Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой режим воздушного пространства / беспилотные воздушные суда / Воздушный кодекс Российской Федерации / Конвенция о международной гражданской авиации / авиационный инцидент / авиационное происшествие / источники повышенной опасности / legal regime of the airspace / unmanned aerial vehicles / Air Code of the Russian Federation / Convention on International Civil Aviation / aviation incident / aviation accident / sources of increased danger

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.Н. Ведышева, Т.Ю. Краличкина, В.В. Кашарный, А.Г. Крадинов

В статье представлены результаты исследования правового режима использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами (далее — БВС) МЧС России на основе действующего национального воздушного законодательства и смежных отраслей российского права с учетом международных источников в данной сфере. Авторами статьи выявлены «слабые» места в Воздушном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ) и в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), которые не позволяют на практике разрешить существующие проблемы по организации применения беспилотной авиации в системе МЧС России, а также предложены варианты по их редакции. Высказано предположение, что предлагаемые изменения помогут разрешить насущные проблемы по организации использования беспилотной авиации в системе МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О.Н. Ведышева, Т.Ю. Краличкина, В.В. Кашарный, А.Г. Крадинов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM SITUATIONS IN THE ORGANIZATION OF THE USE OF UNMANNED AIRCRAFT OF THE EMERCOM OF RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION

The article presents the results of a study of the legal regime for the use of the airspace of the Russian Federation by unmanned aircraft (hereinafter — UAVs) of the Russian Emergencies Ministry based on the current national air legislation and related branches of Russian law, taking into account international sources in this area. The authors of the article identified "weak"points in the Air Code of the Russian Federation (hereinafter — the Air Code of the Russian Federation) and in the Civil Code of the Russian Federation (hereinafter — the Civil Code of the Russian Federation), which do not allow in practice to solve the existing problems in organizing the use of unmanned aircraft in the system of the Russian Emergencies Ministry, and options for their editing are also proposed. It has been suggested that the proposed changes will help solve the pressing problems of organizing the use of unmanned aircraft in the system of the Russian Emergencies Ministry.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

УДК 364.467

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

О.Н. Ведышева

кандидат юридических наук, доцент, доцент Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: о.vedyshevaQamchs.ru

В.В. Кашарный

кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: vv.kasharnyQamchs.ru

Т.Ю. Краличкина

научный сотрудник Института развития МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: t.kralichkinaQamchs.ru

А.Г. Кради нов

преподаватель кафедры (аэронавигации и беспилотных авиационных систем) Академия гражданской защиты МЧС России имени Д.И. Михайлика

Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск, ул. Соколовская, стр. 1А E-mail: а.kradinovQamchs.ru

Аннотация. В статье представлены результаты исследования правового режима использования воздушного пространства Российской Федерации беспилотными воздушными судами (далее — ВВС) МЧС России на основе действующего национального воздушного законодательства и смежных отраслей российского права с учетом международных источников в данной сфере. Авторами статьи выявлены «слабые» места в Воздушном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ) и в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), которые не позволяют на практике разрешить существующие проблемы по организации применения беспилотной авиации в системе МЧС России, а также предложены варианты по их редакции. Высказано предположение, что предлагаемые изменения помогут разрешить насущные проблемы по организации использования беспилотной авиации в системе МЧС России. Ключевые слова: правовой режим воздушного пространства, беспилотные воздушные суда, Воздушный кодекс Российской Федерации, Конвенция о международной гражданской авиации, авиационный инцидент, авиационное происшествие, источники повышенной опасности. Цитирование: Ведышева О.Н., Кашарный В.В., Краличкина Т.Ю., Крадинов А.Г. Проблемные ситуации организации применения беспилотной авиации МЧС России и возможные пути их разрешения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2023. № 2 (57). С. 54 - 61.

Актуальность данной статьи раскрывается через выбранный авторами предмет исследования, находящийся в центре внимания государства и общества, знаменующий собой новый этап развития беспилотной авиации в системе МЧС России. В статье изложены результаты изучения и анализа норм действующего воздушного законодательства Российской Федерации и смежных отраслей права с целью должным образом урегулировать использование сегрегированного воздушного пространства с участием беспилотной авиации МЧС России и разрешить проблемные ситуации организации её применения.

