Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ КОРРЕЛЯЦИИ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ И ЛАТЕНТНОСТИ МОШЕННИЧЕСТВА КАК ВИДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПОЛУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА'

ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ КОРРЕЛЯЦИИ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ И ЛАТЕНТНОСТИ МОШЕННИЧЕСТВА КАК ВИДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПОЛУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / FRAUD / MATERNITY CAPITAL / SOCIAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рожкова Юлия Игоревна

Данная статья посвящена актуальной теме выявления пробелов в законодательстве Российской Федерации и необходимости его корректировки с целью профилактики возникновения новых преступных схем в сфере незаконного получения и расходования социальной выплаты - материнского капитала, а так же возможности исключить латентную сторону данного вида преступления на примере конкретного уголовного дела. Предлагается частичная криминалистическая характеристика мошенничества в сфере данной социальной выплаты, помогающая наиболее эффективно предложить нововведения в законодательную базу, подняв проблемные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рожкова Юлия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problematic aspects of the correlation of the increase in the amount of maternal capital, the improvement of criminal schemes and the latency of fraud as a type of crime in the field of illegal receipt and sale of maternal capital

This article is devoted to the urgent topic of identifying gaps in the legislation of the Russian Federation and the need to correct it in order to prevent the emergence of new criminal schemes in the field of illegal receipt and expenditure of social benefits - maternity capital, as well as the possibility to exclude the latent side of this type of crime using a specific criminal example business. A partial forensic characteristic of fraud in the field of this social payment is proposed, which helps to most effectively propose innovations in the legislative framework, raising problematic issues.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ КОРРЕЛЯЦИИ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ И ЛАТЕНТНОСТИ МОШЕННИЧЕСТВА КАК ВИДА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПОЛУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА»

9.7. ПРОБЛЕМНЫЕ СТОРОНЫ КОРРЕЛЯЦИИ УВЕЛИЧЕНИЯ РАЗМЕРА МАТЕРИНСКОГО

КАПИТАЛА, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ И ЛАТЕНТНОСТИ МОШЕННИЧЕСТВА КАК ВИДА

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПОЛУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА

Рожкова Юлия Игоревна, адъюнкт. Место учебы: Ростовский юридический институт МВД России. E-mail: Ulliapanhi@maill.ru

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной теме выявления пробелов в законодательстве Российской Федерации и необходимости его корректировки с целью профилактики возникновения новых преступных схем в сфере незаконного получения и расходования социальной выплаты - материнского капитала, а так же возможности исключить латентную сторону данного вида преступления на примере конкретного уголовного дела. Предлагается частичная криминалистическая характеристика мошенничества в сфере данной социальной выплаты, помогающая наиболее эффективно предложить нововведения в законодательную базу, подняв проблемные вопросы.

Ключевые слова: мошенничество, материнский капитал, социальные гарантии.

THE PROBLEMATIC ASPECTS OF THE CORRELATION OF

THE INCREASE IN THE AMOUNT OF MATERNAL CAPITAL, THE IMPROVEMENT OF CRIMINAL SCHEMES AND THE

LATENCY OF FRAUD AS A TYPE OF CRIME IN THE FIELD

OF ILLEGAL RECEIPT AND SALE OF MATERNAL CAPITAL

Rozhkova Yulia Igorevna, adjunct. Place of study: Rostov Law Institute of MIA Russia. E-mail: Ulliapanhi@maill.ru

Annotation: This article is devoted to the urgent topic of identifying gaps in the legislation of the Russian Federation and the need to correct it in order to prevent the emergence of new criminal schemes in the field of illegal receipt and expenditure of social benefits - maternity capital, as well as the possibility to exclude the latent side of this type of crime using a specific criminal example business. A partial forensic characteristic of fraud in the field of this social payment is proposed, which helps to most effectively propose innovations in the legislative framework, raising problematic issues. Keywords: fraud, maternity capital, social guarantees.

Введение

Социальная реформа, результатом которой в Российской Федерации появилась одна из форм государственной поддержки семей - материнский капитал на сегодняшний момент породила ряд различного вида мошенничеств, совершаемых как рядовыми гражданами, так и преступными сообществами. Реформа начала свое существование с 1 января 2007 года и уже насчитывает более чем 10 летнюю историю. Сумма

