Проблемные вопросы и особенности участия народных дружин из числа членов казачьих обществ в охране общественного порядка в Российской Федерации
Problematic issues and features of participation of national teams from among members of the Cossack societies in protection of public order in the Russian Federation
Бахтиев Тимур Шамильевич
Студент 2 курса Факультет юридический Серлитамакский филиал БашГУ город Стерлитамак e-mail: [email protected]
Bakhtiyev Timur Shamilyevich
Student 2 term Faculty of Legal Serlitamaksky branch of BashGU city of Sterlitamak e-mail: [email protected]
Научный руководитель Усманова Резида Минияровна
Профессор, доктор юридических наук
e-mail:
Scientific adviser
Usmanova Rezida Miniyarovna
Рrofessor, doctor of jurisprudence
e-mail:
Аннотация.
В статье речь идет о полномочиях народных дружин из числа членов казачьих обществ по охране общественного порядка. Проводится анализ правовых актов, регулирующих деятельность добровольных народных дружин из числа членов казачьих обществ. Анализируются статистические данные.
Annotation.
In article it is about powers of national teams from among members of the Cossack societies on protection of public order. The analysis of legal acts of the voluntary national teams regulating activity from among members of the Cossack societies is carried out. Statistical data are analyzed.
Ключевые слова: добровольные народные дружины из числа членов казачьих обществ, охрана общественного порядка, взаимодействие, правоохранительные органы.
Key words: voluntary national teams from among members of the Cossack societies, protection of public order, interaction, law enforcement agencies.
В истории отечественного государства и правоприменительной практике некоторых зарубежных стран имеется опыт по привлечению государством граждан к охране общественного порядка для решения государственных задач по обеспечению правопорядка.
В таких случаях государство определенную роль отводит деятельности негосударственным органам, обеспечивающим охрану общественного порядка, добровольным народным дружинам, которые неоднократно показывали высокие результаты и эффективность по охране общественного порядка.
Народная дружина представляет собой основанное на членстве общественное объединение, которое участвует в охране общественного порядка и осуществляет взаимодействие с органами внутренних дел, в частности полицией.
На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется деятельность по формированию правовых основ добровольного участия народных дружин из числа членов казачьих обществ в охране общественного порядка и оказанию содействия правоохранительным органам.
Характерной чертой казачьих дружин является то, что их формирование осуществляют только представители казачьих обществ и порядок их деятельности регулируется нормативными правовыми актами по вопросам казачества в Российской Федерации.
2 апреля 2014 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка».
Выделяя большую роль казачества в охране государственных интересов, в Федеральном законе № 44-ФЗ в статье 23 прописаны возможность и особенности формирования и деятельности народных дружин из числа членов казачьих обществ, которые внесены в государственный реестр казачьих обществ в РФ. Процедура по формированию и ведению регионального реестра казачьих дружин возложена на федеральный орган исполнительной власти МВД в соответствии с Приказом МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведении регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности».
В ходе правового анализа Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» было выявлено, что в анализируемом правовом акте существуют коллизионные нормы, не соответствующие положениям ряда федеральных законов, которые были приняты прежде. Так, в Федеральном законе № 44-ФЗ нет положений, которые регламентировали бы порядок ношения казаками традиционного холодного оружия, которое является элементом казачьей формы. Данное положение закреплено и регламентировано в Федеральном законе № 154 -ФЗ «О государственной службе российского казачества». Так же, в Федеральном законе № 44-ФЗ не регламентированы вопросы относительно ношения казаками гражданского оружия, однако данные вопросы отчетливо регламентированы в Федеральном законе «Об оружии», в котором предусмотрено право лиц, которые уполномочены организатором публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, иметь при себе принадлежащее им на законном основании оружие.
В связи с этим можно сделать вывод о том что, Федеральный закон № 44-ФЗ нуждается в доработке и необходимо внести соответствующие дополнения.
Ярким примером эффективного взаимодействия государства и общества в этой сфере является сотрудничество органов государственной власти Астраханской области и народных дружин из числа членов Астраханского казачества.
На сегодняшний день в Астраханской области сформировано и осуществляют свою деятельность 5 добровольных казачьих дружин численностью 94 человека по охране общественного порядка и одна дружина численностью 20 казаков по охране государственной границы. Так, по итогам работы за 10 месяцев 2017 года только одной казачьей дружиной, которая состоит из 30 казаков в г. Астрахани было осуществлено 228 выходов на охрану общественного порядка и общественной безопасности, выставлено 920 пеших постовых нарядов. На каждый выход по охране общественного порядка с сотрудниками полиции задействовалось от 6 до 12 казаков. Было выявлено 890 административных правонарушений и 36 преступлений, что на 21 преступление больше по сравнению с прошлым годом. Из 36 выявленных преступлений, 31 преступление совершенно по линии незаконного оборота наркотических средств, было изъято наркотических веществ на общий вес почти в 2 кг. Совместно с сотрудниками полиции было задержано 4 человека, находившихся в розыске.
Подводя итог, можно сказать, что казаки-дружинники занимают важное место в обеспечении общественной безопасности. В связи с этим, для оптимизации сотрудничества правоохранительных органов с народными дружинами из числа членов казачьих обществ предлагается:
1) Дополнить и внести изменения в Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в области регулирования вопросов относительно ношения и применения в случае крайней необходимости гражданского оружия казаками-дружинниками, которые привлечены к охране общественного порядка.
2) Необходимо также разработать социальные гарантии для казаков-дружинников, которые принимают участие в охране общественного порядка.
3) МВД России необходимо осуществлять работу по выработке мер, которые были бы направленны на совместное сотрудничество с казачьими дружинами.
4) В субъектах РФ должна осуществляться деятельность по формированию нормативной правовой базы, которая бы регламентировала права и обязанности участия казачьих дружин в охране общественного порядка в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Российская газета. - № 77. - 04.04.2014 г.
2. Приказ МВД России от 21 июля 2014 г. № 599 «О Порядке формирования и ведении регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014 г. - № 14. - ст. 1536.
3. Усманова Р.М., Ибрагимова З.А. Обеспечение национальной безопасности как социальной ценности. Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича. Башкирский государственный университет. 2016 г. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна" (Уфа)