Научная статья на тему 'Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20-30-е годы ХХ века'

Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20-30-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ / ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ / МЕТОДЫ / ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ 20-30-Х ГГ. ХХ В

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Меньшикова Евгения Владимировна

В статье рассматривается решение вопросов о предмете, содержании, философских основах и методах науки о религии, религиоведении российскими учеными в 20-30-е гг. ХХ в. Выявляется предметное поле религиоведческих исследований в эти годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Меньшикова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of a subject, substance, philosophical bases and methods of the studies of religions by the Russian scientists in the 1920.1930s. The subject field of the investigations during these years comes to light.

Текст научной работы на тему «Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20-30-е годы ХХ века»

Е. В. Меньшикова ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДОВ В 20-30-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Работа представлена кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Научный руководитель — доктор философских наук, профессор И. Н. Яблоков

В статье рассматривается решение вопросов о предмете, содержании, философских основах и методах науки о религии, религиоведении российскими учеными в 20-30-е гг. ХХ в. Выявляется предметное поле религиоведческих исследований в эти годы.

Ключевые слова: содержание, философские основы, методы, предметное поле, религиоведение, отечественные ученые 20-30-х гг. ХХ в.

E. Men’shikova FROM THE HISTORY OF THE RUSSIAN STUDIES OF RELIGIONS: UNDERSTANDING OF THE SUBJECT AND METHODS IN THE 1920-1930s

The article is devoted to the problems of a subject, substance, philosophical bases and methods ofthe studies of religions by the Russian scientists in the 1920-1930s. The subject field ofthe investigations during these years comes to light.

Key words: substance, philosophical bases, methods, subjectfield, studies ofreligions, Russian scientists of the 1920-1930s.

Название «религиоведение» ныне представлено в энциклопедиях, монографиях, учебниках и учебных пособиях, в периодических изданиях. В системе высшего профессионального образования выделено направление «Рели-

гиоведение». В русскоязычной литературе указанное означение области знания, объектом которой является религия, утверждалось в последней трети ХХ в. В 20-30-х гг. прошлого века использовался термин «наука о религии», и

лишь в конце этих лет - «религиоведение». Затем в течение двух-трех десятилетий эти именования оказались как бы «забыты». Но исследования религии проводились - как в контексте истории религии, так и в философском, психологическом, социально-антропо-

*

логическом и других аспектах .

Формирование корпуса знаний науки о религии шло по ряду направлений. 1. Выяснялись предмет и содержание науки о религии, ее философские основы и методология (Ф. А. Горохов, А. Т. Лукачевский, В. К. Никольский, Н. М. Никольский, Л. Я. Штернберг и др.).

2. Осуществлялись публикации на русском языке западных исследователей религии -М. Вебера, М. Гальбвакса, Э. Дюркгейма, К. Клемана, Л. Леви-Брюля, Ф. Лемана, З. Фрейда, Дж. Фрезера. Высказывались разные мнения об идеях названных авторов. 3. Развивались традиции отечественной науки второй половины XIX — начала ХХ в. — социологии, этнографии, лингвистики, феноменологии, буд-дологии, исламоведения, исследований христианства (в особенности происхождения христианства) (В. В. Бартольд, Е. А. Беляев, В. Г. Богораз-Тан, В. П. Васильев, Л. И. Климович, Н. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, Н. М. Никольский, С. Ф. Ольденбург, П. Ф. Преображенский, А. Б. Ранович, О. О. Розенберг, И. Г. Франк-Каменецкий, Л. Я. Штернберг, Ф. И. Щербатской). 4. Проводились в различных регионах нашей страны эмпирические исследования религиозности и полевые этнографические исследования фетишизма, тотемизма, магии, шаманизма и др. (А. В. Анохин, В. Г. Богораз-Тан, С. А. Ратнер-Штернберг, Л. Я. Штернберг и др.). 5. Особое внимание исследователей привлекала проблема происхождения и ранних форм религии. А. А. Богданов,

А. Герасимович, А. Т. Лукачевский, А. В. Луначарский, М. А. Рейснер, И. И. Скворцов-Степанов, Н. И. Токин и др. выясняли основы и предпосылки возникновения религии, анализировали формы первобытных верований.

Исследовательские поиски, накопление знаний о религии в исторической науке, в этнографии, антропологии, лингвистике, социологии, психологии, буддологии, исламоведе-

нии, знаний об истории христианства и др. вызвало необходимость решения ряда методологических вопросов, и прежде всего — о предмете, целях, задачах, философских основах и методах науки о религии.

