Научная статья на тему 'Проблемные аспекты оценки стоимости компании'

Проблемные аспекты оценки стоимости компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / СТОИМОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / НЕДОСТАТКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина О.В.

Актуальность исследования обусловлена значением оценки стоимости бизнеса для управления и несоответствием методик оценки экономической специфики развития современной России. Целью исследования стало выявление проблемных аспектов оценки стоимости компаний. Методологической и теоретической основой исследования явились системный анализ, методы обобщения и сравнения, анализа и синтеза, метод группировок теоретического и практического материала. Исследование выявило необходимость корректировки методического инструментария оценки субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты оценки стоимости компании»

М.: МГУ, 2014. - 410 с.

2. Гордеев Ф.П. Предпринимательское право. М.: Юриспруденция, 2018. - 380 с.

3. Дремов Н.Н. Хозяйственные договоры в практике управления бизнесом. М.: Дело, 2016. - 210 с.

4. Красиков Р.Д. Коммерческое право и его применение в экономике. М.: Приор, 2017. - 340 с.

5. Международный научный журнал «Инновационная наука»/ https://aetema-ufa.ru/journal-innovative-science/

6. Патоков В.В. Перспективы развития и правовые формы реализации государственно-частного партнерства / ИПС «Консультант плюс». 2017. - 92 с.

7. Царев Д.И., Иванюк А.П. Государственно-частное партнерство: правовой аспект // Финансовая газета, 2013. N 17. - 55 с.

8. Якунин Т.М. Гражданское право в схемах и таблицах. СПб.: Питер, 2018. - 275 с.

© Плаксин В.К., 2018

УДК 336.051

О.В. Пронина

Магистрант экономического факультета РУДН

г. Москва, РФ pronina.olga97@mail.ru

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена значением оценки стоимости бизнеса для управления и несоответствием методик оценки экономической специфики развития современной России. Целью исследования стало выявление проблемных аспектов оценки стоимости компаний. Методологической и теоретической основой исследования явились системный анализ, методы обобщения и сравнения, анализа и синтеза, метод группировок теоретического и практического материала. Исследование выявило необходимость корректировки методического инструментария оценки субъектов хозяйствования.

Ключевые слова: оценка, стоимость, предприятие, недостатки, совершенствование

Принятие управленческих решений, связанных с продажей или приобретением прав собственности всегда требует информации о стоимости этой собственности. Кроме того, оценка стоимости компании важна для эффективного управления, составления бизнес-плана, определения кредитоспособности, налоговой оптимизации. Оценка стоимости компании представляет собой «целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка» [2, с.24]. Результатом оценки становится рассчитанная величина рыночной стоимости или ее изменение.

Оценка стоимости компании основана на трех группах принципов (Табл. 1). Первая группа принципов основана на представлениях собственника, вторая обусловлена спецификой эксплуатации собственности, третья группа - это принципы, зависящие от рыночной среды [4, с.58].

Таблица 1

Принципы оценки стоимости бизнеса

Гр. Принцип Содержание

1 полезности чем больше бизнес удовлетворяет потребности собственника, тем выше становится его стоимость

Гр. Принцип Содержание

замещения максимальную стоимость фирмы определяет наименьшая цена, по которой можно приобрести эквивалентный объект

ожидания определении будущего дохода, который можно получить от владения данным предприятием

2 вклада покупка актива экономически целесообразна, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на его приобретение

остаточной продуктивности факторы производства оцениваются с учетом периода их воспроизводства и места в обороте капитала

предельной производительности по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача растет быстрее темпа роста затрат, в то же время после достижения определенной точки общая отдача увеличивается замедляющимися темпами

сбалансированности максимальный доход бизнеса получается при соблюдении оптимальных величин факторов производства

3 соответствия меньшую стоимость имеют объекты оценки, не соответствующие рыночным ожиданиям

спроса и предложения основан на взаимосвязи между потребностями в объекте оценки и ограниченностью его предложения

конкуренции при прогнозировании прибыли фактор конкуренции учитывается за счет прямого уменьшения потока доходов или путем увеличения фактора риска

зависимости от внешней среды стоимость имущества фирмы в значительной мере зависит от степени политической и экономической стабильности в стране

изменения стоимости оценка стоимости бизнеса должна проводиться на определенную дату

Составлено автором по данным [4, с.58].

