Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемное использование цифровых устройств / удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников / личностные особенности старшеклассников: ответственность / вера в себя и самоуправление / problematic use of digital devices / satisfaction with the attitude of significant adults and classmates / personal characteristics of high school students: responsibility / self-belief and self-management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суннатова Рано Иззатовна

В связи с цифровизацией образования усилилась значимость изучения социально-психологических условий, способствующих пониманию возникновения компьютерной зависимости школьников. Целью исследования было изучение возможных связей проблемного использования цифровых устройств с неудовлетворенностью отношением значимых людей и личностными характеристиками старшеклассников. Исследование проводилась в двух общеобразовательных школах с участием 698 обучающихся 8–11 классов. Была использована авторская методика «Личностный ресурс школьника и предикторы ненормативного поведения». Результаты показывают, что удовлетворение потребности в позитивном внимании, реальной заинтересованности в личных переживаниях подростков и авторитетный стиль взаимодействия можно рассматривать как значимые условия, блокирующие возможность возникновения проблемного использования цифровых устройств и других ненормативных форм поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC USE OF DIGITAL DEVICES BY HIGH SCHOOL STUDENTS: INDIVIDUAL AND INTERPERSONAL CHARACTERISTICS

Due to the digitalization of education, the importance of studying sociopsychological conditions that contribute to understanding the emergence of computer addiction in schoolchildren has increased. The purpose of the study was to investigate possible links of problematic use of digital devices with dissatisfaction with the attitude of significant people and personality characteristics of high school students. The study was conducted in two comprehensive schools with the participation of 698 students of 8–11 grades. The author’s methodology «Schoolchild’s Personal Resource and Predictors of Non-Normative Behavior» was used. The results show that satisfaction of the need for positive attention, real interest in the personal experiences of adolescents and authoritative style of interaction can be considered as significant conditions that block the possibility of problematic use of digital devices and other abnormal behaviors

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ»

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 159.9.07

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

PROBLEMATIC USE OF DIGITAL DEVICES BY HIGH SCHOOL STUDENTS: INDIVIDUAL AND INTERPERSONAL CHARACTERISTICS

АННОТАЦИЯ

В связи с цифровизацией образования усилилась значимость изучения социально-психологических условий, способствующих пониманию возникновения компьютерной зависимости школьников. Целью исследования было изучение возможных связей проблемного использования цифровых устройств с неудовлетворенностью отношением значимых людей и личностными характеристиками старшеклассников. Исследование проводилась в двух общеобразовательных школах с участием 698 обучающихся 8-11 классов. Была использована авторская методика «Личностный ресурс школьника и предикторы ненормативного поведения». Результаты показывают, что удовлетворение потребности в позитивном внимании, реальной заинтересованности в личных переживаниях подростков и авторитетный стиль взаимодействия можно рассматривать как значимые условия, блокирующие возможность возникновения проблемного использования цифровых устройств и других ненормативных форм поведения.

Ключевые слова: проблемное использование цифровых устройств, удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников, личностные особенности старшеклассников: ответственность, вера в себя и самоуправление.

ABSTRACT

Due to the digitalization of education, the importance of studying socio-psychological conditions that contribute to understanding the emergence of computer addiction in schoolchildren has increased. The purpose of the study was to investigate possible links of problematic use of digital devices with dissatisfaction with the attitude of significant people and personality

Рано

Иззатовна СУННАТОВА,

доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования МГПУ sunrano@mail.ru

Rano Izzatovna SUNNATOVA,

Doctor of Psychology, Professor of the Department of Psychology Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University sunrano@mail.ru

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

characteristics of high school students. The study was conducted in two comprehensive schools with the participation of 698 students of 8-11 grades. The author's methodology «Schoolchild's Personal Resource and Predictors of Non-Normative Behavior» was used. The results show that satisfaction of the need for positive attention, real interest in the personal experiences of adolescents and authoritative style of interaction can be considered as significant conditions that block the possibility of problematic use of digital devices and other abnormal behaviors.

Keywords: problematic use of digital devices, satisfaction with the attitude of significant adults and classmates, personal characteristics of high school students: responsibility, self-belief and self-management.

