таблице 1 фрагмент ЕТТ ТС.

Следует обратить внимание на то, что в ЕТТ ТС ставки ввозных таможенных пошлин устанавливались в отношении товаров с 10 знаками кода ТН ВЭД ТС (это так называемые товарные подсубпозиции).

Если основываться на информации, общедоступной на официальном сайте Комиссии ТС (далее - КТС), а затем на сайте ЕЭК, то автору данной статьи известно только об одном случае, когда в рамках ТС предпринималась попытка нормативно-правового закрепления возможности проведения оценки меры тарифного регулирования. Речь идет о Решении КТС от 28.01.2011 № 531, которым были утверждены «Рекомендации по подготовке доклада по итогам рассмотрения спорных вопросов таможеннотарифного регулирования» (далее - Рекомендации).

Учитывая объем настоящей статьи, остановимся на ключевых положениях данного документа [2].

Таблица 1

Единый таможенный тариф ТС (извлечение) [1]

Группа 02 Мясо и пищевые мясные субпродукты

Код ТН ВЭД Наименование позиции 3 (4 S Ф В О Ct Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)

0201 0201 10000 Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное: - туши и полутуши:

0201 10 000 1 - в порядке, указанном в дополнительном примечании 3 Таможенного союза к группе 02, кроме включенных в подсубпозицию 0201 10 000 2 или 0201 10 000 3 15

0201 10 000 2 - говядина стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза не менее 8000 евро за 1000 кг нетто-массы - прочие: 15

0201 100003 0201 100008 0201 20 0201 20 200 - высококачественная говядина 12) - прочие - прочие отруба, необав-ленные: - «компенсированные» четвертины: 15 50, но менее 1 евро за 1 кг

0201 20 200 1 - в порядке, указанном в дополнительном примечании 3 Таможенного союза к группе 02, кроме включенных в подсубпозицию 0201 20 200 2 или 0201 20 200 3 15

Цель вышеуказанных Рекомендаций - подготовка Доклада по итогам рассмотрения спорных вопросов таможенно-тарифного регулирования, содержащего оценку влияния предлагаемой меры таможенно-тарифного регулирования (либо

при повышении, либо снижении ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС) на состояние и развитие соответствующих отраслей экономики государств-членов ТС. При этом в случаях, когда Стороны при рассмотрении вопроса не выработали согласованного решения КТС, решением КТС поручается Секретариату КТС подготовить соответствующий Доклад.

Секретариат КТС в рамках подготовки Доклада осуществляет оценку: состояния потребности в рассматриваемом товаре в каждом государстве-члене ТС и в целом ТС; влияния импорта на состояние и развитие отрасли экономики ТС; предлагаемой меры регулирования (указывается размер и срок действия предлагаемой ставки ввозной таможенной пошлины, дается оценка и приводится расчет, свидетельствующий о целесообразности введения меры в предлагаемом размере на предлагаемый срок); оснований для введения предлагаемой меры и возможных последствий для экономики государств-членов ТС и ТС в целом.

При этом важно отметить, что в это же время появился документ, открывающий возможность для формирования соответствующих статистических данных. Так, Решением КТС от 28.01.2011 № 525 была утверждена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств-членов ТС (далее - Методология), в п. 1.5. которой записано, что таможенная статистика внешней торговли призвана обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней торговле товарами в целях решения, в частности, следующих задач: анализа результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД; разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики. Кроме того, в п.10.1. Методологии был указан перечень основных показателей (общим числом 15), которые используются для формирования таможенной статистики внешней торговли. Среди них под № 1 указан код товара согласно ТН ВЭД ТС (10 знаков).

К сожалению, информации о том, проводилась ли работа в рассматриваемой области и, если да, то каковы были ее результаты, автору найти не удалось.