данного вида социальной выплаты с течением времени выросла. В настоящий момент в соответствии с посланием президента Федеральному собранию Государственная дума приняла изменения в закон о материнском капитале. Законопроект № 846971-7 окончательно утвердили в третьем чтении. Данный закон будет иметь обратную силу и распространяется на семьи, в которых дети родились позднее 1 января 2020 года. Помимо этого размер материнского каптала будет ежегодно индексироваться, а сроки выдачи сертификата и денег сократят. Так, Пенсионный фонд России сократит срок проверки документов до 15 дней. Так же, существенным изменением в части реализации средств материнского капитала станет внесение в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» изменения, обеспечивающие возможность направления средств материнского (семейного) капитала на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства на садовом земельном уча-стке[1]. Весь спектр нововведений ярко отразится в преступном сообществе, а нормативно правовая база в части уголовного законодательства недостаточно проработана в части предотвращении преступлений в сфере незаконного получения и обналичивания денежных средств из фонда материнского капитала, так как корреляционное отношение величины размера данной социальной выплаты сопряженно с количеством преступлений и с изощрённостью преступных схем, совершаемых в данной сфере.

Основная часть

Президент РФ В.В. Путин в послании Федеральному Собранию вопрос, касающийся поддержки семей, выделил как основным и приоритетным для повышения благосостояния нашего государства, так как демографически вопрос остро стоит в настоящий момент во всем мире. В.В. Путин отметил необходимость поддержать молодых людей, тех, кто начинает семейную жизнь и, уверен, мечтает о детях[2]. В настоящих реалиях российскому обществу еще пока не ясно, каким образом будет выдаваться социальные выплаты, кем контролироваться нововведения данного законопроекта, но правительство РФ и иные исполнители указали на максимальную быстроту и простоту старта данной программы. Нельзя забывать о чувствительности преступного сообщества к данным совершенствованиям программы. Проведя сравнения последних изменений в данном законопроекте до 2020 года и изучив нововведения, мы можем предположить, что уровень преступности в данной сфере максимально возрастет, что прямо зависит от калибровки сумм выплат, изменив составляющие преступных схем. Данная социальная поддержка является целевой и направлена на помощь семьям с детьми, в настоящий момент она поддерживает и те семьи, в которых появится первый ребенок с 1 января 2020 года, в улучшении жилищный условий, обучения ребенка, увеличение пенсии мамы. Но, с течением времени, прецедентов о незаконном обналичивании материнского капитала становится все больше и больше. В средствах массовой информации ярко выражено рекламное поле, толкающие людей на совершение преступлений в данной сфере. Согласно данным отчета о числе осужденных по всем составам преступлений уголовного кодекса РФ Судебного департамента РФ за 6 месяцев 2019 года число осужденных по статье 159.2 ч.1, - мошенничество при получении выплат по основной статье 398 человек, по

статье 159.2 часть 2 - мошенничество при получении выплат, совершенное группой лиц по предварительному сговору - 38 человек, по статье 159.2 часть 3 - то же деяние, совершенное лицом с использованием служебного положения, а равно в крупном размере -389 человек, по статье 159.2 часть 4 - то же деяние, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере - 64 человека [3]. Согласно статистическим данным Российской газеты 80-90 % преступлений по статье 159.2 Уголовного кодекса «Мошенничество при получении выплат» касаются именно незаконного получения и использования средств материнского капитала[4]. Данная статистические показатели, говорят нам о том, что процент выявленных преступлений, совершенных преступным сообществами минимален. Практически половину лиц, в соответствии со статистикой предлагаемой Судебным Департаментом РФ, осужденных по данной статье, являются женщины в возрасте от 30 до 49 лет, однако нельзя забывать о латентности преступлений, совершаемых преступными группами.

Размер такой социальной выплаты, как материнский капитал, очевидно находит свое отражение в совершенствовании преступных схем, что побуждает государство искать проблемные моменты в правоприменительной практике, акцентировать внимание на данные проблемы, заниматься правотворческой деятельностью, совершенствуя законодательство в данной сфере, что ярко выражено в Федеральном законе от 18.03.2019 № 37 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[5]. Данный закон ужесточает контроль надлежащих органов за реализацией материнского капитала в части понятия получения информации о признании жилого помещения непригодным для проживания, приобретение которого панируется с использованием социальной выплаты, так же скорректирован перечень перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств материнского капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов. Данные уточнения законодательства исключают ряд преступных схем, предотвращая незаконные действия, но не решают проблему кардинально. Нормативно-правовая база в данной области требует более глубокого анализа и непосредственно сам Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[6] требует ряд доработок.

С течением времени необходимость об ужесточении мер контроля над его законным исполнением требовалось, так как его принятие породило ряд мошенничеств при получении и расходовании материнского капитала. В 2012 году государство закрепило в уголовном кодексе новый состав преступления, касающегося мошенничеств в сфере социальных выплат. Федеральный закон от 29 ноября 2012 года № 207 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[7] в части публикации новая статьи 159.2 - мошенничество при получении выплат - стала стартом в подтверждении, что любые действия с выплатами, осуществляющими государством, неоговоренные законодательством является преступлением, за которое наступает уголовная ответственность.