Введение

Одной из актуальных проблем современной системы образования можно определить риск возникновения у обучающейся молодежи зависимости от цифровых устройств, включая Интернет зависимость. Международной классификации болезней МКБ-10 в 2018 году зависимость от цифровых устройств была выделена как самостоятельное заболевание, потому мы используем термин проблемное использование цифровых устройств, рассматриваемого как предиктор этой зависимости. Как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, исследований, посвященных изучению различных аспектов рисков возникновения зависимости от цифровых устройств множество. Остановимся на основных, имеющих непосредственное отношение к задачам нашего исследования. В исследовании, участниками которого были дошкольники показано, что длительное использование цифровых устройств деструктивно влияет на их эмоционально-личностное развитие [6]. Анализ зарубежных исследований, посвященных изучению связи стиля воспитания с интернет зависимостью, подставленный в работе Н.Н. Авдеевой и Б.Э. Хоффман (2019) позволяет констатировать, что авторитетный стиль воспитания способствует разрешению различных проблем и трудностей подросткового возраста, в том числе и связанных с интернет зависимостью. Родительская созависи-мость может выступать как фактор риска формирования аддикций у детей - к такому выводу приходит В. В. Барцалкина (2012). К аналогичным выводам о значимой связи характера отношения родителя и возможности возникновения компьютерной зависимости пришли E. Chang, B. Kim (2019); J. Kim, H. Lee (2015), доказывающие еще раз тот факт, что конструктивное об-

щение между взрослыми и подростками может рассматриваться, как условие, блокирующее возникновение компьютерной зависимости. Более того в ряде исследований зарубежных коллег показано, что источником успеваемости в школе может рассматриваться обычное родительское сочувствие к ребенку [16, 20].

В исследовании Е1 Janous (2022) показано, что качество отношений между учителем (значимый взрослый для обучающихся, наряду с родителями) и учеником может рассматриваться как фактор неуспеваемости школьников. Цитируемый автор предлагает не ограничиваться объяснением школьной неуспеваемости индивидуальными особенностями школьников, а также условиями, в которых протекает их развитие. Но именно эти позиции чаще всего становятся предметом эмпирических исследований в области психологии неуспеваемости школьников. Согласно исследовательской позиции Е1 Janous (2022) качество взаимодействия учителя и ребенка на диадном уровне является важным фактором успеваемости учащегося и его вовлеченности в учебный процесс, что лишний раз подтверждает важность позитивных социальных отношений в школе для психологического состояния учащихся.

Другой ряд исследований, в которых изучались связи между возникновением компьютерной зависимости и системой самоотношения школьника показано, что фактором риска игровой зависимости может выступать низкая самооценка [22]. В исследовании, проведенного отечественными коллегами показано, что существует значимая связь между склонностью подростков соотносить положительную самооценку с восприятием высокого уровня удовлетворенности жизнью [5].

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Обобщая небольшой обзор исследований, можно констатировать, что характер взаимодействия подростка со значимыми людьми и особенности его системы самоотношения, могут рассматриваться как условия, определяющие возможность возникновения проблемного использования цифровых устройств. Как правило, неудовлетворенность отношениями в этом возрасте может выступать достаточно серьезным внутренним условием для возможных нарушений в развитии подростка [4, 9, 10].

Познавательная активность и нормативность поведения школьников являются результатами интеграции влияния факторов индивидуальной, семейной и образовательной сред. Зоной ответственности школы является только одна из них: казалось бы, ее ресурсы ограничены, но современные исследования демонстрируют высокий развивающий потенциал школы при соответствующей организации образовательного процесса (Белолуцкая и др., 2021; Шумакова, 2019; НаШе, 2009; ИаКсЛпоуа, 01ас^Икта, 2020; УапСепЬгоиске et а1., 2018). В данном контексте следует в очередной раз обратиться к фигуре значимого взрослого -учителя, как одному из ключевых факторов развития личности школьника. Максимально позитивное влияние на школьные достижения учеников оказывают учителя, практикующие позитивные отношения с учениками (НаШе, 2009), т.е. учителя с высокими эмоциональными, коммуникативными и деятельностными педагогическими компетенциями.

