УДК 332 ББК 65.01 - 31
Ходжибаева Мукаддас Абдуганиевна,
старший преподаватель кафедры менеджмента ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Х,оцибоева Мукаддас Абдуганиевна,
сармуаллимаи кафедраи менецменти ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Khodjibayeva Mukaddas Abduganiyevna,
senior lecturer of the department of management under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: khochiboeva74@mail.ru
Ключевые слова: территориальный рынок, рынок потребительских товаров, роль государства, проблемно-ориентированный подход, кластерный анализ, ранжирование субъектов региона
Рассматривается проблемно-ориентированный подход к регулированию территориального потребительского рынка Согдийской области. Предложен механизм регулирования территориальных потребительских рынков, включающий комплекс инструментов и мер воздействия. Обоснована степень регулирования государством территориальных потребительских рынков. Предложена методика поэтапного анализа, позволяющая оценить состояние и выявить проблемы функционирования территориальных потребительских рынков и разработать меры по их решению, а также определить их относительную обособленность и оценить условия, влияющие на тенденции развития местных рынков с учетом их географического расположения, рельефа местности и климатических условий. Каждый рынок рассматривается как субъект экономической системы Согдийской области по основным признакам социально-экономического развития. Выделены проблемы, снижающие эффективность функционирования территориальных потребительских рынков региона.
Калидвожа^о: бозори %удудй, бозори мол%ои истемолй, нацши давлат, муносибати муаммовию тамоюлй, та%лили кластеры,, дарацабандии субъект%ои минтаца
Дар мацола муносибати муаммовию тамоюлй ба танзими бозори %удудии истеъмолии вилояти Сугд мавриди баррасй царор гирифтааст. Механизми танзими бозор%ои %удудии истеъмолй пешни%од гардидааст, ки мацмуи олот ва меъёр%ои таъсиррасониро дар бар мегирад. Сат%и танзими бозор%ои %удудии истеъмолй аз
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ
МУНОСИБАТИ МУАММОВИЮ ТАМОЮЛЙ БА ТАНЗИМИ БОЗОРХОИ
ИСТЕЪМОЛЙ
PROBLEMATICALLY ORIENTED APPROACH TOWARDS REGULATION OF TERRITORIAL CONSUMPTIVE MARKETS
цониби давлат асоснок карда шудааст. Муаллиф усули та%лили давра ба давраро пешни%од кардааст, ки имкон меди%ад вазъи бозор%ои %удудии истеъмолиро арзёбй, масоили фаъолияти ощо ошкор ва мустацилияти нисбии ощо муайян карда шавад. Усули мазкур %амчунин ба арзёбии шароите имкон меди%ад, ки ба тамоюли рушди бозор%ои ма%аллй бо назардошти цойгиршавии цугрофии он%о, релйефи ма%ал ва шароити ицлимй таъсир мерасонанд. Х,ар бозор аз руи нишона%ои асосии рушди ицтимоию ицтисодй чун субъекти низоми ицтисодии вилояти Сугд баррасй мегардад.
Масоиле ошкор карда шудаанд, ки самарабахшии фаъолияти бозор%ои %удудии истеъмолии минтацаро паст мекунанд.
Key words: territorial market, consumer goods market, role of state, problematically oriented
approach, cluster analysis, ranging of regional subjects
The article dwells on problematically oriented approach towards a regulation of territorial consumptive market of Sughd viloyat (the largest territorial-administrative unit of Tajikistan). The author proposes a mechanism of regulation concerned with territorial consumptive markets including a complex of instruments and measures of affection. She substantiates the degree of the regulation in question on the part of the state. The methods of stage-by-stage analysis affording to assess the state of territorial consumptive markets, to elicit the problems of the formers' functioning and to work out the measures on their solution and also to determine their relative isolation are suggested; hereby, the condition influencing the tendencies of development in reference to local markets with their geographical location, configuration of the ground and climatic situation taken into account are considered as well. Each market is looked upon as a subject of Sughd viloyat economic system on principal tokens. The problems abating an effectiveness of functioning concerned with territorial consumptive markets of the region are singled out.
Недостаточная эффективность механизмов саморегуляции потребительского рынка объясняется его спецификой, и прежде всего зависимостью функционирования от природно-климатических условий, обеспечения количеством и ассортиментом товарной продукции, формированием предложения товаров и цен на них. Следовательно, возрастает значение подхода государства к регулированию потребительского рынка, функционирующего на различных территориальных уровнях.
