Научная статья на тему 'Проблемное пространство современной газетной коммуникации'

Проблемное пространство современной газетной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
205
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / ЖАНР / ПРЕССА / СТИЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Александров Леонид Геннадьевич

Данная статья касается проблемной зоны журналистики, которая сегодня, имея междисциплинарный статус, не всегда может в смешении разнородных форм найти оптимальный синтез. Примером являются, в частности, размытые жанры прессы, с трудом ухватывающей панораму событий и игнорирующей необходимость поиска стилистического единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемное пространство современной газетной коммуникации»

Л. Г. Александров

ПРОБЛЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ГАЗЕТНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Данная статья касается проблемной зоны журналистики, которая сегодня, имея междисциплинарный статус, не всегда может в смешении разнородных форм найти оптимальный синтез. Примером являются, в частности, размытые жанры прессы, с трудом ухватывающей панораму событий и игнорирующей необходимость поиска стилистического единства.

Ключевые слова: коммуникация, журналистика, жанр, пресса, стилистика.

Язык современной журналистики - сложное, многостороннее и динамично развивающееся явление. Он вызывает пристальное внимание у лингвистов и социологов, правоведов и психологов. Одной из серьезных теоретических проблем современной коммуникативистики является поиск универсальной модели, в которой бы отразились своеобразие и уникальность журналистской профессии. Однако эти поиски пока не дали однозначных результатов. С одной стороны, у журналистики есть все средства достижения значительной степени коммуникативного универсализма. Средства массовой информации сообщают обо всех возможных фактах и явлениях, дают весь спектр мнений о современной действительности.

В текстологии пространство газетной коммуникации рассматривается как объект адекватный и доступный для оценки. Оно может быть включено в более широкий масштаб исследования мира-как-текста в духе М. Бахтина и Ю. Лотмана. Журналисты используют многообразные устно-письменные вариации текста, владеют шрифтовыми и иконическими языками отображения реальности, сопровождают свои тексты также и широким набором менее значительных в семантическом плане графических элементов. Однако защитники журналистики как универсальной модели коммуникации признают и сложности рассмотрения журналистского текста как единого объекта, выводя эту тему в далекую перспективу лингвистической деятельности. Так, У. Эко, вводя в систему понятий массовой коммуникации такие жанровые виды, как кино и комиксы, реклама и легкая музыка, лишь предполагает дальнейший жанровый коммуникационный синтез, способный осуществиться в сфере СМИ: «...при изучении массовых коммуникаций, когда сводится воедино разнородный материал, можно и нужно, опираясь на междисциплинарные связи, прибегать к разнообразным методам, от психологии до социологии и стилистики, последовательно и целостно» [10. С. 407-409]. Тем не менее, и сегодня журналистские тексты, в том числе газетные, изучаются представителями структурно-систематического направления. Особенностью этого текстового пласта считаются подверженность воздействию социально-политической обстановки коммуникативной деятельности, диалек-тичность отражения динамичной реальности, гибкость и пространственная незамк-нутость (претекстуальность, интертекстуальность, возможность подтекстов). Последнее качество обуславливается профессионально-техническими возможностями журналистики в плане включения в текст внешних, сторонних элементов, наложения одних ассоциативно-семантических структур на другие с образованием новых дополнительных значений, компилятивного заимствования информации, динамичного жанрообразования журналистских произведений, особенно накапливающиеся по мере усложнения жанрово-стилистической структуры. Хотя у журналиста всегда есть

выбор общих ориентиров изложения материала, хотя он осуществляет подбор подходящей видовой модели текстообразования в зависимости от своих разноплановых практических задач, тем не менее многие современные систематики печати декларируют некое профессионально-стилистическое единство журналистской коммуникации [5].