Известный историк В. К. Никольский рассматривал религию как предмет науки и употреблял термин «наука о религии». Ученый в 1922 г. в своей речи, произнесенной на торжественном собрании Государственного белорусского университета, обратил внимание на то, что «религия, как предмет науки — новая дисциплина в русских университетах и молодая дисциплина в университетах Запада. Она с трудом высвобождается из пут богословского изучения всех различных конфессиональных школ и направлений, и нередки случаи, когда представители этой молодой отрасли научного знания примешивают к определению сущности и задач своей дисциплины традиционные взгляды, унаследованные от богословия» [2, с. 3]. Н. М. Никольский отмечал, что богословское изучение религии исходит из признания существования сверхчувственного, сверхъестественного мира. Религия определяет отношение человека к этому миру и «тем самым выделяется из ряда всех прочих явлений на особое исключительное место» [2, с. 5]. Излагая свою точку зрения, Н. М. Никольский писал, что религия как предмет науки является таким же явлением «естественного порядка, как и всякое другое явление» [2, с. 4]. Богословское изучение всегда является изучением конфессиональным. Богословие может использовать научные методы, но они используются «не для раскрытия еще не достигнутой истины, но для доказательства уже имеющейся в наличии истины» [2, с. 6].

Возникновение науки о религии Н. М. Никольский относил к Х1Х в., когда были созданы предпосылки для изучения религии путем научного метода. «Корни науки о религии»

Н. М. Никольский видел в сравнительном языковедении, этнографии и науке о первобытной культуре [2, с. 18], и «к концу Х1Х в. мы видим первые робкие шаги новой науки, науки о религии» [2, с. 18]. По его мнению, осмысление становления науки о религии было представ-

лено «в трудах ученых специалистов академического мира» [2, с. 34]. Вместе с этим Н. М. Никольский подчеркнул: «Рядом с академической наукой со второй половины Х1Х века выросла другая наука, и как раз именно в области обществоведения, к которой относится и наука о религии. Эта новая наука выросла на почве исторического материализма или марксистского метода изучения истории» [2, с. 34—36]. Применение нового метода — исторического материализма — позволило показать, «что религия в целом есть социальное явление, группирующее людей, связанное неразрывными нитями со всей совокупностью экономических, социальных и политических отношений в данном обществе и в данную эпоху» [2, с. 37]. Ученый обозначил ряд вопросов, ответы на которые особенно важны для развития науки о религии: 1) определение предмета науки о религии; 2) воссоздание истории этой науки;

3) раскрытие ее методологии; 4) формулирование задач, которые призвана разрешить эта наука.

Л. Я. Штернберг уже в статье «Сравнительное изучение религии», написанной в 1900 г. для «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [5], изложил свое видение процесса становления науки о религии. Статья была включена в вышедший в 1936 г. сборник ученого «Первобытная религия в свете этнографии». В качестве философской базы исследований религии Л. Я. Штернберг называет позитивизм. Он отмечал, что во второй половине Х1Х в. в связи с накоплением огромного материала в области истории и филологии многочисленных народов Земли был сделан важный шаг в сравнительном изучении религии. И необходимо было «найти рациональный метод и широкую философскую концепцию для возведения из всего этого материала настоящей науки» [5, с. 182]. По мнению Л. Я. Штернберга, философской основой новой науки стал позитивизм, который дал ей свой метод и указал ей ее границы. Раскрывая сущность позитивного метода, ученый писал: «От него исследователи религии усвоили ту основную истину, что на место априорных идей должны стать факты, объективное изу-

чение которых должно привести к единственно-возможной философии религии — открытию законов и общих принципов религиозных явлений» [5, с. 182]. Науку о религии он понимал как сравнительное изучение религии. Ученый рассматривал ее как «позитивную науку»: «позитивная наука» базируется на материалах, собранных в рамках истории религии, истории культуры, этнографии, антропологии и социологии. Эта наука должна использовать методы точных наук — индукцию с последующим конструктивным синтезом, «приводящим к установлению законов, общих принципов и феноменологии религиозных явлений» [5, с. 179].

В курсе лекций, прочитанных им в 1925— 1926 и 1926—1927 учебных годах, Л. Я. Штернберг говорил об отличии «науки о религии» от «истории религии»: наука о религии «изучает религию на общечеловеческой базе, начиная с самых низших проявлений религиозных представлений, изучает, почему религиозные идеи возникали и как они развивались на протяжении истории человечества, иначе говоря, она изучает эволюцию религиозных идей, религиозных верований» [5, с. 241].

Перед наукой о религии Л. Я. Штернберг ставил следующие задачи, которые, как он писал, еще остаются не исследованными должным образом: классификация религий, основные моменты их развития, законы прогресса и регресса, законы застоя и дифференциации, психические основы спиритуализма и пантеизма, религиозного творчества и религиозного гипноза, своеобразная объективная природа религиозной психики, влияние расы, среды, социальных и умственных условий [5, с. 184].

В числе разделов науки о религии Л. Я. Штернберг называл историю религии, философию религии, к которой относил психологию религии и метафизику религии, антропологию религии, феноменологию религиозных явлений. А в числе методов науки о религии ученый называл философский позитивизм, «философия эволюции» (Г. Спенсер), индукцию с последующим конструктивным синтезом, эволюционизм, сравнительно-исторический метод, приемы классификации, психологические методы.

В самом конце 1930-х гг. в русскоязычных источниках появляется термин «религиоведение». Его использовал известный историк религии В. К. Никольский в предисловии к книге Э. Тейлора «Первобытная культура» «Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры» [1]. В. К. Никольский употребил термины «буржуазное религиоведение» и «научное религиоведение».