По-видимому, вышеуказанные Рекомендации не были реализованы на практике. Одной из возможных причин этого могло быть то обстоятельство, что эти Рекомендации (Рекомендации КТС, в соответствии со ст. 7 Договора о КТС от 06.10.2007, не носили обязательный характер) не были приняты к исполнению. Кроме того, можно предположить, что спорных вопросов тарифного регулирования в КТС, а затем и в ЕЭК, не возникало.

Однако, даже если рассматриваемые Рекомендации были бы приняты к исполнению, для их реализации отсутствовало, по меньшей мере, необходимое статистическое обеспечение.

Дело в том, что для анализа результатов применения меры тарифного регулирования (в нашем случае - повышения или понижения ставки ввозной таможенной пошлины ЕТТ ТС) и, в частности, определения влияния импорта товаров на состояние и развитие отрасли экономики ТС необходимы, в качестве исходных материалов, статистические данные о физическом объеме импорта товаров с десятизначным кодом ТН ВЭД ТС (напомним, что именно в отношении товаров с такой степенью детализации устанавливались ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС), о физическом объеме производства аналогичных товаров в ТС.

Между тем, многие годы в рамках таможенной статистики внешней торговли ТС публиковались преимущественно статистические данные об объеме товаров из третьих стран в стоимостном выражении по товарным группам (2 знака кода ТН ВЭД ТС), товарным позициям (4 знака). В редких случаях приводились данные о физическом объеме импорта отдельных товаров по товарным субпозициям (6 знаков) [3]. Далее, статистические данные о физических объемах производства товаров в странах-членах ТС и в ТС в целом приводились в самом общем виде. Так, например, в статистическом ежегоднике, изданном в 2014 году, представлены сведения (в частности, за 2011 - 2013 г.г.) о производстве скота и птицы (в убойном весе, в тыс. тонн) [4], без какой-либо детализации.

Однако, в последнее время положение в области статистического обеспечения анализа результатов применения инструментов тарифного регулирования стало меняться в лучшую сторону. Во-первых, в 2012 году в ЕЭК была создана система

40

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

■Я

информационно-аналитического сопровождения процессов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, накоплен определенный информационный массив, необходимый для оптимизации регулятивных решений в пределах полномочий ЕЭК. Во-вторых, знаковым событием стало появление во второй половине 2014 года сообщения, размещенного на официальном сайте ЕЭК (см. департамент статистики ЕЭК), о том, что 1 июля 2014 г. опубликованы ежемесячные агрегированные данные статистики внешней торговли ТС и ЕЭП в стоимостном и количественном выражении на уровне 10 знаков ТН ВЭД ТС за период, начиная с 1 января 2011 года (2011, 2012, 2013). Аналогичная информация за 2014 год и в дальнейшем будет размещаться ежемесячно в составе статистических таблиц по внешней торговле государств-членов ТС и ЕЭП.

Для наглядности приведем фрагмент из объемной таблицы, характеризующий импорт товаров на примере отдельных подсубпозиций из двух товарных групп (таблица 2).

Таблица 2

Импорт товаров ТС и ЕЭП в торговле с третьими странами по подсубпозициям ТН ВЭД ТС за сентябрь 2014 года [5] (извлечение)

Код ТН ВЭД ТС Наименование товара Еди- ница изме- рения Коли- чество Стои- мость долл. США

0101210000 Лошади живые: чистопородные племенные животные шт. 49 210 038

0102219000 Крупный рогатый скот живой, чистопородные племенные животные: прочие шт. 74 480 414

0201203008 Неразделанные или разделанные передние четверти крупного рогатого скота, необваленные свежие или охлажденные, прочие кг 422 420 1 674 687

0203111009 Туши и полутуши домашних свиней, свежие или охлажденные кг 807 456 3 394 916

Для полноты картины предстоит решить вопрос о том, на каких уровнях детализации теперь уже ТН ВЭД ЕАЭС следует 1

осуществлять формирование статистических данных о производстве товаров в количественном выражении в государствах-членах ЕАЭС и ЕАЭС в целом, аналоги которых ввозятся в Союз из третьих стран с применением ввозных таможенных пошлин ЕТТ Союза.

