Научная статья на тему 'Проблемное пространство выбора траектории процессов современных постиндустриальных изменений'

Проблемное пространство выбора траектории процессов современных постиндустриальных изменений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
97
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное пространство выбора траектории процессов современных постиндустриальных изменений»

Кувакова Ирина Михайловна, кандидат социологических наук,

г. Москва, докторант Института социально-политических исследований РАН, Вице-президент Фонда социально-экономической поддержки населения

Проблемное пространство выбора траектории процессов современных постиндустриальных изменений

Сегодня, когда весь мир претерпевает процесс радикального переустройства и трансформации, встает вопрос об интеллектуальном осмыслении и понимании механизмов социальной организации. Это актуально не только с точки зрения продолжения процесса познания и приобретения новых знаний. Это особенно важно, потому что при условии овладения новым знанием мы имеем возможность непосредственно влиять на процесс общественных изменений и ожидать практических последствий, которые являются важным фактором формирования судьбы общества. Однако принципы технических и живых систем глубоко различны. Живые системы в тенденции не остаются неизменными, стабильными. Возникающие в процессе эволюции новые виды растений и животных обладают качественно иной организацией, вернее, самоорганизацией, так как соответствующие изменения, в отличие от технических процессов, никем заранее не управляются и не планируются.

Сегодня в обществе впервые предпринимаются усилия по поиску альтернативных путей развития. Необходимо включиться в этот процесс и рассмотреть такие варианты развития, при которых будут созданы предпосылки и условия, аккумулированы способности (потенциал) и возможности (ресурсы), когда не малочисленные бюрократические «верхи» устанавливают абсолютную целесообразность жизненных проявлений «низов», а потребности, желания и, наконец, волеизъявление «низовых» субъектов станут исходными для деятельности «верхов» - власти. Конечно, есть понимание разновекторности и разно-направленности траектории - какие ценности, приоритеты и цели, идеи, способы и инструменты изменений отвечают потребностям, интересам и ожиданиям «низов», а также будет ли она позитивно воспринята «верхами», ибо «бюрократия» - удивительно «живучий», исторически приспосабливающийся или

устойчиво жизнеспособный организм, защищающий «status quo еще долгое время после того, как «quo» потеряло свой статус» (Л. Питер).

Социологическое представление об общественном развитии и его координации (в данном случае о социологии управления, менеджмента и консалтинга) имеет веские основания оттолкнуться от идей (само)производства, (самоорганизации, (само)развития и (само)воспроизводства, (са-мо)регулирования, (само)координирования и (само)изменения (видоизменения) социального порядка через противоречия, конфликты и договоренности, через зоны, поля и пространства проблем и их решений. Саморегулирование как принцип организации общественной жизни не может рассматриваться изолированно от общества или человека, без учета характерных (общих), специальных и специфических (индивидуальных) проблем: мировоззренческих, ценностных и духовных, организационных, информационных и коммуникационных, психических, психологических и нравственных, экономических и политических и геополитических, социальных, культурных и т. д. По сути, это общая проблема, которая может быть решена только при свободном и добровольном проявлении разумных потребностей и желаний, вдумчивом и осознанном волеизъявлении, творческом и активном мышлении, взаимовыгодном и добрососедском взаимодействии людей (населения). Являясь составной частью живой природы планеты и подчиняясь всеединым естественным (природным) и социальным законам, каждый человек формирует одну, но свою собственную судьбу, вливающуюся в единую для всех людей общества (государства) историю, соединяющуюся в единственную (всеединую) траекторию непрерывного и направленного общественного планетарного саморазвития. Процессы самоорганизации присущи только открытым системам, когда под действием факторов, усиливающих неустойчивость прежней структуры взаимодействия элементов, возникают флуктуации (случайные или закономерные отклонения) системы, то есть такие новые взаимодействия элементов, их групп и систем, которые в определенной критической точке приобретают характер коллективного согласованного поведения. С появлением таких процессов возникают новые функции, структуры

