Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАННОСТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / PROFESSIONALLY-ORIENTED THINKING / COGNITIVE ACTIVITY / CULTURE OF EDUCATION / TRANSFORMATION OF PROFESSIONAL EDUCATION / NEW LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапина Олимпиада Александровна

Введение. Статья посвящена изучению процессов профессионального педагогического образования в условиях современного вуза и проблем зависимости развития деловой, речевой культуры от активности студента в учебно-познавательной деятельности. Цель статьи: обосновать зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества. Разработать методику организации учебного процесса, способствующую актуализации профессионально ориентированного мышления (умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений), развития деловой, речевой культуры обучающихся. Материалы и методы. Методологией исследования является обобщающий анализ проблем профессионального образования, его направленности и содержания на различных уровнях развития личности специалиста. Единицей практического оценивания являлись: самооценка, речевая активность, знание основных форм работы со словом и над смыслом внутри темы рассуждения. Результаты исследования. Выявлена зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества, деловой и речевой культуры, пассивности/активности в учебно-познавательной деятельности, степени понимания ответственности за выбор профессии и смысла «профессионально ориентированной контактности». Определены способы актуализации профессионально ориентированного мышления. Разработана и прошла апробацию методика формирования интереса к исследовательскому типу мышления и постепенного сознательного усвоения блока знаний. Уточнена профессиональная значимость таких организационных форм, которые способствуют развитию познавательной и коммуникативной компетенции «активное профессиональное мыслетворение». Обсуждение и заключение. Каковы плюсы предложенной модели? Раскрывается смысл усвоенного, расширяется стремление понять и донести суть информации, развивается активная профессионально ориентированная способность обосновать свою точку зрения; формируется своя позиция во взглядах на науку, научный предмет, на теорию и технологию в профессионально значимом поле деятельности. Исследование продолжается, но по предварительным итогам можно сделать выводы: результатом этих действий является позитивная динамика понимания ценности профессиональной деятельности учителя, стремление инициативно и самостоятельно искать пути разрешения учебных ситуаций, ставить задачи, обосновывать свою позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапина Олимпиада Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM FIELD OF MODERN HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Introduction. The paper is concerned with the processes of professional-pedagogical education in modern higher educational institutions and the problems of business and speech culture that face the students involved in educational and cognitive activities. Objective. The objective of the paper is to substantiate the relationship between the activity of students in the educational process and the level of their human development and communicative creativity. The research aimed to develop a methodology to organize an educational process facilitating the actualization of professionally oriented thinking (the ability to understand, reveal, and explain the value of facts and phenomena). Materials and methods. The research methodology is a generalizing analysis of the problems of vocational education, its orientation, and contents at various levels of the specialist’s personality development. The units of practical assessment were self-esteem, speech activity, knowledge of the basic forms of work with words, and interpretation of meaning within the topic of reasoning. Research results. The findings have indicated the relationship between the student’s activity in the educational process and the level of their human development, communicative creativity, business and speech culture, passivity/activity in educational and cognitive activities, the degree of understanding the responsibility for choosing a profession, and the meaning of the “professionally-oriented rapport” concept. The ways of actualizing professionally-oriented thinking have been determined. A methodology for building an interest in the investigative type of thinking and the gradual conscious acquisition of a block of knowledge has been developed and tested. The study has clarified the professional significance of the organizational forms contributing to the development of cognitive and communicative competence of professional thought creation. Discussion and conclusion. What are the advantages of the proposed model? It reveals the meaning of what has been learned, expands the desire to understand, conveys the essence of information, develops a professionally-oriented ability to substantiate one’s viewpoint; forms an opinion on science, a scientific subject, theory, and technology in a professionally significant field of activity. The research continues, however, the preliminary findings allow the following conclusions. The result of these actions is positive dynamics in understanding the value of teachers’ professional activity, the formation of a habit of self-organization and learn-and-create activity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

Проблемное поле современного высшего педагогического образования

О. А. Лапина

Иркутский государственный университет,

г. Иркутск

А.НН°Тация. Введение. Статья посвящена изучению процессов профессионального педагогического образования в условиях современного вуза и проблем зависимости развития деловой, речевой культуры от активности студента в учебно-познавательной деятельности.

Цель статьи: обосновать зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества. Разработать методику организации учебного процесса, способствующую актуализации профессионально ориентированного мышления (умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений), развития деловой, речевой культуры обучающихся.

