Г.И. Уразаева,
кандидат психологических наук, доцент (КЮИ МВД России)
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
В статье предлагается авторская модель формирования целевых установок у будущих юристов-сотрудников ОВД и приоритетных направлений их профессионального обучения на примере изучения учебной дисциплины «психология в деятельности сотрудников ОВД», которая ориентирована на усвоение социально-психологических закономерностей и механизмов развития личности с целью ее дальнейшей самореализации.
Возрастает психологии в инфраструктуры, востребованными психологические
Ситуация в образовании и различных областях социально-экономического
развития России характеризуется
заметным возрастанием общественной потребности в применении
психологических знаний во всех областях жизни общества.
значение практической рамках экономической все более
являются знания в сфере образования, воспитания, здравоохранения, в области физкультуры и спорта, при разрешении проблем семьи, организации свободного времени, в рекреатах (т.е. центрах восстановления здоровья и работоспособности).
Попытка рассматривать какие-либо процессы в организации (экономические, технологические, социальные,
педагогические, юридические) в отрыве от психологии может привести к непредсказуемым последствиям. Психология включается в реальную жизнь и в процессы управления социальными явлениями: в
формирование реальных общественных, в том числе правовых, отношений, в воспитание граждан общества, в оптимизацию всех сторон социально-экономической жизни государства.
Следует учитывать общественный заказ к ведомственным образовательным учреждениям МВД России в подготовке сотрудников правоохранительных структур, владеющих системой теоретических знаний
по психологии в единстве с практическими методами изучения и регуляции поведения человека, а также взаимоотношений самого сотрудника в профессиональном и
межличностном общении. Нам
представляется, что в современных условиях бурно меняющейся социальной действительности особое значение
приобретает целевая установка в
профессиональном обучении на
формирование психологической готовности выпускника к действиям в ситуации
неопределенности, к оперативному и
качественному выполнению служебных задач в экстремальных условиях. Это предполагает развитие у курсантов и слушателей
творческих способностей, разнообразных форм мышления, способности к сотрудничеству с другими людьми, умения достигать профессиональных целей посредством взаимодействия с гражданами.
преподавания дисциплин как
программ является их преподавания в
традиционном смысле, предполагающем
изучение материала в строгом соответствии «вопрос - ответ» на лекционных и семинарско-практических занятиях.
Основанием для овладения обучающимися психологической составляющей
профессионального юридического
образования является понимание, формирующееся в процессе совместного интерактивного обсуждения социальных, в том числе жизненных, ситуаций, диалогов в
Особенностью
психологических
образовательных
недостаточность
эвристической форме на профессиональные темы. Мышление и сознание обучаемых формируются под влиянием анализа апперцепции, в том числе неосознаваемых сторон поведения и его механизмов. Обучение в данном случае выступает как процесс формирования психологических знаний, умений, навыков через аналитически оцениваемый опыт личности и рефлексию деятельности, поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.
Обучение основам общей и юридической психологии будущих сотрудников правоохранительных структур - это обучение не только внешним формам деятельности (диагностике индивидуальнопсихологических особенностей личности собеседника, коррекции слабых сторон собственного характера, исследовательским умениям, важным в служебной деятельности, развитию коммуникативных качеств и умения вести переговоры), но и формированию мыслящей личности со всеми ее фундаментальными
нравственными характеристиками. В их числе ценностное отношение к миру и к самому себе, иерархия мотивов, рефлексивность социально-значимых
действий и поступков и т.п.
Вряд ли возможно качественное научение психологическим приёмам адекватного, правомерного воздействия на людей и установления коммуникативного контакта, способам регуляции собственного поведения и психических состояний за годовой период изучения психологической дисциплины. Этому мастерству нужно учиться постоянно у людей, профессионально владеющими
необходимыми умениями (преподавателей, наставников) в процессе интерактивного общения с ними. Поэтому курсанты и слушатели, обучающиеся психологическим дисциплинам, не должны ограничиваться полученными знаниями на лекциях или семинарско-практических занятиях, но и посещать постоянно действующие методические и научные семинары и конференции, кружки, факультативные курсы, мастер-классы, практические, тренинговые занятия по формированию
профессионально-значимых умений,
тематические встречи с профессиональными психологами по различным проблемам современной науки, важным для юридической практики.
Например, в рамках кружка «Юридическая психология», действующего в Казанском юридическом институте МВД России, курсанты в диалогичном общении с практическими психологами выстраивают собственную профессиональную позицию путём аналитической оценки собственного психологического опыта на примере коммуникативных и поведенческих ситуаций наставника.
Одной из задач преподавателя является качественный анализ профессиональноважной психологической информации и методов ее самостоятельного выявления и познания. Соответственно необходима иллюстрация рассматриваемых феноменов поведения, общения, деятельности людей с использованием литературных источников классической психологии и результатов продуктивной деятельности и поведения человека. В связи с этим библиотечные фонды образовательных учреждений МВД России необходимо пополнять не только базовыми учебниками, но и фундаментальными трудами классиков отечественной и зарубежной психологии, а также различными видами практикумов, в том числе в электронной форме.