Сегодня можно уверенно утверждать, что выявить данный вид преступления тяжело. Хотя, криминологическая статистика говорит об обратном. В органах

предварительного следствия присутствуют ряд аналогичных преступлений, связанных с незаконным обналичиванием материнского капитала, большая часть из которых являются одноэпизодными уголовными делами, относящимися к, так называемому, «бытовому» мошенничеству, совершенному непрофессиональным преступником, а иногда даже лицом абсолютно не осознающим преступность данного деяния. A.B. Чумаков провел диссертационное исследование представив особенности методики расследования мошенничества при получении выплат, где предложил криминалистическую характеристику преступлений, связанных с незаконным обналичиванием материнского капитала[8]. Одним из выводов данного исследование является проблема выявления, раскрытия, качественного проведение предварительное расследование преступления, совершенного коррумпированными организациями, со своей иерархичной системой и распределением ролей, с участием должностных лиц. Мы поддерживаем данное мнение и пытаемся провести дальнейший анализ данной категории уголовных дел.

Большинство такого рода преступлений является латентными. Так же, присутствует ряд преступлений, которые совершаются в комплексе с вышеупомянутым видом преступления, такие как взяточничество, иные коррупционные и должностные преступления, сопутствующие преступления: приобретение или сбыт официальных документов, использование заведомо подложного документа. Для исключения признака латентности данных видов преступлений, необходима конкретизация уголовной статьи 159.2 УК РФ, а так же ряд существенных рекомендаций для ее эффективного применения. Расследование преступлений данной категории составляет кропотливый труд следователя сопряженный качественной работы оперативных сотрудников, экспертов-криминалистов. Одним из таких успешно завершенных и направленных в суд стало уголовное дело из подразделения предварительного следствия г. Пролетарска Ростовской области, которое в настоящий момент рассматривается в городском суде г. Сальска Ростовской области. Обвиняемый по данному уголовному делу гражданин А. в 2015 году, находясь на территории г. Сальска Ростовской области, имея умысел на хищение денежных средств при получении социальных выплат, установленных Федеральным законом РФ № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», путем предоставления заведомо ложных сведений, в особо крупном размере, действуя из корыстных побуждений, создал организованную устойчивую группу для совершения продолжаемого тяжкого преступления - хищения денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законом, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере, то есть преступления, предусмотренных ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, в качестве участников которой привлек гражданку В., гражданку В. и двух неустановленных лиц. При этом, действуя совместно и согласованно, в составе организованной группы, вовлекли в совершение преступления 36 лиц, в отношении которых уголовные дела были выделены в отдельное производство.

Деятельность организованной группы характеризовалась наличием организатора и руководителя, который планировал ее деятельность, контролировал действия всех ее членов, осуществляемые согласно заранее определенных им ролей, и распределял денежные

средства, полученные в результате совершения преступлений. Характерными признаками организованной группы были устойчивость и сплоченность, основанные на длительном совместном знакомстве.

Устойчивость организованной группы определялась продолжительностью осуществления совместной преступной деятельности, постоянством состава участников, тщательной подготовкой одного продолжаемого преступления и неизменностью преступных целей, к достижению которых они стремились.

Сплоченность организованной группы основывалась на длительных товарищеских отношениях между всеми участвующими лицами, согласованном решении возникающих проблем, осознании каждым членом организованной группы своей причастности к единой группе и общности преступных интересов и корыстных целей, сознательном ограничении круга осведомленных об этом лиц, и возникавшем вследствие этого ощущении защищенности и безнаказанности.