В концептуальном плане выделяют программно-целевой подход, а в последние годы все шире применяется проблемно-ориентированный подход к регулированию деятельности субъектов региональной экономики, в том числе территориальных потребительских рынков.
Вместе с тем следует отметить, что в научном мире отсутствует единое определение понятия «проблемно-ориентированный подход». В рамках этого подхода выделяют: • проблемно - ориентированные исследования как вид деятельности, через которую осуществляется взаимодействие науки и общества, в частности экономики, экологии, политики и т.д. Эти исследования необходимы для обсуждения и решения социальных проблем, где основным механизмом организации выступает интеграция трудно согласующихся видов знания через выдвижение актуальных проблем [1, с.74];
• проблемно - ориентированный механизм устойчивого развития предприятия, который призван обеспечить оперативное решение проблем, препятствующих устойчивому развитию, однако он утверждает необходимость разрешения однородных проблем [5, с.43];
• проблемно - ориентированная методика анализа и решения организационно -экономических задач с использованием элементов теории больших систем, предполагающих последовательную декомпозицию и построение деревьев проблем и решений с выделением этапов формирования основной проблемы, выявлением её последствий и их перечня, а также формулировку цели решения, задач и показателей решения задач на основе экспертных оценок [2];
• проблемно - ориентированный анализ транзакционных издержек как разновидности экономического анализа деятельности предприятия; заслуживает особого внимания чёткая ориентация на проблемы, их детальный анализ, выделение приоритетных проблем и их оперативное разрешение [4,с.41].
На современном этапе развития региональной экономики чаще всего используется программно-целевой подход к регулированию развития потребительского рынка региона, сущность которого состоит в правильной постановке целей с последующим выбором путей их достижения. Эти пути обобщаются в стратегии экономического развития региона и в программе конкретных мер, осуществление которых способствует более эффективному регулированию потребительского рынка.
Проблемно-ориентированный подход к регулированию развития потребительского рынка региона заключается в выявлении проблем в функционировании территориальных потребительских рынков, а также тенденций их развития. Речь идет об общественно значимых проблемах, существующих в течение нескольких лет и требующих вмешательства в их решение органов власти. Проблемно-ориентированный подход позволяет сконцентрировать внимание органов государственной власти разных уровней на более острых проблемах, тормозящих развитие территориальных потребительских рынков. В связи с этим, используя преимущества проблемно-ориентированного подхода, можно достичь повышения эффективности всей системы регулирования потребительского рынка региона.
Региональные органы власти, основываясь на проблемно-ориентированном подходе, должны по мере необходимости участвовать в оперативном регулировании потребительского рынка. Использование проблемно-ориентированного подхода с применением современных методов регулирования потребительского рынка на территории региона должно способствовать более эффективной деятельности субъектов рынка за счет минимизации вмешательства извне и своевременного реагирования на возникающие проблемы на территориальном уровне, их решения с учетом региональных особенностей. Здесь речь идет о тех субъектах, которые непосредственно не участвуют в процессе производства и реализации, но оказывают влияние на рыночных агентов опосредованно, т.е. путем регулирования функционирования регионального потребительского рынка или предоставления услуг управленческого характера основным субъектам территориальных рынков. К данной группе относятся: «государственные и региональные органы власти, антимонопольный комитет, контролирующие органы, общественные объединения,
финансово кредитные, транспортные и другие организации по оказанию целого спектра услуг, необходимых для деятельности основных субъектов рынка» (7, с. 54).
Следовательно, на базе использования проблемно-ориентированного подхода возникает возможность формирования эффективного механизма регулирования территориальных потребительских рынков, включающего комплекс инструментов и мер воздействия, а также процедуру принятия управленческих решений ( рисунок 1).
Вмешательство региональных органов власти в процесс функционирования территориальных рынков и деятельность их субъектов, согласно проблемно-ориентированному подходу, допустимо в случаях, когда проблемы потребительского рынка являются существенными и не будут решены на основе саморегулирования рынка.
Проблемы функционирования территориальных потребительских рынков
_V_'
Анализ состояния территориальныхпотребительских рынков Концепция развития потребительского рынка Цели и задачи
Инструменты государственного регулирования потребительского рынка
V !
