Представлений органiзацiйно-економiчний мехатзм функцюнування регионального транспортно-лопстичного центру являе собою систему 3i зворотнiм зв'язком, що складаеться з виробничо!, передавально-розшдшъчо1 та перевiзноl подсистем та забезпечуе комплексне транспортно-лопстичне обслуговування споживaчiв з урахуванням iнтегрaцii регюнального транспортно-лопстичного центру до трансграничних територiaльних утворень - «еврорегютв».
Висновки з даного доспгдження i перспективи подальших робт у даному напрямку. Функцюнування регюнальних транспортно-лопстичних центрiв за умови ix iнтегрaцil до трансграничних теритс^альних утворень -«еврорегютв» дозволить забезпечити комплексне транспортно-лопстичне обслуговування споживaчiв як на внутршньо региональному рiвнi, так i при 1х переxодi до ефективно! взаемода на рiвнi «еврорегютв».
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1 Гармаш О. О. Принципи формування логiстичниx цен^в [Електронний ресурс] / О. О. Гармаш // Еконмчний форум. - 2011. - №3. - Режим доступу: www.nbuv.gov.ua/Portal/soc_gum/ekfor/2011_3/36.pdf
2 Гриценко С. И. Трансграничное сотрудничество и развитие кластеров в реализации региональной инновационной политики [Электронный ресурс] / С. И. Гриценко. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pips/2011_1/tom 1/188 .pdf
3 Гриценко С. И. Развитие регионального транспортно-логистического кластера Донецкой области [Электронный ресурс] / С. И. Гриценко. - Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc аитр^/2012/105.pdf
4 Полякова О. М. Методолопчт основи формування i розвитку мереж1 регюнальних лопстичних центр1в в Украш [Текст] / О. М. Полякова // Вюник економши транспорту i промисловостг - 2010. - №30. -С. 28-33
5 Соколова О. С. Формування та управлшня репональним транспортно-лопстичним центром [Текст] / О. С. Соколова // Зб1рник наукових праць ДЕТУТ. - 2011. - Вип. 17. - С. 45-52.
6 Сумец А. М. Ключевые факторы организации региональных логистических кластеров [Текст] / А. М. Сумец // Економша та управлшня тдприемствами машинобудавно! галузг проблеми теори та практики. -2011. - №1(13). - С. 79-88.
7 Тараканов М. Л. Принципи формування регюнальних лопстичних комплекав [Текст] / М. Л. Тараканов // Вюник сощально-екожмчних дослвджень. - 2012. - Вип. 1(44). - С. 122-128.
8 Шабарова Э. В. Концепция формирования транспортно-логистических центров [Текст] / Э. В. Шабарова // Вестник ИНЖЭКОНа. - 2004. - №4(5). -С. 170-182.
9 Якименко Н. В. Аспекти функцюнування транспортно-лопстичних кластер1в в Украш та оптишзацш управлшня !х потоковими процесами [Текст] / Н. В. Якименко // Вюник економши транспорту i промисловостг - 2012. - №38. - С. 297-301.
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к развитию регионального транспортно-логистического центра; определены факторы, которые влияют на построение регионального транспортно-логистического центра; сформирован организационно-экономический механизм его функционирования
Ключевые слова: региональный транспортно-логистический центр, факторы построения регионального транспортно-логистического центра, организационно-экономический механизм функционирования регионального транспортно-логистического центра.
Summary. In the article, going is considered near development of regional transport-logistic center; factors that influence on the construction of regional transport-logistic center are certain; the organizationally-economic mechanism of his functioning
Keywords: regional transport-logistic center, factors of construction of regional transport-logistic center, organizationally-economic mechanism of functioning of regional transport-logistic center.
Рецензент д.е.н, професор УкрДАЗТЗайцева 1.Ю. Експерт редакцшног колеги к.е.н., доцент УкрДАЗТ Уткта Ю.М.