Еще в одной из недавних работ осуществлен мета-анализ современных исследований влияния взаимодействия учитель-ученик, обеспечивающих целенаправленное поведение (УапСепЬгоиске et а1., 2018). Установлено, что детско-учительские отношения положительно связаны с осознанностью поведения учеников. Данные отношения влияют прежде всего на успешность обучения, в том числе наиболее выраженные эффекты зафиксированы для младших школьников, для учеников с более высоким социально-экономическим статусом и в целом для мальчиков. Авторы делают вывод о том, что у учителя есть потенциал развития у детей целенаправленного школьного поведения и когнитивных возможностей, необходимых для обучения, посредством создания в классе эмоционально позитивного образовательного пространства.

Программа исследования

Целью нашего исследования было выявление и изучение возможных связей проблемного использования цифровых устройств с индивидуальными и межличностными особенностями, а именно с удовлетворенностью отношением значимых близких. Мы также предположили, что возможны значимые связи проблемного использования цифровых устройств с такими личностными характеристиками, как вера в себя, ответственность и самоуправление.

В исследовании приняли участие обучающиеся 8-11 классов двух общеобразовательных московских школ (в общем 698 обучающихся).

Была использована авторская методика «Личностный ресурс и предикторы ненормативного поведения школьников», включающая три блока (подробнее см табл. 1). Основанием для организации опросника являлась цель выявления «предвестников» или предикторов склонности к той или иной форме ненормативного поведения, поскольку в психологии существуют методики, позволяющие выявить различные формы нарушения школьного поведения обучающимися.

В табл. 1 представлены данные дескриптивной статистики и валидизации опросника, которая была осуществлена с использованием следующих методик: - опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий (2018); - способ скри-нинговой диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот (2006); - опросник М. Савикас, Э. Порфели «Шкала карь-ерно-адаптационных способностей» Н.Г. Кондратюк, А.В. Бурмистрова-Савенкова, В.И. Моро-санова, 2021) Дальнейший анализ будет осуществляться с учетом результатов математико-ста-тистического метода непараметрического критерия Спирмана.

Результаты и их обсуждение

В табл. 2 представлены результаты о связях проблемного использования цифровых устройств с индивидуальными и межличностными особенностями. Гипотеза о значимости связи между проблемным использованием цифровых устройств и неудовлетворенностью подростков отношением родителей и педагогов подтвердилась, а также получена отрицательная связь с такими характеристиками личностного ресурса, как самоуправление, вера в себя и ответственность.

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Таблица 1

Результаты дескриптивной статистики и валидизации опросника «Личностный ресурс школьников и предикторы ненормативного поведения» с шкалами и показателями известных методик (п=698)

№ Шкала Асимметрия Эксцесс Альфа Кронбах Методики для валидизации Коэффициент корреляции

Блок 1. Личностный ресурс

1 Ответственность -0,056 0,079 0,676 Л.И. Дементий 0,509**

2 Вера в себя 0,187 -0,085 0,747 ШУДЖИ, шкала «Я сам» 0,604**

3 Самоуправление 0,019 -0,410 0,707 М. Савикас, Э. Порфели 0,309*

Блок П. Предикторы ненормативного поведения

4 Проблемное использование цифровых устройств 0,099 -0,382 0,796 Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот 0,598**

Блок Ш. Удовлетворенность отношением значимых людей

5 Одноклассников 0,181 -0,306 0,734 ШУДЖИ, шкала «Друзья» 0,695**

6 Педагогов 0,146 -0,420 0,701 ШУДЖИ, шкала «Учителя» 0,468**

7 Неудовлетворенность отношением родителей -0,457 -0,319 0,737 ШУДЖИ, шкала «Семья» 0,327*

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; ошибка асимметрии 0,122; ошибка эксцесса 0,243.