Материалы и методы. Методологией исследования является обобщающий анализ проблем профессионального образования, его направленности и содержания на различных уровнях развития личности специалиста. Единицей практического оценивания являлись: самооценка, речевая активность, знание основных форм работы со словом и над смыслом внутри темы рассуждения. Результаты исследования. Выявлена зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества, деловой и речевой культуры, пассивности/активности в учебно-познавательной деятельности, степени понимания ответственности за выбор профессии и смысла «профессионально ориентированной контактности». Определены способы актуализации профессионально ориентированного мышления. Разработана и прошла апробацию методика формирования интереса к исследовательскому типу мышления и постепенного сознательного усвоения блока знаний. Уточнена профессиональная значимость таких организационных форм, которые способствуют развитию познавательной и коммуникативной компетенции «активное профессиональное мыслетворе-ние».

УДК 378+371.13

Ключевые слова:

Для

цитирования:

Обсуждение и заключение. Каковы плюсы предложенной модели? Раскрывается смысл усвоенного, расширяется стремление понять и донести суть информации, развивается активная профессионально ориентированная способность обосновать свою точку зрения; формируется своя позиция во взглядах на науку, научный предмет, на теорию и технологию в профессионально значимом поле деятельности. Исследование продолжается, но по предварительным итогам можно сделать выводы: результатом этих действий является позитивная динамика понимания ценности профессиональной деятельности учителя, стремление инициативно и самостоятельно искать пути разрешения учебных ситуаций, ставить задачи, обосновывать свою позицию.

образовательное пространство вуза, профессионально ориентированное мышление, познавательная активность, культура образованности, трансформация профессионального образования, новая грамотность.

Лапина О. А. Проблемное поле современного высшего педагогического образования // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 472- 484.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-472-484

Дата поступления статьи в редакцию: 27 июля 2020 г.

Введение

Н. И. Карамзин, беспокоясь о своём отечестве, писал: «Кто из нас не любит тех времён, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?» [7, с. 55].

Мы не случайно начинаем анализ проблем с общественной позиции человека, который пытался со всей искренностью доказать: духовная жизнь отдельной личности требует внимания, понимания и не может быть отделена от жизни и нравственного образования. Как исследователь истории, он убеждал: входить в мир нельзя с предубеждением и готовыми идеями, надо стремиться выходить за рамки прагматичного знания, уметь повышать область личного отношения к познанию, потому что с ним чаще всего связано множество индивидуальных и социальных проблем.

Говоря о современном пространстве жизни, можем отметить высокий уровень грамотности в обществе, сво-

боду выбора рынка труда, что вполне обеспечивает эффективность самоопределения в профессиональной деятельности, даёт возможность для самореализации человека.

Вместе с тем аналитический обзор исследований, связанных с проблемой профессиональной подготовки (А. Г. Асмолов [1], Д. И. Чемоданова [25], К. В. Карпинский [8], В. Ю. Пузыревский [17], Д. И. Фельдштейн [22], А. В. Хуторской [23], И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик [24] и др.), даёт основание актуализировать такие проблемы: эффективность «полноценной образованности», профессиональная и деловая культура в учебно-профессиональной деятельности, низкий интерес к усвоению профессионально ориентированных знаний и умений на этапе вузовского обучения. Кроме того, научного объяснения требует трансформация профессионального и социального статуса учителя, причина инверсии ценностей профессионально-педагогической деятельности. В особом внимании нуждается обучающий процесс с учётом темпов развития информационных и коммуникационных технологий, меняющих образовательное пространство и способствующих развитию человека с другим типом мышления, новой культурой взаимодействия, новыми потребностями.

Важно выявить не только причины несовпадения профессионального менталитета и динамики развития культуры нового информационного поля, но и роль новых видов грамотности, изменивших целостное мышление, привычное отношение человека к миру знаний, определить характер изменений, отражающихся на процессе профессионального образования, и их специфику.

Анализ научно-методической литературы (Т. В. Ежова [5], Т. Е. Землинская [6], И. А. Болкунов [2], Е. Б. Бабошина [4], М. П. Лапчик [13], О. А. Лапина, О. В. Лапина [10], Н. Н. Моисеев [16], И. В. Сосновская [21] и др.) позволил обратить внимание на то, что современное обучение с помощью Интернета и мультимедиа изменило смысл понятий «знание» и «объект познания». А дистанционные формы актуализировали развитие самостоятельности студента, общую деловую культуру. Конечно, с определёнными плюсами электронного обучения следует считаться: они способствуют расширению возможностей понимания сущности «профессионально-педагогической грамотности специалиста», «самоорганизации», «самостоятельной работы».

