УДК 343.9 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2021-3-105-108
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Игорь Валерьевич СТЕПАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России bayker2009@yandex.ru
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Юрий Александрович ГРАЧЕВ,
кандидат педагогических наук, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета
МВД России Super.19692012@yandex.ru
Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
Аннотация. Предметом исследования в статье выступает системное внедрение в Вооруженные Силы РФ робототехнического комплекса, который позволит кардинально изменить характер ведения вооруженной борьбы. На сегодняшний день развитые государства всего мира активно принимают меры по разработке и усовершенствованию вооружения данного вида, что может привести к коренному изменению принципов ведения военных действий.
Основной упор в исследовании сделан на анализе применения робототехнических комплексов на основе беспилотных летательных аппаратов, наземных дистанционно-управляемых машин, надводных и подводных необитаемых аппаратов. Кроме того, рассмотрены основные проблемные вопросы, связанные с внедрением автономных робототехнических комплексов при выполнении боевых задач.
Ключевые слова: вооружение, робототехничес-кий комплекс, автономные робототехнические комплексы, беспилотный летательный аппарат.
Annotation: The subject of the research in the article is the systematic introduction of a robotic complex into the Armed Forces, which will radically change the nature of the conduct of armed struggle. To date, developed countries around the world are actively taking measures to develop and improve weapons of this type, which can lead to a radical change in the principles of warfare. The main focus of the study is on the analysis of the use of robotic systems based on unmanned aerial vehicles, ground-based remote-controlled vehicles, surface and underwater uninhabited vehicles. In addition, the main problematic issues related to the introduction of autonomous robotic systems in the performance of combat missions are considered.
Keywords: weapons, robotic systems, autonomous robotic systems, unmanned aerial vehicles.
В эпоху начала становления информационного общества, на рубеже XX — XXI вв., ведущие технологически развитые государства активно приступили к разработке военной техники, способной выполнять боевые задачи с максимальной эффективностью, а именно, наиболее успешно и с минимальной затратой ресурсов, которыми, прежде всего, выступают человеческие ресурсы. На это оказались способны, в первую очередь, дистанционно управляемые робототехнические комплексы, а также автономные робототехнические комплексы, которые имеют возможность вести боевые действия без участия человека.
На сегодняшний день одной из значимых задач выступает достижение максимального автоматического функционирования робототехни-ческих комплексов военного назначения, которые будут способны самостоятельно осуществлять маршрут движения и принимать решения о его смене или видоизменении в зависимости от обстановки, а также учитывать и анализировать окружающие условия. Кроме того, тенденцией к развитию выступает достижение искусственным интеллектом учета топографических, метеорологических и других свойств местности, способность к работе в условиях полноты и нечеткости текущей информации. Соответствен-
№ 3/2021
но, перед наукой стоит задача создать наиболее эффективную систему управления, которая позволит добиться такого функционирования робототехнических комплексов военного назначения.
Отметим, что тематика серийного производства и использования боевых роботов была затронута в рамках просветительского марафона «Новое знание», проходившего с 20 по 22 мая 2021 г., в котором принимал участие лично Министр обороны С.К. Шойгу1. Он обозначил, что «Появились уже не просто экспериментальные образцы, а роботы, которых легко можно показывать в фантастических фильмах. Они в состоянии самостоятельно воевать на поле боя. Уже идет серийное производство таких боевых роботов»2.
Данное заявление главы Минобороны позволяет заключить, что роботизация стала полноценной частью жизни общества, и в особенности значимым элементом в системе вооружения государства и будет поставлена «на поток». Положительные последствия и трудности, которые возникнут в связи с этим, можно будет оценить лишь спустя годы.
Особое влияние на государство сегодня оказывает обострение внешнеполитической обстановки и осложнение внутренней социально-политической ситуации, что и послужило фактором для принятия в 2014 г. новой Военной доктрины Российской Федерации3.
В соответствии с возникшей в настоящее время концепцией ведения сетецентрических войн, в связи с которой традиционное ведение боевых действий исчерпало себя и требует внедрения государствами новейших и глобальных форм превосходства, проблема повышения эффективности функционирования робототехники стоит максимально остро. Сетецентрическую войну способны вести исключительно высокоинтеллектуальные силы. Именно поэтому имеющееся вооружение в государстве должно отражать мировой уровень тенденций и стремиться к постоянной модернизации.