Таблица 2

Связи проблемного использования цифровых устройств с индивидуальными и межличностными

особенностями (п = 698 школьников 8-11 классов)

№ Удовлетворенность отношением значимых близких, личностные особенности и предикторы ненормативного поведения Проблемное использование цифровых устройств

1 Удовлетворенность отношением одноклассников -0,162*

2 Удовлетворенность отношением учителей -0,458**

3 Неудовлетворенность отношением в семье 0,431**

4 Ответственность -0,158*

5 Вера в себя -0,312**

6 Самоуправление -0,441**

7 Склонность к нарушению норм и правил 0,268**

8 Склонность к суицидальным мыслям и переживаниям 0,506**

Примечание: * - уровень значимости при р < 0,05; ** - уровень значимости при р < 0,001.

Как видно из результатов, представленных в таблице 2, не выявлена значимая связь удовлетворенности школьников отношением одноклассников и проблемным использованием цифровых устройств, а вот неудовлетворенность отношением значимых взрослых - и родителей и учителей получило статистически значимый коэффициент связи.

Полученная значимость связи проблемного использования цифровых устройств со склонностью к суицидальным настроениям (0,506**) позволяет предположить, что проведение времени за цифровыми устройствами приносит подростку не только удовольствие, но может также рассматриваться своеобразным уходом от той реальности, в которой школьник испытывает чувство неудовлетво-

ренности. Возможно это связано с неудовлетворительными оценками в школе, с неудовлетворенностью пониманием подростка со стороны значимых взрослых. В исследовании О.В. Рубцовой, А.С. Панфиловой, С.Л. Арте-менкова (2018), получены результаты

показывающие, как нереализованность в реальной жизни приводит подростков к использованию возможностей виртуального мира для удовлетворения своих потребностей, связанных с социальными взаимодействиями.

Следует привести интересные результаты еще ряда исследований, имеющих непосредственное отношение к анализируемой проблеме. В исследовании К.В. Сыроквашиной, Е.Г. Дозор-цевой (2016), а также Е.Д. Чижова, К.И. Алексеева (2019) показано, что трудности, возникающие

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

у подростков связаны со значимыми взрослыми. Показано, что условиями дистанцирования от значимых взрослых могут выступать такие характеристики взаимоотношений, как непонимание, отсутствие поддержки и пренебрежительное отношение к чувству собственного достоинства подростков. Результаты исследований зарубежных коллег аналогичны, а именно -источником успеваемости ребенка можно рассматривать поддержку и понимание значимых взрослых, особенно когда речь идет о затруднительных ситуациях, которые в школьной жизни, безусловно, имеют место быть [20]. В исследовании S. Pallini и коллег (2014) учащиеся с более высоким уровнем психологического благополучия свидетельствовали о привязанности к своим родителям. Таким образом, можно утверждать, что в подростковом возрасте неудовлетворенность отношением значимых взрослых может рассматриваться, как условие для возможного возникновения различных нарушений в поведении подростка.

Результаты нашего исследования и коллег еще раз подтверждают, что значимость взрослого в жизни подростков не уменьшается. Бытует не обоснованное убеждение, что в подростковом возрасте статус значимых взрослых «падает», а мнение сверстников становится более важным. Это происходит лишь в том случае, когда значимые взрослые игнорируют возрастную особенность подросткового возраста, а именно: восприятие и ощущение себя как взрослого предполагает важность и необходимость для подростка чувствовать уважение к себе и принятия в рамках взаимодействия со значимыми взрослыми себя как личности и своего подросткового мира. А уровень потребности в понимании и теплоте со стороны родителей и учителей остается прежним.

Наше исследование было ориентировано не только на решение ряда исследовательских задач, но и нахождения того ресурса во взаимодействии взрослого со школьниками, задействование которого позволит осуществить психолого-педагогическое сопровождение, нацеленное на профилактику возникновения проблемного использования цифровых устройств подростками.

В школе, в которой проходила эмпирическая часть исследования, были организованы встречи с классными руководителями и родителями подростков в программе Teams.

Одной из задач просветительских встреч было ознакомление родителей и педагогов с теми

критериями/маркерами, которые различают зависимость от цифровых устройств от их проблемного использования. Предметом обсуждения также были социально-психологические условия жизнедеятельности современных подростков, определяющие проблемное использование цифровых устройств. И, конечно же, наибольшее внимание было уделено тому какими возможностями обладает семья и школа в профилактике возникновения проблемного использования цифровых устройств. Для это были раскрыты терапевтические возможности конструктивного стиля взаимодействия значимых взрослых с детьми, обсуждались техники «Я- сообщение» и «Активное слушание», была рекомендована соответствующая научно-публицистическая литература.