УДК 336.71.078.3
ПРОБЛЕМНЫЕ АКТИВЫ: СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Фурсова В.А., к.э.н., доцент, Зоря Ю.А., магистр (НАУХАИ)
Зростання проблемних активiв внатдок свтовог фнансовог кризи негативно позначилося на стабiльностi бантвськог системи Украгни. У статтi систематизован тдходи щодо визначення сутностi «проблемн активи» та запропонована кпасифгкацгя проблемних активiв за такими критерiями: вид активу, ступнь реалiзацií i рiвень ризику для банку.
Ключовi слова: фтансова криза, «проблемт активи», «токсичт активи», проблемна заборгованiсть, цтт папери, банк.
© Фурсова В А Вкник економжи транспорту i промисловост № 40, 2012
Зоря Ю.А. 71
Постановка проблемы. Мировой финансовый кризис глубоко затронул банковскую систему Украины. Сократился приток внешних средств, из Государственного реестра в 2012 г. было исключено 24 банка, снизились объемы кредитования экономики, 3 года подряд банковская система демонстрировала существенные убытки. Основной причиной негативной деятельности банков является ухудшение качества активов. Так, если до кризиса доля проблемных активов банковской системы, по данным Национального Банка Украины, составляла 2,5%, то на 1.09.2012 г. их удельный вес достиг 11,73%, а просроченные кредиты занимают 9,4% от совокупного кредитного портфеля [1]. На 31.12.2011 г. значение этого показателя составляло 13% (9,6% - просроченные кредиты) [1]. По прогнозам агентства Moody's доля проблемных кредитов в 2012 году будет на уровне 35% от общего объема кредитного портфеля банков, против 40% на конец 2011 года. По данным агенства Fitch на 1.09.2012 г. на проблемные кредиты приходилось, в среднем, 45-50% от общей суммы кредитов [2], а в конце 2011 года удельный вес проблемной задолженности составлял 18%, потенциальные проблемные и реструктурированные кредиты - 46% [3]. По подсчетам агенства «Кредит-Рейтинг» за последний год доля проблемной задолженности по кредитам банков уменьшилась с 36% до 30% портфеля юридических лиц и с 50% до 40% портфеля физических лиц [4].
Отличия в оценках вызваны разными методическими подходами, так, к примеру, НБУ не
учитывает реструктуризированные и
пролонгированные кредиты, которые, по сути, являются проблемными. Таким образом, особую актуальность приобретает исследование сущности проблемных активов и классификация их видов.
Анализ последних публикаций и исследований свидетельствует о том, что в научной литературе основные усилия ученых направлены на решение вопросов по управлению проблемными активами финансовых учреждений, в частности этой проблемой занимались такие исследователи, как Н.С. Васильченко [5], А. Барановский [6], А. Р. Тушницкий [7], О. Купчинова [8] и др. Однако, несмотря на то, что в современных периодических изданиях встречается много новых терминов-синонимов «проблемных активов» («troubled», «distressed», «non-performing» assets), таких как, «плохие» [5-8, 12], «токсичные» [9,10], «мусорные» активы, изучению сущности «проблемных активов» практически не уделяется внимания. Кроме того, нормативных материалах НБУ осутствует классификация видов проблемных активов, что затрудняет оценку их реальной суммы.
Целью исследования является
систематизация теоретических подходов к определению сущности понятия «проблемные активы» и разработка классификации их видов по разным критериям.
Изложение основного материала. Современная экономическая литература характеризуется неоднозначностью в трактовании термина «проблемные активы» (см. табл. 1).