В связи с размышлениями о «Первобытной культуре» Э. Тейлора В. К. Никольский высказывал следующие соображения: «...свои выводы Тэйлор в отличие от предшественников подкреплял множеством фактов, которые должны были иллюстрировать отдельные звенья в цепи прогресса, связывающей доисторическое прошлое с настоящим в любой области быта» [1, с. XVI]. В. К. Никольский отмечал вклад Э. Тэйлора в изучении антропологии, подчеркивая, однако, что «термин “антропология” имеет у Тэйлора совсем иной смысл, чем у нас. Антропология в тэйлоровском понимании включает не только физическую эволюцию человека, но и культурную. В таком именно смысле она поныне употребляется в английской и американской литературе» [1, с. XVII].

Согласно В. К. Никольскому, Э. Тейлор все же «не поднялся выше эволюционизма». Отмечая положительный вклад Э. Тейлора, Дж. Лёббока, Г. Спенсера в установление единообразия и последовательности в смене первобытной религии политеизмом [1, с. ХК—ХХ], В. К. Никольский в то же время подверг критическому разбору эволюционистские воззрения. По его мнению, сторонникам эволюционизма так и не удалось объяснить, «почему изменения происходили именно в определенной последовательности, какая связь была между изменениями в отдельных областях культуры, как объяснить разнообразие и пестроту в общественном строе и культуре разных народов, где искать переходные звенья между отдельными ступенями культуры, чтобы закономерность стала очевидной, а не гипотетичной, и т. д.» [1, с. ХХ]. Согласно В. К. Никольскому, основным недостатком метода Э. Тейлора было то, что тот пытался объяс-

нить развитие разных сторон общественного бытия (хозяйство, искусство и т. д.) как изолированные, не связанные между собой области [1, с. ХХ].

В. К. Никольский отмечал роль в развитии анимистической теории происхождения религии Э. Тейлора. «Изучив труды фактического материала, — писал В. К. Никольский, — Тэйлор пришел к выводу, что анимизм, который можно понимать и как духоверие и как душеверие, представляет собой “минимум религии”. Он видел в анимизме ключ для уразумения и современных воззрений на душу в религии и идеалистической философии» [1, с. ХХШ]. Критикуя Э. Тейлора, В. К. Никольский писал: «. в своем анализе религиозных представлений Тэйлор совершенно игнорировал социальные корни первобытной религии и исходил не из общественного сознания первобытного общества, а из мышления первобытного индивида. “Дикарь-философ”, как с полной бесспорностью доказано наблюдениями и исследованиями многочисленных ученых, изучавших примитивные общества в последние десятилетия, существовал только в воображении Тэйлора. <...> Не “стремление к истине”, не философские запросы дикаря породили анимизм и религию. <...> Представления эти вовсе не являются плодом каких-то философских исканий. Бездонное невежество дикаря, его панический страх перед разными явлениями природы коренились в его бессилии перед природой» [1, с. ХХУ].

Имея в виду тейлоровскую идею об анимизме как минимуме религии, В. К. Никольский пишет: «...тэйлоровский анимизм, как “минимум религии” приходится признать максимумом того, что дало буржуазное религиоведение о первобытных верованиях. Тэйлор не в состоянии был объяснить анимизм, Тэйлор неправильно отожествил первобытную религию с анимизмом, но Тэйлору принадлежит заслуга выявления анимизма как одного из необходимых элементов религии» [1, с. XXVI]. В. К. Никольский писал, что «Тэйлор представляет собой кульминационный пункт буржуазного религиоведения в части, относящейся к первобытным верованиям» [1, с. ХХУП], что

Э. Тэйлор своими исследованиями первобытных верований внес вклад в развитие научного религиоведения [1, с. ХХУЩ. В. К. Никольский обратил внимание на то, что в западном религиоведении в части, относящейся к первобытным верованиям, после Э. Тейлора начинается «упадок». Одним из свидетельств этого В. К. Никольский считал выход в свет труда

патера Шмидта «Происхождение идеи бога», в котором «доказывается не более и не менее, как наличие у австралийцев, огнеземельцев, африканских пигмеев веры в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего, всеблажен-ного и т. д. бога, полученной их предками путем откровения непосредственно от самого “царя небесного”» [1, с. ХХУЩ.

ПРИМЕЧАНИЕ

* Содержательный анализ истории отечественного религиоведения дан в работах М. М. Шахнович [3; 4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никольский В. К. Место Эдуарда Тэйлора в исследовании первобытной культуры // Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Соцэкгиз, 1939. 570 с.

2. Никольский Н. М. Религия как предмет науки. Минск: Белтрестпечать, 1923. 47 с.

3. Шахнович М. М. Антропология религии // Религиоведение: Учеб. пособие / Под ред. М. М. Шахнович. СПб.: Питер, 2006. 432 с.

4. Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 290 с.

5. Штернберг Л. Я. Сравнительное изучение религии // Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типография Акц. Общ. «Издательское Дело», Брокгауз-Ефрон, 1900. Т. 61. 472 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.