Следующей задачей просветительских встреч было обращение внимания взрослых на основные симптомы проблемного использования цифровых устройств у подростков: потребность проводить с гаджетами большее время, чем необходимо для выполнения учебных заданий, отсутствие у подростка интереса к каким-либо увлечениям и занятиям, кроме выполнения заданий по школьной программе; неоднократная дезинформация родителей относительно времени, проведенного за компьютером; раздражительность в ответ на запреты; стремление продолжать играть в компьютерные игры, просматривать социальные сети или видеоролики, несмотря на возникающие проблемы в учебе, в отношениях с родителями и друзьями.

Важным при информировании родителей было определение основного условия, определяющего возникновение проблемного использования цифровых устройств - не удовлетворение базовых потребностей растущей личности, в частности не удовлетворение потребности в успешности и подтверждения собственной состоятельности в глазах значимых взрослых, т.е. родителей и учителей.

Основным достижением результативности встреч было понимание значимыми взрослыми, что дело не в цифровизации, не в наличии цифровых устройств в нашей жизни и в жизни подростков. Дело в том, что тотальное «погружение» в виртуальный мир у подростка происходит тогда, когда в его реальном мире, в его реальных отношениях не удовлетворяется такая базовая потребность, как потребность в искренней заинтересованности значимых взрослых, в их внимании к амбивалентным переживаниям, свойственных

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

подростковому возрасту. Заинтересованность взрослых лишь в получаемых оценках в школе не может удовлетворить потребность подростка в значимом отношении к нему. Другим распространенным заблуждением является мнение, что можно подростка директивными мерами «отучить» от проблемного использования цифровых устройств. Другим важным условием профилактики возникновения компьютерной зависимости является необходимость со стороны значимых взрослых подготовка и «создание» ситуации успеха подростка и при этом не ограничиваться исключительно его учебной деятельностью. Скорее всего, удовлетворенность атмосферой дружелюбия в семье и в классе будет способствовать желанию проявлять активность в различных совместных мероприятиях, а это в свою очередь, будет мотивировать подростка к учебной активности.

Заключение и выводы

Результаты, полученные в эмпирическом исследовании, расширяют представления о психологическом статусе школьников среднего и старшего звена в современных условиях циф-ровизации образования и свидетельствуют о том, что неудовлетворенность подростка отношением значимых близких (родителей и педагогов) можно рассматривать как условие, определяющее возможность возникновения проблемного использования цифровых устройств. Выявленные значимые отрицательные связи таких личностных характеристик, как ответственность, самоуправление и вера в себя с

проблемным использованием цифровых устройств можно рассматривать как ресурс предупреждения зависимости от цифровых устройств, а также выявленные факты позволяют планировать адресную психолого-педагогическую профилактическую и коррекционную работу со школьниками и со значимыми взрослыми.

Созданная методика «Личностный ресурс школьника» нацелена на выявление предикторов цифровой зависимости, как формы ненормативного поведения и может быть использована как в практике психологического сопровождения школьников, так и при решении исследовательских задач. Методика прошла необходимые процедуры валидизации и проверку на надежность.

В последнее время часто можно слышать, что цифровизация, тотально входящая не только в нашу бытовую жизнь, но и в образовательное пространство, кардинально меняет характер взаимодействия обучающихся и значимых взрослых. Это утверждение не совсем точно, поскольку не создалась новая проблема, проблемы в системе отношений «взрослые - школьники» существовали и раньше. Не так важно (для обсуждаемого аспекта коммуникации!) в каком формате происходит взаимодействие педагога с обучающимися - онлайн или офлайн. Важно со стороны родителей и учителей создание атмосферы доверия и уважения к своей личности, для того, чтобы обучающиеся были восприимчивы во взаимодействии со значимыми взрослыми, иными словами хотели бы не только слышать обращения взрослого, но и следовать его рекомендациям.

Литература

1. Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Э. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69-78. 001:10.17759/^ 2019080407

2. Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 18-25.

