Научная статья на тему 'Проблемные дети: почему их становится всё больше?'

Проблемные дети: почему их становится всё больше? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1528
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАЛЬНОЕ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / ФОРМЫ ДИЗОНТОГЕНЕЗА / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Глозман Ж.М.

В статье уточняется понятие «Проблемный ребёнок» и его место в ряду различных проявлений дизонтогенеза. Рассматриваются социальные и биологические механизмы дизонтогенеза и подходы к их профилактике и коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные дети: почему их становится всё больше?»

Проблемные дети: почему их становится всё больше?

Ж.М. Глозман

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

имени А.Р. Лурия, Москва, Россия Glozman@mail.ru

Аннотация: В статье уточняется понятие «Проблемный ребёнок» и его место в ряду различных проявлений дизонтогенеза. Рассматриваются социальные и биологические механизмы дизонтогенеза и подходы к их профилактике и коррекции. Ключевые слова: нормальное и отклоняющееся развитие ребенка, формы дизонтогенеза, профилактика и коррекция.

Введение. «Дети - наше будущее» - расхожая фраза педагогов, психологов, социологов, политиков и общественных деятелей. Однако в их текстах и выступлениях, посвящённых детям, всё больше ощущается тревога. И это не случайно. По данным Минздравсоцразвития, в России количество нормальных родов не превышает 36,8%, а распространённость перинатального поражения нервной системы у детей колеблется от 45 до 80%. «Неблагоприятно протекающие беременность и роды оказывают часто более пагубное воздействие на нервную систему и психику человека, чем эндо- и экзогенные факторы в постнатальном периоде» (Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. 2009, с.7.) За рубежом цифры перинатальной патологии ниже, но все авторы во всём мире отмечают неуклонный рост числа детей, не имеющих клинических диагнозов, но демонстрирующих выраженные признаки дезадаптивного поведения и трудности обучения. Это - так называемые «проблемные или атипичные дети», составляющие группу риска последующего патологического развития (Rourke, 1985; Tapio, 1988; Сантана, 1991; Глозман, 2009). По данным департамента образования США за последние годы процент таких детей вырос в 3 раза (Цит. по Ахутина, Пылаева, 2003, с. 183).

К неблагоприятным психологическим новообразованиям или проявлениям дезадаптации у детей, кроме неуспешности в школьных дисциплинах, относятся негативизм, трудности контактов со сверстниками или взрослыми, отказ от посещения детского сада или школы, страхи, повышенная возбудимость или тормозимость и т.д.

Терминологические проблемы. Возникает вопрос: можно ли относить проблемных детей к группе нормы? Термины «атипичное развитие, иррегулярное психическое развитие или проблемные дети» понимаются в современной нейропсихологии как

«... неподчиненность определенному положению, порядку, неравномерность, возникающие в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и несвязанные с какой-либо патологией мозга или психики ребенка» (Микадзе, Корсакова, 1994, с. 5-6). При хороших компенсаторных возможностях и благоприятных условиях развития (здоровье-сберегающие технологии обучения, отсутствие завышенных требований, превышающих адаптивные возможности) ребенок из этой пограничной субпопуляции может достичь средне нормативных показателей, в противоположном случае возникают грубые проявления дизонтогенеза и социальной дезадаптации, требующие для их преодоления помощи нейропсихолога, а иногда и невропатолога или психиатра. Термины «аномальное и отклоняющееся развитие» характеризуют дизонтогенез, вызываемый пороками развития в период, когда морфологические системы детского организма еще не достигли зрелости.

Основные причины дизонтогенеза. По своей этиологии дизонтогенез подразделяется на:

1. Дизонтогенез биологической природы:

- хромосомные аберрации, наследственные заболевания мозга;

- внутриутробные поражения;

Важно, что «одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды внутриутробного онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития" (Лебединский, 1985, с. 9). Особенно чувствителен к патологическим воздействиям период первой трети беременности - период максимальной клеточной дифференциации;

- перинатальные нарушения (патологии родов);

- повреждения развития (черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, прогрессирующая гидроцефалия, тяжелые неврологические или соматические заболевания в раннем детстве);

- сенсо-моторная депривация (тугоухость, слабовидение, дефекты моторики).

