L.B. S AZONOVA
ISSUES CONCERNING THE PROPERTY SUBJECT TO CONFISCATION ACCORDING TO THE VALID JUDGMENT DECISION OF THE COURT
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ИМУЩЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩЕГО КОНФИСКАЦИИ ПО ВСТУПИВШЕМУ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОРУ СУДА
Аннотация: в статье раскрываются проблемы, касающиеся конфискации имущества по вступившему в законную силу приговору суда, указываются виды такого имущества и порядок его конфискации. Ключевые слова: конфискация имущества, нажитого преступным путем, возмещение ущерба,
вещественные доказательства.
Часть 2 ст. 312 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за сокрытие или присвоение
имущества, подлежащего ^---------------------
конфискации, а равно за иное уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации имущества.
Для возникновения у виновного ответственности по данной норме и последующей ее реализации имущество должно обладать обязательными признаками: подлежать конфискации, а его конфискация - основываться только на вступившем в законную силу приговоре суда. При этом возвращение института конфискации имущества в уголовное законодательство России имеет другой характер воздействия. Она фактически выступает в качестве иной меры уголовно-правового характера, применяемой наряду с наказанием.
Хотя сущность конфискации почти не изменилась и она по-прежнему выражается в принудительном безвозмездном обращении по решению суда в собственность государства соответствующего имущества, но с возвращением данной меры уголовно-правового характера стала другой структура имущества, подлежащего конфискации.
Во-первых, в отличие от конфискации как меры наказания, когда происходило обращение всего имущества лица, признанного виновным в совершении преступления, в собственность государства, теперь конфискации подлежат отдельные виды имущества. Это деньги, ценнос-
Л.Б. САЗОНОВА
(НИИ ФСИН России)
ти, иное имущество, полученное в результате совершения преступлений, любые доходы от этого имущества, в том числе: а) используемые или предназначенные для финансирования терроризма, деятельности организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); б) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; в) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.
Анализ законодательных положений свидетельствует о том, что виды имущества, на которое обращается конфискация, отличаются по своему назначению, роли в механизме совершения преступления, времени появления у лица, совершившего преступление, и иных лиц, у которых оно может быть конфисковано. Так, в ст. 1041 УК РФ законодатель закрепил конкретные виды имущества, которые могут быть конфискованы по решению суда.
Во-вторых, согласно законодательным положениям конфискации может подлежать не только имущество лица, признанного виновным в совершении преступления, но и имущество других лиц, если они при принятии имущества знали или должны были знать, что оно получено в результате преступных действий.
В-третьих, законодательно предусмотрена возможность конфискации денежной суммы вместо определенного предмета, подлежащего конфискации, входящего в имущество, указанное в ст. 1041 УК РФ, если на момент принятия судом решения о конфискации изъятие данного предмета невозможно вследствие его использования, продажи или по иной причине.
Буквальное толкование ст. 1041 УК РФ позволяет выявить 5 видов конфискуемогоимущества
Первый вид - деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений.
Возникает вопрос, о каком имуществе идет речь: о полученном в результате преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ, либо других преступлений тоже. В юридической литературе можно найти разные ответы на этот вопрос. Так, по мнению одних авторов, перечень преступлений, при совершении которых применяется конфискация имущества, указан законодателем в п. «а» ч. 1 ст. 1041 УК РФ и является исчерпывающим1. Другие авторы этот перечень расширяют, отмечая, что на основании пп. «б» и «г» ч. 1 ст. 1041 УК РФ конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы, а также орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому, при этом вне зависимости от того, какое преступление это лицо совершило2.
Анализ этих положений не дает ответа на поставленный вопрос, поскольку в пп. «б» и «г» ч. 1 ст. 1041 УК РФ действительно не указано, к каким составам преступлений они применяются. Это создает определенные проблемы в понимании и применении конфискации. Полагаем, что в указанных пунктах речь идет о тех же преступлениях, что и в п. «а» ст. 1041 УК РФ. Стоит согласиться с теми авторами, которые считают, что конфисковать можно только то имущество, которое получено в результате преступлений, указанных в п. «а» ст. 1041 УК РФ.