Таблица 1
Систематизация терминов «проблемные активы»
Термин Автор, источник
1 2
«Плохие активы» - проблемные кредиты, которые либо полностью невыплачены, либо просрочены на момент составления отчетности. Н.С. Васильченко [5, с. 41]
В интернет-энциклопедии «Википедия» «плохие (проблемные) активы» определяются как активы, имеющие коммерческую ценность, но связанные со спором (противоречием), конфликтом, риском потери, убытками или неэффективным управлением. А. Барановский [6, с. 21]
«Проблемные активы» - это активы, которые либо потеряли существенную часть своей стоимости, либо не имеют рыночной цены или рынка вообще, и стоимость которых нельзя адекватно оценить. А. Барановский [6, с. 19]
«Проблемные активы» - это активы банка, с которыми возникли проблемы при их возврате в определенный срок, и реализация механизмов для их возврата несет дополнительные затраты для банка, т.е. ухудшает его финансовый результат. А. Р. Тушницкий [7, с. 254]
В методологических комментариях Национального банка Республики Беларусь к аналитическому сборнику в разделе «Кредитный риск» «проблемные активы» определяются как активы, которые подвержены кредитному риску и отнесены к группам риска в соответствии с классификацией Инструкции № 138 «О порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженных в балансе». О. Купчинова [8, с. 43]
В международных стандартах финансовой отчетности «проблемным активом» считается актив, которой имеет признаки обесценения и (или) не приносит запланированного дохода. О. Купчинова [8, с.47]
Вк'ник економжи транспорту i промисловост1 № 40, 2012
Продолжение табл. 1
1 2
«Токсичные активы» - (от англ. Toxic Assets), активы, которые становятся неликвидными вследствие исчезновения вторичного рынка для их продажи. Токсичные активы не могут быть проданы, поскольку их приобретение часто означает гарантированную потерю денег. Термин «токсичный актив» был введен в обиход во время финансового кризиса 2008-2009 г.г., и используется по отношению к ипотечным ценным бумагам, облигациям, обеспеченным долговыми обязательствами (CDO) и кредитным дефолтным свопам, которые не могли быть проданы после того, как они подвергли своих держателей значительным убыткам. Финансовый словарь «Инвестопедия [9]
«Проблемные» или «токсичные» активы (Troubled, Toxic Assets), это активы, которые подверглись значительному падению стоимости и не имеют активного рынка, где они могут быть проданы. Финансовый интернет-словарь [10]
«Проблемные активы» определяются как: 1) ипотека, ипотечные ценные бумаги, а также производные от них инструменты, которые возникли или были выданы до 14 марта 2008 года; 2) любые другие финансовые инструменты, приобретение которых необходимо для обеспечения стабильности финансового рынка. Правительственная «Программа помо-щи проблемным активам» в США, [11, с.7]
«Проблемные активы» - это негативно классифицированные, в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка, активы. «Положение о применении Националь-ным банком Украины мер воздействия за нарушение банковс-кого законодатель-ства» № 369 от 28.08.2001 г. [12]
Источник: систематизировано авторами по данным [5-12]
Как показал анализ представленных в таблице 1 определений, на развитых рынках проблемные активы отождествляются прежде всего с «токсичными» ценными бумагами (ипотечные ценные бумаги, облигации, обеспеченные долговыми обязательствами и др.) и второсортными ипотечными кредитами. Это связано с тем, что банки активно занимались структурированием долгов по ипотечным кредитам и их последующей продажей как ценных бумаг по всему миру. Снижение требований к заемщикам в погоне за прибылью привело к массовым неплатежам по кредитам и, соответственно, обесценению пулов, которые являлись обеспечением выпущенных на их основе ценных бумаг.
На развивающихся рынках, чаще всего, проблемные активы отождествляют с проблемными кредитами юридических и физических лиц. Это связано с тем, что кредитование является основной банковской операцией, а кредитный портфель занимает наибольший удельный вес в активах банка.
Следует отметить, что в нормативно-правовой базе Украины данный термин был представлен только в «Положении о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства» № 369 от 28.08.2001 г. [12]. Но это постановление утратило силу на основании Постановления Национального банка № 346 от 17.08.2012 г., в которой эта дефиниция отсутствует [13]. В новом «Положении о применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства» № 346 от 17.08.2012 г., указано,
что к негативно классифицированным активам относятся:
1) предоставленные кредиты / финансовые обязательства, классифицированные по степени риска как «сомнительные», «безнадежные»;
2) дебиторская задолженность, относящаяся к III и IV группам риска;
3) ценные бумаги в торговом портфеле банка, по которым сумма накопленного обесценивания превышает 50 % от стоимости их приобретения (т.е. балансовой стоимости ценных бумаг без учета накопленного обесценивания и начисленных доходов по ним);
4) ценные бумаги в портфелях банка на продажу и до погашения, значение показателя риска которых составляет «0,5» и более;
5) просроченные свыше 31 дня и сомнительные для получения начисленные доходы;
6) средства, размещенные на корреспондентских счетах в банках-резидентах и нерезидентах, которые признаны банкротами или ликвидируются по решению уполномоченных органов, или которые зарегистрированы в оффшорных зонах, а также в банках, расположенных в странах, рейтинг которых не подтвержден в бюллетене таких ведущих мировых рейтинговых агентств, как Standard & Poor's, Moody's Investors Service та Fitch IBCA [13].