и формы, изменяющие (видоизменяющие) характер и отношения систем, входящих в них элементов, их взаимодействий и связей. В противном случае, в условиях высокой технологизации производственной, экономической и социальной инфраструктур общественной жизни, жесткая организация управления и контроля без надежной обратной связи вызывает нарастание энтропии (изменений) и метаморфоза (видоизменений) социальной системы в целом. Частными примерами этих явлений служат учащающиеся техногенные и экологические, социокультурные и политические, природные и биосоциальные, антропологические и т. д. катастрофы1: сознательное отчуждение некоторых общностей, социальных слоев и территорий населения от общенациональных или глобальных процессов общественных изменений, замены их истинного и свободного, добровольного и осознанного волеизъявления проявлениями формальной общественной активности, приводит общественный организм к анемии - дезинтеграции и распаду систем, потери ориентации и отторжению любых изменений, нововведений и реформ. Общественный организм становится «больным» и уязвимым, переживает стагнацию (застой и разложение), стагфляцию (рост инфляции) и т. д.

«Изменение - настолько очевидная черта социальной реальности, что любая научная социальная теория, какой бы ни была ее исходная концептуальная позиция, рано или поздно должна подойти к этому вопросу»2.

Ход явления (феномена), траектория его событий и обстоятельств, готовящих их, строится на некотором единстве действий относительно зависимых или независимых принципов, законов и закономерностей, включая обусловленные (предопределяемые) ими и общепринятые способы - методы, модели и механизмы, соотносящиеся с процессами, технологиями и инструментарием. Изложенный подход стал принципиальной точкой отсчета для рассмотрения процессов современных постиндустриальных изменений и использован в процессе анализа повторения периодов изменения (энтропии) и видоизменения (мета-

1 Rifkin V. Entropy. New World View N.Y., 1980. P. 7.

2

Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 12.

морфоза) общественных (социальных) систем - ценностно-мировоззренческих ориентиров, приоритетов и норм, укладов, видов (типов) и форм собственности, производства и производственных связей, принципов, законов и нормативов развития социального порядка (СП), образцов (парадигм) организации, управления и формирования основных институтов общества - институционали-зации (ОБР ИНСТ), образующих некое единство самоорганизации (Сам), развития (Раз) и воспроизводства (Вос) процессов общественных, экономических, социокультурных, политических и геополитических взаимодействий и отношений. Единство ценностно-мировоззренческих, производственных и научно-познавательных, технических, технологических и организационно-управленческих, информационных, коммуникационных и т. д. структур отражается в соответствующем типе общественно-экономической формаций (ОБ-ЭК ФОРМ), характеризующей (отражающей) объективные (Об) условия Природы и субъективную (Суб) деятельность Человека (Человечества); методы, модели и механизмы процессов Об-Суб изучения, анализа и синтеза единичных, групповых и общих (всеобщих) явлений (феноменов) и их Суб-Об оценки, объяснения и интерпретации, в ходе энтропии систем Природы (ПР), рожденного в недрах ПР - Человека, организовавшего (создавшего) Общество (ОБ).

Любое Общество отнюдь не просто объект технологической, интеллектуальной, социальной, экономической или политической активности человека, она также есть не что иное, как совокупность непрерывных и направленных процессов изменений, которые можно заблокировать, разрушить, а тем самым подвергнуть риску уничтожения. Процессы самоорганизации людей в общественной жизни требуют моделей гибкой организации и структур, способных динамично адаптироваться и видоизменяться, оперативно заменять свои частные подсистемы и элементы на новые образования или полностью обновляться, чтобы время от времени в опасности или под вопросом «жизни-смерти» не оказывалось существование Природы (ПР), жизнеспособность Человека (Ч) и Общества (ОБ), и как объективное и закономерное следствие, Всеединой (ВсЕд) Иерархии Целостностей: ПР^Ч^ОБ. В противном случае мы можем оказаться

в положении пианиста, пытающегося исполнить концерт на инструменте, в котором настроена (звучит) лишь некоторая часть струн.