3. Белолуцкая А.К., Воронцов А.Б., Высоцкая Е.В., Долгодворова Е.Ю., Знаменская О.В., Исаев и др. Деятельностный подход в образовании. Монография / составитель В.А. Львовский. М.: Издательство: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021.

4. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Специфика основных направлений деятельности психологов в системе профилактики правонарушений и защиты интересов детей // Итоги и перспективы реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы: сб. материалов конф. / под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубовик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 9192.

5. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Уракова Е.А., Госельбах О.И. Особенности психологического благополучия обучающихся в образовательной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5(39). С. 26-31.

ПСИХОЛОГИЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

6. Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Чичинина Е.А., Алмазова О.В. Взаимосвязь использования цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 27-40. D0l:10.17759/pse.2021260101.

7. Дементий Л.И. Ответственность и локус контроля как личностные основания и ресурсы регуляции пищевого поведения. Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, 4-5 октября 2018 г.) / редкол.: Л.И. Дементий (гл. ред.), А.Ю. Малено-ва (отв. ред.), А.А. Маленов. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018.

8. Кондратюк Н.Г., Бурмистрова-Савенкова А.В., Моросанова В.И. Шкала карьерно-адаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555-575. - http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.

9. Падун М.А. Регуляция эмоций и психологическое благополучие: индивидуальные, межличностные и социокультурные факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 3. С. 3144. - https:// doi.org/10.31857/S020595920004052-3.

10. Рубцова О.В., Панфилова А.С., Артеменков С.Л. Исследование взаимосвязи личностных особенностей игроков подросткового и юношеского возраста с их поведением в виртуальном пространстве (на примере групповой компьютерной игры «Dota 2») // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 137-148. D0I:10.17759/pse.2018230112.

11. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8-24. D0I:10.17759/cpp.2016240302.

12. Шумакова Н.Б. Познавательная активность и креативность младших школьников с высокими интеллектуальными способностями в разных образовательных средах // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. №. 1. С. 57-69.

13. Чижов Е.Д., Алексеев К.И. Представление о смерти и суицидальном поведении в виртуальных сообществах молодежи // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 78-89. http://www.voppsy.ru/.

14. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

15. El Janous Y. Teachers and students' perceptions of the causes of school failure: an empirical study. Revue Marocaine de 'Valuation et de la Recherche Educative, 2022, vol. 7, no. 7, рр. 550-562.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Emadian S.O., Pasha N.F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. Humanities, 2016, vol. 3, no. 1, рр. 32-38.

17. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis. International Journal of Psychology, 2019. D0I:10.1002/ijop.12645.

18. Hattie J. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. London, New York: Routledge, 2009. 378 p.

19. Ilaltdinova E.Y., Oladyshkina A.A. «This is the best teacher in the whole world!»: The influence of the school teacher on professional self-determination of future teachers. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 3, р. 3.

20. Hirschauer A., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Kbnne T. Parental empathy as a source of child's scholastic performance. In: Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl's Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. G^tingen: Hogre. 2018.

21. Kim J., Lee H., & Kim J. The effect of academic stress on internet-game addiction and the moderating effect of parent-child positive communication: Focused on the male game addiction group among adolescents. Korean Journal of Family and Culture, 2015. no. 27(3), pp. 126-152.

22. Li D., Zhou Y., Li X., & Zhou Z. Perceived school climate and adolescent Internet addiction: The mediating role of deviant peer affiliation and the moderating role of effortful control. Computers in Human Behavior, 2016, pp. 54-61. DOI: 10.1016/j.chb.

23. Pallini S., Baiocco R., Schneider B.H., Madigan S., Atkinson L. Early child-parent attachment and peer relations: A meta-analysis of recent research // Journal of Family Psychology, 2014, no. 1, pp. 118-123. D0I:10.1037/a0035736.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PSYCHOLOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

24. Vandenbroucke L., Spilt J., Verschueren K., Piccinin C, Baeyens D. The classroom as a developmental context for cognitive development: A meta-analysis on the importance of teacher-student interactions for children's executive functions. Review of Educational Research, 2018, vol. 88, no. 1, рр. 125-164.