Но в работах таких авторов, как Н. Н. Савельева [18], А. Е. Сатунина [19], Т. В. Семеновских [20] и др., подчёркивается неоднозначность этих технологий. Во-первых, в основе е-1еагш^ - новый вид грамотности (инструментальная грамотность), которая стала причиной появления клипового мышления, основанного на бесконтекстной, фрагментарной информации, не требующей смысловой завершённости устной или письменной речи, компактной и упрощающей стиль речевого общения [20, с. 4]. Во-вторых, в условиях организации профессиональной подготовки важна профессионально ориентированная контактность студент - педагог с соблюдением этапов: анализ мотивации - дифференциация профессиональной ориентированности - развитие понимания сущности культуры профессии - развитие мастерства.

Психология профессий как новая отрасль «профессионоведения» (К. В. Карпинский [8], А. Н. Леонтьев [14], Д. И. Фельдштейн [22], Н. П. Шаталова [26] и др.), изучающая профессиональное становление личности, также в качестве системообразующего фактора выделяет необходимость взаимодействия лич-

ности с профессией: выбор, усвоение знаний (накопление информационного фонда), качество освоения теории и технологии педагогической деятельности, психологическое содержание деятельности, трудности восхождения к вершинам профессионализма, преодоления профессиональных деструкций (кризисов, конфликтов, деформаций, профессионального старения), культуру профессионально ориентированного мышления.

Проведённый нами обзор и личный научно-практический опыт [10; 11; 12] подтверждают, что проблем, связанных с подготовкой специалиста, много. Можно выделить разный уровень понимания меры своей ответственности за выбор профессионального направления, осмысленности выбора, знания сложности профессии, способности учиться, профессиональной пригодности.

Но основная проблема современного учебного процесса в вузе - уровень гуманитарного развития: умение критически мыслить, понимать назначение информации, умение обосновывать свою точку зрения, умение говорить: озвучивать информацию, грамотно выстраивать свои суждения, аргументировать свою позицию. Исследования Е. Б. Бабошиной [4], Е. В. Бондаревской [3], М. Н. Кудрявцевой [9], Ю. М. Лотмана [15], Н. Н. Савельевой [18] и др. подчёркивают, что именно гуманитарная культура - ведущий фактор преобразования общества, а от качества речемыслительной деятельности зависит активность обучающегося, развитие познавательных интересов студентов, глубина и прочность знаний, эффективность процесса обучения.

Поэтому нужна новая организация смыслового поля личностного развития будущего специалиста, способного не только понять функции профессии, но и интегрироваться в профессиональную среду.

Методологическая и программная основа

Проведённый анализ проблемных, по нашему мнению, точек в области современного профессионального образования позволяет выделить несколько конструктивных идей:

- культура современной информации стала силой, меняющей стратегию и тактику развития специалиста,

- самореализация личности проходит несколько этапов адаптации к обучению в вузе: осознание ответственности за субъектный выбор профессии, понимание смысла самоорганизации в учебной деятельности и гуманитарное развитие.

Выделив ключевые проблемы, мы делаем вывод: характер профессионального образования зависит от понимания специфики педагогической профессии. Поэтому важно учитывать, что деятельность учителя - внутри культуры, на нём лежит ответственность за судьбу общества и каждого человека.

А это актуализирует цель исследования: обосновать зависимость активности студента в учебном процессе от уровня гуманитарного развития, коммуникативного творчества; разработать программу, способствующую актуализации ориентированного мышления (умение понять ценностный смысл фактов, раскрыть опережающую роль понимания как способа организации знаний).

Мы полагаем, что гуманитарное развитие будущего педагога должно быть многомерным, а смысл учебного познания - направленным на подготовку к жизни и деятельности в послевузовский период, на развитие внутренней готов-

ности человека к поиску нового, выработку собственного отношения к знанию как основанию личной эрудиции, ориентированности на конструктивный профессиональный полилог.

В качестве основы профессиональной сферы [5, с. 2] обозначено общение, развитие дискурсивной (лат.: diskursus - рассуждение) компетентности как потребности и способности понимать и объясняться, выявлять нюансы педагогического процесса (воспитывающе-обучающего, коррелирующего и развивающего).

Мы исходили из того, что именно дискурсивная компетентность в перспективе будет способствовать гуманитарному развитию личности профессионала: его «функциональных качеств», «ориентированности на других», «эстетики словесного творчества», умения осмысливать настоящее, прогнозировать возможное, регулировать активность своих действий (с позиции жизненных целей) на будущее.

