О.А. ТЫНЯНСКАЯ,
старший следователь по особо важным делам Следственного комитета при МВД России
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Анализируются основные проблемы совершенствования российской системы противодействия легализации криминальных доходов и финансированию террористической деятельности. Приводятся сравнительные итоги мониторинга этой работы, проводимой правоохранительными органами Российской Федерации.
Ключевые слова: противодействие, легализация, доходы, мониторинг, тенденции, судебная практика.
O.A. Tynyanskaya, Special Investigator, Russia MI Investigative Committee
Problems and peculiarities of investigating the legalization of criminal profits
Main problems peculiar to the Russian system of counteracting criminal proceeds legalization and terrorist activities financing are analyzed. Comparative results of this work monitoring carried out by RF law enforcement are given.
Key words: counteracting, legalization, proceeds, monitoring, tendencies, court practice.
Ежегодный ущерб, причиняемый России в результате совершения преступлений в области экономики, исчисляется десятками миллиардов долларов США, а размер теневого оборота достигает едва ли не половины (45%) валового внутреннего продукта. Средства, полученные в результате совершения преступлений, требуют придания им легитимного вида, в связи с чем легализация доходов является неотъемлемой частью экономических преступлений. Этим объясняется значимость уголовно-правового регулирования в экономической сфере.
В 2008 г. следователями системы МВД России окончены уголовные дела более чем по 150 тыс. преступлений1 в сфере экономики, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел, о хищениях коррупционной направленности, из них
1 Сведения о преступлениях экономической направлен-
ности, выявленных подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел за январь-декабрь 2008 г.: Статистические данные ГИАЦ МВД России. Форма 1 А. Кн. 28.
более 80 тыс. - тяжкие и особо тяжкие преступления. Вместе с тем, при столь высоком уровне преступлений экономической направленности и причиненного ими ущерба (более 48 млрд рублей) дополнительно квалифицированы по статьям о легализации (отмывании) преступных доходов лишь около 5 тыс. преступлений (следователями системы МВД России окончено около 2 тыс. уголовных дел), что составляет всего 3%. Изложенное свидетельствует о необходимости осуществления более активной деятельности по выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) преступно добытых средств.
Немаловажной проблемой сейчас остается совершенствование российской системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Требуется приведение действующего законодательства в области легализации в соответствие с требованиями международных норм (с учетом рекомендаций ФАТФ2), внесение за-
Группа финансовых мер по борьбе с отмыванием де-
конодательных изменении, предусматривающих возможность конфискации преступных доходов. Уже рассмотрены подготовленные Министерством юстиции РоссиИскоИ Федерации проекты федеральных законов, касающихся конфискации имущества. Согласовывается график мероприятии МВД России по исполнению поручения Председателя Правительства РоссиИскоИ Федерации от 10 ноября 2008 г.
В 2008 г Следственным комитетом при МВД России в целях совершенствования противодействия преступной легализации продолжен мониторинг результативности работы органов предварительного следствия, их взаимодействия с подразделениями Росфинмониторинга, судеб-но-следственной практики применения ст. 174, 1741 УК РФ. Реализованы задачи, определенные Координационным совещанием руководителей правоохранительных органов от 22 июня 2007 г. № 1 «О мерах по активизации борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»3: активно велась аналитическая и методическая деятельность, результаты которой использованы в обучении личного состава;
из Верховного Суда Российской Федерации получены сведения, обобщающие судебную практику по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174 и 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая внедрена в практическую деятельность;
проведена работа в межведомственной рабочей группе, сформированной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, по совершенствованию порядка и форм взаимодействия следственных органов и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В настоящее время в стадии согласования находятся проекты межведомственных приказа и инструкции по организации информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
На базе Международного учебно-методического центра финансового мониторинга организован курс повышения квалификации следователей, специализирующихся на расследовании экономических преступлений, по противодействию легализации преступных доходов и проведению финансовых расследований. В 2009 г. Следственным комитетом запланировано проведение дистанционного обучения (с использова-
3 Также см.: Распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 октября 2007 г. № 1/8169 «О реализации постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов от 22 июня 2007 г № 1».