В связи с тем, что и в формате Союза применяется ЕТТ, и продолжается использование как производных инструментов тарифного регулирования - тарифных преференций, тарифных льгот, тарифных квот и др., так и инструментов нетарифного регулирования, мер торговой защиты, но проведение оценки их использования непосредственно не закреплено не только в функциях и полномочиях ЕЭК [6], но и в функциях, например, Консультативного комитета по торговле [7] (и, следовательно, такая оценка может проводиться, а может и не проводиться), считаем целесообразным вынести на коллективное обсуждение (в порядке постановки) вопрос о необходимости определения специальных функций по организации и проведению оценки результативности мер торговой политики, применяемых в ЕАЭС, и их закрепления в рамках ЕЭК

В самом общем плане наше видение решения поставленного вопроса состоит в следующем.

Общую функцию - организацию работы по проведению оценки мер торговой политики - можно было бы закрепить за Коллегией ЕЭК. Статистическое обеспечение анализа проведения такой оценки - как одну из подфункций общей функции - закрепить за департаментом статистики ЕЭК и, в соответствующей части, за департаментами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, защиты внутреннего рынка ЕЭК. И далее по конкретным направлениям: функцию по непосредственной организации работы по проведению оценки результативности применения инструментов тарифного и нетарифного регулирования закрепить за департаментом таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; функцию по непосредственной организации работы в области оценки применения мер защиты внутреннего рынка - за департаментом защиты внутреннего рынка.

Однако, поскольку рассматриваемый вопрос требует, по-видимому, дополнительной научной проработки, на первом этапе Коллегия ЕЭК могла бы дать поручение Консультативному комитету по торговле (далее - Комитет) рассмотреть вопрос о целесообразности выделения специальных функций по организации проведения оценки результативности мер торговой политики и их закрепления за соответствующими структурами ЕЭК. В случае вынесения Комитетом положительного решения, можно было бы включить более подробное изучение данной проблемы (по решению Председателя Коллегии ЕЭК) в план научно-исследовательских работ на очередной год.

1. Единый таможенный тариф Таможенного союза. Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/ettr/ettwto/Pages/default.aspx (дата обращения: 15.12.2014).

2. Анализ и оценка данного документа (в целом положительная, но и критическая) содержится в одной из наших работ. - См.: Удовенко С.П. О системном подходе к оценке эффективности мер таможенно-тарифного регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС. // Ученые записки С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2011. - № 3 (40).

3. Еще в 2006 году в одной из работ автора сформулировано и предложено использовать следующее правило (в то время применительно к совершенствованию таможенной статистики внешней торговли РФ): если тарифное обложение (включая и установление нулевой ставки таможенной пошлины) распространяется на товары, кодовое обозначение которых выходит за рамки 6 знаков кода Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, то в сборниках «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» должны содержаться данные о стоимости и количестве этих товаров. - См.: Удовенко С.П. Таможенный тариф современной России (1993 - 2005 г.г.). - СПб.: ООО «Архей», 2006. С.230.

4. Государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства в цифрах: статистический ежегодник. Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2014. С.172. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/ econstat/Documents/Stat_Yearbook_2014.pdf (дата обращения: 15.12.2014).

5. Импорт товаров ТС и ЕЭП в торговле с третьими странами по подсубпозициям ТН ВЭД ТС за сентябрь 2014 года. Режим доступа: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/test-trade/tables/extra/Pages/10tnved.aspx (дата обращения: 15.12.2014).

6. Положение о Евразийской экономической комиссии, содержащееся в Приложении № 1 к Договору о Союзе. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_law_163855/?frame=30 (дата обращения: 15.12.2014); Регламент работы ЕЭК, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 № 98. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default. aspx (дата обращения: 30.12.2014).

7. Положение о Консультативном комитете по торговле, утвержденное Решением Коллегии ЕЭК от 07.03.2012 № 6. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 15.12.2014).

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.