Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
адвокат иностранного государства / адвокатская деятельность / полномочия / права и обязанности / ограничения / законодательство РФ / lawyer of a foreign state / advocacy / powers / rights and obligations / restrictions / legislation of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Ольга Алексеевна, Рябов Павел Ричардович

Статья посвящена проблематике правового статуса адвоката иностранного государства и пределам его полномочий в российском правопорядке. Авторы приходят к выводу, что законодательство лишь поверхностно определяет наличие такого субъекта в рамках профессиональной юридической деятельности на территории РФ и указывает на условие возможности такой деятельности. Обращается внимание на отсутствие законодательно закрепленного понятия «адвокат иностранного государства», регламентации его прав, обязанностей и ответственности. Основной причиной сложившейся ситуации называется отсутствие должной конкретики в правовом регулировании, провоцирующей возможность различных подходов правоприменителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ASPECTS OF THE LAWYER'S ACTIVITY A FOREIGN STATE IN RUSSIA

The article is devoted to the problems of the legal status of a lawyer of a foreign state and the limits of his powers in the Russian legal order. The authors come to the conclusion that the legislation only superficially determines the existence of such a subject within the framework of professional legal activity on the territory of the Russian Federation and indicates the condition for the possibility of such activity. Attention is drawn to the absence of a legally fixed concept of "lawyer of a foreign state", regulation of his rights, duties and responsibilities. The main reason for the current situation is the lack of proper specifics in legal regulation, provoking the possibility of different approaches of the law enforcement officer.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_10_140 УДК 347.9

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА

ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ PROBLEMATIC ASPECTS OF THE LAWYER'S ACTIVITY A FOREIGN STATE IN RUSSIA

РЯБОВА Ольга Алексеевна,

старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин факультета права и управления ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России». 600020, Россия, г. Владимир, ул. Грибоедова, 4. E-mail: frau.lelya2012@yandex.ru;

РЯБОВ Павел Ричардович,

адвокат Адвокатской палаты Московской области. 111020, Россия, г. Москва, ул. Госпитальный вал, д. 8/1, стр. 2. E-mail: rich.riabov@yandex.ru;

RYABOVA Olga Alekseevna,

Senior Lecturer of the Department of Private Law Disciplines of the Faculty of Law and Management FKOU HE "Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia". 600020, Russia, Vladimir, Griboyedov str., 4. E-mail: frau.lelya2012@yandex.ru ;

RYABOV Pavel Richardovich,

lawyer of the Moscow Region Chamber of Advocates. 8/1 Hospitalny val str., p. 2, Moscow, 111020, Russia. E-mail: rich.riabov@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена проблематике правового статуса адвоката иностранного государства и пределам его полномочий в российском правопорядке. Авторы приходят к выводу, что законодательство лишь поверхностно определяет наличие такого субъекта в рамках профессиональной юридической деятельности на территории РФ и указывает на условие возможности такой деятельности. Обращается внимание на отсутствие законодательно закрепленного понятия «адвокат иностранного государства», регламентации его прав, обязанностей и ответственности. Основной причиной сложившейся ситуации называется отсутствие должной конкретики в правовом регулировании, провоцирующей возможность различных подходов правоприменителя.

Abstract: The article is devoted to the problems of the legal status of a lawyer of a foreign state and the limits of his powers in the Russian legal order. The authors come to the conclusion that the legislation only superficially determines the existence of such a subject within the framework of professional legal activity on the territory of the Russian Federation and indicates the condition for the possibility of such activity. Attention is drawn to the absence of a legally fixed concept of "lawyer of a foreign state", regulation of his rights, duties and responsibilities. The main reason for the current situation is the lack of proper specifics in legal regulation, provoking the possibility of different approaches of the law enforcement officer.

Ключевые слова: адвокат иностранного государства, адвокатская деятельность, полномочия, права и обязанности, ограничения, законодательство РФ.

Keywords: lawyer of a foreign state, advocacy, powers, rights and obligations, restrictions, legislation of the Russian Federation.

Для цитирования: Рябова О.А., Рябов П.Р. Проблемные аспекты деятельности адвоката иностранного государства в России // Аграрное и земельное право. 2023. № 10(226). С. 140-142. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_140.

For citation: Ryabova O.A., Ryabov P.R. Problematic aspects of the lawyer s activity a foreign state in Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 10(226). pp. 140-142. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_10_140.

Статья поступила в редакцию: 01.10.2023

Современное взаимодействие субъектов международных правовых отношений нередко вызывает необходимость участия в защите прав и законных интересов той или иной стороны на территории Российской Федерации адвокатов иностранного государства.