нием видеоканалов), а также семинаров в федеральных округах.
Мониторинг противодействия легализации и проводимая методическая работа послужили увеличению количества общественно значимых, вызвавших большой общественный резонанс уголовных дел с квалифицированными составами преступлений по ст. 174, 1741 УК РФ, повысилась результативность следствия. В 2008 г. возбуждено на 17% больше уголовных дел по фактам легализации, чем в 2007 г. (2400, АППГ -1985). В суды направлено на 2,8% больше уголовных дел (1814, АППГ - 1764), их удельный вес увеличился и составил 89,8% (АППГ - 88%). Число прекращенных уголовных дел сократилось на 13,4% (207, АППГ - 239). Продолжает улучшаться взаимное информирование следствия и подразделений Росфинмониторинга, в 2008 г. на 20% больше направлено запросов (1900, АППГ -1511).
В следственных частях ГУ МВД России по федеральным округам по сравнению с 2007 г. расследовалось почти в 3 раза больше уголовных дел о легализации (34), в 7 раз больше уголовных дел в отношении членов организованных преступных групп и преступлений, совершенных в крупном размере (15, АППГ - 2)4, направлено в суды.
Так, в производстве ГСУ при ГУВД по Ставропольскому краю находилось уголовное дело № 13537, возбужденное 6 февраля 2007 г. в отношении директора ООО «СПАС - XXI» Акинина В.А. по ч 3 ст. 159 УК РФ. С данным уголовным делом в одно производство объединены 357 уголовных дел, возбужденных по заявлениям граждан, о совершенных мошенничествах при заключении договоров участия в долевом строительстве на общую сумму более 50 млн рублей.
Обвинение предъявлено Акинину, Исаеву, Лосинской в совершении 89 тяжких преступлений по ч. 4 ст. 159 и одного особо тяжкого - по ч. 4 ст. 1741 УК РФ.
Другой пример, ГСУ при ГУВД по Ростовской области направлено в суд уголовное дело по обвинению Миронова В.В. и Панкова Э.О. по ч. 3 ст. 35, ст. 173, ст. 327, ч. 2 ст. 187, ч. 4 ст. 1741 УК РФ (всего 20 эпизодов). Указанные лица создали ряд фиктивных коммерческих организаций (ООО «Донтехпроект» и другие) и открыли их расчетные счета в банках, через которые было обналичено более 41 млн рублей. Кроме того, через счета этих фирм легализованы преступные доходы на сумму более 4 млн рублей.
К сожалению, приходится констатировать,
4 Данные за 1 полугодие 2008 г.
что сохранявшаяся до 2008 г. тенденция сокращения фактов незаконного привлечения к уголовной ответственности граждан была нарушена. По сравнению с 2007 г. количество оправдательных приговоров о легализации увеличилось на 5% и составило 38% (2007 г. - 33%, 2004 г. - 72%). Результатом этого стали многочисленные оправдательные приговоры в части легализации, вынесенные судами Пензенской (109), Архангельской (31), Ульяновской (15) областей и ряда других регионов.
Судебная практика по делам данной категории складывается весьма неоднозначно, а точнее, единая правоприменительная практика все еще не сложилась. Причиной вынесения столь большого числа оправдательных приговоров послужило необоснованное привлечение куголовной ответственности по ст. 1741 УК РФ за совершение сделок с имуществом и деньгами, полученными преступным путем, в целях личного обогащения без исследования объективной и субъективной стороны преступной легализации.
Мы считаем, что основной причиной возникающих у правоприменителей сложностей при квалификации данных преступных деяний является отсутствие в диспозиции части первой ст. 1741 УК РФ прямого указания на необходимость совершения финансовых операций «с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом» в отличие от ст. 174 УК РФ, где эта цель четко прописана.