Таким образом, оценка стоимости компании, сложный процесс, зависящий от конкретных условий, в которых она проводится. Это позволяет выдвинуть гипотезу о том, что отсутствие комплексного сбалансированного подхода к оценке стоимости компаний, осуществляющих свою деятельность в различных организационно-правовых формах, приводит к снижению точности применения существующих методик, в связи с чем они нуждаются в корректировке.

При проведении оценки используется три основных метода оценки: доходный, затратный и сравнительный. Наибольший интерес представляет доходный подход, который исходит из того, что доходы, обеспечивающие предприятие, являются основной полезностью бизнеса. Доходный подход применяют, когда можно получить достоверную информацию, позволяющую сделать прогноз о будущих доходах и расходах оцениваемой фирмы. Процесс прогнозирования доходов представляет наибольшую сложность при оценке бизнеса предприятия данным методом. Кроме того, сложным является определение ставки дисконтирования (капитализации) будущих доходов.

Главное преимущество доходного подхода заключается в учете перспектив деятельности предприятия. Главным недостатком является его умозрительность, которая может быть основана на недостоверной информации.

Оценка предприятия методом дисконтирования денежных потоков (ДДП) зависит от выбора модели денежного потока, который определяется необходимостью различать собственный и заемный капитал. В модели денежного потока для собственного капитала проценты по обслуживанию заемного капитала выделяются как расходы, а в модели для всего инвестированного капитала учитываются в составе потока доходов, вследствие этого меняется величина чистой прибыли. В странах с развитой экономикой длительность прогнозного периода составляет 5-10 лет, а в кризисных условиях возможно его сокращение до 3-5 лет [2, с. 71].

Ставка дисконта - это процентная ставка для пересчета будущих доходов в текущую стоимость. Ее определение зависит от типа денежного потока, используемого в качестве базы. Например, для денежного потока собственного капитала применяется ставка дисконта, которая численно равна требуемой владельцем ставке отдачи на собственный капитал. Метод ДДП не следует применять к оценке бизнеса убыточных предприятий. Кроме того, его можно с осторожностью использовать при оценке бизнеса новых предприятий. Метод ДДП является весьма сложным и трудоемким. В тоже время он признан во всем мире как наиболее теоретически обоснованный метод оценки бизнеса действующих предприятий. В странах с развитой экономикой этот метод применяется в 80-90% случаев при покупке предприятий крупного и среднего бизнеса и в наибольшей степени отвечает интересам инвесторов [1, с. 116].

Доходный подход также включает метод капитализации дохода. При применении данного метода оцененная стоимость функционирующей компании равна отношению чистой прибыли к выбранной ставке капитализации. Определение величины прибыли, которая будет капитализирована, - это выбор периода времени, за который подсчитывается прибыль. Расчет ставки капитализации производится исходя из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли. При оценке бизнеса метод капитализации прибыли используется, если имеются данные для определения нормализованного денежного потока. В этом случае текущий денежный поток примерно равняется будущим денежным потокам, ожидаемые темпы роста являются предсказуемыми. Метод применяется к предприятиям, которые приносят стабильную прибыль, величина которой меняется незначительно из года в год. В оценке бизнеса предприятий метод применяется редко.

При использовании сравнительного подхода к оценке бизнеса требуется рыночная информация, так как в этом случае, наиболее вероятная величина стоимости бизнеса оцениваемого предприятия является реальной ценой продажи аналогичной фирмы. Основное преимущество метода - это то, что стоимость бизнеса определяется рынком. В то же время метод имеет и серьезный недостаток, так как оценка не учитывает перспективы развития предприятия в будущем [3, с. 187].

Важной проблемой применения сравнительного подхода в условиях российской экономики является наличие активного фондового рынка, так как метод предусматривает использование данных о совершенных сделках с акциями аналогичных предприятий. Более того, метод практически не применим к другим организационно-правовым формам.

При сравнительном подходе может применяться несколько методов. Метод продаж основывается на использовании цен приобретения предприятия - аналога полностью или его контрольного пакета акций. Метод рынка капитала основывается на информации о ценах, формирующихся на открытом фондовом рынке.

Первичный отбор аналогичных компаний производится по общим критериям сопоставимости (отрасль, производимая продукция, товарный ассортимент, объемы производства). В дальнейшем список сужается за счет применения других параметров, таких как уровень диверсификации производства, финансовый риск, положение на рынке и т.д. С помощью финансового анализа определяют рейтинг оцениваемой компании в списке аналогов. Анализ также дает возможность обоснования степени доверия оценщика к конкретным видам мультипликатора (коэффициенты, которые показывают отношение рыночной цены предприятия или акции к финансовой базе) в общем их числе. [3, с.196].