Инструменты регулирования действующих субъектов на территориальных | рынках
Местныеусловия и социально-экономическое положение населения
территории
Рисунок 1. Механизм регулирования территориальных потребительских рынков на основе проблемно-ориентированного подхода
Тогда должны быть приведены в действие инструменты, способствующие возвращению рынка в равновесное состояние без дополнительных мер. Речь идет о достижении баланса интересов участников - агентов потребительского рынка путем всемерного развития его инфраструктуры. Создание логистических и оптовых предприятий, функционирующих в сфере регионального потребительского рынка, значительно повышает эффективность процесса продвижения товаров к конечному потребителю, так как они «оптимизируют взаимодействие капиталов крупного и мелкого производства и трансформируют взаимодействие производителей и потребителей, осуществляя функцию обратной связи между ними и минимизируют издержки обращения товаров на региональном рынке» (4, с. 43)
В качестве основного ориентира для достижения цели регулирования территориальных потребительских рынков необходимо рассматривать социально-экономическое положение населения, влияющее на процесс удовлетворения его потребностей в
качественных продуктах питания и потребительских товарах по минимальным ценам, обеспечение справедливого распределения доходов между участниками производства.
Необходимо иметь в виду, что использование проблемно-ориентированного подхода в процессе совершенствования механизма регулирования территориальных потребительских рынков позволяет:
• ограничить государственное вмешательство, за исключением случаев возникновения существенных проблем на территориальных потребительских рынках;
• определять необходимость государственного вмешательства в регулирование рыночных взаимоотношений на территориальных потребительских рынках по результатам экономической диагностики потребительского рынка;
• оперативно реагировать на возникающие проблемы территориальных потребительских рынков.
В настоящие время территория Согдийской области разделена на 18 субъектов -городов и районов, которые отличаются географическим расположением, природным рельефом местности, климатическими особенностями, привычками и традициями в потреблении. Каждый городской или районный рынок как субъект экономики Согдийской области в какой-то мере является обособленным. В таком случае относительная обособленность этих рынков вызывает необходимость проведения их специфического экономического анализа и оценки социально-экономического положения населения на основе и в рамках проблемно-ориентированного подхода и территориальных условий, влияющих на функционирование потребительских рынков отдельных территорий. Такой анализ, на наш взгляд, позволит выявить тенденции и особенности развития рынков, определить проблемы и разработать меры по их устранению.
На основе проведенного исследования предложена методика поэтапного анализа, позволяющая оценить состояние и выявить проблемы функционирования территориальных потребительских рынков (таб. 1).
Таблица 1. Этапы и результаты анализа территориальных потребительских
рынков
Этапы анализа территориальных потребительских рынков Полученные результаты
¡.Определение позиций потребительских рынков в зависимости от территориальных условий Классификация территориальных потребительских рынков в зависимости от территориальных условий
2.Определение позиций потребительских рынков в зависимости от социально-экономического развития субъектов Классификация территориальных потребительских рынков по социально-экономическому развитию субъектов
З.Определение позиций территориальных потребительских рынков в зависимости от специализации субъекта региона Классификация региональных образований в зависимости от типа отраслевой специализации
4.Расчет результативных показателей потребительских рынков и ранжирование территориальных образований Выявление неравномерностей в развитии территориальных потребительских рынков
5. Рекомендации по регулированию потребительских рынков территориальных субъектов на основе выявленных проблем
Регулирование территориальных потребительских рынков на основе проблемно-ориентированного подхода
Составлено автором с использованием пакета SPSS Statistica 22.0 по методу иерархической кластеризации Иерархическая кластеризация - наиболее гибкий метод классификации территориальных потребительских рынков по уровню социально-экономического развития субъектов, который позволяет детально исследовать структуру региональной экономики и выявить различия между её объектами с целью выбора наиболее оптимального числа кластеров.
Принадлежность региональных субъектов Согдийской области к кластерам по социально-экономическим показателям развития территории показана на дендрограмме
(рис.2)
Дендрограмма с использованием метода межгрупповых связей
2S
Совмещение кластера перенасшгзоировлнных расстояний
S 10 Л 5 20
Дж .Расул
Спитамен
Канибадэ
Аштский
Матчинск
Гамчимск
Зафараба
Кух.Маст
Шакриста
И старавш
И сфаринс
Пенджике
Б.Гафуро
Айнински
Рисунок 2. Дендрограмма кластеров территориальных субъектов Согдийской области по социально-экономическим показателям населения
На основе дендрограммы (рис. 2) выделены следующие кластеры по социально-экономическим показателям населения.
Кластер 1- Айнинский район, который имеет хорошие социально-экономические показатели жизни населения.
Кластер 2- Аштский, Ганчинский, Джабборрасуловский, Зафарабадский, Канибадамский, Спитаменский, Матчинский районы, которые имеют средние социально-экономические показатели жизни населения и функционирования потребительских рынков.