Статьи 174 и 1741 УК РФ являются отсылочными (бланкетными), и в этой связи подчиненные Следственному комитету подразделения ориентированы на трактовку термина «легализация» в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», где термин «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем» определен как «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199-1 и 199-2 УК РФ».
По нашему мнению, при отсутствии вышеуказанной цели у субъекта преступления, предусмотренного ст. 1741 УК РФ, действия, указанные в диспозиции (а именно - совершение финансовых операций и сделок), не будут являться легализацией. Такая же позиция высказана Верховным Судом Российской Федерации.
Однако не все правоприменители разделяют
ее, ссылаясь на то, что отсутствие прямого указания на цель совершения операций не требует ее доказывания. Подобное утверждение приводит к тому, что любое использование и потребление виновным похищенного имущества может быть расценено как преступная легализация. Это противоречит лексическому смыслу слова «легализовать», которое означает «придать юридическую силу, видимость законности действиям или акту, которые ранее не были урегулированы законным путем». Данная проблема также требует законодательного регулирования, и ее предстоит решать.
К основным причинам исключения судами из обвинения указанного состава преступления можно отнести:
отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения в суде - причины тому различные, но, как правило, это - малозначительность либо отсутствие преступного характера легализации;
прекращение преследования судом из-за отсутствия преступного характера легализации -когда действия по распоряжению имуществом охватываются предикатным составом и дополнительной квалификации не требуют;
недоказанность умысла обвиняемого на легализацию, недоказанность предикатного преступления, т.е. преступности происхождения имущества.
Качественный состав предшествующих (предикатных) легализации преступлений свидетельствует о том, что при направлении уголовных дел в суды в ряде регионов продолжает делаться упор на несложные, малозначительные факты легализации (отмывания) преступных доходов, зачастую по делам общеуголовной направленности, которые, как показывает практика, впоследствии прекращаются в ходе судебного разбирательства, или обвиняемые осуждаются по ним с применением особого порядка судебного разбирательства. К сожалению, следует констатировать, что раскрытие той категории преступлений о легализации, которая в настоящее время расследуется в территориальных органах внутренних дел, способствует не оздоровлению экономических отношений в Российской Федерации, а только процентному росту раскрываемости преступлений.
Подобные приговоры, вынесенные в особом порядке, не формируют единую правоприменительную практику. Есть много случаев, когда за аналогичные деяния, квалифицированные по ст. 1741 УК РФ, в одних регионах обвиняемые судами осуждаются, а в других - оправдываются. Это касается уголовных дел о хищении сотовых
телефонов и их последующей продаже, расходовании похищенных денег на личные нужды (оплата за квартиру, учебу, погашение кредитов и т.д.). Но обычно в таких случаях суды выносят оправдательные вердикты - и это правильно.
Например, в Ульяновской области суд оправдал в части легализации торгового агента-коммивояжера, который присвоил в 2007 г. имущество фирмы, а похищенные деньги внес в счет погашения долга по кредитному договору с банком. Из показаний обвиняемого следует, что он присвоил деньги в связи с тяжелым материальным положением, умысла на легализацию не преследовал, а на преступление пошел потому, что вынужден был отдавать долги.
В Санкт-Петербурге судебный пристав-исполнитель вела учет денежных средств на депозитных счетах и совершила мошенничество, похитив денежные средства с этих счетов. Осуждена за легализацию - перевод денег на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью, принадлежащий ее дочери. Обвинение в легализации судом исключено, так как похищенные средства пошли на погашение полученного ею ранее кредита.
В настоящее время в структуре предикатных преступлений преобладают мошенничество, незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство, а также присвоение и растрата. Их доля составляет 50% от общего числа. Увеличилось количество дел, направленных в суды, по рейдерским захватам, когда наряду с хищением собственности вменяется легализация (за действия, связанные с перепродажей зданий, как правило, заказчикам - добросовестным приобретателям).