Второй вид - доходы от указанного имущества, за исключением имущества и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу.
В действующем российском законодательстве установлено, что доходы, полученные пре-
ступным путем, - это денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Понятие денежных средств или иного имущества здесь не раскры-вается3, так как, скорее всего, законодатель исходил из имеющегося в действующем законодательстве определения понятия «имущество» (ст. 128 ГК РФ).
Третий вид - деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы (например, акции предприятий, производственные компании, недвижимость, в том числе за рубежом, счета в банках).
К сожалению, использованные в п. «б» ч. 1 ст. 1041 УК РФ термины «превращение имущества (доходов от него)» и «преобразование имущества (и доходов от него)» не имеют четкого определения ни в гражданском, ни в другом законодательстве. Однако очевидно, что речь идет об имуществе, приобретенном за счет имущества или доходов, полученных в результате совершения преступления. В уголовном процессе такое имущество определяется как нажитое преступным путем.
Четвертый вид - деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации ): обеспечения денежными средствами террористических организаций для вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в террористических актах и т. д.).
Пятый вид - орудия, оборудованиеили иные средства совершения преступления.
Орудия - это предметы материального мира, приспособления, применяемые для усиления физических возможностей лица, совершающего преступление; оборудование- совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления. Согласно учению об объективной стороне преступления оборудование может признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства - предметы и вещества, при помощи которых совершаются преступления, то есть выступающие уже как признак объективной стороны преступления, что объясняется целями
нормы. Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления должны принадлежать обвиняемому.
Конфискация орудия преступления предусмотрена также п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, но имеются в виду лишь орудия преступления, признанные в установленном законом порядке вещественными доказательствами, тогда как уголовное законодательство такого ограничения не содержит.
Часть 2 ст. 1041 УК РФ предусматривает конфискацию такого имущества, когда различить, законно или преступно получено в общей массе имущество, невозможно, например, если денежные средства, полученные в результате преступления, смешаны со средствами, полученными законно. Видимо, в первую очередь это имеет отношение к тем имущественным правам, которые в обиходе называются безналичными денежными средствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1041 УК РФ имущество, указанное в ч. 1 и 2 этой статьи, переданное осужденным другому лицу либо организации, подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. Ученые уже обратили внимание на то, что такая редакция оставляет открытым вопрос о том, распространяется ли данное правило на доходы от преступно полученного имущества4.
Действительно, термин «имущество» в ч. 1 и ч. 2 ст. 1041 УК РФ отделен от термина «доходы», но думается, что законодатель в ч. 3 этой статьи использует термин «имущество» в широком значении, понимая под ним и доходы
Статья 1042 УК РФ предусматривает возможность реализации конфискации в ситуации, когда ценности или иное имущество, перечисленное в ст. 1041 УК РФ, не могут быть изъяты у виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в производство и т. д. В этом случае производится денежная оценка имущества, подлежащего конфискации, эта сумма и подлежит взысканию с виновного в качестве иной меры уголовно-правового характера.
В соответствии со ст. 1043 УК РФ устанавливается первоочереднойхарактер возмещения ущерба, причиненного владельцу имущества. Для этого, во-первых, необходимо, чтобы имущество находилось во владении лица на законных основаниях. Законность владения опреде-
ляется по правилам, установленным в гражданском законодательстве Во-вторых, у виновного не должно быть иного имущества, кроме подлежащего конфискации. В этом случае ущерб возмещается за счет указанного имущества, а оставшаяся его часть затем обращается в доход государства.
Российское законодательство предусматривает еще один вид конфискации (специальной), закрепленный в ст. 81 УПК РФ, которая предусматривает обращение в доход государства имущества и вещей, признанных вещественными доказательствами по уголовному делу.
В силу ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы:
1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;
2) на которые были направлены преступные действия;
3) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
4) иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.
Все указанные предметы, имущество, деньги и ценности, полученные в результате преступления, документы приобретают статус вещественного доказательства лишь после того, как они обнаружены и изъяты в ходе расследования, осмотрены и осмыслены, соответствующим постановлением следователя признаны вещественными доказательствами и приобщены к уголовному делу5.