В связи с тем, что дискурс (как активно-доказательное мышление) находится под постоянным вниманием, можно говорить о сложившейся научной базе, конструктивной модели, декларирующей культуру педагогического диалога как матрицу взаимодействия и общения, развития понимания, как действовать в сложных ситуациях, как раскрывать смысл непонятного, как убеждать, не разрушая внутреннее убеждение.

Это позволило обосновать логику профессиональной подготовки на основе идеи развития гуманитарной грамотности: готовность вступать в диалог/полилог внутри профессиональной сферы общения, усвоение базовых профессиональных теорий, методов, культурных норм и опыта деятельности в образовательном пространстве вуза.

Нормативной задачей нашего исследования является выбор методов организации гуманитарного развития студентов, поэтапное включение в профессионально ориентированный диалог, мотивация к саморазвитию, изучение роли личностных особенностей в педагогической деятельности.

Методика и процедура

Для исследования поставленной проблемы нами были использованы опросники, самооценка, тестирование, тест смысложизненных ориентаций, самоанализ и др.

Единицей практического оценивания являлись: речевая активность, знание основных форм работы со словом и над смыслом внутри темы рассуждения. Нами разработана примерная последовательность процесса формирования интереса к исследовательскому типу мышления и постепенного сознательного усвоения блока знаний. Сознательность мы рассматриваем как способность понимать и компетентно аргументировать личностно-профессиональную ценность и культурный смысл информации.

Учитывая формат и специфику статьи, остановимся на описании динамики развития отношения к информации.

Первый шаг в гуманитарном развитии специалиста - знание основных терминов, полноценное понимание смысла, ощущение себя познающим субъектом. Выдвигается основная учебная задача: составление профессионального глоссария и работа над смысловым содержанием понятий.

Далее организуется процесс развития способности построить речевое общение (передача и приём информации) с учётом понимания терминов в рамках темы занятия:

- выделение ценностного значения слова (в педагогическом опыте, отправная точка темы, ассоциации, в плане личностного значения);

- развитие способности рассуждать (смысловое назначение темы, дефиниций, деформация слов во времени (старина, современное значение, как может звучать это слово завтра), смысловая структура текста доклада и т. д.);

- повышение интереса к учению через установление связи и взаимопонимания внутри учебной группы.

Количественная и качественная выборка дефиниции обусловлена содержанием изучаемого курса, тематикой и профессионально ориентированным обоснованием валидности содержания и конструкции внутри профессиональных рассуждений.

Результаты исследования

В соответствии с целью исследования разработана программа, способствующая актуализации гуманитарного развития специалиста, его профессионально ориентированного мышления (умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений).

Проектируя развитие способности к профессионально ориентированному мышлению, мы исходили из уровня готовности студентов (бакалавриат и магистратура) понять и принять установку, знать фактический материал и уметь отстаивать свою позицию в толковании учебных текстов или отдельных понятий.

Динамику отслеживали с помощью аргументированного самоанализа, коллективного анализа необходимого и возможного результата, активности проявления компетенции в области обсуждаемого вопроса, обоснования первоисточников информации и т. д.

Расширение предметной области гуманитарного развития специалиста опирается на целевые установки: «логические пятиминутки», «азбука доказательств без написанного текста», «объяснение с доказательствами», обосновать «историю» появления термина, провести «сопоставительный анализ возможных интерпретаций понятия», «научный диктант», «разбор точек зрения», «рецензирование» и т. д.

Главным в технологии развития можно выделить задания, которые вызывают интерес:

- «ассоциативный анализ педагогических понятий»;

- задания, где требуется доказательство (сочинение «Педагогические приёмы в произведениях В. Г. Распутина», «Убеждающая педагогика Р. Рождественского (Д. Кедрина, А. Барто и др. с обоснованием выбора)»; личное убеждение («Как я понимаю "профессиональное взросление"», «Детство и биография» и др.);

- «символическое изображение (с помощью компьютерной графики) понятия» (например, «совесть», «память», «взгляд учителя» и др.);

- «презентация смысла» (создание мини-фильмов «Что я хочу объяснить...», «Взгляд из детства и юности на ...», «Магия слова»;

- задания на понимание смысла понятий: «сотрудничество», «творческий

подход», «воспитывающая сцена кино», «педагогическая ситуация», «воспитание уважением» и др.