Одной из причин стилистической неопределенности журналистских произведений, создающих языковую проблематичность, справедливо считают свободу выбора жанра. Жанровая форма печатной журналистики зависит от многих факторов. Она приспосабливается к предмету отражения и изображения (событие, процесс, ситуация, личность), которые в зависимости от творческих целей и методов журналиста - как теоретических, так и художественных - могут реализовываться в различных жанровых формах, обретая все большую полноту и содержательную емкость. Три условных типа жанров журналистики - информационные, аналитические и художественно-публицистические - на современном этапе обретают ранее не имевшиеся в классической типологии жанров разновидности, например, блиц-опрос или некролог, мониторинг или рейтинг, версия или пресс-релиз, анекдот или эпиграф [8]. Влияет на жанровое многообразие и методология новейших электронных типов СМИ. Журналистика насыщает свое коммуникативное пространство все новыми и все более удобными формами, растворяя в них элементы классических жанровостилистических форм. Но если признать за журналистикой свободу выбирать свой стиль и жанр, то эта свобода ограничивается прежде всего познавательными, коммуникативными и социальными пристрастиями целевой аудитории. Ведь, выполняя любую из основных функций, журналист ориентируется на вкус своего «потребителя информации», упрощает текст, приближает стиль к обиходно-разговорному. Воздействие на аудиторию и взаимодействие с ней все более склоняет СМИ к разговорному, обиходному типу общения, поскольку именно он оказывается наиболее эффективным [4].

Взаимодействие с аудиторией - это постоянная коммуникативная практика журналистской деятельности. Однако не аудитория образует модели речевого поведения журналиста. Он опирается на собственные позиции и критерии информационного текстового творчества, порой неявно сообразуясь с основными положениями научной теории языка. Теоретики СМИ в исследованиях важных стилистических проблем достаточно долго ориентировались на понятие «публицистики», «публицистического стиля», видя в них перспективную модель развития языка журналистики. Порой журналистику даже отождествляли с публицистикой, а публицистический стиль рассматривали как уникальный, принципиально отличный, например, от языка науки или литературы.

Однако на дилемме научного и художественного типов творчества, выражающихся в публицистических произведениях, продвижение этого исследовательского направление несколько застопорилось. Фактор массовости, являющийся для журналистики целевой установкой, вносил все новые критерии и коррективы. Истоки публицистики как типа творчества обнаруживали коммуникативные корни не в просветительской или образно-творческой функции, а в специфике «обслуживания» общественного мнения. Если также учесть, пишет Е. Прохоров, что публицистика в той или иной мере несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказывается тем более значимой: «.публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму современности как “момента перехода” из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагмен-

тов настоящего. Поэтому панорама современности в публицистике складывается из множества произведений. Каждое из них имеет самостоятельную ценность, но подлинное свое значение оно обретает лишь, будучи на газетной странице или в программе телевидения состыкованным с другими. При этом объективная панорама жизни в публицистике носит субъективно-личностный характер» [7].

Диалектика классической теории массовой коммуникации очевидна. Однако в собственно языковом понимании публицистики есть разночтения. Моделирование единого речевого комплекса газетной публицистики уже давно и правомерно вызывает разногласия. С одной стороны, исследования Ф. Лазаро Карретера,

Н. В. Шведовой и др. доказывают, что в определенных жанрах и в определенной мере публицистика использует элементы литературной, официально-деловой и разговорной речи, не приводя их в единую систему. Отчасти и по этой причине, например, в посмертном издании толкового словаря русского языка С. И. Ожегова [6] пометка «публицистический» просто не используется. Другая точка зрения - в известных работах В. Г. Костомарова, Г. Я. Солганика и др. - определяет газетный язык как функционально-стилевое единство. Анализ данных стилистических разногласий [2] не касается социально-исторических оснований второй точки зрения. Они, правда, подспудно выявляются в новейших исследованиях, согласно которым в советской науке, обусловленной монопартийной системой, подчиненной тенденции всеобщей стандартизации и унификации, не могла не культивироваться идея единого публицистического стиля. К публицистическому же стилю относили преимущественно политический лексикон официальных передовых статей советской эпохи. Иногда выдвигаются и гипотезы культурологического характера, согласно которым наличие или отсутствие устойчивого языкового комплекса публицистики в том или ином языке обусловлено самим характером языка. Например, в испанском языке выделяют ряд особенностей, не позволяющих толковать публицистику как единый комплекс, а только как промежуточный, смешанный. Попытки же соединить официальный канцеляризм, литературный пафос воспитания и выражающийся в разговорных интонациях публицистики эффект «своего человека» оказываются при этом неуместными.

