Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СИСТЕМА / КОМПОНЕНТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведев Александр Владимирович

В статье поднимаются актуальные вопросы деятельности органов, осуществляющих социальную защиту лиц в соединениях и воинских частях. Проводя анализ основных элементов, которые входят в систему социальной защиты военнослужащих, автор выделяет общие и частные функции данной системы, констатирует наличие негативных явлений, подлежащих устранению в целях эффективной работы системы органов социальной защиты в войсках. В статье рассматривается механизм социализации военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Подчеркивается необходимость создания в соединениях и воинских частях квалифицированных отделов социальной защиты, имеющих штатную структуру, наделенных определенными полномочиями и возможностями для эффективной работы по социальной поддержке лиц, проходящих военную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Медведев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF THE EFFECTIVENESS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM FOR SERVICEMEN

The article raises topical issues of the activities of bodies that carry out social protection of persons in formations and military units. Analyzing the main elements that are part of the system of social protection of servicemen, the author identifies the general and specific functions of this system, notes the presence of negative phenomena that must be eliminated in order to effectively operate the system of social protection bodies in the troops. The article examines the mechanism of socialization of servicemen dismissed from the ranks of the Armed Forces of the Russian Federation. The need to create in the formations and military units qualified social protection departments with a full-time structure, endowed with certain powers and capabilities for effective work on social support of persons in military service is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_48 УДК 346.3

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Медведев Александр Владимирович,

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: medvedev_av79@mail.ru

В статье поднимаются актуальные вопросы деятельности органов, осуществляющих социальную защиту лиц в соединениях и воинских частях. Проводя анализ основных элементов, которые входят в систему социальной защиты военнослужащих, автор выделяет общие и частные функции данной системы, констатирует наличие негативных явлений, подлежащих устранению в целях эффективной работы системы органов социальной защиты в войсках. В статье рассматривается механизм социализации военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Подчеркивается необходимость создания в соединениях и воинских частях квалифицированных отделов социальной защиты, имеющих штатную структуру, наделенных определенными полномочиями и возможностями для эффективной работы по социальной поддержке лиц, проходящих военную службу.

Ключевые слова: социальная защита; военнослужащие; система; компоненты; эффективность; управление; факторы.

UDC 346.3

PROBLEMATIC ISSUES OF THE EFFECTIVENESS OF THE SOCIAL PROTECTION SYSTEM FOR SERVICEMEN

Medvedev Alexander Vladimirovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Doctoral Student, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: medvedev_av79@mail.ru

The article raises topical issues of the activities of bodies that carry out social protection of persons in formations and military units. Analyzing the main elements that are part of the system of social protection of servicemen, the author identifies the general and specific functions of this system, notes the presence of negative phenomena that must be eliminated in order to effectively operate the system of social protection bodies in the troops. The article examines the mechanism of socialization of servicemen dismissed from the ranks of the Armed Forces of the Russian Federation. The need to create in the formations and military units qualified social protection departments with a full-time structure, endowed with certain powers and capabilities for effective work on social support of persons in military service is emphasized.

Keywords: social protection; military personnel; system; Components; efficiency; control; factors.

Известно, что порядок социальной защиты, установленный в Вооруженных Силах Российской Федерации, соответствует всем положениям, которые содержатся в нормативно-правовых актах, касающихся социальной защиты российских граждан. Логично, что создание эффективной системы, осуществляющей социальную защиту лиц в

войсковых подразделениях, имеет актуальное значение не только в границах военной сферы, но и для всей системы социальной защиты населения.

Очевидно, что система, в которой выполняются все мероприятия, связанные с оказанием социальной защиты, является управляемой системой. Поэтому имеется не-

обходимость уточнить функции этой системы.

Как в любой рассматриваемой области можно найти общее и частное, так и в представляемой системе стоит предположить, что имеются общие и частные функции.