Таким образом, в качестве первого критерия классификации проблемных активов целесообразно использовать вид актива. Учитывая Положение «О порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков» [14], предлагается дополнить
BiciiiiK економжи транспорту i промисловост1 № 40, 2012
перечень проблемных активов, а также раскрыть виды финансовых обязательств, указанных в Положении «О применении Национальным банком Украины мер воздействия за нарушение банковского законодательства» [13] следующими активами:
- сомнительная и безнадежная задолженность по требованиям, приобретенным по операциям факторинга;
- сомнительная и безнадежная задолженность по кредитам, которые предоставлены по учтенным векселям субъектам хозяйствования;
- сомнительная и безнадежная задолженность по лизинговым договорам;
- обесцененные инвестиции (свыше 50%) в ассоциированные и дочерние компании, которые держатся для продажи;
- выполненные банком внебалансовые обязательства (гарантии, поручительства, подтвержденные аккредитивы, акцепты и авали), по которым в банк не поступило возмещения в сроки, определенные договором.
Проведенный нами анализ показал, что проблемные активы в зависимости от степени реализации и сроков погашения следует разграничить на:
- реальную проблемную задолженность, по которой уже реализовались проблемы по ее возврату. Она представляет собой сумму просроченной задолженности;
- потенциальную, сроки погашения по которой не наступили, но в ходе финансового мониторинга были выявлены признаки проблемности. Она включает в себя соответствующие части срочной и пролонгированной задолженности.
Указанный критерий классификации проблемных активов позволит более точно оценить размеры имеющейся у банка проблемной задолженности и спрогнозировать сумму потенциальной проблемной задолженности.
Классификация проблемных активов на основании предложенных критериев представлена на рис. 1.
ПРОБЛЕМНЫЕ АКТИВЫ
£
По виду актива
1) сомнительная и безнадежная задолженность по кредитам, требованиям по операциям факторинга, лизинговым договорам, учтенным векселям;
2) дебиторская задолженность III и IV групп риска;
3) ценные бумаги в торговом портфеле, по которым сумма накопленного обесценивания превышает 50% от стоимости их покупки;
4) ценные бумаги в портфелях на продажу и до погашения, значения показателей риска которых составляет «0,5» и больше;
5) просроченные свыше 31 дня и сомнительные начисленные доходы;
6) обесцененные инвестиции (50% и выше) в ассоциированные и дочерние компании, которые удерживаются для продажи;
7) средства, размещенные на корреспондентских счетах в банках-резидентах и нерезидентах, признанных бакротами или находящихся в стадии ликвидации, либо зарегистрированных в оффшорных зонах, а также в банках, находящихся в странах не имеющих инвестиционного рейтинга;
8) выполненные банком внебалансовые обязательства (гарантии, поручительства, подтвержденные аккредитивы, акцепты и авали), по которым банку не поступило возмещения в сроки, указанные в договоре.
По степени реализации
- реальная проблемная задолженность; - потенциальная
проблемная задолженность.
По уровню риска для банка
- низкий уровень
(до 10%);
- средний уровень (от 10 до 20%);
- высокий (от 20% до 40%);
- критический уровень (свыше
40%).