References

1. Avdeeva N.N., Khoffman B.E. (2019). Aktual'nye napravleniya issledovanii vzaimootnoshenii podrostkov s roditelyami [Actual directions of research on the relationship of adolescents with their parents]. [Elektronnyi resurs]. Modern foreign psychology, no. 8(4), рр. 69-78. (In Russian). D0l:10.17759/jmfp 2019080407

2. Bartsalkina V.V. (2012). Roditel'skaya sozavisimost' kak faktor riska formirovaniya addiktsii u detei [Parental codependency as a risk factor for the formation of addictions in children]. Psychological Science and Education, no. 4, рр. 18-25.

3. Beloluckaya A.K., Voroncov A.B., Vysockaya E.V., Dolgodvorova E.Yu., Znamenskaya O.V., Isaev E.I., ... YAnishevskaya M.A. (2021). Deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii [Activity approach in education]. Monografiya / sostavitel' V.A. L'vovskij. M.: Izdatel'stvo: Nekommercheskoe partnerstvo «Avtorskij Klub».

4. Bogdanovich N.V., Delibalt V.V. (2015). Specifika osnovnyh napravlenij deyatel'nosti psihologov v sisteme profilaktiki pravonarushenij i zashchity interesov detej [The specifics of the main activities of psychologists in the system of crime prevention and protection of children's interests]. Itogi i perspektivy real-izacii vazhnejshih polozhenij nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 20122017 gody: sb. mate-rialov konf. / pod red. Z.F. Dragunkinoj, V.V. Rubcova, G.V. Sem'i, A.S. Dubovik, A.A. SHvedovskoj. M.: GBOU VPO MGPPU. Рр. 9192.

5. Bystrova N.V., Kaznacheeva S.N., Urakova E.A., Gosel'bakh O.I. (2019). Osobennosti psikholog-icheskogo blagopoluchiya obuchayushchikhsya v obrazovatel'noi srede [Features of the psychological well-being of students in the educational environment]. Innovative economy: prospects for development and improvement, no. 5 (39), рр. 26-31.

6. Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Chichinina E.A., Almazova O.V. (2021). Vzaimosvyaz' ispol'zovaniya tsifrovykh ustroistv i emotsional'no-lichnostnogo razvitiya sovremennykh doshkol'nikov [The relationship between the use of digital devices and the emotional and personal development of modern preschoolers]. Psychological Science and Education, no. 26(1), рр. 27-40. DOI:10.17759/pse.2021260101.

7. Dementij L.I. (2018). Otvetstvennost' i lokus kontrolya kak lichnostnye osnovaniya i resursy regulyacii pishchevogo povedeniya. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh situaciyah: resursy i preodolenie [Responsibility and locus of control as personal bases and resources for the regulation of eating behavior. Personality in difficult life situations: resources and overcoming]. [Elektronnyj resurs]: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 25-letiyu fakul'teta psihologii Omskogo gosu-darstvennogo universiteta im. F.M. Dostoevskogo (Omsk, 4-5 oktyabrya 2018) / redkol.: L.I. Dementij (gl. red.), A.Yu. Malenova (otv. red.), A.A. Malenov. Omsk: Izd-vo Om. gos. un-ta.

8. Kondratyuk N.G., Burmistrova-Savenkova A.V., Morosanova V.I. (2021). SHkala kar'erno-adaptacionnyh sposobnostej M. Savikasa i E. Porfeli: psihometricheskie harakteristiki russkoyazychnoj versii na vyborke podrostkov [The School of career-adaptive abilities of M. Savikas and E. Portfolios: psychometric characteristics of the Russian-language version in a sample of adolescents]. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, no. 18(3), рр. 555-575. http://dx.doi.org/10.22363/ 2313-1683-2021 -18-3-555-575.

9. Padun M.A. (2019). Regulyaciya emocij i psihologicheskoe blagopoluchie: individual'nye, mezhlichnostnye i sociokul'turnye factory [Emotion regulation and psychological well-being: individual, interpersonal and socio-cultural factors]. Psychological journal, no. 40(3), рр. 3144. https://doi.org/10.31857/S020595920004052-3.