Возможность оказания юридической помощи иностранными адвокатами, осуществляющими свою деятельность в Российской Федерации, закреплена в нормах Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) [2]. Следует отметить, что настоящий закон содержит очень ограниченное число правовых норм определяющих деятельность указанных лиц. Согласно п. 6 ст. 2 Закона об адвокатуре, адвокат иностранного государства имеет право осуществлять свою деятельность на территории России только при условии регистрации в специальном реестре иностранных адвокатов, который ведет Министерство юстиции РФ в соответствие с имеющимся Регламентом, утвержденным Приказом Минюста РФ от 31.07.2012 № 131 [3]. Также п. 5 ст. 2 Закона определено, что иностранным адвокатам дозволяется оказывать юридическую помощь по вопросам права данного иностранного государства. В абз. 2 данного пункта установлено, что адвокат иностранного государства не вправе оказывать юридическую помощь по вопросам, имеющим отношение к государственной тайне РФ. [2] Перечисленные нормы отличаются скупостью информации и неоднозначностью толкования. Такой же неоднозначной является как судебная практика, так и трактовка указанной нормы представителями юридического сообщества.

Существует два основных взгляда на толкование норм Закона об адвокатуре, определяющей круг полномочий адвоката иностранного государства, осуществляющего свою деятельность в России. Одни полагают, что адвокаты - иностранцы ограничены в своей деятельности только областью права, представляемого ими иностранного государства.[5] Другие трактуют данную норму, указывая, что адвокаты - иностранцы обладают правом осуществлять свою деятельность без каких-либо ограничений и, дополнительно, по вопросам страны, которую представляют.[6]

Частно-правовые (цивилистические) науки

Полагаем, что правовая позиция первых является истинной и позволим себе возразить некоторым авторам, например Ж.Ю. Юзефо-вичу, А.С. Бурлаченко, А.В. Морковкину, которые анализируя правовое положение иностранных адвокатов, урегулированное ст. 2 Закона об адвокатуре, приходят к выводу, что при соблюдении определенного условия, а именно: регистрации федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, иностранный адвокат получает право осуществлять адвокатскую деятельность на территории РФ без какого-либо иного ограничения. Как считают указанные авторы, кроме этого, положение абз. 1 п. 5 ст. 2 в дополнение к 1 п. 6 ст. 2, наделяет такого иностранного адвоката дополнительным правом (возможностью) «оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства»[6].

Полагаем, что надлежащее толкование положений ст. 2 Закона об адвокатуре, в части правового статуса ин остранных адвокатов, следует начинать именно с положения п. 5 названного закона, четко определяющей пределы компетенции последних. Пункт же 6 указанной статьи устанавливает для иностранного адвоката условие, соблюдение которого необходимо для осуществлени я деятельности на территории РФ.

Полагаем, что изложение данной нормы, содержащееся в Законе об адвокатуре и трактуемое именно таким образом, является справедливым с правовой точки зрения.

Иной подход противоречит и, кроме всего прочего, девальвирует замысел законодателя и адвокатского сообщества РФ, заложенный в требовании к претенденту на присвоение статуса адвоката в РФ, которое предполагает сдачу квалификационных экзаменов на знание положений Закона об адвокатуре и действующего законодательства РФ в различных областях права, проверка которого, в свою очередь, в отношении иностранного адвоката отсутствует,

Данный смысл, в том числе, возвращает нас к положению абз. 1 п. 5 ст. 2 Закона об адвокатуре, которое, в свою очередь, логично позволяет адвокату иностранного государства оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права данного иностранного государства, а именно, по вопросам того права, которым он владеет, и в соответствии со знаниями которого им был приобретен статус адвоката в соответствующем иностранном государстве.

Следует отметить, что данный подход в отечественном праве не является каким-либо исключением, поскольку система ограничений, касающихся представительства иностранных адвокатов, присутствует в праве зарубежных стран, в той или иной мере[5].

Возвращаясь к содержанию норм, касающихся адвокатов иностранного государства их деятельности, то представляется необходимым внести в законодательство об адвокатуре нормы, обязывающие адвокатов иностранного государства, соблюдать нормативные акты, регулирующие адвокатскую деятельность в России. Безусловно оказавшись под юрисдикцией российского Закона, это накладывает на данных лиц такую обязанность. Однако системно нормы Закона об адвокатуре в части, касающейся положений об адвокате иностранного государства сконструированы таким образом, что требуется дополнительно уточнить то, что адвокат иностранного государства в своей профессиональной деятельности на территории России обязан руководствоваться российским законодательством об адвокатуре, пользоваться правами, предоставленными таким законодательством российским адвокатам с учетом законодательных ограничений, нести в полной мере обязанности и ответственность в рамках указанного законодательства. Также необходимым является введение нормы, определяющей обязательное соблюдение адвокатами иностранных государств Кодекса адвокатской этики, являющегося обязательным для соблюдения всеми российскими адвокатами. В данном случае, факт профессиональной деятельности адвоката иностранного государства и неизбежное взаимодействие его с российскими коллегами требует того, чтобы этические нормы распространялись на всех в равной мере. Представляется, что следует наделить соответствующие органы юстиции полномочиями по разрешению вопросов в отношении адвокатов - иностранцев, нарушивших законодательные и этические нормы с возможностью применения к последним мер воздействия.