Впервые юридическое осмысление понятия беспилотной авиации как гармоничного звена в системе гражданской авиации произошло 7 декабря 1944 года в Чикаго на конференции государств-участников, посвященной вопросам гражданской авиации, включая беспилотные летательные аппараты. Одним из ключевых вопросов в повестке конференции значился вопрос о необходимости развития в системе гражданской авиации новой отрасли - беспилотной авиации.

Участники конференции утвердили Конвенцию о международной гражданской авиации (далее — Чикагская конвенция).

В статье 8 данной Конвенции впервые была закреплена унифицированная формулировка понятия «беспилотный летательный аппарат». Данное определение предназначалось для государств-участников в качестве основополагающего стандарта в сфере формирования национального законодательства о беспилотной авиации.

Определение понятия беспилотного летательного аппарата (далее — БПЛА) изложено в следующей редакции: БПЛА - это «воздушное судно, которое выполняет свой полет без командира воздушного судна на борту и которое управляется дистанционно из другого места (с земли, борта другого воздушного судна, из космоса), либо запрограммировано и полностью автономно» [1]. Данное определение пополнило затем авиационную терминологию в сфере использования беспилотной авиации: беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем (далее — БАС) государств-участников.

В Чикагской конвенции, первом источнике воздушного права с участием беспилотной авиации, закреплены рекомендации по формированию национального воздушного законодательства, обращенные к государствам-участникам:

использовать в национальных кодексах единую авиационную терминологию в целях обеспечения комплексной безопасности международного воздушного пространства;

включать в национальные воздушные кодексы характеристики правового статуса внешнего пилота;

заменить используемые в прошлом и настоящем времени условные названия штатных должностных лиц, осуществляющих пилотирование беспилотных воздушных судов, пилотируемых с пункта дистанционного пилотирования (далее — ДПВС), на термины «внешний штурман», «внешний пилот», «внешний инженер», «наблюдатель ДПВС». Перечисленные рекомендации по разработке воздушного законодательства государств-участников в равной мере касаются и соблюдения Правил международных полетов. Федеральные авиационные правила России [2] гармоничны не только с ними, но и с нормами Чикагской конвенции. Сотрудничество государств-участников по фор-

мированию единых правовых основ международного воздушного законодательства с участием беспилотной авиации продолжается.

Авиационная терминология, используемая государствами-участниками в ходе формирования национального воздушного законодательства, с участием беспилотной авиации, опубликована в специальном глоссарии. Он входит в Приложение № 1 к Чикагской конвенции и является её неотъемлемой частью: «Циркуляр 328-АН/190 ИКАО» [3].

Международная организация гражданской авиации рекомендует государствам-участникам использовать при процессе правотворчества те или иные необходимые правовые новеллы в качестве основополагающих постулатов при редакции национальных воздушных кодексов. Российские законодатели в полной мере учитывали и учитывают предлагаемые рекомендации при формировании норм ВК РФ.

Однако в ВК РФ имеется одно существенное отступление от названных рекомендаций, которое допущено законодателями при классификации беспилотной авиации. Чикагская конвенция включила беспилотную авиацию в гражданский вид авиации. Российские же законодатели посчитали более обоснованным другой вариант, включив беспилотную авиацию МЧС России в статью 22 ВК РФ в качестве государственной. Авторы замечают, что при этом были сделаны отступления от основополагающего принципа классификации авиации, примененного самими же законодателями при разграничении авиации на гражданскую авиацию и государственную: «принцип целевого использования».

Включение беспилотной авиации МЧС России в государственный вид авиации, с точки зрения теории права, вызывает многочисленные споры правоведов с момента появления новой отрасли авиации и до настоящего времени. При этом спорящие стороны преследуют одну цель: объективно определить и сформулировать в теории права единые принципы классификации авиации.

Таким образом, спор профессионалов в области теории права носит академический характер и не влияет на практическое становление беспилотной авиации. В основе

обсуждений - правовое содержание статьи 21 «Гражданская авиация» и статьи 22 «Государственная авиация» ВК РФ. Первая закрепляет положение о том, что «гражданская авиация используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики», как это и рекомендует сформулировать Чикагская конвенция, включая в её состав беспилотную авиацию [1,3].

Вторая статья определяет назначение государственной авиации: используется в целях осуществления функций государства и обеспечения решений в области обороны страны. В перечень государственных задач включена задача «в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности» [4].