Всем этим частным методическим приёмам, заданиям мы придаём значение, потому что они способствуют развитию у будущего учителя универсальных учебных действий (УУД) в сфере личностных умений: эмоционально-образного взаимодействия в профессиональной деятельности, оценки ценностных суждений и самооценки.

Обсуждение результатов и заключение

Научная новизна исследования заключается, во-первых, в уточнении роли гуманитарного развития в педагогическом образовании как системы, способствующей культурологической подготовке педагога; во-вторых, в анализе этапов культуросообразного становления студента, в его личностном преобразовании.

Практическая значимость статьи состоит в предложенных в ней механизмах развития познавательной активности студента в учебном процессе, «профессионального мыслетворения» и коммуникативной компетенции. Кроме того, «распаковывается знание» (термин Н. Н. Моисеева) [16, с. 4], раскрывается смысл усвоенного, расширяется стремление понять и донести суть информации, обосновать свою точку зрения; формируется своя позиция во взглядах на науку, научный предмет, на теорию и технологию в профессионально значимом поле деятельности.

Обоснована зависимость от гуманитарного развития уровня коммуникативного творчества. Разработана методика организации учебного процесса, способствующая актуализации профессионально ориентированного мышления. Уточнена профессионально-практическая значимость разработки таких организационных форм, которые способствуют гуманитарному развитию будущего специалиста.

Исследование продолжается, но по предварительным итогам можно сделать выводы: результатом этих действий является позитивная динамика понимания знаний как ценности профессиональной мыследеятельности; формируется привычка к самоорганизации и учебно-творческой активности. Но заметно снизилась степень убеждённости в правильности выбора профессии. Данный факт мы объясняем качеством самооценки когнитивной активности.

Проведённый анализ показывает, что гуманитарная образованность, профессионально ориентированное мышление способствуют решению многих проблем культуры учителя и профессионального педагогического образования.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы ; 2-е изд. М. : Просвещение, 2015. 447 с.

2. Болкунов И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11-1 (16). С. 128-132.

3. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического

образования университетского типа // Педагогика. 2010. № 9. С. 73-84.

4. Бабошина Е. Б. К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования, Humanitates. 2017. Т. 3. № 2. С. 199-212. DOI: 10.21684/2411-197Ч-2017-3-2-199-212.

5. Ежова Т. В. Дискурсивный подход к формированию общекультурной компетентности студентов. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006. 176 с.

6. Землинская Т. Е., Ферсман Н. Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Педагогика. Проблемы высшей школы. СПб ГПУ 4 (255). 2016. С. 153-160.

7. Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза / сост. предисл. и примеч. В. Б. Муравьева. М. : Моск. рабочий, 1986. 527 с.

8. Карпинский К. В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности // Белорусский психологический журнал. 2010. № 1. С. 33-41.

9. Кудрявцева М. Е. Гуманитарная культура: личностно-социально-философский аспект // Дискурс. Философские науки. № 4. 2016. С. 3-10.

10. Лапина О. А., Лапина О. В. К вопросу о культуре речи в профессиональном педагогическом образовании // Русский язык и общее языкознание: Вестник ИГЛУ Сер. Лингвистика. Иркутск : ИГЛУ 2005. № 10. С. 38-44.

11. Лапина О. А., Воронова О. А. Опыт совершенствования профессионального мастерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1 (42). С. 103-113. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113.

12. Lapina O. A., Ilyasova I. S., Yegorova Y. V, Gerasimova A. The Problem of the Transformation of the Specialist' Personality in the Professional Activity // Lecture Notes in Management Science. 2018. V. 91. Pp. 67-73. ISSN 2251-3051 (Web of Science).

13. Лапчик М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного образования в России // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2014. № 4. С. 100-113.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность ; 2-е изд. М. : Смысл : Академия, 2005. 352 с.

15. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М. : Языки славянской культуры, 1999. 465 с.

16. Моисеев Н. Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь. 1998. № 6. С. 2-8.

17. Пузыревский В. Ю. Зеркальный купол храма знаний (о роли философии в определении смыслов и целей образования) // Вестник института образования человека. 2011. № 2. С. 1-6.

18. Савельева Н. Н. Гуманитарные основания образования / XXI век: Россия и Запад в поисках духовности. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2003. С. 192-193.

19. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. С. 89-90. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=103 (дата обращения: 12.03.2020).

20. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение : интернет-журнал. Вып. 5 (24), сент.-окт. 2014. С. 1-10. uRL: https://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-5-14 (дата обращения: 14.05.2019).

