Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салахиева А.Р., Усова М.Г.

Данная статья посвящена анализу действующего российского и международного законодательства о международном усыновлении, а также практики его применения. Авторами рассматриваются ключевые проблемы, возникающие на практике при усыновлении детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. Предложены основные пути решения поставленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ»

Салахиева А.Р.

студент

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

г. Саратов, Россия Усова М.Г. студент

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»

г. Саратов, Россия

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСЫНОВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Аннотация

Данная статья посвящена анализу действующего российского и международного законодательства о международном усыновлении, а также практики его применения. Авторами рассматриваются ключевые проблемы, возникающие на практике при усыновлении детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. Предложены основные пути решения поставленных проблем.

Ключевые слова: международное усыновление, международное частное право, семейное право, иностранные граждане, лица без гражданства.

Salakhieva A.

Student

Saratov State Law Academy Saratov, Russia Usova M.

Student

Saratov State Law Academy Saratov, Russia

MAIN ISSUES OF THE ADOPTION PROCESS IN THE INTERNATIONAL PRIVATE LAW

Abstract

This article aims at analyzing current Russian and international legislation regulating the sphere of international adoption and its implementation practice. Authors research key issues connected with the practice of Russian children adoption

by foreign citizens or stateless people. Main ways of legislation improvement are offered.

Keywords: international adoption, international private law, family law, foreign citizens, stateless people.

Процесс усыновления детей требует повышенного внимания со стороны законодателя и правоприменителя в связи с необходимостью защиты прав и законных интересов детей, а проблема усыновления детей иностранными гражданами в настоящее время особенно актуальна.

Особая социальная значимость данного вопроса обусловлена наличием случаев, получающих широкий общественный резонанс, в данной сфере, связанных как с ненадлежащим выполнением иностранными усыновителями своих родительских обязанностей, так и проявлениями жестокости и насилия в отношении усыновленных ими российских детей. В то же время осуществление контроля за исполнением таких обязанностей затрудняется в виду, во -первых, географической отдаленности, и, во-вторых, сложностей взаимодействия нескольких правовых систем.

Именно поэтому необходимо наличие и надлежащее функционирование соответствующих правовых механизмов, обеспечивающих защиту прав и свобод детей, усыновляемых иностранными гражданами, а также учитывающих при этом интересы самих детей.

Что касается международных актов, то, в первую очередь, действует Конвенция о правах ребенка, которая также предусматривает возможность передачи ребенка на воспитание или усыновление в другой стране, но при условии, что «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным» [4].

Основные принципы Конвенции были восприняты и развиты Гаагской конвенцией о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, которая закрепляет порядок признания усыновления, его правовые последствия, порядок использования личных данных при усыновлении и пр [1]. В то же время необходимо отметить, что данная Гаагская конвенция была подписана РФ, но не ратифицирована.

Данные положения схожи с положениями российского законодательства. Так, в настоящее время Семейный кодекс РФ в ч. 4 ст. 124 устанавливает, что допускается усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства только в случаях, когда отсутствует возможность усыновления таких детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающим на

территории Российской Федерации, либо родственникам этих детей независимо от их гражданства и места жительства [7].

Также для передачи ребенка на усыновление иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, необходимо соблюдение двенадцатимесячного срока с момента поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Также на иностранных усыновителей распространяются общие требования (возраст, дееспособность, состояние здоровья и пр.), а также общий порядок усыновления. Особенности установлены в ст. 165 Семейного Кодекса.

В частности, устанавливается, что при регулировании отношений по усыновлению или удочерению российского ребенка иностранными гражданами на территории РФ применяется законодательство государства усыновителя, но при соблюдении общих положений Семейного кодекса об усыновлении и положений соответствующего международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей (при наличии).

Если же иностранный усыновитель состоит в браке с гражданином РФ, к таким отношениям по усыновлению применяется российское законодательство как к гражданам РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором.

Также в случаях, когда ребенок проживает за пределами РФ, усыновление может быть произведено компетентным органом иностранного государства, но только при условии получения предварительного разрешения на такое усыновление от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.

В случае, когда речь идет об усыновлении российскими гражданами ребенка с иностранным гражданством, для такого усыновления необходимо согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства гражданства ребенка.

Особо примечательна ч. 2 данной статьи, которая устанавливает возможность запрета усыновления ребенка или его отмены независимо от гражданства усыновителя, если «в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ» [7]. Данное положение выступает продолжением части 2 статьи 61 Конституции РФ, гарантирующей

покровительство и защиту со стороны РФ в отношении несовершеннолетних усыновленных и находящихся за границей [5].