Авторы отмечают, что в том и другом случае в основу классификации авиации положен принцип её целевого использования. Но включение беспилотной авиации в государственный вид авиации, нарушает раннее применяемый принцип. Он заменяется в данном случае «принципом принадлежности права собственности на беспилотную авиацию»: если право собственности на неё принадлежит государству, то и вид авиации будет государственным. Авторы статьи считают данное определение критерия разграничения авиации на виды не вполне корректным.

Двойственный подход, применяемый к классификации авиации, противоречит классическим установкам теории права. «Разночтение» в применении критерия классификации беспилотной авиации, находящейся на оснащении МЧС России, ограничивает, по мнению авторов, самостоятельность в становлении её правового статуса как субъекта гражданских правоотношений. В дальнейшем эта ситуация может отрицательно отразиться на осуществлении сотрудничества с государствами-участниками в условиях развивающегося международного рынка [3].

Основное внимание при исследовании российского законодательства авторы уделили содержанию пункта 2 подпункта 2 статьи 13 ВК РФ, называемой в кругу спасателей

МЧС России «гирей на ногах». Данная статья имеет огромное практическое значение в работе спасателей, потому что не позволяет принимать оперативные решения с использованием ВВС до момента наступления чрезвычайной ситуации (далее — ЧС).

Проблема заключается в том, что названная правовая норма, устанавливает государственные приоритеты в использовании воздушного пространства России, исключая оперативное реагирование спасателей на усложняющуюся обстановку, которая на момент принятия решения не является, с точки зрения закона, чрезвычайной ситуацией, но близка к ней и может в любую секунду молниеносно перерасти в таковую.

Подпункты 1-4 пункта 2 статьи 13 ВК РФ «Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства» дают право выполнять полеты в уведомительном порядке использования воздушного пространства. При выполнении полетов на поисковые мероприятия и другие неотложные работы требуется разрешительный порядок использования воздушного пространства, что отнимает много времени и не позволяет реагировать подразделениям беспилотной авиации на применения ВВС в кратчайшие сроки. В указанной статье констатируется, что применения ВВС в уведомительном порядке осуществляется при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. При этом подразумевается, что должен быть объявлен «режим ЧС» органами государственной власти.

Напрашивается вывод: данная статья кодекса усложняет проблему по организации применения беспилотной авиации МЧС России и требует поиска возможных путей по её разрешению. Авторы предлагают новый вариант её редакции, содержащий дополненный текст подпункта 2 статьи 13 ВК РФ: «оказание помощи осуществляется при ЧС природного и техногенного характера, а также в случае возникновения угрозы ЧС природного и техногенного характера с целью ее предотвращения».

Авторы полагают, что заинтересованный подход законодателей к дальнейшему совершенствованию национального воздушного законодательства позволит более эф-

фективно развиваться беспилотной авиации МЧС России, перед которой поставлены серьезные государственные задачи. Они закреплены в юридических официальных документах. К таковым относятся:

Концепция развития и применения беспилотных авиационных систем, разработанная и принятая в 2016 году коллегией МЧС России [51;

Концепция интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающая интеграцию БАС с воздушными судами гражданской авиации [4];

Перечень поручений Президента РФ по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30.12.2022 [6].

Справедливо заметить, что при всем несовершенстве Воздушного кодекса РФ, он в совокупности с другими нормативно-правовыми актами в сфере регулирования полетов ВВС МЧС России, позволяет разрешать возникающие время от времени проблемы по обеспечению безопасности национального воздушного пространства. В частности, правовые новеллы кодекса постоянно обновляются и редактируются с учетом современных реалий. Так, например, Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 291-ФЗ внес существенную редакцию в соответствующие статьи Воздушного кодекса РФ о беспилотной авиации и исправил ранее допущенные недочеты, которые не соответствовали международным стандартам [7].

Более того, в Воздушном кодексе РФ используются единые авиационные термины и определения, которые строго соответствуют международным стандартам. Юридически точно и полно комментируются новые дефиниции о ВВС и БАС МЧС России. Некоторые дефиниции нормативно-правовых норм, касающиеся сферы применения беспилотной авиации МЧС России, изложены в ВК РФ в более краткой форме по сравнению с международными нормами, но это не влияет на их юридическое содержание. Впервые сформулированное определение БПЛА в российском воздушном кодексе по сравнению с текстом статьи 8 Чикагской конвенции более кратко по содержанию, но смысл в источниках передан одинаково точно [3].