21. Sosnovskaya I.V., Drozdov V.V., Klimenko T.V., Roshchina O. E., Sadretdinov D. F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education Volume. 2016. № 11, Issue 17. Pp. 9903-9911.

22. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространствен-

но-временной ситуации XXI в. (доклад на общем собрании РАО 18.12. 2012) // Проблемы современного образования. № 6. 2012. С. 48-70.

23. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.

24. Цыркун И. И., Пунчик В. Н. Педагогическая интеллектика: дидактический аспект: монография. Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Чемоданова Д. И. Формирование профессионально-ориентированного мышления будущего социального педагога: монография / рец. В. И. Екимова; М-во образования и науки РФ, РГСУ Калуга : Пересвет, 2011. 184 с.

26. Шаталова Н. П., Власова Е. В. Формирование логического мышления в процессе умственного развития // Актуальные проблемы современной науки: тр. 2-го Международного форума (VII Междунар. конф.) молодых ученых и студ. Гуманитарные науки. Самара : Изд-во Сам ГТУ, 2006. Ч. 41. Педагогика. С. 44-47.

References

1. Asmolov A.G. Optika prosveshcheniya: sotsiokul'turnye perspektivy [Optics of education: sociocultural prospects]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2015. 447 p. (In Russian).

2. Bolkunov I.A. Elektronnoe obuchenie: problemy, perspektivy, zadachi [E-learning: problems, prospects, tasks]. Tavricheskii nauchnyi obozrevatel'[Tavricheskiy Scientific Observer], 2016, vol. 11(16), pp. 128-132. (In Russian).

3. Bondarevskaya E.V. Metodologicheskie problemy stanovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya universitetskogo tipa [Methodological problems of the formation of university-type pedagogical education]. Pedagogika [Pedagogy], 2010, vol. 9, pp. 73-84. (In Russian).

4. Baboshina E.B. K probleme tsennostno-smyslovogo stanovleniya lichnosti budush-chego pedagoga [Shaping the Integral Personality of a Future Teacher]. Vestnik Tyumensko-go gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, Humanitas [Tyumen State University Bulletin. Human Research. Humanities], 2017, vol. 3, no. 2, pp. 199-212. (In Russian). DOI: 10.21684/2411-197Ч-2017-3-2-199-212.

5. Ezhova T.V Diskursivnyi podkhod k formirovaniyu obshchekul 'turnoi kompetentnosti studentov [A discursive approach to the formation of general cultural competence of students]. Orenburg, Izd-vo OGPU, [OSPU Publ.] 2006, 176 p. (In Russian).

6. Zemlinskaya T.E., Fersman N.G. Metodika vuzovskogo obucheniya v kontekste klipo-vogo myshleniya sovremennogo studenta [Methodology of university education in the context of clip thinking of a modern student]. Pedagogika. Problemy vysshei shkoly [Pedagogy. High School Problems], St. Petersburg, GPU, 4 (255), 2016, pp. 153-158. (In Russian).

7. Karamzin N.M. Zapiski starogo moskovskogo zhitelya: Izbrannayaproza [Notes of an old Moscow resident: Selected prose]. Sost. predisl. i primech. V.B. Murav'eva [Foreword and notes by V.B. Muravyov]. Moscow, Mosk. Rabochii, 1986, 527 p. (In Russian).

8. Karpinskii K.V. Sotsiokul'turnaya determinatsiya smyslozhiznennogo krizisa v razvitii lichnosti [Sociocultural determination of the life-meaning crisis in personality development]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2010, vol. 1, pp. 33-41. (In Russian).

9. Kudryavtseva M.E. Gumanitarnaya kul'tura: lichnostno-sotsial'no-filosofskii aspekt [Humanitarian culture: personal-social-philosophical aspect]. Filosofskie nauki. Diskurs № 4 [Philosophical Sciences. Discourse 4], St. Petersburg University, 2016, pp. 3-10. (In Russian).

10. Lapina O.A., Lapina O.V K voprosu o kul'ture rechi v professional'nom pedagog-icheskom obrazovanii [The issue of the culture of speech in professional pedagogical education]. Russkiy yazyk i obshchee yazykoznanie: Vestnik IGLU. Ser. Lingvistika [Russian

Language and General Linguistics: Bulletin of ISLU. Series: Linguistics], Irkutsk, Irkutsk State Linguistic University Publ., 2005, no. 10, pp. 38-44. (In Russian).