Все чаще в производстве появляются дела о хищениях и легализации с использованием неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации.
Много обвинительных приговоров выносится за легализацию по делам о нарушении авторских прав - за действия по оплате аренды торговых мест, закупке аудиовидеопродукции.
Как показывает практика, наиболее типичными способами легализации являются:
операции с использованием фиктивных фирм, зарегистрированных по подложным, фальсифицированным либо утраченным документам (основной способ);
финансово-хозяйственные операции с использованием фирм-посредников через системы корреспондентских счетов;
операции путем расчетов необеспеченными векселями;
применение многосторонних расчетов и плате-
жей с большим количеством участников таких операций, территориально отдаленных друг от друга;
финансово-хозяйственные операции с использованием клиринговых расчетов, системы взаиморасчета и встречных платежей, иных расчетных обязательств;
помещение денежных средств на банковские счета коммерческих структур;
приобретение активов, ценных бумаг и их оформление на подставных лиц;
другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, направленные на затруднение выявления их преступного происхождения и создание таких условий владения, пользования и распоряжения ими, которые позволяют считать их полученными правомерным путем.
В связи с этим представляется важным рассмотреть некоторые особенности расследования преступлений о легализации. Условно расследование можно разделить на три этапа.
1. На первом этапе проводится активный сбор первоначальной информации:
производство следственных действий и проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях установления факта отмывания незаконных доходов, определения характера и содержания финансовых операций, посредством которых осуществляется «отмывание»;
максимально оперативное и полное изъятие документов, имеющих отношение к отмыванию, в ходе выемок и обысков;
детальный следственный осмотр изъятых документов;
назначение ревизий и проверок, производство которых поручается контрольно-ревизионным органам;
изъятие и арест денежных средств и имущества, добытых преступным путем, пресечение их дальнейшего отмывания;
истребование сведений о финансово-хозяйственном статусе и деятельности лиц, имеющих отношение к «отмыванию» денег, в том числе в налоговых органах, - деклараций о доходах физических лиц, бухгалтерской отчетности предприятий;
направление запросов в подразделения Росфинмониторинга о сомнительных сделках подозреваемых лиц и фигурирующих по делу организаций;
истребование информации о счетах в банках, наличии объектов недвижимости, об операциях с валютными ценностями;
проведение оперативно-розыскных мероприятий по установлению характера и местонахождения преступных доходов, способов отмывания, допрос свидетелей;
направление поручений о проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в другие регионы, ходатайств об оказании правовой помощи в зарубежные государства.
2. На втором этапе осуществляются анализ собранной информации, целенаправленная работа по проверке версий и изобличению лиц, совершивших преступление:
допросы выявленных свидетелей, проведение очных ставок, опознаний и т.д.;
приобщение к делу материалов, определяющих точные суммы финансовых операций и сделок, необходимых выписок из нормативных актов, регламентирующих минимальный размер оплаты труда на момент совершения операции или сделки. Если финансовые операции проводились в иностранной валюте, то в каждом отдельном случае они исчисляются в рублях по официальному курсу валюты;
установление размера и периода времени получения дохода в виде денежных средств от преступной деятельности, момента их легализации, а также дохода от законной деятельности (если таковая имела место);
установление способа (механизма) легализации, документов или иных данных, подтверждающих факт легализации. Причем такие данные должны приводиться с разбивкой по периодам, если доходы от занятия противоправной деятельностью были получены в течение длительного времени;
в зависимости от объемов - привлечение специалиста либо назначение проведения ревизии или судебно-бухгалтерской экспертизы;
тщательное выяснение обстоятельств, характеризующих субъективную сторону преступления. Для доказывания могут быть использованы результаты контроля и записи телефонных переговоров, осмотра личных и деловых записей, в ряде случаев - материалы оперативно-розыскной деятельности, предоставленные в распоряжение следствия в установленном законом порядке.