Научно-познавательный поиск, основанный на способностях и возможностях человеческого разума, на организованной и реализуемый им деятельности, меняет ход открытых и латентных (скрытых), внутренних и внешних, природных и социальных (общественных) процессов. Жизнедеятельность организма представляет собой необратимый процесс - от рождения и саморазвития к угасанию, которое рано или поздно приводит индивида к смерти. Жизнь всех обществ в целом является также необратимым процессом смены поколений в пространстве в течении времени.

Жизнедеятельность человека и общества в высшей их форме не является чисто механическим процессом, который может быть абсолютно ожидаем, спланирован или предвосхищен. Она индивидуальна, разнообразна и «многолика», что в каждом случае можно относительно четко установить. При этом пока не полностью ясна степень независимости, автономности (самостоятельности) и свободы выбора, предопределяющие приоритеты, ценности и цели, векторы, направления и траектории самоорганизации (Сам), развития (Раз) и воспроизводства (Вос) взаимодействий: человека (личности), созданных им групп (семьи, общины, коллективы); общностей (племя, этнос, национальность), сообществ (поселения, города, группы и общности городов), обществ на территориях государств, их союзов, содружеств, объединений и т. д., внутри- и меж- государственных, континентальных и т. д., самоорганизующих Глобальное общество - Всеединую планетарную Цивилизацию.

Под устойчивой жизнеспособностью понимается: непрерывная созидательная практика и творческая инициатива индивидуальной и общественной самореализации, осуществляемой с применением действующих (традиционных) и инновационных образов самоорганизации, предпосылок и условий развития для достижения, сохранения и обеспечения гарантий воспроизводства современных и вечных ценностей, сознательно (разумно) выбранных потребностей и интересов, долгосрочных (до 20-ти), перспективных (до 50-ти) и буду-

щих целей (задач), направленных на благо каждого Человека: гуманное (человека как единственной ценности), аксиологическое (единых ценностей гуманитарного, эстетического, этического, цивилизационного и т. д. развития) и бесконечное самосовершенствование Человечества.

Россия в достаточной мере располагает всем объективно необходимым: потенциалом - природным (ресурсным), материально-техническим и промышленным, научным, управленческим и организационным, коммуникационным, информационным и т. д.; историческим опытом ценностно-мировозренческого, национального и духовно-нравственного самосохранения; условиями для экономического, общественно-политического и культурного, образовательного, интеллектуального и т. д. изменения; предпосылками для гарантий достижения устойчивой жизнеспособности Человека, Человечества и Общества: естественными (природными), искусственными (созданными человеком по природным аналогам), синтетическими (созданными человеком по аналогии с природными методом синтеза образцов) и смешанными - искусственными продуктами, селекционными сортами растений, выведенными видами животных и т. д. или путем искусственного синтеза созданными (кристаллы редких минералов, объекты клонирования и т. д.).

Российский народ, защищая многовековые ценности, традиции и идеалы мирного волеизъявления, самоотверженно и добровольно, вдохновенно и искренне желает установления в стране созидательной, морально-нравственной и духовной атмосферы; условий и возможностей для преодоления растерянности и неуважения, самообмана и саморазрушения; устойчивой жизнедеятельности, связывая перспективу возрождения Человека-личности с изменением его мышления, осознания и чувств национального достоинства, опирающихся на гуманные идеалы и ценности человека как «индивидуума-личности-субъекта»; группы (семьи, общины, коллективы); общности (племени, народности, национальности) и современные сообщества (муниципалитеты, города, территории); области (края) (Субъекты Федерации и округа), объединенные в исторически сложившиеся (эволюционно и революционно сформировавшиеся) аксиологиче-

ские устои общества (государства), с перешедшими из дореволюционного (община, кооператив, фонд взаимопомощи и т. д.) и социалистического (коммуна, потребкооперация, колхоз, касса взаимопомощи и т. д.) прошлого моделями и механизмами самоуправления, с творческой активностью народа (населения), проявляющих самостоятельно, свободно и по потребности (желаниям, интересам) волю, права и ответственность для создания (прогнозирования, планирования и построения) собственного и общего будущего.