11. Lapina O. A., Voronova O. A. Opyt sovershenstvovaniya professional'nogo masterst-va uchitelya [Experience of improving the professional skills of a teacher]. Pedagogicheskiy IMIDZh [Pedagogical IMAGE], 2019, vol. 13, no. 1 (42), pp. 103-113. (In Russian). DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-103-113.

12. Lapina O.A., Ilyasova I.S., Yegorova Y.V, Gerasimova A. The Problem of the Transformation of the Specialist' Personality in the Professional Activity. Lecture Notes in Management Science, 2018, vol. 91, pp. 67-73. ISSN 2251-3051 (Web of Science).

13. Lapchik M.P. O razvitii normativno-pravovykh osnov distantsionnogo obrazovaniya v Rossii [About research of the development of the regulatory framework of distance education in Russia]. VestnikRUDN, seriya Informatizatsiya obrazovaniya [Bulletin of RUDN University, Series: Informatization of Education], 2014, no. 4, pp. 100-113. (In Russian).

14. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'[Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Politizdat, 1977, 304 p. (In Russian).

15. Lotman Yu.M. Vnutri myslyashchikh mirov. Chelovek- tekst - semiosfera - istoriya [Inside intellectual worlds. Man - text - semiosphere - history]. Moscow, 1999, 464 p. (In Russian).

16. Moiseev N.N. Krizis sovremennogo obrazovaniya [Crisis of modern education]. Nau-ka i zhizn' [Science and Life], 1998, no. 6, pp. 2-8. (In Russian).

17. Puzyrevskii V.Yu. Zerkal'nyi kupol khrama znanii (o roli filosofii v reshenii aktu-al'nykh problem obrazovaniya) [Mirror dome of the knowledge temple (about

the role of philosophy in solving urgent problems of education]. Vestnikinstituta obrazovaniya cheloveka [Bulletin of the Institute of Human Education], 2011, no. 2, pp. 2-12. (In Russian).

18. Savel'eva N.N. Gumanitarnye osnovaniya obrazovaniya [Humanitarian foundations of education]. Materialy mezhdunarodnoiprakticheskoi konferentsii "XXI vek: Rossiya i Zapad v poiskakh dukhovnosti" [Proceedings of the international practical conference "XXI Century: Russia and the West in Search of Spirituality"]. Penza, 2003, pp. 192-193. (In Russian).

19. Satunina A.E. Elektronnoe obuchenie: plyusy i minusy [E-learning: pros and cons]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2006, no. 1, pp. 89-90. (In Russian).

20. Semenovskikh T.V. Fenomen «klipovoe myshlenie» v obrazovatel'noi vuzovskoi srede [The phenomenon of "clip thinking" in the educational environment of university]. Internet-zhurnal "Naukovedenie" [Internet-Journal "Science Studies"], no. 5 (24), September-October, 2014, pp. 1-9. (In Russian).

21. Sosnovskaya I.V, Drozdov VV., Klimenko T.V., Roshchina O.E., Sadretdinov D.F. Socio-pedagogical alternatives of modernization of the university educational process: The real and virtual space. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, vol. 11, issue 17, pp. 9903-9911.

22. Fel'dshtein D.I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v prostranstvenno-vre-mennoi situatsii XXI v. [Problems of psychological and pedagogical sciences in the spacetime situation of the XXI century]. Doklad na obshchem sobranii RAO 18.12.2012 [Report at the general meeting of RAE, December 18, 2012]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2012, no. 6, pp. 48-70. (In Russian).

23. Khutorskoi A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, praktika: Nauchnoe izdanie [Pedagogical innovation: methodology, theory, practice: Scientific publication]. Moscow, UNTs DO Publishing House, 2005, 256 p. (In Russian).

24. Tsyrkun I.I., Punchik VN. Pedagogicheskaya intellektika: didakticheskii aspekt [Pedagogical intelligence: didactic aspect]. Saarbrücken, LAP LAMBERT Academic Publishing

GmbH & Co. KG, 2011, 192 p. (In Russian).

25. Chemodanova D.I. Formirovanie professional'no-orientirovannogo myshleniya bu-dushchego sotsial'nogo pedagoga [Forming the professionally oriented thinking of the future social teacher]. M-vo obrazovaniya i nauki RF, RGSU [Ministry of Education and Science of Russian Federation, Russian State Social University]. Kaluga, Peresvet Publ., 2011, 184 p. (In Russian).