Рис. 1. Классификация проблемных активов Источник: разработано авторами по данным [8, 13, 14]
Вк'ник економжи транспорту i промисловост1 № 40, 2012
В зависимости от доли проблемных активов в балансе банка НБУ может принять меры для контроля его финансовой устойчивости, такие как: ограничение на проведение операций, созыв общего собрания участников банка, установление повышенных экономических нормативов [13]. В связи с этим, целесообразно ввести еще один критерий в классификации проблемных активов, характеризующий степень их рискованности:
- низкий уровень проблемных активов (до 10%) - банк может справиться с проблемами самостоятельно;
- средний уровень (от 10 до 20%) - НБУ может ввести ограничение на проведение операций в виде установления следующих требований: вложение банком средств в безрисковые активы; и / или запрет на осуществление банком активных операций с инсайдерами / связанными лицами банка, и / или запрет на осуществление банком пассивных операций с физическими лицами (запрет на привлечение вкладов), и / или запрет на предоставление банком своим клиентам финансовых услуг посредством юридического лица - коммерческого агента банка на основании заключенного агентского договора [13];
- высокий (от 20% до 40%) - НБУ должен созвать общее собрание участников банка для определения мероприятий по финансовому оздоровлению учреждения;
- критический уровень (свыше 40%) -установление повышенных экономических нормативов и принятие жестких мер по снижению уровня проблемных активов.
Выводы. Проблемные активы требуют активного и эффективного управления, иначе их стоимость уменьшится еще больше. Однако для этого необходимо четко понимать, какие виды активов относятся к проблемным, какие из них являются потенциально, а какие - реально проблемными, и какой уровень, таких активов, может быть опасным для банка. Предложенная классификация отвечает на эти вопросы, что позволит эфективно управлять проблемными активами с целью сохранения их стоимости и повысит финансовую устойчивость коммерческого банка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основш показники дiяльностi банков Украши [Електронний ресурс] // Режим доступу: www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id.=3 6807&са^ .
2. Канель, П. Обзор украинского рынка проблемных активов в контексте развития профессиональных участников [Электронный ресурс] /П. Канель, А. Олейников // Режим доступа: www.inventure.com.ua.
3. Банки в Укра!ш погано скорочують проблемш кредити - Fitch [Електронний ресурс]. -Режим доступу: http://www.epravda.com.ua/news /2012 /10.
4. Выговская, Л. Проблемные активы украинских банков [Электронный ресурс] / Л. Выговская // Режим доступа: http://tristar.com.ua/2/art/ problemnye_aktivy_ ukrainskih_bankov_27385.html.
5. Васильченко, Н.С. Антикризова реструктуризащя проблемних активiв украшських банков: суть та практика [Текст] / Н.С. Васильченко // Свггова економiчна криза i сценарш посткризового розвитку: тез. докл. XII Всеукр. наук.-практ. конф. 20-22 травня 2010 р. - Феодоая, 2010. - С. 41- 43.
6. Барановський, О. Проблемш банки: виявлення й лжування [Текст]/ О. Барановський // Вюник Нацюнального банку Украши. - 2009. - № 11. - С. 18 - 31.
7. Тушницький, А. Вплив проблемних активiв на стабшьшсть функцюнування баншвсько! системи Украши [Текст] / А. Тушницький // Науковий вюник НЛТУ Украши. -2010. - Вип. 20.5 - С. 251- 259.
8. Купчинова, О. Проблемная кредитная задолженность: подходы к определению [Текст] / О. Купчинова // Банкаусш весшк - 2010. - № 6. -С. 42 - 48.
9. Фшансовий словник «Iнвестопедiя [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.investopedia.com/terms/t7toxic-assets.asp#axzz28ytk2S2s.
10. Investor Dictionary [Електронний ресурс] // Режим доступу: www. investing answers.com/financial-dictionary/stock-market/troubled-assets-2269.
11. Webel, B. Troubled Asset Relief Program: Legislation and Treasury Implementation [Електронний ресурс] / В. Webel, E.V. Murphy // Режим доступу: http://waxman.house.gov/sites/waxman.house.gov/file s/documents/ UploadedFiles/ TARP_Implementation.pdf.
12. Положення про застосування Нацюнальним банком Украши заходiв впливу за порушення баншвського законодавства, затверджене Постановою Правлшня Нацюнального банку Украши вщ 28.08.2001 р. за № 369 [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.
13. Положення про застосування Нацюнальним банком Украши заходiв впливу за порушення баншвського законодавства, затверджене Постановою Правлшня Нацюнального банку Украши вщ 17.08.2012 р. за № 346 [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.