Кластер 3 - Бабаджангафуровский, Пенджикентский, Истаравшанский, Исфаринский районы, которые имеют наилучшие социально-экономические показатели жизни населения и функционирования потребительских рынков.
Кластер 4- Шахристанский, Горноматчинский районы, которые имеют показатели ниже среднего по социально-экономическим параметрам жизни населения.
Далее проводится классификация территориальных субъектов Согдийской области с учетом специфических территориальных условий. Слияние субъектов в кластеры показано на дендрограмме (рис.3) .
Результаты показывают, что в зависимости от влияния на покупательский спрос факторов территории можно выделить кластеры с низким уровнем их влияния на спрос: Спитаменский, Шахристанский и Горноматчинский районы; со средним - Айнинский, Аштский, Ганчинский, Джабборрасуловский, Зафарабадский, Исфаринский и Матчинский районы; с высоким уровнем влияния на спрос: Пенджикентский район, а также Бабаджангафуровский, Истаравшанский и Канибадамский районы. Последние - как результат высоких показателей, достигнутых по объему производства промышленной продукции, инвестициям, капитальным вложениям в расчете на душу населения.
Дендрограмма с использованием метода межгрупповых связей
Совмещение кластера перемасш1абированных расстояний
О 5 10 15 20 25
Ганчинск
Матчимск
Исфаринс
Айнински
Сгитамен
Шахриста
Истаравш
Канибэда
Б. Гафуро
Пенджике
Рисунок 3. Дендрограмма кластеров территориальных субъектов Согдийской области по факторам условий территории.
Совмещение двух признаков классификации позволило выделить типы региональных субъектов Согдийской области в зависимости от потребительского спроса и факторов, на него влияющих.
К «лучшим» региональным субъектам в зависимости от потребительского спроса и факторов, на него влияющих, можно отнести Бабаджангафуровский, Истаравшанский, Исфаринский и Пенджикентский районы.
К группе «средних» региональных субъектов относятся Айнинский, Аштский, Ганчинский, Джабборрасуловский, Зафарабадский, Канибадамский, Матчинский и Спитаменский районы.
В группу «худших» субъектов входят Горноматчинский и Шахристанский районы.
Классификация региональных образований производится также в зависимости от типа отраслевой специализации и, следовательно, от фактора потребительского рынка. На основе такой классификации определяется специализация региональных субъектов в зависимости от коэффициента специализации, отражающего преобладание промышленных или сельскохозяйственных отраслей производства. В таких субъектах, как Айнинский, Исфаринский, Пенджикентский, Истаравшанский и Спитаменский районы, доля продукции промышленности выше, чем в среднем по Согдийской области. Наиболее близка к среднему значению доля промышленной продукции по Зафарабадскому, Бабаджангафуровскому, Канибадамскому, Матчинскому и Аштскому районам. Для остальных субъектов характерна наименьшая доля продукции промышленности.
Проведенный анализ позволил определить уровень обеспечения территориальных субъектов потребительскими товарами, связанными с приоритетным развитием сельского хозяйства. Так, отмечен низкий спрос на потребительские товары у населения территориальных субъектов с сельскохозяйственной специализацией (Шахристанский, Ганчинский и Горноматчинский районы).
Таблица 4. Структура произведенной продукции территориальными субъектами
Согдийской области за 2014 год
Субъекты Продук- Продукция Общий Доля Доля
(районы) ция промышлен объем продукции продукции
сельско- ности; сом. продук- сельского промыш-
го хозяй- ции; хозяйства ленности; %
ства; сом. %
сом.
Согдийская область 5253972 2227569,31 7481541 70 30
Айнинский 129028 226349,3 355377,3 36 64
Аштский 384924 114468,9 499392,9 77 23
Бабаджангафуровский 743666 285138,1 1028804 72 28
Ганчинский 379519 20175,11 399694,1 95 5
Джабборрасуловский 424816 82757,3 507573,3 84 16
Зафарабадский 250892 102183,5 353075,5 71 29
Истаравшанский 545115 263455 808570 67 33
Исфаринский 335406 230103,3 565509,3 59 41
Канибадамский 322986 114035,1 437021,1 74 26
Горноматчинский 186929 634,8 187563,8 99,6 0,4
Матчинский 407608 131963,4 539571,4 76 24
Спитаменский 257619 121407 379026 68 32
Пенджикентский 731836 519187,2 1251023 58 42
Шахристанский 153628 15711,3 169339,3 91 9
Рассчитано автором по данным статистического ежегодника Согдийской области.