Также статья 165 Семейного кодекса в части 3 предусматривает необходимость контроля за соблюдением прав и законных интересов детей -граждан РФ, усыновленных иностранными гражданами и находящихся за пределами РФ. Защита их прав и законных интересов осуществляется консульскими учреждениями РФ в соответствующих государствах, где усыновленные дети должны состоять на учете до достижения ими совершеннолетия.

Так, действующее законодательство во многом соответствует международным стандартам, однако, как уже упоминалось, на практике возникают определенные проблемы.

В первую очередь, важным проблемным вопросом является обеспечение надлежащего контроля за соблюдением прав и законных интересов усыновленных детей.

Как уже упоминалось, такой контроль в настоящее время осуществляют консульские учреждения РФ в соответствующих государствах. Иностранные усыновители обязаны предоставлять в консульские учреждения соответствующие отчеты. Однако в то же время, фактически, отсутствует санкция за непредставление такого отчета (такая «санкция» как отмена усыновления не может быть применима в таком случае, так как представляется чрезмерной), а также отсутствуют механизмы защиты от предоставления недостоверных сведений в таком отчете.

Более того, зачастую консульские учреждения не учитывают культурные различия между менталитетом ребенка и его усыновителей. Именно поэтому не принимается во внимание первоначальное воспитание, ценности, религиозные, этические, психологические убеждения ребенка и тот факт, что они могут значительно отличаться от ценностей, принципов и убеждений жителей страны, в которую его привезли усыновители. В результате ребенок, не знающий языка и реалий новой страны, испытывает значительный шок.

Именно поэтому в теории международного частного права высказывается идея о том, что необходимо создание единого международного органа или организации, который бы регулировал вопросы, возникающие в ходе международного усыновления (например, подтверждение документов, обеспечение взаимодействия между государствами и пр.), а также осуществлял бы последующий контроль за соблюдением прав и законных интересов усыновленных [8, с. 112].

На наш взгляд, учреждение такого органа обосновано и способствовало бы разрешению многих спорных вопросов, возникающих в процессе международного усыновления. Создание такого органа возможно на базе ООН как развитие положений Конвенции ООН о защите прав ребенка. Также особо важно развитие полномочий такого органа в сфере досудебного разрешения споров - очевидны перспективы развития медиации в рамках споров о международном усыновлении для поддержания семейных отношений.

Другой проблемой является вопрос участия посредников в процессе усыновления.

Статья 126.1 Семейного кодекса РФ устанавливает недопустимость осуществления посреднической деятельности в процессе усыновления детей.

При этом под посреднической деятельностью понимается «любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей» [7].

В то же время законодатель устанавливает некоторые исключения. Так, посреднической деятельностью не является деятельность:

- органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

- специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности.

Однако деятельность таких органов не может осуществляться в коммерческих целях. Порядок их деятельности и основные положения об осуществлении контроля за их деятельностью устанавливаются Правительством РФ. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» [6].

В соответствии с положениями данного Постановления, контроль за деятельностью органов и организаций иностранных государств по усыновлению российских детей осуществляется в форме мониторинга и проверок, которые проводятся Министерством просвещения РФ, а также посредством выдачи соответствующих разрешений Министерством Юстиции.

Но в то же время отсутствуют какие-либо конкретные требования к таким организациям, лишь перечень документов, которые необходимо предоставить.

Несмотря на получивший широкий резонанс случай с калифорнийской организацией «Юнона», которая разыскивала информацию о российских детях и продавала ее агентствам по усыновлению, в современном российском законодательстве по-прежнему нет статьи за незаконное усыновление [3, с. 78].

Также, на наш взгляд, понятие «посреднической деятельности», закрепленное в статье 126.1 Семейного кодекса РФ, слишком широкое. Фактически, помимо органов, которые действуют в качестве исключения, возможно только личное участие усыновителей, а также привлечение в суд в рамках гражданского процессуального законодательства представителя и переводчика.

Более подходящим представляется определение, закрепленное в статье 32 Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления. Под посредничеством в ней понимается получение неоправданной финансовой или иной выгоды от деятельности, которая касается межгосударственного усыновления[1].

Именно поэтому за рубежом активно осуществляют свою деятельность специальные аккредитованные профессиональные организации, которые, как правило, ведут сопровождение данных усыновителей, осуществляют перевод документов, выступают по доверенности во всех органах и организациях, а также в суде, организовывают пребывание иностранных граждан в других государствах для осуществления усыновления и т.д.

На наш взгляд, деятельность таких организаций возможна и в Российской Федерации при условии внесения соответствующих изменений в законодательство. Такие организации могут стать своеобразным гарантом для обеспечения беспроблемного и максимального быстрого процесса усыновления, что особенно актуально, учитывая географическую отдаленность.

Следующей проблемой международного усыновления является фактическая невозможность отмены усыновления.

