Научная статья на тему 'Проблемное поле религиоведческих исследований в 20-30-х гг. XX В. (к истории отечественного религиоведения)'

Проблемное поле религиоведческих исследований в 20-30-х гг. XX В. (к истории отечественного религиоведения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
277
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ В СССР / ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ / RELIGIOUS STUDIES IN THE USSR / HISTORY AND THEORY OF RELIGION AND RELIGIOUS STUDIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меньшикова Евгения Владимировна

В статье представлен анализ основных направлений развития религиоведческих исследований в 20-30-х гг. ХХ в. в СССР. Рассмотрены академические позиции таких видных исследователей отечественного религиоведения, как А. Герасимович, А.Т. Лукачевский, Ф.М. Месин, В.К. Никольский, Н.М. Никольский, И.И. СкворцовСтепанов, Н.П. Токин, Л.Я. Штернберг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outstanding problems in religious studies within the period of 20-30 years in the XX century (on the history of this country religious studies)

The article gives the analyses of the basic directions in the developments of the religious studies within the years of 20 through to 30-ies of the XX century in the USSR. The academic views of such prominent researches of this country religious studies as A. Gerasimovich, A.T. Lukachevsky, F.M. Mesin, V.K. Nikolsky, N.M. Nikolsky, I.I. Skvortzov-Stepanov, N.P. Tokin, L.Y. Shternberg.

Текст научной работы на тему «Проблемное поле религиоведческих исследований в 20-30-х гг. XX В. (к истории отечественного религиоведения)»

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

в 20-30-х гг. XX в.

(к истории отечественного религиоведения)

Е.В. Меньшикова

Формирование корпуса религиоведческих знаний в 20-30-е гг. ХХ в. шло по ряду направлений: 1) выяснение предмета науки о религии, содержания этой науки и ее методологии (В.К. Никольский, Н.И. Никольский, А.Т. Лукачевский, Л.Я. Штернберг); 2) осуществление публикаций на русском языке трудов западных исследователей религии: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Э. Тейлора, З. Фрейда, Дж. Фрэзера и др.; собственное решение проблем, рассматриваемых в работах зарубежных авторов; 3) осмысление теоретического наследия марксизма и применение его к анализу религии (Н.И. Бухарин, Ф.А. Горохов, А.М. Деборин и др.); 4) развитие традиции отечественной науки второй половины Х1Х - начала ХХ вв.: социологии, этнографии, лингвистики, феноменологии, буддологии, исследований христианства, исламоведения (В.В. Бартольд, В.Г. Богораз-Тан, Н.М. Никольский, А.Б. Ранович, О.О. Розенберг, Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург); 5) изучение сущности религии и ее элементов, происхождения и ранних форм религии (А.Т. Лукачевский, В.К. Никольский, П.Ф. Преображенский, Л.Я. Штернберг и др.); 6) эмпирические исследования отношения людей к религии и полевые этнографические исследования анимизма, фетишизма, тотемизма, магии, шаманизма и др.

В 20-30-х гг. использовались разные термины для обозначения науки, изучающей религию: история религии, сравнительное изучение религии, наука о религии, философия религии, религиоведение и др. Решение вопросов осуществлялось с разных методологических позиций: религиозно-философской, историко-

материалистической, позитивистской, феноменологической, герменевтической.

Расскажем подробнее о некоторых направлениях религиоведческих исследований, прежде всего о понимании предмета и методов науки о религии. Исследователи решали этот вопрос по-разному.

Наиболее обстоятельное решение представлено в работах Л.Я. Штернберга. Философской основой новой науки, по его мнению, стал позитивизм, который дал ей свой метод и указал ей ее границы. Науку о религии Штернберг понимал как сравнительное изучение религии, которая занимается эволюцией религиозных явлений в связи с другими факторами психической и социальной жизни человечества. В числе

разделов этой науки ученый выделял историю религии, философию религии, к которой относил психологию религии и метафизику религии, антропологию религии, феноменологию религиозных явлений. В числе методов он называл философский позитивизм, индукцию с последующим конструктивным синтезом, эволюционизм, сравнительно-исторический метод, приемы классификации, психологические методы.