Государственная программа вооружения на 2011 — 2020 годы, утвержденная в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ4, показала достойные результаты.
Первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации А.Ф. Ельчанинов в своем интервью «Российской газете» указал, что «Российская армия уже достигла поставленной Президентом
планки оснащенности современными образцами оружия и техники в 70 процентов. Задача на ближайшую перспективу — не только поддержание достигнутого этого высокого уровня, но и дальнейшее обеспечение вооруженных сил современными образцами вооружения и техники, которые будут соответствовать зарубежным аналогам или превосходить их»5.
Сегодня военная роботизированная техника в широком смысле включает:
■ управляемые («умные») боеприпасы;
■ космические спутники военного или двойного назначения;
■ беспилотные летательные аппараты, или дроны (БПЛА или БАС, беспилотные авиационные системы);
■ автономные наземные системы;
■ дистанционно управляемые системы;
■ автономные надводные и подводные ап-параты6.
Системы указанных категорий, в свою очередь, делятся по тактико-техническим характеристикам на легкие, средние и тяжелые, а по функционалу — на боевых, тыловых, инженерных роботов и роботов-разведчиков.
Степень автономности робототехнических комплексов военного назначения является еще одной важной характеристикой. На сегодняшний день они представлены в виде:
■ дистанционно управляемых робототехни-ческих комплексов;
■ дистанционно направляемых робототехни-ческих комплексов;
■ дистанционно контролируемых робото-технических комплексов.
Полностью автономные системы остаются задачей для ближайшего будущего, поскольку данные разработки активно проводятся уже сейчас. В то же время по этому поводу ведутся серьезные морально-этические споры, поскольку полная свобода действий для искусственного интеллекта может привести к неразрешимым конфликтам. Следует полагать, что государства установят определенную степень, в которой робототехника будет обладать самостоятельностью в принятии решений, но полной свободы действий роботизированным военным системам так и не предоставят.
Самым массовым и эффективным сегментом военной робототехники стали беспилотные летательные аппараты. Применительно к их использованию первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации А.Ф. Ельчанинов отметил,
№ 3/2021
что «Беспилотная тематика — одно из ключевых направлений развития индустрии, и здесь есть серьезные наработки. Но мы ни в коем случае не отстаем от мировых тенденций».
По мнению А.В. Полтавского, беспилотный летальный аппарат (БЛА) — уникальный вид вооружения и военной техники. Это обусловлено следующими особыми свойствами и качествами БЛА:
■ более высокая выживаемость беспилотного летального аппарата по сравнению с пилотируемым летальным аппаратом (ПЛА) вследствие меньшей заметности БЛА во всех диапазонах длин волн излучений;
■ возможность применения БЛА практически при любом рельефе местности, при отсутствии стационарной аэродромной сети;
■ практически неограниченное время пребывания БЛА в боевой готовности и большие возможности увеличения продолжительности полета;
■ меньшие срок и стоимость (по сравнению с ПЛА) подготовки операторов пунктов дистанционного управления БЛА;
■ более простые и дешевые (по сравнению с ПЛА) средства и способы оперативной маскировки мест дислокации БЛА;
■ сравнительно невысокая стоимость БЛА и малые сроки подготовки серийного про-изводства7.
Одним из проблемных факторов, сдерживающих развитие беспилотных летательных аппаратов выступает высокий уровень экономических затрат на их повсеместное внедрение. Несмотря на то что действующая Государственная программа вооружений на 2018—2027 годы имеет бюджет 21,7 трлн руб., и снижение финансирования на следующий период не запланировано, затраты на робототехнические комплексы военного назначения остаются существенными.
Даже относительно низкотехнологичные беспилотные летательные аппараты требуют серьезных затрат на производство, обслуживание и постоянную эксплуатацию, поэтому достижение прогресса и модернизации в этой сфере вызывает некоторые затруднения. Но эти затраты оправдывают себя в дальнейшем функционировании роботов.
Отметим, что робототехнические комплексы, в том числе и беспилотные летательные аппараты, также направлены на решение широкого круга народно-хозяйственных задач и затрагивают множество сфер жизни общества.
Это и определение уровня загрязнения окружающей среды, и отбор проб грунта и жидкости, и поисково-спасательные работы, и мониторинг труднодоступной местности, и решение транспортных задач, и многие другие.
