Научная статья на тему 'Проблемные ситуации на рынке авиационного страхования'

Проблемные ситуации на рынке авиационного страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Наталья Ивановна, Купрюхина Людмила Ивановна

Раскрывается сущность актуальных проблем на рынке авиационного страхования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM SITUATIONS IN THE MARKET OF AVIATION INSURANCE

The significance of aviation insurance and its role in the financial-economic relations of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемные ситуации на рынке авиационного страхования»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 129

УДК 368.24

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ АВИАЦИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

НИ. ЗАХАРОВА, ЛИ. КУПРЮХИНА Статья представлена доктором экономических наук, профессором О.В. Репиной

Раскрывается сущность актуальных проблем на рынке авиационного страхования в России.

Динамично развивающаяся экономика России выдвигает перед транспортной системой страны дополнительные требования не только к повышению пропускной способности инфраструктуры, но и к внедрению новых технологий, инновационных решений, повышению качества обслуживания и снижению административных барьеров и качества планирования. В нашей стране с её огромной территорией и удаленностью некоторых районов от политических и экономических центров страны, именно воздушный транспорт всегда играл особую роль. Он относится к тем отраслям, от которых зависит обороноспособность и целостность государства.

В условиях жестокой конкуренции с зарубежными компаниями гражданская авиация ежегодно наращивает авиаперевозки в России на 8-10 %. Анализ показывает, что авиационная мобильность населения России значительно уступает Европейским странам и США. Основными причинами такой ситуации можно отметить дефицит провозных емкостей, низкую эффективность существующего воздушного парка и высокий износ инфраструктуры, что в свою очередь негативно отражается на обеспечении безопасности полетов.

Государственная Дума Российской Федерации приняла изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации по увеличению страховых выплат на воздушном транспорте до общемировых стандартов (не менее 2-х миллионов рублей в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров). Комплексное решение вопросов государственной политики в области авиационного страхования должно найти отражение в отдельном федеральном законе «Об обязательном страховании ответственности перевозчиков», проект которого в настоящее время активно разрабатывается совместно с Министерством финансов.

Авиационное страхование продолжает оставаться рисковым, о чем свидетельствует сложившаяся ситуация, при которой на общем фоне старения российского самолетного парка любая крупная авиакатастрофа может повлечь за собой крах в первую очередь авиакомпании, а не страховщика, т.к. у него страховые риски предусмотрительно перестрахованы. Так, теперь при ежегодном обновлении лицензии на авиаперевозки в Министерстве транспорта Российской Федерации требуются договоры страхования техники. При этом любая авиакомпания сама определяет стоимость каждого самолета. А поэтому сбитый над Черным морем самолет Ту-154 компании «Сибирь» был застрахован всего на 7 млн. рублей.

Имеются факты страхования небольших самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2 на суммы, незначительно превышающие стоимость полного бака горючего этих воздушных судов. Все это свидетельствует о том, что формальности соблюдены, договор страхования техники есть. Кроме того, подобным образом небольшими авиакомпаниями продляется ресурс самолетов, при этом создается реальная угроза «запрограммированной катастрофы». В таких ситуациях обычно участвуют небольшие страховые организации, которые открыто лоббируют свои интересы, при этом качество страхования практически не берется во внимание. При наступлении страховых событий у таких страховых компаний не хватит собственных средств на покрытие убытков. Такие страховые компании только делают вид, что занимаются авиационным страхованием, а это не имеет никакого отношения к безопасности полетов и надежности летного парка.

Крупный же страховщик на подобные действия не пойдет и не выдаст полис на самолет, уже отлетавший свой срок. Они оформляют страховые полисы на воздушные суда или пассажиров на основании серьезных расчетов с перестрахованием этих рисков, что позволяет им выполнять свои обязательства по договорам страхования. Серьезная страховая организация всегда учитывает, насколько реален ресурс самолета, нет ли предпосылок к тому, чтобы полеты выполнялись с отклонением от условий эксплуата-

ции, и стимулирует целевыми выплатами, снижением страховых платежей тех страхователей, которые обеспечивают по-настоящему высокую безопасность полетов. Многие российские страховые компании, работающие на «проценте» по принципу брокеров, почти все собранные ими страховые премии отдают перестраховочным компаниям, чаще всего зарубежным. В подобной ситуации авиакомпании, желающие по-настоящему застраховать свои самолеты, не нуждаются в посредниках и могут напрямую обращаться к лидерам рынка авиационного страхования и при этом обеспечить немалую экономию средств.

В настоящее время около половины суммы всех собираемых страховых премий российские страховые компании отправляют за рубеж, передавая риски в перестрахование своим зарубежным коллегам. И это некоторым образом оправдывается. Авиастрахование является уделом избранных страховых компаний еще и в виду сложности правильной оценки риска. Далеко не каждый страховщик имеет своих квалифицированных специалистов, способных выполнить столь сложную работу. Поэтому крупные компании оформляют страхование воздушных судов и пассажиров и оптом перестраховывают риски, что позволяет им применять более низкие тарифы. Все это приводит к тому, что фактически российские страховщики работают в качестве посредников, зарабатывая не собственно на страховании, а на разнице между страховым тарифом, который оплачивает авиакомпания, и тарифом перестраховщиков.

В недалеком будущем возможно российские авиакомпании получат возможность обращаться напрямую к иностранным страховщикам (через дочерние российские компании) и потребность в посредниках отпадет сама собой. И эта ситуация будет более острой по причине того, что старые российские самолеты в перспективе постепенно будут вытесняться аэробусами, доля зарубежного перестрахования будет еще выше. Это связано с тем, что сделки по приобретению зарубежных самолетов финансируются, как правило, крупными зарубежными банками, которые требуют размещения значительной доли риска в компаниях с высочайшим уровнем надежности, каковых, по их мнению, в нашей стране нет, а поэтому российские авиакомпании будут вынуждены обращаться в ведущие зарубежные страховые организации.

Многие опытные специалисты в области авиационного страхования, как авиапредприятий, так и страховых компаний, склоняются к общей мысли о необходимости нормального и здорового протекционизма со стороны государства по отношению к серьезным отечественным страховщикам, более существенного государственного контроля за тем, какие объекты и на какие суммы страхуются. Сегодня непозволительно доверять такой сложный вид страхования, как страхование авиационных рисков, случайным людям из случайных страховых организаций.

Страховые компании, которые не имеют специалистов-профессионалов в авиационном деле и которые с грубыми нарушениями и за незначительные денежные средства заключают договоры страхования воздушных судов и ответственности авиакомпаний, подрывают авторитет своих более серьезных и думающих о будущем коллег, ставят под сомнение саму идею страхования полетов, не задумываясь о том, что рано или поздно придет пора платить по обязательствам. Делать это необходимо и в интересах государства и его граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60/ФЗ/РГ от 26.03.1997 г. (с последующими изменениями).

2. Авиационный и космический рынки страхования - итоги, проблемы и перспективы. Материалы конференции РААКС. - М., 2006.

3. www.allinsurance.ru.

4. АвиаПорт.ги.

5. Ежегодник АТО. - М., 2007.

PROBLEM SITUATIONS IN THE MARKET OF AVIATION INSURANCE

Zakharova N.I., Kupryuhina L.I.

The significance of aviation insurance and its role in the financial-economic relations of Russia are considered.

Сведения об авторах

Захарова Наталья Ивановна, окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт (1974), кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Владикавказского института управления, автор 10 научных работ, область научных интересов - страхование как составляющая часть финансов государства.

Купрюхина Людмила Ивановна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1966), кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 54 научных работ, область научных интересов - актуальные проблемы экономического развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.