3. Третий этап включает: юридическую оценку действий виновных; привлечение лиц в качестве обвиняемых и
их детализированный допрос относительно всех пунктов обвинения, проведение очных ставок, ознакомление с заключениями экспертиз, разрешение ходатайств;
проверку доводов обвиняемых, выдвинутых в свою защиту.
К сожалению, обвинение нередко строится на одних лишь показаниях самого обвиняемого о том, на какие цели он расходовал преступно добытые денежные средства и имущество.
По преступлениям же, посягающим на принцип законности правоотношений в сфере экономической деятельности, в Российской Федерации выявление и закрепление доказательств обвинения по ст. 174, 1741 УК РФ возможно только при наступательном и грамотно организованном расследовании.
Особенности производства отдельных
следственных действий Органы предварительного следствия должны иметь в виду, что при расследовании уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории необходимо располагать следующими документами, которые изымаются в ходе проведения выемок и обысков в соответствии со ст. 182 и 183 УПК РФ:
учредительными документами (заявлениями, уставами, учредительными договорами, свидетельствами о регистрации, протоколами общих собраний учредителей, акционеров и др.), подлинники которых необходимы для проведения проверки их достоверности. Установление факта их подделки может свидетельствовать о создании фиктивных кредитно-финансовых организаций, иных предприятий и учреждений с целью отмывания незаконно полученных доходов;
документами финансово-хозяйственной отчетности, подтверждающими конкретную деятельность данных организаций, учреждений и предприятий, которые изымаются там же либо в соответствующих государственных налоговых инспекциях;
бухгалтерскими документами, необходимыми для проведения анализа финансово-хозяйственной и производственной деятельности организаций, учреждений и предприятий и определения легализованных сумм. Эти документы, как правило, находятся в бухгалтериях, но могут быть обнаружены также по месту жительства предпринимателей или служащих, пользующихся особым доверием у преступников;
электронными базами данных, т.е. магнитными носителями информации (компьютерными дисками, дискетами), содержащими сведения о банковских счетах, финансовых и торговых операциях, которые могут быть найдены как в офисах, так и по месту жительства лиц, работающих в банке, фирме и т.д. Их выемка должна производиться с учетом обеспечения сохранности магнитных носителей, для чего обязательно привлечение специалиста в области компьютерной техники.
Довольно распространенным и типичным недочетом при расследовании уголовных дел о преступлениях рассматриваемой категории является несвоевременное и неполное изъятие
документов, содержащих информацию об операциях по клиентским счетам, а также о межбанковских корреспондентских отношениях, что дает возможность организаторам и исполнителям преступлений уничтожать, подменять, фальсифицировать документацию. Ошибкой является и изъятие ксерокопий подлинных документов, проведение экспертиз по которым невозможно (нередко обнаруживаемая впоследствии утрата оригиналов (подлинников) документов не позволяет восполнить эти промахи, допущенные при изъятии документов, и лишает следствие важных доказательств по делу).
Поэтому необходимо производить осмотр документов с целью выявления в них признаков, указывающих на причастность подозреваемого к совершению финансовых операций и иных сделок, их отбор для проведения криминалистических и иных экспертиз, а также подтверждения использования преступных доходов для занятия предпринимательской и иной деятельностью.
Нередко изымается значительное количество документов, своевременно и правильно разобраться в которых следователю бывает затруднительно. Поэтому представляется необходимым проведение еще на стадии планирования таких следственных действий, как обыск и выемка документов, подробных предметных консультаций со специалистами в области бухгалтерского учета, банковского дела, определение в ходе этих консультаций не только перечня, но и объема документов, подлежащих изъятию.
Наиболее важными доказательствами по делам рассматриваемой категории являются результаты проведенных в ходе расследования различных судебных экспертиз, своевременное назначение и проведение, а также грамотные и объективные выводы которых значительно сокращают сроки следствия. Для того же, чтобы правильно оценить экспертное заключение, следователям необходимо знать основные методики исследований и правильно ставить вопросы перед экспертами.