Вкник економжи транспорту i промисловос^ № 40, 2012
14. Положения про порядок формування та використання резерву для вшшкодування можливих втрат за кредитними операщями банков, затверджене Постановою Правлшня
Нацiонального банку Укра!ни вiд 06.07.2000р. за № 279 [Електронний ресурс] //Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua /laws/show/z0474-00/page.
Аннотация. Рост проблемных активов вследствие мирового финансового кризиса негативно отразился на стабильности банковской системе Украины. В статье систематизированы подходы к определению сущности «проблемные активы» и разработана классификация проблемных активов по таким критериям как: вид актива, степень реализации и уровень риска для банка.
Ключевые слова: финансовый кризис, «проблемные активы», «токсичные активы», проблемная задолженность, ценные бумаги, банк.
Summary. Growth of problem assets due to the global financial crisis had a negative impact on the stability of the banking system of Ukraine. In the article systematized are approaches to the definition of «problem assets» and proposed a classification of problem assets on certain criteria such as the type of asset, the extent of implementation and the level of risk for the bank.
Keywords: financial crisis, «problem assets», «toxic assets», bad debts, securities, bank.
Рецензент к.э.н., доцент ХНЭУ Нескородева И.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Уткина Ю.Н.
УДК 330.342.24
СУТН1СН1 АСПЕКТИ ШФОРМАЦШНО1 ЕКОНОМ1КИ Чала О.В. к.е.н., доцент (УкрДАЗТ)
В статт1 уточнено суттсть поняття «тформацшна економжа» з урахуванням и ресурсгв, и продукту та аспектгв, пов 'язаних з використанням тформаци та тновацшних знань в рамках тформацшного простору.
Ключовi слова: тформащя, тформацшна економка тформацшне сустльство, шформацшний ресурс, знання, комуткаци, шформацшний прост1р.
Актуальтсть проблеми.
Дiяльнiсть тдприемств в умовах с^мкого розвитку шформацшних технологш та формування поспндус^ального суспшьства характеризуемся рядом рис, пов'язаних з тдвищенням впливу шформацп та знань на розвиток економiки [1].
По-перше, поспндус^альне суспшьство передбачае рют споживання послуг порiвняно з iндустрiальним [1]. Послуги, на вщшну ввд товару, е нематерiальними, не можуть збертатись та споживаються одночасно з !х виробництвом [2].
По-друге, шформащя та знання, в тому чи^ теоретичш, визначають яшсш вшмшносп поспндус^ального суспшьства та потребують планування розвитку економiки, в тому чи^ шновацшного розвитку [1]. 1нформащя та знання забезпечують новi можливосп контролю та управлшня таким розвитком [3]. Знання в поспндус^альному суспшьсга можуть бути збережеш у виглядi друкованих та електронних докуменпв, запиав, можуть збертатись у сховищах даних, формалiзуються у виглядi штелектуально! власностi та захищаються авторським правом [4]. Вшповшно, знання, iнформацiя та час становляться цшними ресурсами, нестача яких суттево сповiльнюе
iнновацiйний розвиток.
По-трете, поспндус^альне суспiльство створюе можливосп прогнозування та планування iнновацiйного розвитку на основi збiльшення ролi теоретичних знань. Теоретичнi знання забезпечують можливють «планування
технологш» [5], зокрема штелектуальних технологiй [1], та оцiнки !х переваг i вартостi.
В-четвертих, розробка та використання iнновацiйних технологш в поспндус^альному суспiльствi потребуе ефективного обмiну iнформацiею на основi сучасних засобiв комушкацп, що забезпечуе тдтримку прийняття управлiнських рiшень [5].
П'ята, узагальнююча риса
постiндустрiального суспiльства полягае в тому, що таке суспшьство грунтуеться на шформацшнш економiцi. В останнш використання шформацп та знань пов'язано з економiчною дiяльнiстю (як прямо, так i опосередковано) [5]. 1нформащя та знання е стратепчними ресурсами на даному етапi розвитку економiки.
Розглянутi особливостi
постiндустрiального суспшьства свщчать про актуальнiсть дослiдження сутносп шформацшно! економiки як невiд'емного елемента такого
© Чала О.В.
Вкник економжи транспорту i промисловост1 № 40, 2012