Научная статья на тему 'Роль казачества в обеспечении безопасности на региональном уровне (на материалах Ростовской области)'

Роль казачества в обеспечении безопасности на региональном уровне (на материалах Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО / RUSSIAN COSSACKS / GOVERNMENT AND OTHER SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ИНАЯ СЛУЖБА / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчаренко Роман Константинович, Поченкова Ирина Александровна

В статье показаны правовые основания, организационные формы и направления участия членов казачьих обществ в работе по обеспечению безопасности на региональном уровне. На основе данных отдела по делам казачества департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области проиллюстрированы итоги такой работы за 2014 год, показана активная роль донского казачества в охране порядка и обеспечении безопасности в регионе и непосредственно муниципалитетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COSSACKS IN PROVIDING SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE MATERIALS OF THE ROSTOV REGION)

The article shows the legal basis, organizational forms and directions of participation of members of the Cossack societies in the work of the security at the regional level. Based on the data of Division on Affairs of the Cossacks of the Department on Affairs of the Cossacks and cadet educational institutions of Rostov region is illustrated by the results of this work in 2014, shows the active role of the don Cossacks in policing and security in the region and municipalities directly.

Текст научной работы на тему «Роль казачества в обеспечении безопасности на региональном уровне (на материалах Ростовской области)»

Filonenko Viktor Ivanovich, doctor of sociological Sciences, Professor, Director of the Center for socio-political studies; Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: vfilonenko@sfedu.ru

Magranow Aleksei Sergeevich, candidate of sociological Sciences, senior researcher of the Center for sociopolitical studies; Southern Federal University (105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: alex_daredevil@mail.ru

IMAGE OF THE SOVIET UNION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR THROUGH THE EYES OF STUDENTS Abstract

This article analyzes students' opinion about main results of the state policy of the Soviet Union during the Great

Patriotic War. The article is based on the results of the empirical sociological research.

Keywords: students, Great Patriotic War, sociological research, civic identity, Soviet Union, patriotism.

References

1. Jamalov M. Hudozhestvennyj obraz Velikoj Otechestvennoj vojny. Razmyshlenija istorika: voennaja proza,

kinoiskusstvo i social'naja pamjat' o vojne // Bel'skie prostory. 2012. № 5. S. 115-119.

2. Uroven' kul'turnoj kompetentnosti pervokursnikov vuzov Rostovskoj oblasti (rezul'taty sociologicheskogo issledovanija): monografija / Pod obshhej red. dokt. sociol. nauk V.I. Filonenko. Rostov n/D.: Izd-vo JuFU, 2014. 170 s.

УДК 351.743

РОЛЬ КАЗАЧЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Овчаренко доктор социологических наук, доцент, заместитель директора,

Роман Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений

Константинович Ростовской области

(344050, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112). E-mail: alfa999@inbox.ru

социолог отдела социально-политических исследований учебно-научного центра,

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: irina-pochenkova@yandex. ru

Аннотация

В статье показаны правовые основания, организационные формы и направления участия членов казачьих обществ в работе по обеспечению безопасности на региональном уровне. На основе данных отдела по делам казачества департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области проиллюстрированы итоги такой работы за 2014 год, показана активная роль донского казачества в охране порядка и обеспечении безопасности в регионе и непосредственно муниципалитетах.

Ключевые слова: российское казачество, государственная и иная служба, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности

Конец двадцатого века в России ознаменовался процессами возрождения казачества. Они не завершены и в наши дни, но за это время и на федеральном, и на региональном, местном уровнях проделана немалая работа в этом направлении.

Правовой основой возрождения казачества стал Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 54-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В соответствии со статьей 5 этого Федерального закона российское казачество в установленном порядке:

Поченкова Ирина

Александровна

оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом;

осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Таким образом, законом определены необходимые правовые основы для полноценного участия российского казачества в обеспечении безопасности.

В июле 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым утверждена Концепция государственной политики в отношении Российского казачества [2]. Президент России В.В. Путин в сентябре 2009 года утвердил Стратегию развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года [3].