Метод отраслевых коэффициентов основывается на использовании рекомендуемых соотношений между ценой бизнеса предприятия и определенными финансовыми параметрами. В странах с развитой рыночной экономикой разработаны формулы определения стоимости бизнеса предприятия. Например, стоимость рекламных агентств составляет 0,7 годовой выручки, для бухгалтерских фирм этот показатель составляет 0,5 годовой выручки [2, с. 84]. В российской практике, несмотря на развитие сервисов раскрытия информации, этот метод не получил достаточного распространения в связи с отсутствием информации, сбор и обобщение которой требуют длительного периода времени и экономической стабильности.

При использовании затратного подхода предприятие рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Итоговой величиной выступает стоимость собственного капитала. Основным преимуществом затратного метода является то, что он основан на достоверной фактической информации бухгалтерской отчетности о состоянии имущества предприятия. Главным недостатком метода является отсутствие возможности учета будущих перспектив развития бизнеса в получении чистых доходов.

Метод замещения используется для определения стоимости замещения предприятия. Его суть заключается в вычислении расходов на строительство аналогичного предприятия в текущих ценах. В настоящее время, этот метод не может обеспечить объективной оценки в конкурентной среде. Для определения рыночной стоимости предприятия может использоваться и метод накопления активов. Его суть заключается в нахождении рыночной стоимости каждого актива и пассива баланса и вычитании из суммы активов всех задолженностей [4, с. 121].

Метод накопления активов применим для оценки бизнеса холдинговых или инвестиционных компаний, когда у предприятия отсутствуют ретроспективные данные о производственно-хозяйственной

~ 96 ~

деятельности, когда деятельность предприятия в значительной степени зависит от контрактов, значительную часть активов предприятия составляют финансовые активы, что ограничивает его применение для большинства других предприятий.

Метод скорректированной балансовой стоимости (чистых активов) также предполагает анализ и корректировку всех статей баланса предприятия, то есть пересчет статей актива и пассива баланса в текущие цены. Стоимость оцениваемого предприятия, полученная с использованием метода скорректированной балансовой стоимости, характеризуется самым низким уровнем. Метод широко используется в тех случаях, когда речь идет о сделках с государственной и муниципальной собственностью.

Таким образом, ни один из существующих подходов не является достаточным для оценки стоимости предприятия. Разные подходы к оценке дают зачастую неодинаковые результаты (расхождение может составлять от 5 до 50% и более) [1, с. 98]. В то же время способы оценки бизнеса, предлагаемые западными экономистами, не находят своего широкого применения в России из-за неразвитости фондового рынка. Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

Поэтому, в современных условиях существует необходимость дальнейшего совершенствования и соответствующей корректировки методического инструментария оценки субъектов хозяйствования, что обусловлено современными изменениями социально-экономических условий, недавних и текущих экономических кризисных явлений и их последствий, спецификой конкретного бизнеса и значительными недостатками существующих методик.

Ключевое значение здесь имеют развитие сервисов раскрытия информации, которое позволит подбирать аналогичные компании более точно. Накопление статистических массивов позволило бы совершенствовать методики в части значений коэффициентов, используемых для уточнения стоимости предприятий с учетом отраслевой специфики.

Список использованной литературы:

1. Подгорный В.В., Оценка стоимости бизнеса - Донецк: Донецкий государственный университет управления, 2016. 233 с.

2. Соколова А.А., Гарибов В.В., Оценка стоимости бизнеса - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. 106 с.

3. Чеботарев Н.Ф., Оценка стоимости предприятия (бизнеса) - М.: Дашков и К, 2015. 253 с.

4. Шульгатый О.Л., Оценка стоимости бизнеса - Краснодар: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. 184 с.

© Пронина О.В., 2018.

УДК 378.1

Санникова А.А.

студентка 4 курса БГПУ им. М.Акмуллы,

г. Уфа, РФ

E-mail: sannikova060395@yandex.ru Научный руководитель: В.Н. Нефедова

ст. преподаватель БГПУ им. М. Акмуллы,

г. Уфа, РФ E-mail: VNNefedova@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ СБОРНИКА ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются экономическое развитие общества, принципы для заинтересованности

~ 97 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.