Современный мир подошел к новому этапу в истории своего развития -кардинальному масштабному пересмотру достижений XX в.: индустриализации и постиндустриализации, цивилизационных изменений (трансформирования), видоизменений (модернизации), реформирования и обновления (смены) устаревших и действующих парадигм жизнеспособности общественных систем, включая традиционные и современные мировые уклады - типы (виды) общественно-экономических формаций, в том числе парадигм, принципов и законов, отношений, взаимодействий и связей, транснациональных (межконтинентальных, трансатлантических), международных и государственных функций, форм и структур, социального порядка - территориальной (само)организации, национального (само)развития и воспроизводства образцов (парадигм) институцио-нализации - ценностно-мировоззренческой, идеологической и научно-познавательной, экономической, социокультурной, политической и геополитической.

Итак, подводя предварительные итоги периода преобразований, российские ученые, исследователи и специалисты указывают на негативные моменты, связанные с объективной и субъективной недооценкой глубины, сложности и масштабности перемен, низкой достоверностью научного обоснования реформ, неэффективностью использования мирового и собственного исторического опыта, несоответствием содержания приоритетов и целей реформирования менталитету нации, недостаточностью профессионализма и компетентности специалистов и руководителей, недальновидными решениями стратегического выбора способов преобразований, отсутствием строгой социальной направлен-

ности и последовательности общественных (социальных) трансформаций, среди которых и сегодня не уделяется достаточного внимания единому процессу индивидуальной и общественной «самоорганизации — развития — воспроизводства» (Сам-Раз-Вос).

Решение стоящих перед мировым сообществом государств острых проблем необходимо начать с выявления и устранения их причин и следствий: неустойчивой занятости, растущей миграции и безработицы; несогласованности цивилизованных моделей развития и общепринятых критериев их оценки; использования в общественных взаимодействиях принципов «двойного» («тройного») стандарта и отсутствие потребности их изменения; поддержки негативных тенденций политического и геополитического экстремизма, авантюризма и терроризма; рождения разногласий по вопросам национального и цивилизаци-онного развития; антагонизма между индустриально-развитыми и странами «третьего» мира; неэффективности и непоследовательности действий государств антитеррористической коалиции; перевода геополитических проблем во внутригосударственный конфликт национальных образований; увеличения числа стран и организаций, втянутых в прямое военное противостояние, незаконную деятельность; роста масштабов коррупции, объемов контрабанды, количества убийств и т. д.

Действительно, изучение исторических событий, в том числе современных «театров военных действий» показывает, что накануне выборов обостряются нерешенные в прошлом проблемы, объективно (Об) и субъективно (Суб) требующие общего, группового и частного, предварительного, промежуточного и окончательного, Об-Суб и Суб-Об, качественного и количественного итога свершившегося (осуществленного) в реальном пространстве-времени из ранее начатого (реализованного), планируемого и предполагаемого, прогнозируемого, задуманного и ожидаемого, непрогнозируемого (непредвиденного), непредполагаемого и неожиданного (невозможного) - случайного и стохастического (вероятностного), (не)преднамеренного (детерминированного) и (не)предполагающего лично человека (человечества) участия, присутствия и

знания (информации, опыта и т. д.), кем-то (не)известными и по какому-то (не)естественному праву (не)осуществляемого обстоятельства (феномена, события и т. д.).