Составленный рейтинг территориальных субъектов по уровню развития и проведенный анализ состояния территориальных потребительских рынков позволяет выделить проблемы и конкретизировать возможный вариант воздействия региональных органов власти на изменение ситуации на потребительском рынке области в целом. Очевидной является зависимость результативных показателей потребительского рынка от территориальных условий, состояния и развития инфраструктуры, что требует от региональных органов власти концентрации внимания на регулирование рыночных процессов при разработке проблемно-ориентированной программы развития территорий и субъектов потребительских рынков и рекомендаций по повышению эффективности их функционирования.
Выявленные на основе проведенного анализа факторы направлены на решение следующих проблем:
1) недостаточное развитие территориальных потребительских рынков товаров, производимых местными хозяйствующими субъектами, деятельность которых имеет положительное значение для выпуска этих товаров; другие факторы, влияющие на социально-экономическое положение (Пенджикентский район);
2) низкий спрос населения, предъявляемый на рынке потребительских товаров в горных районах (Шахристанский, Деваштичский и Горноматчинский районы);
3) более чем средние социально-экономические показатели в районах с сельскохозяйственной специализацией и факторы территориальных условий, влияющие на спрос (Спитаменский, Аштский, Джабборрасуловский районы);
4) высокие показатели развития территориальных потребительских рынков в городах с прилегающими к ним районами (Бабаджангафуровский, Канибадамский, Исфаринский районы).
Список использованной литературы:
1. Ардашкин, И.Б. Философские основания проблемно -ориентированных исследований/ И.Б. Ардашкин//Известия Томского политехнического университета. - 2010. - №6. - С. 74 - 78.
2. Байматов, А.А. Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансированности. -Душанбе: Дониш, 1985.- 280 с.
3. Комаров, В.Ф. Проблемно - ориентированная методика решения организационно -методических задач/В.Ф. Комаров, Л.В. Волкова, В.И. Пирогов//ЭКО. - 2008. - №7. - С. 97 -100.
4. Курченков В. В., Фетисова О. В. Значение сетевых структур в трансформации регионального оптового рынка // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 2 (23). С. 40—46.
5. Наследов, А.Д. SPSS 19: Профессиональный статистический анализ данных. — СПб.: Питер, 2011.- 399 с.
6. Стукач, В.Ф. Проблемно - ориентированный анализ трансакционных издержек в сельскохозяйственных организациях: монография/ В.Ф. Стукач, О.В. Шумакова. - Омск: Изд - во ФГОУВПО ОмГАУ, 2008. - 148 с.
7. Фетисова, О. В., Чигарева Т. В. Теоретические основы функционирования регионального потребительского рынка. //Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2015.- № 2 (31). С. 52-55.
8. Чуркин, А.С. Проблемно - ориентированный механизм устойчивого развития предприятия: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ Чуркин Андрей Сергеевич. - Воронеж, 2007. - 22 с.
Reference Literature:
1. Ardashkin I.B. Philosophical Foundations of Problematically Oriented Researches // I.B. Ardashkin// Tidings of Tomsk Polytechnical University. - 2010, - # 6, - pp. 74 - 78.
2. Baymatov A.A. Regional Market: Peculiarities and Problems of Balance. - Dushanbe: Knowledge, 1985. - 280 pp.
3. Komarov V.F. Problematically Oriented Methods of Solution in Reference to Organizational-Methodical Goals // V.F. Komarov, L.V. Volkova, V.I. Pirogov // ECO. - 2008, - # 7. - pp. 97 -100.
4. Kurchenkov V.V., Fetisova O.V. The Importance of Network Structures in Transformation of Regional Wholesale Market // Business. Education. Law. Bulletin of Volgograd Institute of Business. 2013, - # 2 (23). - pp. 40 - 46.
5. Nasledov A.D. SPSS 19: Professional Statistical Analysis of Data. - SPb.: Peter, 2011. - 399 pp.
6. Stukach V.F. Problematically Oriented Analysis of Transactional Costs in Agricultural Organizations: monograph// V.F. Stukach, O.V. Shumakova. - Omsk: Omsk State Agricultural University VPO FSOU, 2008. - 148pp.
7. Festisova O.V., Chigaryova T.V. Theoretical Grounds of Regional Consumptive Market Functioning // Bulletin of Volgograd Institute of Business. - 2015, - # 2 (31). - pp. 52 - 55.
8. Churkin A.S. Problematically Oriented Mechanism of Sustainable Development of Enterprise: synopsis of candidate dissertation in economy. 08.00.05 // Churkin Andrey Sergeyevich. -Voronezh, 2007. - 22pp.