Современная практика журналистики в значительной степени подтверждает, что в журналистских текстах активно идут процессы пересечения и смешения жанрово-стилевых моделей. Одной из распространенных тенденций является повсеместное использование, в том числе, например, и в практике местных журналистов, гетерогенных стилей, создающих публицистический диссонанс. Иногда это выглядит дисбалансом, иногда рассматривается как стилистический прием, имевшийся уже в фельетонном «начале» публицистики Х1Х-ХХ веков. Для примера возьмем выдержки из двух проблемно-аналитических публикаций. Одна - о ситуации увольнения директора крупного предприятия. «Девятитысячный коллектив треста встал перед серьезным выбором: либо остаться без серьезного заказа и денег, но с “батькой”, либо “сдать” генерального и продолжать работать в Щучьем, где дел еще невпроворот. Общественности непонятно, чем руководствовались военные и американцы, когда ставили ребром вопрос о выборе партнера» [1. С. 1]. Другая - о митинге протеста против действия челябинской администрации: «Сам митинг в целом прошел спокойно, если не считать единственной кратковременной стычки между одним из его участников и каким-то деклассированным нетрезвым типом, плюнувшим пожилому человеку прямо в лицо и быстро ретировавшимся» [9. С. 1]. Каждая публикация - вариант того, что раньше назвали бы передовой статьей. В каждом случае анализируется достаточно серьезная ситуация, но стилистические средства для нее выбраны нарочито сниженные, ибо время требует парадоксов, играя которыми, публи-

цист может эффектно сообщить массовой аудитории о своих впечатлениях и размышлениях. Терминология, связанная с журналистской функцией воспитания и управления, переходит в свою противоположность - разговорно-просторечный стиль, иногда сниженный до уровня жаргона, особенно в связи с интенсивным распространением в российской прессе т. н. «криминальной» тематики. С точки зрения журналистской деятельности, это естественный процесс, поскольку все, что востребовано, должно быть воспроизведено. С точки зрения научной теории, эта практика в максимальной степени подтверждает зависимость журналистики от социальнополитических условий. Социолингвистическое направление исследований СМИ [3] сегодня является не теорией, готовой обосновать определенную модель речевого поведения журналиста, а междисциплинарной зоной поиска этой модели в практике профессиональной журналистской деятельности.

Список литературы

1. Анасова, К. Трест «химичит» / К. Анасова, С. Крапивин, М. Пинкус // Челяб. рабочий. - 2003. - 28 июня.

2. Кайда, Л. Г. Эффективность публицистического текста / Л. Г. Кайда. - М., 1989.

3. Лысакова, И. П. Тип газеты и стиль публикации / И. П. Лысакова. - Л., 1989.

4. Мельник, Г. С. Mass media : психологические процессы и эффективность / Г. С. Мельник. - СПб., 1996.

5. Мисонжников, Б. Я. Отражение действительности в тексте / Б. Я. Мисонжников // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. -СПб., 2000. - С. 95-122.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. В. Шведовой. - М., 1982.

7. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. - М., 2000.

8. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А. А. Тертычный. - М., 2000.

9. Токарчук, В. Власть боится тех, кто ее не боится / В. Токарчук // Урал. обществ. ведомости. - 2003. - 24 сент.

10.Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. - СПб., 1998.

Т. В. Бердникова

ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СТРУКТУРНОСМЫСЛОВОГО СООТНОШЕНИЯ РЕПЛИК В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ А. АХМАТОВОЙ)

Статья посвящена изучению одной из разновидностей структурносмыслового взаимодействия реплик диалога - вопросно-ответной структуры. Анализ ее функционирования позволил определить несколько черт коммуникативных ролей собеседников и идиостилевые черты диалога в лирике А. Ахматовой: сочетание реплицирующего и нарративного режимов диалоговедения, близость диалогов к диалогам в драматургическом тексте.

Ключевые слова: Ахматова, диалог, вопросно-ответная структура, лирика.

В структуре художественного текста диалог изучался в основном в пределах драматических (М. М. Бахтин, М. Б. Борисова, Г. О. Винокур, Т. Г. Винокур,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.