Назначение судебно-бухгалтерских экспертиз производится с целью установления: расхождения в учетных данных о приходе и расходе денежных средств, материальных ценностей; наличия или отсутствия в фирме (объединении, учреждении) денежных средств и материальных ценностей; порядка и времени внесения на различные счета денежных средств (в какой валюте) и т.п.; правильности ведения бухгалтерского учета, отчетности и организации контроля; круга лиц, в ведении которых находились денежные средства и материальные ценности, и лиц, ответственных за нарушение правил ведения учета
и контроля. При проведении судебно-бухгалтер-ской экспертизы анализируется производственная и финансово-хозяйственная деятельность коммерческой организации, определяются суммы легализованных средств.
Если для ведения бухгалтерского учета используется электронно-вычислительная техника, то целесообразно назначать комплексную бухгалтерскую и компьютерно-техническую экспертизу.
Важное значение при расследовании уголовных дел о легализации преступных доходов имеет своевременность назначения и проведения судебно-экономических экспертиз, а также тщательный подбор состава экспертов, которыми могут быть лишь сведущие лица, обладающие специальными познаниями в экономике, кредитно-финансовой сфере. В частности, нацеленная на решение вопросов, входящих в предмет доказывания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, судебно-эко-номическая экспертиза может способствовать определению размера легализованных средств, установлению признаков события преступления, объективной стороны расследуемого деяния, местонахождения легализованных средств.
Криминалистические (почерковедческие и др.) экспертизы проводятся по делам рассматриваемой категории в тех случаях, когда надо установить исполнителя сделанных в документе записей, факт подделки, исправления документа.
Следует также не забывать, что в ходе проверочных мероприятий и следствия по делам данной категории следователь вправе назначить документальную ревизию. Ее проведение поможет решить сразу несколько задач: проверить реальность финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом; проследить движение денежных средств от их отправки до зачисления на счета подставных фирм, банков и коммерческих организаций, их дальнейшее «распыление» и изъятие; определить законность заключения сделок и проведения иных финансово-хозяйственных операций. Для установления сумм преступно полученного дохода и выяснения других обстоятельств может быть проведена документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности тех учреждений и организаций, которые связаны с получением преступных доходов, а также с отмыванием денежных средств и имущества, полученных преступным путем.
Выявленные в ходе ревизии нарушения правил ведения кассовых операций, отсутствие регистрации приходных и расходных операций,
юо
книг регистрации платежных документов, иные действия по запутыванию бухгалтерского учета, а также изъятие и уничтожение бухгалтерских документов в совокупности с другими доказательствами могут подтверждать наличие умысла на приобретение «грязных» денег.
При расследовании преступлений данной категории необходимо своевременно решить вопрос о поручении расследования следственной группе (в соответствии со ст. 163 УПК РФ), в которую включить следователей, имеющих опыт работы с бухгалтерскими документами и знающих специфику финансовых операций. К ее работе с учетом категории расследуемого дела также могут быть привлечены должностные лица специальных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Поскольку обеспечение полноты и всесторонности расследования по делам рассматриваемой категории невозможно без оперативного сопровождения, следователь должен постоянно взаимодействовать с органами дознания, своевременно давать им поручения, контролировать их исполнение. Направляя в кредитные учреждения запросы о наличии в них счетов заподозренных лиц, следует ссылаться на нормы уголовно-процессуального закона и соответствующие нормативные акты Центрального Банка РФ (Банка России), а в случае необоснованного отказа в представлении запрашиваемых сведений - информировать об этом указанный банк либо использовать возможности Росфинмониторинга.
Особое внимание нужно уделять вопросам своевременности и полноты наложения ареста на имущество лиц, подозреваемых или обвиняемых в отмывании преступных доходов.