В субъектах РФ также приняты подобные документы. Так, в Ростовской области постановлением правительства Ростовской области от 6.12.2012 №1060 утверждена Концепция реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области [4].

Согласно указанным документам, одним из приоритетных направлений совершенствования организации государственной и иной службы российского казачества является привлечение казаков к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, к участию в охране общественного порядка.

В Ростовской области правовое обеспечение подобной работы осуществляется областным законом Ростовской области от 29 сентября 1999 № 47-ЗС «О казачьих дружинах в Ростовской области». Несение службы казаками по реализации указанных направлений осуществляется в рамках созданных казачьих дружин.

Основными направлениями деятельности дружин в соответствии с указанным областным законом являются:

участие в деятельности по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также участие в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;

участие в мероприятиях по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне;

участие в мероприятиях по борьбе с пожарами и по реализации мер пожарной безопасности; участие в охране окружающей среды и в мероприятиях по обеспечению экологической безопасности объектов производственного и социального назначения;

участие в охране и защите лесов, в мероприятиях по борьбе с уничтожением лесных насаждений и лесными пожарами, в иных природоохранных мероприятиях;

участие в охране и защите охотничьих и рыбных угодий от браконьерства; участие в мероприятиях по охране земель;

участие в охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), объектов обеспечения жизнедеятельности населения производственного и социального назначения;

охрана объектов и сопровождение грузов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

участие в охране лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

участие в мероприятиях по соблюдению правил благоустройства, санитарных норм на территориях соответствующего муниципального района, городского округа;

участие в соответствии с федеральным законодательством в защите Государственной границы Российской Федерации в составе общественных формирований;

осуществление иной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» [5].

Общая штатная численность казаков - дружинников в Ростовской области составляет 1 200 казаков, из них 145 казаков несут службу в составе конных подразделений и 72 казака в составе пожарных команд. Эти казаки-дружинники работают на постоянной штатной основе, получая за свою службу денежное вознаграждение. Деятельность казачьих дружин финансируется из средств областного бюджета в рамках государственной программы Ростовской области «Поддержка казачьих обществ Ростовской области» на 2014-2020 годы [6]. В 2014 году на эти цели из бюджета Ростовской области выделено 177 562,6 тыс. рублей.

Работа казачьих дружин в муниципальных образованиях организована в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми органами местного самоуправления с войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское».

Договор фиксирует численность дружинников, обязательства, в реализации которых принимают участие члены казачьего общества, и срок их выполнения, обязательства органа местного самоуправления по созданию условий для выполнения дружинниками обязательств, своевременное финансирование выполненных работ в порядке, установленном законодательством.

В составе органов управления муниципальных районов и городских округов области работают сотрудники (заместители глав, начальники отделов, секторов, помощники, советники, специалисты, инспектора и т.п.), которые курируют вопросы взаимодействия с казачьими обществами по различным вопросам их деятельности.

Кроме того, войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское» в настоящее время заключены соглашения с территориальными органами МВД России, МЧС России, ФМС России, ФСБ России, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, военным комиссариатом Ростовской области. В рамках этих соглашений казаками Всеве-ликого войска Донского выполняются мероприятия по содействию в реализации возложенных на эти органы власти полномочий.

В соответствии с заключенными с органами местного самоуправления и силовыми структурами договорами в 2014 г. казаки-дружинники несли службу в 54 муниципальных районах и городских округах Ростовской области и участвовали в охране общественного порядка, природоохранных мероприятиях, охране рыбных запасов, охране лесов, защите госграницы, борьбе с распространением наркотиков, посевами наркосодержащих растений, борьбе с ландшафтными пожарами в сельской местности.

За 12 месяцев 2014 г. совместно с силовыми структурами проведено 10 462 рейда, в результате которых дружинниками совместно с сотрудниками органов внутренних дел, выявлено 44 135 административных правонарушений. Оказана помощь в раскрытии 2 652 преступлений. Изъято незаконно хранящегося оружия различных систем - 165 единиц, боеприпасов различных видов - 6 469 единиц. В результате совместной работы казачьих дружин с органами Госнаркоконтроля за 12 месяцев 2014 года изъято более 1 174 кг. наркотиков различных типов и более 259 636 литров спиртосодержащей продукции [7].