Изучалась и проблема сущности религии. Н.М. Никольский писал, что религия представляет собой явление «естественного порядка»1, «...что религия в целом есть социальное явление, группирующее людей, связанное неразрывными нитями со всей совокупностью экономических, социальных и политических отношений в данном обществе и в данную эпоху»2, что она - первая форма познания, универсальное знание первобытного человека о мире.

Конечно, не все подобного рода аргументы, использовавшиеся для обоснования «естественного порядка» религии, могут быть приняты. Ныне в философии и религиоведении утвердилось мнение, согласно которому первым способом практически-духовного освоения мира была мифология, которая образовывала нерасчлененный синкретический комплекс; в этом комплексе еще не выделились религия, философия, мораль, право, наука. Но подчеркивание «естественного порядка» религии свидетельствовало о стремлении дать объяснение объекта с позиции науки о религии.

Л.Я. Штернеберг писал: «Мое определение религии таково: религия есть одна из форм борьбы за существование в той области, где личные усилия человека, все усилия его интеллекта, все его гениальные способности и изобретательность являются бессильными»3.

Исследователи выделяли элементы религии, выявляли их характерные черты. Учитывалась точка зрения Г.В. Плеханова. В качестве элемента религии рассматривались религиозные представления и осмысливались их особенности. А.А. Богданов считал основными чертами религиозных представлений непреложность постулатов, отсутствие логического порядка: «Вторая черта - отсутствие логического порядка в распределении материала - обусловливалась, прежде всего, самым способом накопления опыта. Оно происходило стихийно.»4.

1 Никольский Н.М. Религия как предмет науки. Минск, 1923. С. 3.

2 Там же. С. 37.

3 Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. С. 248.

4 Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч. 1-3. М.; Л., 1925-1929. Ч. 1. С. 43.

Ряд идей о религиозном сознании был высказан в ходе дискуссии в связи с опубликованными на русском языке работами французского ученого Л. Леви-Брюля, посвященными первобытному мышлению. По мнению большинства отечественных ученых, приводимые Леви-Брюлем примеры из области коллективных представлений первобытного человека относятся к числу религиозных представлений. В коллективных представлениях, отмечал Ф.М. Месин, именно их неразрывность с эмоционально-моторными элементами жизни определяет их специфику: при слабой дифференцированности психики первобытного человека возникающие у них идеи или образы предметов невозможно рассматривать независимо от чувств, эмоций, страстей, которые вызывают эти идеи и образы или вызываются ими.

Ряд ученых продолжил традицию, заложенную в трудах Э. Тэйлора. Согласно этой традиции, под «минимумом религии» понимаются верования в духовных существ. Однако складывалось критическое отношение к теории Э. Тэйлора. В.К. Никольский критиковал Э. Тэйлора за то, что Тэйлор исходил не из общественного сознания первобытного общества, а из мышления первобытного индивида. «“Дикарь-философ”. существовал только в воображении Тэйлора. Не “стремление к истине”, не философские запросы дикаря породили анимизм и религию. представления эти вовсе не являются плодом каких-то философских исканий. Бездонное невежество дикаря, его панический страх перед разными явлениями природы коренились в его бессилии перед природой»5.

Существенной характеристикой религии, по мнению исследователей, помимо представлений, является вера. Вера рассматривалась как одна из основных характеристик религиозного мировоззрения. Важно подчеркнуть, что была высказана идея о различии веры в религии и в других областях духовной жизни. А. Герасимович не связывал веру исключительно с религией. Считая веру сущностной характеристикой религии, ученый в то же время замечал, что «. вера также необходимо и неизбежно входит в построения научного миропонимания, как и в состав религиозных воззрений. Всякая наука, как и всякая религия, прежде всего вера; без веры нет ни религии, ни науки»6. Вряд ли корректно суждение «всякая наука -прежде всего вера», но мысль о функционировании веры как феномена психологии в нерелигиозных областях духовной деятельности, в частности, в науке, плодотворна. Наряду с верой важной характеристикой религии считалось чувство: одни говорили о

5 Никольский В.К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры // Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939. С. XXV.