Подобная редакция национальных воздушных кодексов государств-участников с учетом международных рекомендаций считается официально допустимой с учетом исчерпывающего и полного соблюдения других понятийных категорий в области использования беспилотной авиации. В ВК РФ включены такие международные понятия, как: «беспилотная авиационная система», «беспилотный летательный аппарат», «беспилотное воздушное судно», «внешний пилот», «сегрегированное воздушное пространство», «авиационный инцидент», «авиационное происшествие», авиационная безопасность» и др.

Однако некоторые тексты статей Воздушного кодекса РФ, принятые в более ранний период, чем появилась беспилотная авиация МЧС России, продолжают нуждаться в обновлении путем незначительного редактирования законодателями, особенно в части определения правового режима воздушного пространства с участием использования беспилотной авиации МЧС России.

Следует также отметить, что федеральные законы, связанные с регулированием использования сегрегированного воздушного пространства многочисленными субъектами с участием беспилотной авиации МЧС России, нуждаются в разработке дополнительных нормативно-правовых актов в соответствии с «Концепцией развития и применения беспилотных авиационных систем» [5].

Данная Концепция, принятая «чрезвычайным» ведомством России в 2016 году, стала началом развития нового направления в деятельности МЧС России. Сразу же были поставлены на оснащение современные ВВС и организована на базе высших учебных заведений МЧС России подготовка квалифицированных кадров по управлению беспилотными воздушными судами. Процесс обучения будущих внешних пилотов включил и включает в настоящее время использование новейших технологий дистанционного обучения. Активные действия МЧС России по организации беспилотной авиации и обучению для неё будущих профессионалов дали достойные результаты.

В настоящее время во всех подразделениях МЧС России используются ВВС для вы-

полнения государственных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они стали незаменимыми в сфере предупреждения и ликвидации ЧС различного характера. В регионах страны круглосуточно ведется наблюдение за природными зонами, в которых отмечается высокая степень риска по возникновению ЧС; мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки; организован мониторинг районов возможных химических и радиационных аварий, а так же осуществляется аэрофотосъемка заданных районов и доставка малогабаритных грузов по назначению во время различных ЧС. Внешние пилоты ВВС МЧС России принимают активное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в поиске и спасении пострадавших [8]. Смелой инициативой МЧС России стало «включение авиационного компонента в состав Арктической группировки МЧС России, составляющей единство перспективных беспилотных авиационных систем, позволяющих взаимодействовать с силами и средствами других ведомств» [9].

Концепция интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации на период до 2030 года, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.10.2021 г. № 2806-р (в ред. от 05.12.2022 г.) предусматривает процедуру поэтапной интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство России [4]:

на первом этапе (с октября 2021 года по 2023 год) - будут осуществлены организационные меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полетов беспилотных воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время внедряются специальные сервисы для электронной регистрации и учета ВВС и БПЛА;

на втором этапе (с 2023 года по 2027 год) -будет организована разработка и внедрение технологий для обеспечения безопасности полетов ВВС и БПЛА, а также разработка соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования воздушного пространства России при совместных полетах ВВС МЧС России и воздушных судов гражданской авиации;

на третьем этапе (до 2030 года) - планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полетов ВВС, внедрить технологии в части управления полетами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, принять нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.

Намеченные правительством этапы интеграции беспилотной авиации с гражданской авиацией в едином воздушном пространстве Российской Федерации, по мнению авторов, должны сопровождаться совершенствованием соответствующих норм законодательства, которое будет способно оказывать действенную помощь в интегрировании гражданской авиации и БАС.

Согласно поручению Президента Российской Федерации Банку России совместно с Минфином России и Минтрансом России рекомендовано создать систему страхования беспилотных авиационных систем и гражданской ответственности лиц, осуществляющих их эксплуатацию.

Авторы статьи поддерживает данную инициативу по созданию системы страхования и интегрирования гражданской и беспилотной авиации в рамках совершенствования и формирования законодательства, регулирующего данный процесс, а также принимают активное участие в обсуждении проектов будущих законов и в разработке проектов нормативно-правовых актов, касающихся развития беспилотной авиации в системе МЧС России.

Авторы статьи, исследовав национальное и международное воздушное законодательства, а также смежные отрасли российского права с целью разрешения имеющихся проблем по организации применения беспилотной авиации в системе МЧС России, подготовили следующие предложения по реализации поручения Президента Российской Федерации о создании системы страхования беспилотных авиационных систем и гражданской ответственности лиц, осуществляющих их эксплуатацию [6].