Организованность группы проявлялась в наличии общей цели - незаконного обогащения за счет хищения путем обмана денежных средств, выделяемых из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, согласно Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ от 29.12.2006, а также специализации - совершении преступления исключительно в сфере социального обеспечения, перспективном планировании преступной деятельности, подготовке и приготовлению к совершению последующих преступленных действий в процессе продолжения текущего преступного деяния, иерархическом распределении ролей и координации действий каждого из членов группы руководителем, в стабильности основного состава весь период деятельности организованной группы. Гражданин А. с целью хищения чужого имущества - бюджетных денежных средств, осознавая, что не сможет совершить преступление в одиночку, разработал план преступной деятельности организованной группы, суть которого заключалась в том, чтобы он и члены организованной группы, действуя по его поручению в рамках отведенной каждому роли, подыскивали женщин, у которых имеются дети, за денежное вознаграждение вовлекали их в преступление, после получения согласия последних, получали от них паспорт гражданина РФ и свидетельство о рождении настоящего ребенка, для изготовления фиктивных документов необходимых для совершения преступления; фиктивного свидетельства о рождении ребенка или фиктивной медицинской справки о рождении ребенка на дому, фиктивного договора займа денежных средств в сумме равной сумме выплаты материнского (семейного) капитала и равной 453 026 рублей, установленной ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ № 415-ФЗ от 19.12.2016 «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», заключенного между женщиной, на чье имя оформляется материнский капитал и одним из кредитных потребительских кооперативов указанных выше, в которых гражданин А. являлся директором, фиктивного договора купли продажи жилого дома или земельного участка для строительства жилого дома, после чего, с целью получения сертификата на материнский (семейный) капитал, обманывая сотрудников УПФР в г. Сальске, путем сознательного сообщения заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, о наличии у женщин второго или

третьего ребенка, родившегося после 2007 года, получали государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В дальнейшем, с целью получения средств материнского (семейного) капитала, заблаговременно создавали видимость правомерного распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, осуществляли мнимые сделки по приобретению жилых домов либо земельных участков для строительства жилого дома, получали разрешения на строительство, и указанные выше документы предоставляли в УПФР в г. Сальске, чем обманывали его сотрудников относительно правомерности распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. После чего, бюджетные денежные средства в счет погашения задолженности по займу на строительство или покупку жилья обратившихся в УПФР г. Сальска женщин переводились на расчетные счета указанных выше кредитных потребительских кооперативов, в которых гражданин А. являлся директором, и в последующем, с использованием служебного положения обналичивались им и распределялись между участниками преступной группы. В суде гражданин А. вину в совершении предъявленных ему преступлений признает частично. Он считает, что организованную группу он не создавал и не мог руководить действиями ее членов, так как был не осведомлен о действиях по подысканию женщин, на которых оформлялись документы, а также о деятельности по подготовке и изготовлению фиктивных свидетельств о рождении и медицинских справок, на основании которых производились выплаты. Остальные участники уголовного дела вину признают полностью. Данный прецедент показывает, насколько большой период времени преступление совершалось, и не было явным, сложность процедуры доказывания и объемность похищенных денежных средств. Все обвиняемые по данному уголовному делу находились весь период расследования под стражей. Но таких масштабных примеров раскрытия мошенничеств при незаконном получении и реализации материнского капитала единицы, в своем большинстве статистику составляют одноэпизодные уголовные дела, скрывая собой преступные организации, занимающиеся обналичиванием денежных средств в большом объеме. Но программа данного вида социальной выплаты, продолжая свое существование, увеличивая денежную сумму выплат, повышает и уровень преступности, совершенствуя способы совершения данного вида преступлений в этой сфере. Пенсионный фонд России конкретизирует законодательную базу в части предотвращения данного вида преступлений, создавая упорядоченную систему выдачи сертификата и распоряжение средствами, при этом сокращая сроки проверки документов на получение выплаты, лишая возможности более детально изучать основания выдачи сертификата конкретной семье, давая возможность криминальным элементам активно пользоваться данным нововведением в свою пользу. Так же, квалификационных признаков статьи 159.2 Уголовного кодекса РФ не имеет квалификационных признаков в части совершения сопряженных преступлений, таких как взяточничество, должностные преступления, подделка официального документа, использование заведомо - подложного документа и т.д. В статье отсутствуют пояснения в отношении способа совершения преступления: самостоятельное изготовление поддельных документов или совместно с другим лицом, введение в заблуждение ответственных лиц, приобретение поддельных документов у третьих лиц.

Одной из основных проблем в расследовании данной категории дел является повышенный уровень ла-тентности преступлений, совершаемых организованными группами и, зачастую, ошибочной квалификации следователем преступного деяния, что требует дальнейшего анализа существующих криминалистических методик расследований мошенничеств, выявления пробелов в законодательстве, поиск способов их исключения. Акцентируя внимание на наказании, мы приходим к выводу, что по уголовным делам данной категории реальный срок лишения свободы получает % осужденных лиц, остальной же части осужденных лиц назначают штраф, так как дела рассматриваются в особом порядке судебного разбирательства, и в большинстве случаев судами при назначении наказания учитывается в качестве смягчающего обстоятельства наличие у подсудимых положительных характеристик с места работы и жительства. Это отрицательно сказывается на профилактики данного вида преступлений, так отсутствует страх наказания у населения, что требует ужесточение норм уголовного кодекса.