Среди функционала, осуществляемого системой социальной защиты, следует выделить такие общие функции, как:

- предоставление всех прав, которые имеются у населения страны;

- принятие мер, которые компенсируют правоограничения, установленные военной службой;

- оказание поддержки в виде социальных гарантий и льгот.

Можно сказать, что помимо общих функций, которыми наделена система социальной защиты, существуют следующие частные функции:

- информационная;

- аналитическая;

- комплексная.

Рассматривая социальную защиту военнослужащих как систему, следует обратить внимание на то, что наряду с положительными сторонами имеются и отрицательные явления. Они выражаются в созданных в системе условиях. Например, выполнение функций социальной защиты не в полном объеме, ограниченность сил и средств, малое количество лиц, осуществляющих меры социальной защиты, а также отсутствие определенного алгоритма функционирования указанной системы.

По нашему мнению, для оптимального выполнения мероприятий, которые обеспечивают социальную защиту в соединениях и воинских частях, необходимо:

- выделение штата лиц, образующих отдел (службу) в соединениях и воинских частях, для выполнения функций, связанных с социальной защитой военнослужащих;

- регулярное взаимодействие органов военного управления с органами государственной власти в рамках предоставления военнослужащим установленных гарантий, льгот и компенсаций.

Вышеуказанные действия предопределят наиболее значимые результаты в социальной области. Таковыми являются:

- взаимодополняемость структур, оказывающих меры социальной защиты;

- адресность оказываемых социальных мер;

- поиск и выбор оптимальных способов и приемов взаимодействия лиц, нуждающихся в оказании мер социальной зашиты, с соответствующими органами [5].

Обратимся к категории военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Здесь необходимо остановиться на механизме их социализации. Этот механизм удобнее воспринимать путем формирования определенной схемы, в содержании которой стороны видимого предмета, действия или события представляют в условном виде его основные характерные особенности [6].

Следует отметить, что механизм социализации военнослужащих содержит ряд компонентов, каждый из которых включает присущие ему функции. Рассмотрим эти компоненты более детально.

Во-первых, это общесоциальные компоненты, которые включают непосредственно социальную защиту, медицинское обеспечение, безопасность жизнедеятельности, оздо-равливающие мероприятия.

Во-вторых, это социально-организационные компоненты, в состав которых входят единоначалие, взаимодействие, подчиненность, субординация.

В-третьих, это социально-групповые компоненты, включающие две части: интеграционную и дезинтеграционную. Интеграционная часть содержит такие элементы, как традиции, настроение группы, коллективное мнение, взаимоотношения межличностного характера. В дезинтеграционной части присутствуют конфликты, разграничения по группам, самоутверждения.

В-четвертых, это социально-индивидуальные компоненты, содержащие следующие составляющие: моральные, психологические, биологические, мотивационные нормы.

В-пятых, это социально-институциональные компоненты, среди которых можно выделить образование, семью, религию, средства массовой информации.

Нужно указать, что последовательно скоординированная социализация военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, является тем обстоятельством, с помощью которого должен состояться безболезненный переход российского общества к действиям, направ-

ленным на обеспечение устойчивой социальной защиты этой категории военнослужащих.

Заметно, что социализация военнослужащих носит и государственный, и личностный характер. Поэтому необходимо обеспечить наиболее комфортный переход увольняемых военнослужащих к новой работе по имеющейся специальности, а также осуществить подготовку или переподготовку военнослужащих для трудовой деятельности в различных организациях.

Социальная защита военнослужащих как система образует многообразие составляющих элементов, которые находятся в установленных взаимоотношениях друг с другом и со средой [1]. Также можно сказать, что система социальной защиты представляет собой совокупность элементов, которая отделена от среды и взаимодействует с ней как целое [3].