26. Shatalova N.P., Vlasova E.V. Formirovanie logicheskogo myshleniya v protsesse um-stvennogo razvitiya [Forming the logical thinking in the process of mental development]. Aktual'nye problemy sovremennoi nauki: tr. 2-go Mezhdunarodnogo foruma (7-i Mezhdun-arodnoi konferentsii) molodykh uchenykh i stud. Gumanitarnye nauki. [Relevant issues of modern science: proceedings of the 2nd International Forum (7th International Conference) of young scientists and students. Humanities], Samara, Publishing house: Samara State Technical University, 2006, Chapter 41, Pedagogy, pp. 44-47. (In Russian).

Культура - великий учитель того, как следует жить».

Д. С. Лихачев

Общественное значение учителя, его образованности, культуры, высокой ответственности, профессионализма, его роли в формировании ценностей подрастающего поколения нельзя переоценить. В этой связи заслуживает искреннего уважения вклад в профессию доктора педагогических наук, профессора кафедры психологии и педагогики начального образования Педагогического института Иркутского государственного университета - Олимпиады Александровны Лапиной.

Олимпиада Александровна - педагог необычайного дарования и работоспособности. Награждена знаком «Почётный работник высшего профессионального образования», нагрудным знаком «Ветеран труда», медалью К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогической науки.

За время профессиональной деятельности опубликовано более 150 научных работ, подготовлено 13 кандидатов педагогических наук. Её педагогический стаж составляет 62 года.

Олимпиада Александровна является одним из руководителей совета «Центр гуманной педагогики», лектором научно-методических семинаров для учителей школ Иркутской области, главным редактором ежегодного сборника «Теория и практика гуманизации педагогического процесса».

Сердечно поздравляем Олимпиаду Александровну с юбилеем, желаем реализации творческих планов, благополучия в семье, профессиональных успехов в развитии педагогической науки. Выражаем искреннюю благодарность за активное участие, наставничество, неоценимый вклад в культурное развитие Иркутской области.

The Problem Field of Modern Higher Pedagogical Education

Olimpiada A. Lapina

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. Introduction. The paper is concerned with the processes of professional-pedagogical education in modern higher educational institutions and the problems of business and speech culture that face the students involved in educational and cognitive activities.

Objective. The objective of the paper is to substantiate the relationship between the activity of students in the educational process and the level of their human development and communicative creativity. The research aimed to develop a methodology to organize an educational process facilitating the actualization of professionally oriented thinking (the ability to understand, reveal, and explain the value of facts and phenomena).

Materials and methods. . The research methodology is a generalizing analysis of the problems of vocational education, its orientation, and contents at various levels of the specialist's personality development. The units ofpractical assessment were self-esteem, speech activity, knowledge of the basic forms of work with words, and interpretation of meaning within the topic of reasoning.

Research results.Thefindings have indicated the relationship between the student's activity in the educational process and the level of their human development, communicative creativity, business and speech culture, passivity/activity in educational and cognitive activities, the degree of understanding the responsibility for choosing a profession, and the meaning of the "professionally-oriented rapport" concept. The ways of actualizing professionally-oriented thinking have been determined. A methodology for building an interest in the investigative type of thinking and the gradual conscious acquisition of a block of knowledge has been developed and tested. The study has clarified the professional significance of the organizational forms contributing to the development of cognitive and communicative competence ofprofessional thought creation.

Discussion and conclusion. What are the advantages of the proposed model? It reveals the meaning of what has been learned, expands the desire to understand, conveys the essence of information, develops a professionally-oriented ability to substantiate one's viewpoint; forms an opinion on science, a scientific subject, theory, and technology in a professionally significant field of activity. The research continues, however, the preliminary findings allow the following conclusions. The result of these actions is positive dynamics in understanding the value of teachers' professional activity, the formation of a habit of self-organization and learn-and-create activity.

Keywords: educational space of the university, professionally-oriented thinking, cognitive activity, culture of education, transformation of professional education, new literacy.

Лапина

Олимпиада Александровна

профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики начального образования

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-3415-2558

WOSUID: AAG-9532-2019 SPIN: 1370-5799

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

тел.: +7(3952)426417 e-mail: [email protected]

Olimpiada A. Lapina

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of the Pedagogy and Psychology of Primary Education Department

ORCID https://orcid.org/ 0000-0003-3415-2558

WOSUID: AAG-9532-2019 SPIN: 1370-5799

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

1 Karl Marx St, Irkutsk, Russia, 664003

tel.: +7(3952)426417 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.