ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ского общества как основа формирования правосознания в демократическом правовом государстве // Философия права. 2007. № 5. С. 105—109; Раянов Ф.М. Правовое государство для постсоветской России: ценностно-технологические аспекты реализации // Право и государство: теория и практика. 2007. № 7. С. 4—8; Семинихина Т.А. Ценности в правовом государстве // Проблемы построения правового государства. Материалы круглого стола. Липецк, 2005.
С. 82—83; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. Дисс. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 361—383 и др.
5 См.: Аносова М.М. Современный системный нормативный подход к правопониманию и правоприменению: проблемы теории и практики. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 19; Вопленко Н.Н. Реализация права. Волгоград, 2001. С. 25 и др.
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ
СИСТЕМЕ ПРАВА
О.Н. ПЕТЮКОВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Предпринимательское право, гражданский и арбитражный процесс» Финансовой академии при Правительстве РФ
Аннотация. Рассматриваются вопросы, касающиеся понятия и определения места церковного права в системе современного права; указывается на отсутствие в научной юридической литературе единого мнения о роли церковного права в светском государстве.
Ключевые слова: церковное право, церковь, светское государство, нормативное регулирование, система.
PROBLEM ASPECTS OF DEFINITION OF A PLACE OF A CHURCH LAW IN MODERN SYSTEM OF THE LAW
O.N. PETYUKOVA,
associate professor of the department «Business Law, civil and arbitration process», Finance Academy under the Government of the Russian Federation
The summary. In article the questions, concerning concepts and definitions of a place of a church law in system of the modern law are considered. It is thus noticed that in the scientific legal literature there is no common opinion about a church law role in the secular state.
Key words: church law, church, the secular state, standard regulation, system.
Определение места церковного права в системе права необходимо для понимания всей системы нормативного регулирования общественных отношений, определения роли церкви в современном обществе и государстве.
Термин «церковное право» в современной науке толкуется по-разному. Сегодня существует три точки зрения по вопросу о сущности и природе церковного права. Церковное право определяют как:
1) особую правовую систему, которую в некоторой степени можно сравнить с международным правом (Ф.Ф. Кокошкин1, А.С. Павлов2 и др.);
2) корпоративное — право корпораций (Г. Пух-та3, Ф.К. Савиньи4, М.Ю. Варьяс5, Е.П. Гаранова6, Д.Д. Боровой7);
3) самостоятельную отрасль права (А.С. Смыка-лин8, А.А. Дорская9).
Определение церковного права как особой правовой системы исключает его из системы внутригосударственного права. Большинство дореволюционных юристов сравнивали церковное и международное право. По мнению прот. В. Цыпина, церковное право — это «нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера»10.
И, действительно, церковное право не может войти в качестве составной части в какую-либо правовую семью, поскольку правовые семьи понимаются, прежде всего, в «качестве совокупности национальных правовых систем»11, а церковное (каноническое) право экстерриториально и действует в различных национальных правовых системах. Оно не
может быть классифицировано по региональному признаку в силу отсутствия четкой географической привязки.
Своеобразным аналогом термина «корпоративное право» можно считать используемый в дореволюционной юридической науке термин «общественное право». Корпоративное право регулирует отношения людей внутри особого корпоративного сообщества, в том числе церкви. Под корпоративным правом принято понимать систему правил, установленных собственником или администрацией предприятия (коммерческой организации) и регулирующих различные внутрифирменные отношения. Большинство ученых придерживаются мнения о том, что корпоративное право — это составная часть гражданского права, совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных обществ и товариществ. Пределы корпоративных правоотношений, в основном, очерчиваются положениями законодательства о юридических лицах.
Характеристика церковного (канонического) права как корпоративного права не находит своего отражения ни в действующем российском законодательстве (церковь не признается корпорацией, а является некоммерческой организацией — религиозным объединением), ни в современной отечественной правовой доктрине (в круг корпораций включены коммерческие организации, основной целью которых является извлечение прибыли).
Изучение церковного права как самостоятельной системы права предполагает рассмотрение признаков, характеризующих отрасль права. А.А. Дорская анализирует дореволюционное церковное право. Церковное право России конца XVIII — начала XX вв. она определяет как совокупность норм, установленных и защищаемых государством, определяющих структуру и деятельность церквей12. К характеристике церковного права дореволюционной России она применяет современные признаки отраслей права, рассматривая предмет и метод правового регулирования, взаимодействие с отраслями права.
По нашему мнению, точка зрения А.А. Дорской относительно того, что к дореволюционному церковному праву термин «корпоративное право» неприменим, правомерна. Во-первых, фактически вплоть до революции не признавалось вневероисповедное состояние. Во-вторых, в силу существования «первенствующей и господствующей Русской Православной Церкви», церковные нормы должны были соблюдаться каждым подданным Российской империи независимо от веры. В-третьих, Российское государство формировало церковную власть не только Русской Православной Церкви, но и протестантской, католической, армяно-григорианской Церквей. Государство регламентировало индивидуальное поведение
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
каждого нехристианина как подданного Российской империи.
В целом в научной литературе отсутствует единое мнение по вопросу о месте церковного права в светском государстве. Ряд исследователей считают, что церковное право утратило юридическую силу после отделения церкви от государства, в связи с этим рассматривать его нормативный потенциал нецелесообразно, либо необходимо анализировать его только применительно к истории дореволюционного периода. Другие ученые предполагают, что в современной России православное церковное право регулирует лишь внутреннюю жизнь Русской Православной Церкви13. И, наконец, некоторые авторы убеждены, что современное церковное право не утратило своего регулирующего воздействия на верующую часть общества.
1 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912. С. 149.
2 Павлов А.С. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева ловра, 1902. С. 13.
3 Puchta G.F. Cursus der Institutionen. Bd. 1. Leipzig, 1856. S. 75.
4 Savigny F.C. System des heutigen romischen Rechts. 1. Berlin, 1890. S. 28
5 Варьяс М.Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997. С. 18—24.
6 Гаранова Е.П. Церковное право в правовой системе российского общества (общетеоретический и исторический аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2004. С. 9—10.
7 Боровой Д.Д.Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004. С. 18.
8 Смыкалин А.С. Церковное право: публичное или частное? // Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности: Материалы V научно-теоретической конференции 2—3 декабря 2005 г. Ч. 2. / Под общей ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2005. С. 189, 193.
9 Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIH—начала XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2008. С. 19—20.
10 Цыпин В. прот. Церковное право. М., 1996. С. 6.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002. С. 225.
12 Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII—начала ХХ вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. М., 2008. С. 19—20.
13 Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: Учебник / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. О.В. Старкова. СПб., 2007. С. 201.