Так, если суд принимает решение об удовлетворении заявления об усыновлении иностранными гражданами в случае удовлетворения судом заявления иностранных граждан об усыновлении российского ребенка, органы ЗАГС в связи с этим вносят соответствующие изменения в запись о рождении ребенка и выдают обновленное свидетельство о рождении, где указываются усыновители в качестве родителей.

Однако после этого, когда ребенок выезжает с новыми родителями за пределы РФ, его судьбу сложно отследить.

Национальное законодательство некоторых иностранных государств (например, Испании) позволяет усыновителям вносить изменения в

национальные актовые записи о рождении детей, в результате чего в этих записях может отсутствовать указание об усыновлении ребенка. Италия не признает отмену усыновления.

Иными словами, если по каким-либо причинам решение российского суда об усыновлении будет отменено (например, в порядке надзора), то такой процедуры иностранное законодательство может не признавать.

Так, если иностранные граждане, усыновившие российского ребенка, не справятся с его воспитанием и содержанием либо по другим причинам окажутся не в состоянии воспитывать его, но не обратятся сами в суд России, ребенок остается в иностранном государстве и передается в другую семью либо социальное учреждение.

Таким образом, очевидно, что необходимо совершенствование российского законодательства в сфере международного усыновления. В то же время, необходимо отметить, что правовые системы некоторых современных государств в настоящее время начинают отказываться от института международного усыновления.

Подобный вопрос поднимался на обсуждение и в Государственной Думе

РФ.

В настоящее же время множество споров вызывает принятый в начале 2013 года так называемый «Закон Димы Яковлева» - Федеральный закон от 28 декабря «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [9].

Фактически, данный закон запрещает усыновление детей:

- гражданами США;

- лицами, состоящими в однополом браке;

- одинокими мужчинами и женщинами - гражданами государств, разрешающих однополые союзы.

Прочие условия усыновления одинаковы как для иностранных, так и для российских усыновителей.

Фактически, введение данного закона вызвало резкий спад иностранного усыновления в РФ. Так, в соответствии с данными Министерства просвещения, с 2013 по 2018 год число случаев усыновления иностранцами российских детей значительно сократилось: в настоящее время граждане многих стран (Великобритания, Канада, Ирландия, Финляндия, Швеция, Мальта, Словения и пр.) полностью отказались от усыновления российских детей. В то время как в 2012 году иностранными гражданами было усыновлено 2 604 российских ребенка, в 2018 году - лишь 289 [2].

В то же время, более чем за 20 лет существования института международного усыновления было усыновлено более 80 тысяч российских детей иностранными гражданами. Более того, как отмечает Шангареев А.Т., большинство детей, усыновленных иностранцами, обладали хроническими заболеваниями, являлись инвалидами или имели иные отклонения в психическом или физическом развитии [10, с. 38].

Таким образом, можно отметить, что в настоящее время уже очевидна тенденция на снижение числа случаев усыновления российских детей иностранными гражданами. Трудно сказать, позитивная ли это тенденция. С одной стороны, очевидно, что законодатель пытается предотвратить таким образом нарушения законных прав и интересов усыновленных за рубежом.

С другой стороны, во многих случаях, когда усыновляются дети, требующие особого ухода и специальных условий, которые, к сожалению, не могут обеспечить многие российские потенциальные усыновители, подобные ограничения противоречат интересам детей.

Так, многие критикуют данный закон в связи с тем, что сотни российских детей лишились основного права: жить и воспитываться в семье, потому что не каждая приемная российская семья готова принять ребенка-инвалида или имеющего хроническое заболевание [10, с. 40].

Именно поэтому, на наш взгляд, куда более перспективным является направление совершенствования действующего законодательства, развитие международного сотрудничества в данной сфере, формирование специальных международных органов для разрешения возникающих споров, чем установление жестких запретов и ограничение развития данной сферы

Правовые акты и соглашения, регламентирующие международное усыновление, не являются универсальными, содержат много противоречий и не достигают главной, на наш взгляд, цели - защиты ребенка в иностранной семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (Заключена в г. Гааге 29.05.1993) // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 712-720.

2. Грустная статистика: подсчитаны масштабы усыновления российских детей иностранцами // Интернет-портал Forum Daily. URL: https://www.forumdaily.com/grustnaya-statistika-podschitany-masshtaby-usynovleniya-rossijskix-detej-inostrancami/ (дата обращения: 12.11.2019).

3. Качалова Е.Ю. Актуальные проблемы международного усыновления // Закон и право. 2019. №2. С. 76-79.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. 1993.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

6. Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 654 (ред. от 19.12.2018) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801.

7. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16; 2019. № 22. Ст. 2671.

8. Семенов А. В. Проблемы международного усыновления в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2027. №2. С. 104-122.

9. Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. №53. Ст. 7597; 2018. № 53. Ст. 8481.

10. Шангареев А.Т. О международном усыновлении в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2013. №2. С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.