Итак, порядок, беспорядок и их многоуровневое сочетание являются неотъемлемыми составными частями эволюционных процессов. Например, постепенная профессионализация науки и выделение самостоятельных или новых форм общественного познания, выбора прав, свобод и гарантий, формирования информационных баз данных (ИБД) и систем научного знания (СНЗ), идей, парадигм и концепций, принципов, законов и закономерностей, методов, моделей и механизмов, процессов, технологий и инструментария изучения экономической, социокультурной, политической и геополитической деятельности, изменений социального порядка, образцов институционализации, структуры федеративных отношений, функций и уровней разделения властей, обновления основ конституции, законодательной базы и норм государственного устройства, традиций, ценностей и целей социального развития, революционной, эволюционной и смешанной (например, революционно-эволюционной, эволюционно-революционно-эволюционной и т.д.) смены общественного строя, общественно-экономической формации и т.д. объективно возможно, целесообразно и необходимо рассматривать как закономерный процесс изменений (видоизменений).

Среди предпосылок, определяющих индивидуальную и общественную потребность и необходимость, своевременность и значимость исследований процессов Сам-Раз-Вос укажем следующие:

1) на мировоззренческом уровне:

усложнение социально-экономической ситуации в городах и регионах, требующей не столько использования базовых навыков, сколько обновления стереотипов мышления и применения новых научных систем знания;

ситуацию в стране, требующую замещения моделей авторитарного управления творческой территориальной самоорганизацией округов и субъектов Федерации, территорий, городов и муниципальных образований;

самоизменение среды (СРЕД), требующее соответствующих (адекватных) моделей социальной адаптации (приспособления) субъектов (СУБ) и объектов (ОБЪЕК) действия, качества обеспечения потребностей;

потребность в историческом анализе результатов преобразований, построении надежных и достоверных научных систем знания, гарантирующих стратегический прогноз перспективы общественного развития; 2) на теоретическом уровне

а) внешние - объективные (Об):

несоответствие необходимого и имеющегося уровней творческой реализации и инициативы населения для эффективного саморазвития;

целесообразность методологического, теоретического и эмпирического осмысления принципов самоорганизации;

общественная потребность изменения принципов самоорганизации для достижения целей социокультурного саморазвития;

необходимость расширения общественных взаимодействий различных слоев населения в реальных быстроменяющихся условиях;

потребность обновления моделей и механизмов муниципальной, городской и территориальной самоорганизации и самоуправления;

неконкурентность промышленно-производственной, технико-

технологической, организационно-управленческой и т. д. сфер;

б)внутренние - субъективные (Суб):

непоследовательность создания федеральной, городской и муниципальной административной инфраструктур;

необходимость сохранения и воспроизводства личной, коллективной и общественной безопасности и независимости страны;

отставание от современного уровня научных, исследовательских, учебно-образовательных, информационных и иных потребностей;

в) смешанные - Об-Суб и Суб-Об:

резкая имущественная дифференциация, снижение качества и продолжительность жизни населения;

состояние общества: экономическая неустойчивость, политическая нестабильность и социокультурная дифференциация;

трудности быстрого и объемного аккумулирования ресурсов, потребность в управляющих воздействиях вышестоящих органов;

пассивность интеллектуальной самоорганизации населения и несогласованность развития территорий, городов и муниципалитетов;

низкая продуктивность применения руководителями современных научно-технических, экономических, политических и т. д. знаний и опыта;

невостребованность информационных баз данных, научных систем знаний, методов, моделей и механизмов реформирования общественных систем;

Подводя предварительные итоги периода преобразований, российские ученые и специалисты указывают на негативные моменты, связанные с Об и Об-Суб, Суб и Суб-Об факторами недооценки глубины, сложности и масштабности перемен; низкой достоверностью научного обоснования реформ; высокой общественной значимостью текущего момента, обусловленного историческим выбором цивилизационной перспективы в период перемен, вызванных:

1) процессами территориальной самоорганизации;

2) установлением демократических преобразований;

3) периодом формирования новых отношений и связей;

4) условиями для конструктивной созидательной активности;

5) возможностями инновационных методов, моделей и механизмов;

6) необходимостью сохранения и воспроизводства жизнеспособности;

7) способностями, открывающимися с помощью информации и знаний.