2. Дизонтогенез социальной природы включает:

- педагогическую запущенность;

- педагогические аберрации - преждевременное обучение ребенка письму и чтению или чрезмерные физические (спортивные) нагрузки, не соответствующие уровню психофизиологического развития ребенка,

- культурную и эмоциональную депривацию (часто у детей, воспитывающихся в домах ребенка);

- нарушения общения в семье (излишняя авторитарность и требовательность, эмоциональная холодность вплоть до отторжения ребенка, гиперопека и гипертревожность родителей и др.

- билингвизм, когда с первых дней жизни ребенок находится в двуязычной среде, то есть вынужден усваивать параллельно две языковые системы.

Логика развития современной нейропсихологии состоит в том, чтобы заменить монокаузальный подход в интерпретации наблюдаемых феноменов их поли-каузальным анализом, чтобы определить, как различные биологические и социальные причины дизонтогенеза взаимодействуют, определяя характер аномального развития конкретного ребенка. Болезнь, вызывая нарушения, прежде всего, биологической линии развития, вызывает препятствия для социально-психологического развития ребенка - усвоения знаний и умений, формирования личности. С другой стороны, неправильное или несвоевременное психолого-педагогическое воздействие способствует задержке или искажению формирования функциональных систем ребенка Как нейропсихолог может помочь проблемному ребёнку? Нейропсихолог, вооруженный знаниями онтогенеза (морфо - и функциогенеза) различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций у детей с целью решения следующих задач:

- Описание индивидуальных особенностей и диагностика состояния психических функций в норме и при различных отклонениях (атипиях) психического функционирования;

- Определение дефицитарного (несформированного) блока мозга (в Луриевском понимании термина), первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции, составляющие зону риска их выпадения (недоразвития) как в результате страдания данной функциональной системы, так и из-за нарушения (ослабления, недоразвития) ее связей с интактными функциональными системами;

- Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний центральной нервной системы, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования;

- Постановка топического диагноза органического поражения или дефицитарности (недоразвития, атипичного развития) мозговых структур;

- Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дезадаптации, школьной неуспеваемости и др.;

- Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза коррекционных мероприятий, а также методов профилактики развития и углубления дефектов;

- Разработка и применение систем дифференцированных и индивидуализированных методов коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

- Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др. Успешное решение этих задач обуславливает необходимость ранней

нейропсихологической диагностики состояния психического функционирования ребенка. Библиография

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. 2003 Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций. // А.Р. Лурия и психология 21 века. Доклады 2-й Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Р. Лурия. / Под. ред. Т.В. Ахутиной и Ж.М. Глозман. М. С. 181-189. Глозман Ж.М. 2009. Нейропсихология детского возраста. М. Лебединский В.В. 1985.Нарушения психического развития у детей. М. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. 1994. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М.

Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. 2009. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. М.

Сантана Р.А. 1991. Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости в начальных

классах. - Дисс. канд. психол. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова.

Rourke G.P. (Ed.) 1985. Neuropsychology of learning disabilities. NY.

Tapio K. 1988. Learning disabilities in children: An empirical subgrouping. Turku

Выполнено при поддержке гранта РНФ, проект 14-18-03253 и гранта РГНФ, проект 1506-10626.

The ECERS Definition of Quality and International Use

Debby Cryer, Ph.D. Environment Rating Scales Institute, Chapel Hill, NC, USA

The Environment Rating Scales are instruments used to assess the quality of early childhood program quality. Although there are many separate indicators that are to be observed when using the instrument, in reality the scales measure three important components of quality that all children need for a wide range of successful development. In this presentation, the three components of quality will be defined, and the use of the scales internationally will be highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.