Что касается дозволенных прав и обязанностей, то, безусловно, здесь государство должно лаконично определить пределы полномочий адвоката иностранного государства, но при этом соблюсти баланс эффективных и деловых отношений в рамках взаимодействия международного адвокатского сообщества и своих интересов и безопасности. Учитывая существующее международное положение, представляется необходимым ввести законодательные ограничения, связанные с участием адвокатов иностранного государства не только по делам, содержащим государственную тайну, но и в иных случаях. Так, например, было бы правильным ограничить участие адвокатов иностранного государства в делах, хоть и имеющих отношение к праву государства, представителем которого таковой является, но относящихся к категориям экономических преступлений, о несостоятельности (банкротстве) и некоторых иных, при рассмотрении которых может стать доступной конфиденциальная информация, содержащая сведения, представляющие стратегический интерес и возможное ее использование представителями иностранных государств, ведущих недружественную политику в отношении России, что в конечном итоге может навредить интересам российского государства.

Видится, что Закон об адвокатуре должен быть дополнен рядом отдельных статей, которые бы детально регламентировали правовой статус и деятельность адвокатов иностранного государства на территории России. Так, А.М. Резепкин справедливо отмечает, что правовой статус адвоката иностранного государства в России окончательно не определен, что, безусловно, сказывается на реализации прав и обязанностей последнего, а процессуальное законодательство не содержит правового механизма, обеспечивающего участие иностранного государства в российском судопроизводстве.^]

Таким образом, помимо корректировки отраслевого законодательства, в вопросе уточнения и систематизации прав, обязанностей и полномочий адвокатов иностранного государства, осуществляющих свою деятельность в РФ, представляется необходимым внесение соответствующих поправок и в законодательство процессуальное.

Подводя итог исследования, авторы обращают внимание на необходимость достижения однозначного толкования и единства подхода законодателя и правоприменителя в вопросах, касающихся деятельности иностранных адвокатов на территории РФ и полагают, что выработка и принятие поправок в соответствующее законодательство призвано обеспечить цивилизованное международное взаимодействие и должный правовой контроль в рассматриваемой сфере.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации: принята всеобщим голосованием 12.12 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе голосования 01.07.2020 // Гарант: справочная правовая система - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 28.09.2023 г.).

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // Гарант: справочная правовая система - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/12126961/ (дата обращения 30.09.2023 г.).

3. Приказ Минюста РФ от 31 июля 2012 г. N 151 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации" // Гарант: справочная правовая система - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/70215934/ (дата обращения 30.09.2023 г.)

4. Резепкин А.М. Адвокат иностранного государства // Право и государство: теория и практика. 2020. № 5(185). С. 178-182.

5. Воронцова И.В. Об участии иностранных адвокатов в судопроизводстве по гражданским делам // Евразийская адвокатура. 2013. № 1(2). С. 2631.

6. Юзефович Ж.Ю., Бурлаченко А.С., Морковкин А.В. Проблематика определения правового положения иностранного адвоката при осуществлении адвокатской деятельности на территории РФ // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2017. № 4. С. 183-189.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by universal suffrage on 12.12 1993 with amendments approved during the voting on 01.07.2020 // Garant: reference legal system - [Electronic resource]. Access mode: https://base .garant.ru/10103000 / (accessed 28.09.2023)

2. Federal Law No. 63-FZ of May 31, 2002 "On Advocacy and Advocacy in the Russian Federation" (with amendments and additions) // Garant: legal Reference system - [Electronic resource]. Access mode: https://base .garant.ru/12126961 / (accessed 30.09.2023)

3. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 151 dated July 31, 2012 "On approval of the Administrative Regulations for the Provision by the Ministry of Justice of the Russian Federation of state services for maintaining the Register of lawyers of foreign States Engaged in advocacy on the Territory of the Russian Federation"// Garant: reference legal system - [Electronic resource]. Access mode: https://base .garant.ru/70215934 / (date of application 30.09.2023)

4. Rezepkin A.M. Lawyer of a foreign state // Law and the State: theory and practice. 2020, №5(185): 178-182.

5. Vorontsova I.V. On the participation of foreign lawyers in civil proceedings. // Eurasian Advocacy. 2013, №1(2), 26-31.

6. Yuzefovich Zh.Yu., Burlachenko A.S., Morkovkin A.V. The problems of determining the legal status of a foreign lawyer in the implementation of advocacy in the territory of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of Finance and Law MFUA, 2017, No. 4, 183-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.