Активно работали в 2014 г. дружинники Куйбышевского и Неклиновского районов по мероприятиям защиты Государственной границы Российской Федерации. В ходе осуществления дружинниками совместно с сотрудниками пограничной службы мероприятий по обеспечению общественной безопасности в приграничной зоне на территории Куйбышевского, Матвеево-Курганского, Неклиновского районов и г. Донецка в 2014 году задержано 234 нарушителя пограничного режима и 13 автомобилей.

Дружинники также принимали участие в обеспечении охраны общественного правопорядка в период проведения XXII Олимпийских зимних игр «Сочи-2014», при проведении других массовых мероприятий в муниципальных районах и городских округах, обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий при участии массового количества болельщиков. В ходе спецоперации «Путина-2014» в охране рыбных запасов приняли участие 313 казаков, во взаимодействии с Управлением «АзДонрыбвод» и органами внутренних дел проведено 290 рейдов. Было обеспечено охраной 53 водоема, изъято 1 192 кг незаконно добытых водных биологических ресурсов, изъято и уничтожено 3 757 погонных метров жаберных сетей (62 сети), изъято 11 плавсредств. Привлечено к ответственности 81 человек. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 года № ПР-567 и в соответствии с решением Совета экономической и общественной безопасности Ростовской области от 29 июля 2009 года № 21 для обеспечения пожарной безопасности учреждений социального обслуживания, находящихся вне зоны действия федеральных пожарных частей, в 9 районах области из штатных единиц казачьих дружин создано 12 пожарных казачьих команд общей численностью 72 человека: по одной команде в Тарасовском, Кашарском, Заветинском, Пролетарском, Матвеево-Курганском, Неклиновском, Песчанокопском районах, а в Зимовниковском - 2 команды и Ремонтненском - 3 команды. В 2014 году казачьими пожарными командами осуществлялось прикрытие 13 социальных учреждений (576 койко-мест) и 180 населенных пунктов [7].

Кроме того, в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [8] областным законом 08.07.2014 № 184-ЗС «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ростовской области» [9] в настоящее время на территории Ростовской области созданы и функционируют 226 народных дружин, которые функционируют на общественных началах. При этом 87 народных дружин сформированы исключительно из представителей казачьих обществ. Данная работа продолжена и в 2015 году. Народные дружины из числа членов казачьих обществ в условиях сокращения числа сотрудников правоохранительных органов должны стать передовыми среди добровольных объединений граждан правоохранительной направленности в поддержании общественной безопасности на территории Ростовской области и резервом для комплектования казачьих дружин.

Важную роль играют казачьи дружины и формируемые на их основе добровольные казачьи дружины в пресечении фактов незаконной миграции, несущих потенциал межэтнической напряженности. Самое активное и непосредственное участие дружинники принимали в 2014 году в обеспечении общественной безопасности избирательной кампании по выборам в органы исполнительной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований Ростовской области в Единый день голосования (14.09.2014). Всего в данных мероприятиях единовременно было задействовано 526 дружинников [7].

На постоянной основе в Ростовской области ведется работа по обеспечению призыва казаков в Вооруженные Силы Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Губернатора Ростовской области от 22.03.2012 № 68 «О мерах по обеспечению призыва граждан 1987 - 1996 годов рождения на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в 2014 году» [10] в основной и резервный составы призывной комиссии Ростовской области включены представители правления войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». В состав призывных комиссий подавляющего большинства муниципальных районов и городских округов Ростовской области включены представители местных казачьих обществ.

Таким образом, приведенные цифры наглядно иллюстрируют итоги работы, проделанной членами казачьих обществ по обеспечению безопасности в Ростовской области. Казачество - та сила и тот ресурс, резерв, который все более отчетливо будет проявлять себя который ближайшем будущем в рамках обеспечения безопасности в Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон от 5 декабря 2005 года № 54-ФЗ «О государственной службе российского каза-

чества».