Анализируя вопрос, касающийся изучения методики расследования мошенничества при получении и расходовании средств материнского капитала и вопросов необходимости дополнения нормативно-правовой базы в вопросах, касающихся профилактики, выявления, раскрытия, качественного расследования данной категории преступлений, мы обращаемся в зарубежную практику, так как вопрос социальных гарантий в настоящий момент является наиболее актуальным, в связи демографическим кризисом многих стран. В ходе изучения социальных гарантий различных стран зарубежья мы приходим к выводу, что социальная выплата в таком максимальном размере, как в России, нет ни в одном государстве, соответственно отсутствует и состав вышеуказанных преступлений и необходимость профилактики. Так, к примеру, в США материнского капитала нет, пособия на детей не выплачиваются, но предусмотрены налоговые льготы - около 1000 долларов за ребенка в год. В Швейцарии аналогично нет выплат на детей, исключая ежемесячное пособие на ребенка. В Израиле же вообще любые выплаты на ребенка отсутствуют[9]. Но для Российской Федерации путь исключения данной социальной поддержки возможен, но результативность данного действия может привести к демографическим проблемам, именно поэтому государство выбрало путь совершенствования, где необходимо детально скорректировать законодательство, исключая возможности появления новых преступных схем незаконного получения средств материнского капитала, а так же совершенствоваться по контролю их расходования.

Заключение

Подводя итог нашего исследования, мы приходим к выводу, что категория преступлений, связанная с незаконным получением и расходованием средств материнского капитала получила в настоящий момент максимальный уровень актуальности. Сегодня, в связи политикой российского государства, поддерживающей семьи, необходимо адаптировать уже имеющуюся нормативно-правовую базу в данном вопросе, опираясь исключительно на опыт нашего государства, исключив возможности создания новых преступных схем.

Список литературы:

1. Законопроект №846971-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sosd. duma.gov.ru/ (дата обращения: 27.02.2019).

2. Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/62582/. (дата обращения: 10.02.2019).

3. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 10.02.2019).

4. Срок за детские деньги [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rg.ru/2019/07/08/reg-pfo/ (дата обращения: 10.02.2019).

5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 18.03.2019 № 37-Ф3 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/.cons_doc_LAW_ 320414/. (дата обращения: 10.02.2019).

6. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/.cons_doc_LAW_ 64872/. (дата обращения: 10.02.2019).

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.11.2012 № 207-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru/document/.cons_doc_LAW_ 138322/. (дата обращения: 10.02.2019).

8. Чумаков А.В. Особенности методики расследования мошенничества при получении выплат: диссертация кандидата юридических наук. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, 2018 - 224 с.

9. Материнский капитал в разных странах мира [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://credits. ru (дата обращения: 10.02.2019).

References:

1. Bill No. 846971-7 "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation on Issues Related to the Disposal of Funds from Maternal (Family) Capital. [Electronic resource] // Access mode: http://sosd.duma.gov.ru/ (accessed: 02.27.2019).

2. Messages from the President to the Federal Assembly [Electronic resource] // Access mode: http: //kremlin.ru/ events/president/news/62582/. (Date of treatment: 02/10/2019).

3. Data of judicial statistics [Electronic resource] // Access mode: http://www.cdep.ru/ (accessed: 02/10/2019).

4. Term for children's money [Electronic resource] // Access mode: http://rg.ru/2019/07/08/reg-pfo/ (accessed: 02/10/2019).

5. Federal Law "On Amendments to the Federal Law" On Additional Measures of State Support to Families with Children "dated March 18, 2019 No. 37-ФЭ [Electronic resource] // Access mode: www.consultant.ru/document/. cons_doc_LAW_320414/ . (Date accsd: 02/10/2019).

6. Federal Law "On Additional Measures of State Support to Families with Children" dated December 29, 2006 No. 256-ФЗ [Electronic resource] // Access mode: www.consultant.ru/document/.cons_doc_LAW_64872/. (Date of treatment: 02/10/2019).

7. Federal Law "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated November 29, 2012 No. 207-FZ [Electronic Resource] // Access Mode: www.consultant.ru/documentAcons_docJ-AW_138322A (Date of treatment: 02/10/2019).

8. Chumakov A.V. Features of the methodology for investigating fraud in receiving payments: the dissertation of

candidates of legal sciences. Altai State University, Moscow Barnaul, 2018 - 224 p.

9. Material capital in different countries of the world [Electronic resource] // Access mode: https://credits.ru (accessed: 02/10/2019).

Статья прошла внешнее рецензирование; рецензент - д-р юрид. наук, профессор О.А.Зайцев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,83%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.