1. По мнению авторов статьи исполнение данного поручения следует начать с устранения пробелов в Гражданском кодексе РФ. В настоящее время в нем отсутствуют такие дефиниции как «беспилотная авиация», «беспи-

лотные авиационные системы», «беспилотные воздушные суда». Поэтому обладатели ВВС не могут являться субъектами гражданских правоотношений. Более того, в статье 1079 ГК РФ об источниках повышенной опасности, ВВС МЧС России не названы в качестве таковых. Источниками повышенной опасности являются «юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих...» [10].

На практике беспилотные воздушные суда МЧС России являются источниками повышенной опасности и должны быть включены в указанную статью после видов наземного транспорта. Устранение названного пробела повлечет существенное изменение в правовом статусе пользователей ВВС как в системе страхования ВВС, так и в регулировании видов гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами.

Авторы статьи убеждены, что новая редакция статьи 1079 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих», позволит беспилотной авиации МЧС России стать равноправным субъектом гражданских правоотношений.

2. Авторами статьи предложена для обсуждения новая редакция подпункта 2 пункта 2 статьи 13 ВК РФ. Действующая редакция закрепляет государственные приоритеты в использовании воздушного пространства России в условиях чрезвычайной ситуации, оставляя без внимания бедствия, которые могут перерасти в ЧС, но таковыми на момент принятия решения не являются. Дан-

ная норма не позволяет подразделениям МЧС России оперативно реагировать на создавшуюся ситуацию с применением ВВС. Подпункты 1-4 пункта 2 статьи 13 ВК РФ позволяет разрешить существующую проблему путем внесения в текст подпункта 2 статьи 13 В К РФ дополнения в следующей редакции: «оказание помощи осуществляется при ЧС природного и техногенного характера, а также в случае возникновения угрозы ЧС природного и техногенного характера с целью ее предотвращения».

Таким образом, на основе результатов проведенного исследования международного и национального воздушного законодательства, принимая во внимание смежные отрасли российского права, а также опираясь на практику по организации применения беспилотной авиации в системе МЧС России, в данной статье представлены конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию Воздушного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также по выполнению поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем.

Авторы статьи надеются, что их предложения и рекомендации могут быть использованы для разрешения острых проблем в действующем законодательстве, которое в свою очередь позволит более эффективно решать государственные задачи, изложенные в «Концепции интеграции беспилотной авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации» на период до 2030 года [4] в указанной сфере.

Литература

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 ЖЮ-ФЗ (ред. от 08.06.2020) [Электронный ресурс] - Режим доступа:Ьйрв:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 13744/ (дата обращения 06.03.2023).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2021) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98957/ (дата обращения 06.03.2023).

3. Конвенция о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. и доп. на 01.01.2000) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133602/ (дата обращения 06.03.2023).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.10.2021 № 2806-р (ред. от 05.12.2022) «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных су-

дов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции в части развития технологий» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https: / / www.consultant.ru / document / cons_doc_L AW_397613/f62ee45faefd8e2al Id6d88941ac66824f84 8Ьс2/ (дата обращения 06.03.2023).

5. Концепция развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России на период до 2020 года, утверждена МЧС России 16.09.2016 № 20/IV. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: / / cyberleninka.ru / article/п/opyt-primeneniya-bespilotnyh-vozdushnyh-sudov-mchs-rossii-pri-provedenii-avariyno-spasatelnyh-rabot (дата обращения 06.03.2023).

6. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития беспилотных авиационных систем от 30.12.2022. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.kremlin.ru (дата обращения 06.03.2023).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 №291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200651/ (дата обращения 06.03.2023).

8. Картеничев А.Ю. Беспилотные авиационные системы на страже России //Журнал «Системы безопасности» 2019 № 2 (126). С. 60 - 61.

9. Григценко Г.А. Правовое регулировании беспилотных летательных аппаратов: российский подход и мировая практика // Вестник университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) 2019 № 12. (199) С. 129 - 136.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. 16.04.2022) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 06.03.2023).