10. Rubtsova O. V., Panfilova A.S., Artemenkov S.L. (2018). Issledovanie vzaimosvyazi lichnostnykh osoben-nostei igrokov podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta s ikh povedeniem v virtual'nom prostranstve (na primere gruppovoi komp'yuternoi igry «Dota 2») [Investigation of the relationship between the personality traits of adolescent and youth players and their behavior in the virtual space (on the example of the group computer game «Dota 2»)]. Psychological Science and Education, no. 23(1), рр. 137-148. DOI:10.17759/pse.2018230112.

11. Syrokvashina K.V., Dozortseva E.G. (2016). Psikhologicheskie faktory riska suitsidal'nogo povedeniya u podrostkov [Psychological risk factors for suicidal behavior in adolescents]. Counseling Psychology and Psychotherapy, no. 24(3), рр. 8-24. DOI:10.17759/cpp.2016240302.

ПСИХОЛОГИя

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

12. Shumakova N.B. (2019). Poznavatel'naya aktivnost' i kreativnost' mlad-shih shkol'nikov s vysokimi intellektual'nymi sposobnostyami v raznyh obrazovatel'nyh sredah [Cognitive activity and creativity of younger students with high intellectual abilities in different educational environments]. Psychological and pedagogical research, no. 11(1), рр. 57-69.

13. Chizhov E.D., Alekseev K.I. (2019). Predstavlenie o smerti i suitsidal'nom povedenii v virtual'nykh soobshchestvakh molodezhi [The concept of death and suicidal behavior in virtual youth communities]. Questions of psychology, no. 1, рр. 78-89.

14. YUr'eva L.N, Bol'bot T.Yu. (2006). Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya i profilaktika [Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention]. Monografiya. Dnepropetrovsk: Porogi. 196 р.

15. El Janous Y. Teachers and students' perceptions of the causes of school failure: an empirical study. Revue Marocaine de l'Mvaluation et de la Recherche Educative, 2022, vol. 7, no. 7, pp. 550-562.

16. Emadian S.O., Pasha N.F. The relationship between attachment style, self-concept and academic procrastination. Humanities, 2016, vol. 3, no. 1, pp. 32-38.

17. Eunbi Chang, Boyoung Kim. School and individual factors on game addiction: A multilevel analysis. International Journal of Psychology, 2019. DOI:10.1002/ijop.12645.

18. Hattie J. Visible learning: a synthesis of over 800 meta-analyses relating to achievement. London, New York: Routledge, 2009. 378 p.

19. Ilaltdinova E.Y., Oladyshkina A.A. «This is the best teacher in the whole world!»: The influence of the school teacher on professional self-determination of future teachers. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 3, p. 3.

20. Hirschauer A., Aufhammer F., Bode R., Chasiotis A., Kbnne T. Parental empathy as a source of child's scholastic performance. In: Why People Do the Things They Do: Building on Julius Kuhl's Contributions to the Psychology of Motivation and Volition, 1st edn. G^tingen: Hogre. 2018.

21. Kim J., Lee H., & Kim J. The effect of academic stress on internet-game addiction and the moderating effect of parent-child positive communication: Focused on the male game addiction group among adolescents. Korean Journal of Family and Culture, 2015. no. 27(3), pp. 126-152.

22. Li D., Zhou Y., Li X., & Zhou Z. Perceived school climate and adolescent Internet addiction: The mediating role of deviant peer affiliation and the moderating role of effortful control. Computers in Human Behavior, 2016, pp. 54-61. DOI: 10.1016/j.chb.

23. Pallini S., Baiocco R., Schneider B.H., Madigan S., Atkinson L. Early child-parent attachment and peer relations: A meta-analysis of recent research // Journal of Family Psychology, 2014, no. 1, pp. 118-123. DOI:10.1037/a0035736.

24. Vandenbroucke L., Spilt J., Verschueren K., Piccinin C., Baeyens D. The classroom as a developmental context for cognitive development: A meta-analysis on the importance of teacher-student interactions for children's executive functions. Review of Educational Research, 2018, vol. 88, no. 1, pp. 125-164.

Статья поступила в редакцию 05.12.2023; принята к публикации 28.12.2023.

The article was submitted 05.12.2023;

accepted for publication 28.12.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.