На период 2021 г. среди основных российских разработок робототехнических комплексов военного назначения интерес представляет семейство «Уран» (боевые испытания машины прошли в 2015 г.).
«Уран-6» — это робот-сапер, который применяется, прежде всего, для разминирования территорий. Робот способен выдержать взрыв 60-килограммового заряда тротила. Кроме того, он умеет определять и обезвреживать различные виды снарядов, бомб.
«Уран-9» — это многофункциональный комплекс, который в том числе способен противостоять пехоте, танкам, вертолетам и вести бой в городских условиях. В зависимости от модификации эта машина может нести пулемет, огнемет, противотанковые ракеты, систему дымовой завесы.
Самый тяжелый представитель семейства — «Уран-14» — предназначен для тушения пожаров (у него есть водяная цистерна и цистерна с пенообразователем, насос). Военными он также используется для разбора баррикад, завалов и т.д.
Следует отметить и современные разработки совместные тяжелого ударного беспилотни-ка С-70 «Охотник», разработчиком которого является компания «Сухой»8.
Радиолокационный комплекс и система связи позволяют использовать С-70 для расширения радиолокационного поля других боевых самолетов и дистанционного целеуказания. Благодаря этому, например, появляется возможность применять средства поражения большой дальности без захода их носителя в зону действия ПВО противника.
В августе 2020 г. глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Ю.Б. Слюсарь заявил, что Минобороны России начнет получать серийные БПЛА «Охотник» с 2024 г.
Таким образом, робототехнические комплексы военного назначения широко внедряются и постоянно модифицируются. Тенденции развития указывают на то, что ведущие страны мира прикладывают усилия для достижения максимальной автономности робототехники, в том числе и при выполнении боевых задач. В то же время роботизация способна принципиально изменить организационную структуру и такти-
№ 3/2021
ку действий подразделений, что может повлечь не только позитивные изменения.
Повсеместное внедрение роботизированной техники затрагивает ряд важных социально-психологических аспектов.
В частности, по мнению С.И. Макаренко, к порожденным роботизацией вызовам следует отнести значительное перераспределение социальных ролей в воинских подразделениях9.
В новых условиях отдельного решения потребует не только организация совместных действий роботов и людей на поле боя, но и проблема совместного размещения и совместной боевой подготовки людей. В то же время уже сейчас идет подготовка к проведению совместных испытаний истребителя Су-57 и тяжелого ударного беспилотника С-70 «Охотник».
Истребитель Су-57 способен выполнять задачи в интеграции с БПЛА «Охотник», при взаимодействии с ним ударный беспилотник может стать прорывом в области боевого применения истребительной авиации; это открывает огромный простор для эффективного взаимодействия летчика и боевого робота.
Немаловажным является и урегулирование нормативной правовой базы в отношении возможности доступа беспилотных систем в воздушное пространство Российской Федерации. Данный подход находится на стадии разработки и, по прогнозам первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ
А.Ф. Ельчанинова, должен быть урегулирован законодателем до периода 2022 г.
1 Просветительский марафон «Новое знание»» // URL: https://minobrnauki.gov.ru/ (Дата обращения: 22.05.2021)
2 Шойгу сообщил о начале серийного производства боевых роботов // Рос. газ. Федер. вып. 2021. № 8461. 21 мая.
3 Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) // СПС «Консультант Плюс»
4 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»
5 Арсенал под заказ // Рос. газ. Федер. вып. 2021. № 79 (8430).
6 Горячев О.В, Фимушкин B.C., Чуканов К.П. Мобильные сухопутные робототехнические комплексы — основные определения и классификационные признаки, направления и проблемы в создании и применении // Известия Тульского гос. ун-та. Технические науки. 2016. С. 139—151.
7 Полтавский А.В, Жумабаева A.C. Формирование об-ликовых характеристик беспилотных систем и комплексов // Надежность и качество сложных систем. 2015. № 4. С. 24—30.
8 Офиц. сайт ОАО «Компания «Сухой» // URL: https:// www.sukhoi.org/ (Дата обращения: 20.05.2021)
9 Макаренко С.И. Робототехнические комплексы военного назначения — современное состояние и перспективы развития // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 2. С. 73—132.
№ 3/2021