Система социальной защиты в войсковых подразделениях как комплекс взаимодействующих компонентов [1] включает субъекты, объекты и виды социальной защиты всех категорий лиц, состоящих на военной службе. Поскольку данная система, как было ранее указано, является управляемой, значит, в ней можно обратить внимание на два основных компонента. Первым компонентом системы управления является цель, которая заключается в работоспособности непосредственно системы социальной защиты. Успешная работа системы управления, очевидно, зависит от выполнения задач, которые устанавливаются вышестоящими органами в области социального развития. Вторым компонентом является группа элементов, состоящая из субъектов, объектов и управляющих воздействий [4].

Можно констатировать, что эффективность работы системы, в которой осуществляется весь спектр мероприятий социальной защиты военнослужащих, определяется множеством факторов, среди которых следует остановиться на факторах субъективного и объективного характера. Субъективные факторы представляют собой, во-первых, факторы стихийного проявления. Они содержат соединения интеллектуальных и практических процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия и исполнения решений в сфере управления. Во-вторых, к субъ-

ективным факторам необходимо относить совокупность установленных правил, норм и отношений. Объективными же факторами являются, во-первых, средства, которые нужны для выполнения функций системы управления социальной защиты. Во-вторых, в состав объективных факторов необходимо включать комплекс факторов социального и природного характера, которые оказывают влияние на работоспособность органов, входящих в систему, оказывающую меры социальной защиты в войсковых подразделениях.

Нетрудно заметить, что указанная совокупность факторов, играющих заметную роль в деятельности системы социальной защиты в войсках, проявляется во внутренних показателях эффективности, с помощью которых можно оценивать состояние системы, и внешних факторах, оказывающих влияние на уровень эффективности системы.

Следовательно, целесообразно указать структурные показатели системы управления:

- качество деятельности органов управле -ния;

- качество среды управления;

- итоговый показатель работы составляю -щих элементов системы.

В качестве совершенствования системы социальной защиты, выполняющей соответствующие меры в войсковых подразделениях, есть необходимость определить следующие направления:

- обеспечение правового регулирования работы органов управления социальной защитой;

- создание и встраивание в систему управ -ления показателей и коэффициентов эффективности работы;

- формирование ресурсной базы для выполнения социальных гарантий военнослужащих, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Главным направлением, усиливающим эффективность системы, оказывающей меры социальной защиты в соединениях и воинских частях, на наш взгляд, является осуществление управляющими органами модернизации данной системы. Модернизацию можно определить как выполнение одного из важнейших направлений в военно-социальной политике.

Модернизируя звенья системы социальной защиты, можно предотвратить или избежать наибольшей части проблем, связанных с обеспечением социальной защиты военнослужащих. Кроме того, действуя в направлении повышения эффективности деятельности системы, оказывающей меры социальной защиты в воинских организациях, появится возможность проанализировать, в какой конкретной области необходимо приложить усилия и выделенные средства [2].

Организуя целенаправленную деятельность по социальной защите военнослужащих в соединениях и воинских частях, целесообразно взаимодействие органов социальной защиты с командованием, военно-политическими, тыловыми и кадровыми органами. Сфера их деятельности должна заключаться в следующих мероприятиях:

- подготовка локальных актов правового регулирования в области социальной защиты военнослужащих;

- наблюдение за уровнем социальной защиты лиц, которые находятся на действительной военной службе;

- доведение информации по социальной защите до лиц, проходящих военную службу, а также их консультирование;

- формирование сведений по вопросам, которые требуют разрешения;

- совместная работа с органами местного самоуправления в решении вопросов социальной защиты военнослужащих;

- непосредственная реализация мер социальной защиты [7].

Немаловажным вопросом в регулировании системы, осуществляющей мероприятия, связанные с социальной защитой в войсках, является привлечение для работы

Список литературы:_

лиц, имеющих соответствующую специальность и квалификацию. Ведь от их образования и опыта работы зависит слаженность и эффективность работы органов социальной защиты, а также степень удовлетворения социальных гарантий лиц, проходящих военную службу.