Таким образом, согласно п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ деньги, ценности и иное имущество, указанные в пунктах «а» - «в» ч. 1 ст. 1041 Уголовного кодекса РФ, подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, предусматривающих возвращение имущества законному владельцу.
Отличие этого вида специальной конфискации от конфискации как меры уголовно-правового характера заключается в том, что указанные деньги и ценности, во-первых, признаются вещественными доказательствами; во-вторых, их получение не ограничивается кругом совершаемых деяний. По уголовному законодательству конфискуемые деньги, ценности и иное имущество: а) необязательно являются вещественным доказательством; б) должны быть
получены в результате совершения преступлений, круг которых ограничен ст. 1041 УК РФ.
Однако вопрос о применении ст. 81 УПК РФ является дискуссионным в части конфискации орудий преступления, так как законодательно не решен вопрос о тождественности таких категорий, как «предмет преступления» и «орудия преступления», в целях изъятия в доход государства предмета преступления.
Верховный Суд РФ довольно широко подошел к пониманию средств, орудий совершения преступлений и объединил указанные категории, но только касательно предмета контрабанды6 , взятки и коммерческогоподкупа7. Следует согласиться с практикой Верховного Суда РФ в вопросе конфискации предметов преступления как средств и орудий его совершения. Тем не менее этот вопрос требует законодательного закрепления, иначе обращение предметов преступлений по другим деяниям в доход государства будет проблематичным.
Рассмотрение этих положений позволяет прийти к выводу о том, что имуществом, подлежащим конфискации по приговору суда, является имущество, указанное в ст. 1041 УК РФ, а также имущество, конфискуемое в уголовнопроцессуальном порядке как вещественные доказательства, кроме имущества, на которое не может быть наложено взыскание в силу закона.
В то же время некоторые авторы считают, что новый вид конфискации не предусматривает пределов наложения взыскания на имущество, то есть отсутствует перечень имущества, ранее предусмотренный УИК РФ.
А.В. Лужбин и К.А. Волков утверждают: «Ранее УК РФ исходил из того, что не подлежало конфискации имущество, необходимоеосуж-денному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному УИК РФ. Таким образом, на законодательном уровне были определены пределы конфискации имущества. С учетом соразмерности наказания суд не подвергал осужденного имущественным лишениям, явно несоизмеримым с целью восстановления социальной справедливости. Сегодня подобные пределы отсутствуют»8 .
По нашему мнению, выводы не совсем верны. Действительно, с исключением ст. 52 УК РФ
утратил силу порядок исполнения приговора о конфискации имущества, установленный УИК РФ, а вместе с этим утратило силу и приложение № 1 к УИК РФ, содержащее перечень имущества и предметов, принадлежащих осужденному, которое не могло подлежать конфискации по приговору суда. Тем не менее документом на основании которого приводится в исполнение конфискация имущества, является исполнительный лист, выданный судом на основании приговора (в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В настоящее время порядок исполнения требований исполнительных документов четко регламентирован Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ст. 104 которогоявляется бланкетной нормой к ст. 446 ГПК РФ «Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам».
Таким образом, исполнение конфискации в соответствии с гл. 151 УК РФ будет проводиться также по общим правилам законодательства об исполнительном производстве, а следовательно, на имущество, перечисленное в ст. 446 ГПК РФ, взыскание обращаться не будет.
1 См.: Рагулин А. Проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве // Уголовное право. 2007. № 1.
2 См.:ЯниП.С. Применение норм о конфискации // Рос. юстиция. 2006. № 12.
3 См.: О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ: Федеральные законы // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3418.
4 См: Яни П.С. Указ. соч.
5 См.: Багаутдинов Ф.Н. Регламентация вещественных доказательств по новому УПК РФ // Прокурорская и следственная практика. 2002. № 1-2. С. 124; Безлепкин Б. Т. Уголовный процесс России: Учебник. М., 2004. С. 209-210.
6 См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. П. 11. Определение по делу Беляева // Бюл. Верховного Суда РФ. 2002. № 4.
7 См.: О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческомподкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6. П. 23.
8 Лужбин А.В., Волков К.А. Конфискация имущества -«новая» мера уголовно-правового характера и новые проблемы // Рос. юстиция. 2006. № 9.