Таким образом, изменения (энтропия) и видоизменение (метаморфоз) -

это периодическая замена относительного «беспорядка» относительно устойчивым «порядком» в тот момент, когда ему (процессу) благоприятствует сложная многоуровневая совокупность взаимодействий: космологических, физико-химических и биологических, биосферных, антропологических, биосоциальных, организационных, информационно-коммуникационных и интеллектуаль-

ных, производственно-экономических, технико-технологических и общественно-политических, ценностно-мировоззренческих, научных и культурных, духовных, морально-нравственных и т. д. Смена идей, идеологий и мировоззрений, ценностных ориентиров, целей и задач общественной системы включает рождение, становление и трансформирование или энтропию (Э), модернизацию или метаморфоз (М) и реформирование - (Э-М), а также частичное и локальное - (Э-М)-(Э-М)* и (Э-М)-(Э-М)-(Э-М)*** - объемное, масштабное и полное - обновление (смену) отношений, взаимодействий и связей людей, органов (микро-), организаций (мезо-) и систем (макро-) общественного «организма» (микро-мезо-макро-): основ конституционного устройства, основных законов и институтов общества, относительного устойчивого равновесия, сложившегося в обществе на определенном, доступном человеческому пониманию уровне «самоорганизации-развития-воспроизводства) ОБР ИНСТ, СП и ОБЩ-ЭК ФОРМ.

Слова о скорости и масштабе перемен мало у кого вызывают эмоции. Однако мы не можем игнорировать этот научный факт. Замечено, что если последние пятьдесят тысяч лет человеческого существования разделить на срок жизни человека, продолжительностью приблизительно шестьдесят два года, то всего было около восьмисот таких сроков, из которых шестьсот пятьдесят человек провел в пещерах. Продолжая эту арифметику, можно определить, что только во время последних семидесяти сроков, благодаря письменности, стало возможным общение поколений; за последние шесть большинство людей увидело печатное слово; за четыре - человек научился мерить время; за два последних появился электрический мотор и колоссальное количество материальных благ, которыми мы пользуемся сегодня. По мнению американского футуролога А. Тоффлера, мы попали во «временной сдвиг» и «выпустили на свободу абсолютно новую социальную силу - неуклонно растущий поток перемен»1.

Совокупность причин, следствий и следствий «причин-следствий» стали Об и Об-Суб, Суб и Суб-Об предпосылками для начала новых преобразований.

1 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

Отложенные ожидания населения, непоследовательность и форсирование преобразований, поспешность, научная недобросовестность и отсутствие практических навыков реформирования при недостаточной компетентности, ответственности и опыта государственного и административного управления, менеджмента и консалтинга и т. д. потребовали периода изучения и приобретения навыков применения методов, моделей, механизмов, технологий и инструментария для создания условий готовности органов власти и управления, местного самоуправления и населения муниципалитетов, городов, территорий, СФ и округов РФ к свободному и добровольному, сознательному и ответственному волеизъявлению.

Поставленные вопросы потребовали формулирования и решения проблемы устойчивой жизнеспособности ВсЕд Целостностей: ПР-Ч-ОБ, включая предпосылки, тенденции и условия создания единой траектории Сам-Раз-Вос населения страны: сообществ - муниципалитетов, городов и территорий, их союзов, содружеств и т. д., внутри- и меж- территориальных организаций и объединений, являющихся правопреемниками СССР и субъектами «Россия -Глобальное общество». Единая траектория развития постсоветского проблемного пространства изменений (видоизменений), направленный на инициаторов преобразований, требует взаимной объективной ответственности, повышению научной обоснованности и компетентности решений; сочетанию возможностей традиционных и инновационных подходов, изучения целесообразности использования современных и экспериментальных моделей реформирования и практической целесообразности их применения; достижению такого уровня принятия судьбоносных решений, которые соответствуют времени, месту и сложности стоящих проблем; созданию атмосферы творческой инновации, активности и инициативы широких масс населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.