Активизируя и развивая работу лиц, ранее уволившихся и создавших организации ветеранов военной службы, можно также рассчитывать на помощь военнослужащим, увольняющимся из рядов Вооруженных Сил.

Таким образом, для эффективной деятельности системы, оказывающей меры социальной защиты в войсковых подразделениях, необходимо:

- формирование квалифицированного аппарата специалистов, осуществляющих управление и организующих работу органа социальной защиты в соединениях и воинских частях;

- разработка нормативно-правовой базы, включающей организационные документы, регулирующие деятельность органа социальной защиты, а также наличие справочно-правовой системы, содержащей основные законодательные акты в сфере социальной защиты;

- совместная деятельность с представителями местных органов власти, находящихся на территории присутствия соединения или воинской части по направлениям, которые связаны с выполнением мер социальной поддержки в военных организациях, предоставления военнослужащим социальных льгот и компенсаций;

- создание ресурсной базы для оказания непосредственных мер социальной защиты в войсках.

1. Берталанфи, Л. фон. Общая теория систем - критический обзор / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем : сборник переводов / общ. ред. В. Н. Садовского и Э. Г Юдина. - Москва : Прогресс, 1969. - С. 23-82.

2. Закутнев, С. Е. Эволюция развития программных механизмов финансового обеспечения национальной обороны / С. Е. Закутнев, Т. Ш. Бекишов // Финансы России в условиях глобализации : материалы IV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2019». - 2019. - С. 44-50.

3. Перегудов, Ф. И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. - Москва : Высшая школа, 1989.

4. Перемибеда, П. А. Эффективность управления системой социальной защиты военнослужащих / П. А. Пе -ремибеда // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 5. - С. 148-157.

5. Разов, П. В. Социальная защита граждан, уволенных с военной службы, как социальный институт / П. В. Разов // Армия и общество. - Вып. 3. - 2010. - С. 57-60.

6. Талынев, В. Е. Проблемы социализации военнослужащих, уволенных с военной службы в условиях военной реформы / В. Е. Талынев // Развитие российского военного законодательства на современном этапе (итоги, проблемы, перспективы) : материалы научно-практической конференции. - Москва, 2013. - С. 235-241.

7. Чистов, И. В. Финансовое обеспечение военного строительства в Российской Федерации: современная организация и перспективы развития / И. В. Чистов, С. Е. Закутнев, Н. В. Кандыбко, А. Т. Курманов, С. Г Сум-кин. - Москва : ВУ. - 2018. - 158 с.

References:_

1. Bertalanfi L. von. General theory of Systems-a critical review, Studies in General Theory of Systems: A collection of translations / General. ed. by V. N. Sadowski, and E. G. Yudin. Moscow : Progress, 1969. pp. 23-82.

2. Zakutnev S.E. Evolution of development of program mechanisms of financial support of national defense / S.E. Zakutnev, T.Sh. Bekishov, Finance of Russia in the conditions of globalization. Proceedings of the IV International scientific-practical conference dedicated to the "Day of the financier - 2019", 2019, pp. 44-50.

3. Peregudov F.I., Tarasenko F.P. Introduction to system analysis. Moscow : Higher school, 1989.

4. Premiada P.A. The effectiveness of the management system of social protection of the military, Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2009, no. 5, pp. 148-157.

5. Razov P.V. Social protection of citizens dismissed from military service, as a social institution, Army and Society, Issue № 3, 2010, pp. 57-60.

6. Talynev V. E. Problems of socialization of military personnel discharged from military service in the conditions of military reform, Development of Russian military legislation at the present stage (results, problems, prospects): materials of the scientific and practical conference. Moscow, 2013, pp. 235-241.

7. Chistov I.V., Zakotnov S.E., Kandyba N.In., Kurmanov A.T., Sumkin S.G. Financial support for military construction in the Russian Federation: modern organization and prospects of development. Moscow : WU, 2018, 158 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.