УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2020-12316
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Коряковцев Дмитрий Александрович
полковник полиции, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России
Россия, г. Нижний Новгород Плешков Александр Владимирович
подполковник полиции, заместитель начальника кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород Конычев АлександрАлексеевич подполковник полиции, доцент кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород
Аннотация: в статье идёт речь о проблемах огневой подготовки сотрудников полиции, которые на сегодняшний день являются актуальными и требуют решения вопросов не только обновлением пособий, но и обновлением организации огневой подготовки ОВД в целом. В данной публикации будет затрагиваться не только тема совершенствования навыков полученных при обучении, но и тема самообразования.
Ключевые слова: огневая подготовка сотрудников ОВД, оружие, задачи, стрельбы.
PROBLEMIC ASPECTS OF FIRE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL
AFFAIRS
Koryakovtsev Dmitry Aleksandrovich
Police Colonel, Deputy Head of the Department of Fire Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Pleshkov Alexander Vladimirovich Police Lieutenant Colonel, Deputy Head of the Department of Fire Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Nizhny Novgorod
Konychev Alexander Alekseevich
Police Lieutenant Colonel, Associate Professor of the Department of Fire Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia. Nizhny Novgorod
Abstract: the article deals with the problems of firepower training of police officers, which are relevant today and require the solution of issues not only by updating the manuals, but also by updating the organization of firepower training of the police as a whole. This publication will touch upon not only the topic of improving the skills acquired during training, but also the topic of self-education.
Key words: fire training of police officers, weapons, tasks, shooting.
Огневая подготовка является неотъемлемой частью в профессиональной подготовке сотрудников ОВД. Высокий уровень огневой подготовки личного состава основывается на множестве факторов, среди которых можно выделить изучение теоретических вопросов дисциплины, проведение огневых тренировок и стрельб.
Практическое применение и использование огнестрельного оружия в деятельности ОВД показывает, что эффективность решения любой задачи при помощи оружия, будь то самооборона или освобождение заложников, зависит, прежде всего, от хорошей физической и огневой подготовленности, а также высоких морально-волевых качеств сотрудников ОВД. Но особенно важную роль в этой совокупности стрелковых умений и навыков, несомненно, играет тактическая подготовленность. Можно сказать, что в связи с возрастающим количеством требований, предъявляемых к огневой подготовке сотрудников ОВД, что обуславливается необходимостью совершенствования их профессиональных качеств, растет также количество проблемных аспектов, связанных с привитием у сотрудника ОВД стремления к личностному развитию.
В Наставлении, в качестве одной из задач, выступает поддержание и совершенствование знаний, умений и навыков сотрудников по огневой подготовке осуществляются в рамках занятий по профессиональной служебной и физической подготовке.
Проблема совершенствования уже имеющихся навыков и получение новых знаний по огневой подготовке, приобретает свою актуальность на фоне постоянного усовершенствования способов совершения преступлений и правонарушений.
На данный момент, так же к проблемам огневой подготовки сотрудников ОВД, хоть это и не затрагивает напрямую организацию огневой подготовки, можно отнести правовой инфантилизм ***СНОСКА или напротив, неосведомленность и недостаточную подготовку в сфере нормативно-правового регулирования применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции.
Основополагающим элементом, по мнению Горецкого И.И., можно считать тактическую подготовку личного состава, которая позволяет действовать грамотно, уверенно, а самое главное правомерно, в быстро изменяющейся обстановке. Данный элемент предполагает наличие у сотрудника определенного набора знаний и умений, среди которых можно выделить:
1. Умение устранения задержек.
2. Навык приоритетного (последовательного) поражения нескольких целей в зависимости от степени их опасности
3. Умение выполнять быструю замену магазина
4. Умение использовать рельеф местности для ведения огня из -за укрытия.
Несмотря на техническую оснащенность и общую заинтересованность в тактической подготовке кадров органов внутренних дел, проблематика существует. Проявляется это не только в методиках стрельб, не отвечающих в полной мере стрелковой грамотности, но и в желании обучать не качественно, а «количественно», с выделением минимальных временных и ресурсных рамок.
В результате сотрудник прошедший базовую подготовку, попадая экстремальную ситуацию, требующую применения огнестрельного оружия, зачастую оказывается в состоянии крайней необходимости, когда нет вариантов проведения операции, а проявляется только «лихорадочное» желание спасти свою жизнь, сопровождающееся множеством ошибок.
В мире много видов стрелкового спорта и каждый из них по-своему интересен. Практическая стрельба интересна своей динамичностью и разнообразием тактических задач. Этот вид спорта вполне годится для огневой подготовки бойцов
спецподразделений, где оружие используется для выживания и выполнения специальных задач. Практическая стрельба учит нешаблонному мышлению при принятии решения в быстротечном огневом контакте. Говоря о трех основных принципах практической стрельбы, необходимо подчеркнуть то, что всё же первостепенным и основополагающим принципом, на котором базируется любая деятельность с оружием, является безопасность.
Привитием у сотрудника полиции навыка обращения с оружием занимаются в юридических институтах системы МВД РФ. Содержание огневой подготовки курсантов институтов системы МВД прямо связано с решением сложных педагогических проблем обучения профессионально значимым двигательным действиям, обеспечивающим эффективное исполнение сотрудником ОВД служебных обязанностей в различных ситуациях.
Для эффективного проведения учебных занятий в стенах института располагаются тиры, в которых присутствует возможность отработки практических заданий преподавателя с использованием технических средств обучения. Чем больше происходит гуманизация образования, тем шире и лучше подготовка сотрудников.
Резюмируя все вышесказанное можно сказать, что проблематика подготовки сотрудников органов внутренних дел имеет разноплановый характер, поэтому подготовка должна иметь всесторонний охват, начиная от теоретических вопросов, связанных с устройством оружия, заканчивая отработкой вводных по тактической подготовке, затрагивающие ситуации не только тактического, но и морального выбора.
Список использованной литературы:
1. Приказ МВД России от 23 ноября 2017 года № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»
2. Огневая подготовка в органах внутренних дел, учебно-методическое пособие, Щипин А.И., Ковшов Н.В., Шестопалова Е.В., Дьякова Ё.Ю., Московский университет МВД России, 2006.
3. Помогаева, Н.С. Содержание педагогической модели повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России / Помогаева Н.С., Домрачева Е.Ю. // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38. № S3. С. 178-180.
4. Лопатин, С.Б. Структура факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД И ФСИН России / Лопатин С.Б., Домрачева Е.Ю. // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38. № S3. С. 127-130.
5. Лопатин, С.Б. Структура психолого-педагогических условий, необходимых для повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД России / Лопатин С.Б., Домрачева Е.Ю. // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38. № S3. С. 130-132.