2. Концепция государственной политики в отношении Российского казачества. Утверждена Президен-

том РФ Д.А. Медведевым 2.07.2008, ПР-1355.

3. Стратегия развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года.

Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 15.09.2012, ПР-2789.

4. Постановление Правительства Ростовской области от 6.12.2012 №1060 «Об утверждении Концепции

реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области».

5. Областной закон Ростовской области от 29 сентября 1999 № 47-ЗС «О казачьих дружинах в Рос-

товской области».

6. Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 601 «Об утверждении государ-

ственной программы Ростовской области «Поддержка казачьих обществ Ростовской области».

7. Рабочие материалы отдела по делам казачества департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области.

8. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного

порядка».

9. Областной закон Ростовской области от 08.07.2014 № 184-ЗС «Об участии граждан в охране обще-

ственного порядка на территории Ростовской области».

10. Распоряжение Губернатора Ростовской области от 22.03.2012 № 68 «О мерах по обеспечению призыва граждан 1987 - 1996 годов рождения на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в 2014 году».

Ovcharenko Roman Konstantinovich, Doctor of Sociological Science, Associate Professor, Deputy Director of the Department for the Cossacks and cadet educational institutions of Rostov Region (112, Sotsialisticheskaya St., Rostov-on-Don, 344050, Russian Federation). E-mail: alfa999@inbox.ru

Pochenkova Irina Alexandrovna, sociologist of department of social and political research, South-Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., 344002, Rostov-on-Don, Russian Federation). E-mail: irina-pochenkova@yandex.ru THE ROLE OF THE COSSACKS IN PROVIDING SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE MATERIALS OF THE ROSTOV REGION) Abstract

The article shows the legal basis, organizational forms and directions of participation of members of the Cossack societies in the work of the security at the regional level. Based on the data of Division on Affairs of the Cossacks of the Department on Affairs of the Cossacks and cadet educational institutions of Rostov region is illustrated by the results of this work in 2014, shows the active role of the don Cossacks in policing and security in the region and municipalities directly.

Keywords: Russian Cossacks, government and other service, the protection of public order, security.

References

1. Federal'nyj zakon ot 5 dekabrja 2005 goda № 54-FZ «O gosudarstvennoj sluzhbe rossijskogo kazachestva».

2. Koncepcija gosudarstvennoj politiki v otnoshenii Rossijskogo kazachestva. Utverzhdena Prezidentom RF D.A.

Medvedevym 2.07.2008, PR-1355.

3. Strategija razvitija gosudarstvennoj politiki v otnoshenii rossijskogo kazachestva do 2020 goda. Utverzhdena

Prezidentom RF V.V. Putinym 15.09.2012, PR-2789.

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 6.12.2012 №1060 «Ob utverzhdenii Koncepcii realizacii gosudarstvennoj politiki v otnoshenii kazachestva na territorii Rostovskoj oblasti».

5. Oblastnoj zakon Rostovskoj oblasti ot 29 sentjabrja 1999 № 47-ZS «O kazach'ih druzhinah v Rostovskoj

oblasti».

6. Postanovlenie Pravitel'stva Rostovskoj oblasti ot 25.09.2013 № 601 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rostovskoj oblasti «Podderzhka kazach'ih obshhestv Rostovskoj oblasti».

7. Rabochie materialy otdela po delam kazachestva departamenta po delam kazachestva i kadetskih uchebnyh

zavedenij Rostovskoj oblasti.

8. Federal'nyj zakon ot 2 aprelja 2014 g. № 44-FZ «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshhestvennogo porjadka».

9. Oblastnoj zakon Rostovskoj oblasti ot 08.07.2014 № 184-ZS «Ob uchastii grazhdan v ohrane obshhestvennogo

porjadka na territorii Rostovskoj oblasti».

10. Rasporjazhenie Gubernatora Rostovskoj oblasti ot 22.03.2012 № 68 «O merah po obespecheniju prizyva grazhdan 1987 - 1996 godov rozhdenija na voennuju sluzhbu v Vooruzhennye Sily Rossijskoj Federacii v 2014 godu».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.