PROBLEM SITUATIONS IN THE ORGANIZATION OF THE USE OF UNMANNED AIRCRAFT OF THE EMERCOM OF RUSSIA AND POSSIBLE WAYS OF THEIR SOLUTION

Olga VEDYSHEVA

candidate of legal sciences, associate professor,

associate professor of the development

Institute of the EMERCOM of Russia

The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia

named after D.I. Mikhailika

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A

E-mail: o.vedyshevaQamchs.ru

Tatiana KRALICHKINA

researcher of the development

Institute of the EMERCOM of Russia

The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia

named after D.I. Mikhailika

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A

E-mail: t.kralichkinaQamchs.ru

Vyacheslav KASHARNY

candidate of technical sciences, associate professor,

leading researcher of the development

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of the EMERCOM of Russia

The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia

named after D.I. Mikhailika

Address: 141435, Moscow region, city Khimki,

md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A

E-mail: vv.kasharnyQamchs.ru

Alexander KRADINOV

lecturer of the department (air navigation and unmanned aerial systems)

The Civil Defence Academy of EMERCOM of Russia named after D.I. Mikhailika Address: 141435, Moscow region, city Khimki, md. Novogorsk, st. Sokolovskaya, building 1A E-mail: a.kradinovQamchs.ru

Abstract. The article presents the results of a study of the legal regime for the use of the airspace of the Russian Federation by unmanned aircraft (hereinafter — UAVs) of the Russian Emergencies Ministry based on the current national air legislation and related branches of Russian law, taking into account international sources in this area. The authors of the article identified "weak"points in the Air Code of the Russian Federation (hereinafter — the Air Code of the Russian Federation) and in the Civil Code of the Russian Federation (hereinafter — the Civil Code of the Russian Federation), which do not allow in practice to solve the existing problems in organizing the use of unmanned aircraft in the system of the Russian Emergencies Ministry, and options for their editing are also proposed. It has been suggested that the proposed changes will help solve the pressing problems of organizing the use of unmanned aircraft in the system of the Russian Emergencies Ministry.

Keywords: legal regime of the airspace, unmanned aerial vehicles, Air Code of the Russian Federation, Convention on International Civil Aviation, aviation incident, aviation accident, sources of increased danger.

Citation: Vedysheva O.N., Kasharny V.V., Kralichkina T.Y., Kradinov A.G. Problem situations in the organization of the use of unmanned aircraft of the EMERCOM of Russia and possible ways of their solution // Scientific and educational problems of civil protection. 2023. № 2 (57). S. 54 - 61.

References

1. Air Code of the Russian Federation No. 60-FZ dated March 19, 1997 (as amended on June 8, 2020) [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (date of access: 06.03.02023).

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 138 dated March 11, 2010 (as amended on December 2, 2020) "On Approval of the Federal Rules for the Use of the Airspace of the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from June 9, 2021) [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98957/ (date of access: 06.03.2023).

3. Convention on International Civil Aviation (concluded in Chicago on 07.12.1944) (as amended and supplemented on 01/01/2000) [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 133602/(date of access: 06.03.2023).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05.10.2021 No. 2806-r (as amended on 05.12.2022) "On approval of the Concept for the integration of unmanned aerial vehicles into the single airspace of the Russian Federation and the implementation plan for the Concept in terms of technology development"[Electronic resource] - Regime Access: https: / / www.consultant.ru / document / cons_doc_L AW_397613/f62ee45faefd8e2al Id6d88941ac66824f84 8bc2/ (date of access: 06.03.2023).

5. The concept of development and use of unmanned aerial systems of the Ministry of Emergency Situations of Russia for the period up to 2020, approved by the Ministry of Emergency Situations of Russia on September 16, 2016 No. 20/IV. [Electronic resource] -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-bespilotnyh-vozdushnyh-sudov-mchs-rossii-pri-provedenii-avariyno-spasatelnyh-rabot (date of access: 06.03.2023).

6. List of instructions of the President of the Russian Federation on the development of unmanned aerial systems dated 30.12.2022. [Electronic resource] - Access mode: www.kremlin.ru (date of access: 06.03.2023).

7. Federal Law of the Russian Federation of July 3, 2016 No. 291-FZ "On Amendments to the Air Code of the Russian Federation "[Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200651/ (date of access: 06.03.2023).

8. Kartenichev A.Y. Unmanned aerial systems on guard of Russia // Journal "Security Systems"2019 No. 2 (126). S. 60-61.

9. Grishchenko G.A. Legal regulation of unmanned aerial vehicles: Russian approach and world practice // Bulletin of the University named after O.E. Kutafin (MGYuA) 2019 No. 12. (199) S. 129 - 136.

10. Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on April 16, 2022) [Electronic resource] - Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (date of access: 06.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.