6 Герасимович А. У истоков религии. Пг., 1923. С. 12.

чувстве зависимости, другие называли чувство страха перед неизведанным, «чувство тревоги перед непонятным». Эти чувства интерпретировались в качестве основы, на базе которой формируется религиозное чувство.

В числе существенных элементов религии ученые выделяли религиозное действие - культ. В обобщенном виде Н.П. Токин следующим образом характеризовал культ: «. вся совокупность культа есть система воздействия на сверхъестественные существа. на различных стадиях общественного развития мы находим и различные формы культа»7. Культ понимался по-разному: одни исследователи выделяли два вида культа - магический культ - магия и культ в форме молитв и жертвоприношений; другие полагали, что магию не следует относить к религиозному культу.

В. К. Никольский в качестве видов культа рассматривал магию и умилостивительный культ. По его мнению, в развитии религии магический элемент предшествовал умилостивительному. Заклинания, заговоры и прочие словесные формулы, назначением которых было магическое, принудительное воздействие на фантастический, сверхъестественный мир, гораздо древнее молитв, т.е. просьб, умилостивительных формул, обращенных к фантастическим, сверхъестественным существам8.

В контексте обсуждения элементов религии, с учетом изучения проблемы ее происхождения осмысливался вопрос о том, что является первичным, а что производным - религиозные представления или религиозный обряд, миф или ритуал. Э. Тейлор полагал, что культ возникает позднее религиозных представлений (анимизма). Эта точка зрения принималась и рядом отечественных исследователей. Другое мнение отстаивали те, кто первичным считал культ, а мифы - вторичными образованиями, объяснявшими религиозный ритуал. В дальнейшем все более широкое признание получала именно последняя точка зрения. Эту позицию выразил И.И. Скворцов-Степанов. Он писал: «“В начале было дело”. В начале были, например, погребальные обряды (в смысле просто погребальной практики), затем они затвердели в погребальных обрядах (это культ), а потом на этой почве выросло фантастическое “царство мертвых”, “загробный мир” (это уже, если угодно, “вероучение”). Или же еще пример: покойника оставляли с известными припасами, это - исходный пункт в развитии жертвоприношений (культ); с течением времени выделилась профессия, одной из функций которой сделалось принесение жертв (религиозная организация -“церковь”), затем практика жертвоприношений получила истолкование в

7

Токин Н.П. Очерки происхождения религиозных верований. М.; Л., 1929. С. 27.

8 См.: Тэйлор Э. Первобытная культура. С. 479 (комментарий В.К. Никольского).

“вероучении”. “В начале было дело”- везде и повсюду. И не можем мы мыслить такой религии, которая возникла бы и существовала бы независимо, обособленно от обряда. А обряд предварялся чисто фактической практикой, а эта практика каждый раз находит объяснение в данной “форме общества”»9.

В дискуссии по вопросу о том, что является первичным и что производным -религиозные представления или религиозный обряд, заслуживает внимание позиция А.Т. Лукачевского. Опираясь на исследования магии Дж. Фрезером, он писал: «Фрэзер считает, что магия появилась раньше, чем анимизм, хотя конкретными данными своего положения обосновать не может. Возможно, что так оно и было. Надо признать, что эти явления разного порядка и что они на известной стадии связываются. Когда

уже имеется вера в души и духов, то над душами начинают производить магические

10

действия» .

Таким образом, в 20-30-х гг. в отечественной литературе был высказан ряд идей о предмете и методологии науки о религии, религиоведения, о сущностных характеристиках религии, о религиозных представлениях, религиозных чувствах, религиозном культе, о соотношении мифа и религии, магии и религии, религиозных представлений и обрядов. Эти идеи продолжали обсуждаться и в последующие десятилетия ХХ в., обсуждаются и ныне.

© Меньшикова Е.В., 2010

9 Скворцов-Степанов И. И. Страх смерти против исторического материализма // Под знаменем марксизма. 1928. № 11-12. С. 97-98.

10 ЛукачевскийА.Т. Происхождение религии (обзор теорий). М., 1930. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.