Другой не менее важной задачей можно назвать изменение и структурирование содержания сознания и самосознания обучающегося, развитие возможностей самоанализа, самооценки, рефлексии. В данном случае психологические познания обучающихся будут неполноценным без специальной педагогической работы по формированию таких профессиональноориентированных умений, как установление психологического контакта с людьми различных возрастов, оказание влияния посредством убеждения, аргументации высказанных суждений.
Например, для следователя на допросе одним из ведущих профессиональнозначимых качеств является умение разговорить собеседника. В настоящее время учебные планы образовательных
учреждений МВД России обычно не предусматривают психолого-
ориентированных спецкурсов (по диагностике личности и психологии общения, по психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе к коммуникативным ситуациям и др.). В связи с этим целесообразно было бы ввести в учебные планы специальности предмет «Тренинг деловой риторики, ведения диалогов, бесед».
Исходя из особенностей оперативнослужебной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел при обучении психологическим дисциплинам целесообразно ориентироваться на стратегию личностно-ориентированного и коммуникативно-развивающего обучения [2]. Реализуется конкретная модель -ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности обучающего с курсантами и слушателями. Главная роль в побуждении к многообразным формам социальных и межличностных
взаимодействий между участниками обучения принадлежит продуктивным и творческим задачам, анализу конкретных случаев из практики, использованию практического опыта деятельности.
Исследователи рефлексивной
деятельности предлагают приёмы, позволяющие выйти на новый уровень развития у обучаемых навыков рефлексии, самоанализа, самоорганизации, снимающих психологические затруднения в общении [2]. Эти исследования помогают решить главную задачу, связанную с отработкой технологии учения (добывания знаний), технологии коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Основные характеристики процесса взаимодействия субъектов коммуникативноразвивающего обучения представлены нами на рис.1.
Учебное содержание представляется преподавателем на двух разных уровнях: государственного стандарта и вариативном. Педагог осуществляет проектное управление обучением, выстраивает таксономию цели познавательной деятельности с указанием уровня усвоения учебной единицы:
• знания (узнавания, запоминания, воспроизведения);
• понимания (объяснения, изложения, интерпретации);
• применения на практике (по образцу, в сходной или изменённой ситуации);
• абстрагирования, конкретизации,
обобщения и систематизации;
• ценностного отношения.
С позиции коммуникативно-разви-
вающего обучения следует дополнить этот набор классом рефлексивных задач
(рефлексивное управление). Рефлексивное управление связано с выделением и осознанием самого субъекта познания и обобщением способов его собственной мыслительной деятельности (В.Я. Ляудис), осознанием используемых приёмов
построения алгоритмов когнитивных
действий. Так, например, на уровне знания
выделяются «ступеньки» осознания,
самосознания (в смысле соотнесения нового знания с существующей системой
представлений), переживания (аффективной оценки), актуализации-реализации.
Рефлексия задач в процессе взаимодействия на практическом занятии обучащегося с учебной группой обуславливает осознание уже усвоенных, приобретённых когнитивных способов решения проблемы, а также построения индивидуальных подходов к её разрешению. Это подводит курсантов и слушателей к самообучению, что является одной из основных характеристик субъекта деятельности и поведения. Опытные преподаватели помнят о том, что повышение уровня подготовки кадров до его адекватности задачам, решаемым в настоящее время, во многом зависит от эффективной организации учебного процесса и, в первую очередь, от его направленности на привитие навыков профессиональной деятельности в команде, способствующей успешному функционированию
подразделения, в рамках которого она действует.
Адаптивность личности выпускника юридического вуза МВД России зависит от сформированности основных жизненно важных умений. Иллюстрируя эту психологическую закономерность, можно
сослаться на мнение Роджера Кирка о том, что успешность социальной адаптации определяется формированием следующих умений [5]:
• индивидуально-психологические умения, значимые для личности в системе отношений;
• групповые, связанные с необходимостью взаимодействовать в группе;
• управленческие, необходимые для самоорганизации личностью своей жизнедеятельности, поведения и общения.
Содержание каждой группы умений раскрывается следующим образом:
• индивидуально психологические умения: ориентация на цель и достижение успеха, самоуважение и уважение других; познание себя (самоанализ и адекватная оценка своих сильных и слабых сторон), уверенность в себе, социальная зрелость и ответственность, способность адекватно выражать свои эмоции и чувства, давать и получать обратную связь, умение наблюдать за собой и другими и фиксировать результаты;
• групповые умения: социальные
потребности и чувства, понимание того, как важно уметь работать в группе, дифференциация индивидуальных задач в коллективной деятельности и условий их совместного решения, различение задания и процесса, способность продуктивно работать в совместной деятельности, внимательно и терпимо относиться к другим, поддерживать их, опираясь на сильные стороны личности, понимание важности лидерства в коллективной деятельности, ориентация на оптимальные стили лидерства, способность творчески усваивать информацию и передавать ее другим;
• управленческие умения:
организованность личности и способность своевременно и эффективно справляться с возникающими жизненными задачами, способность планировать и прогнозировать последствия своих действий и коллективных усилий, ранжировать стоящие задачи и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и время других в процессе взаимодействия с ними, способность самостоятельно решать
задачи, способность оперативно принимать наиболее оптимальные решения,
способность к переговорам.
Д. Хэмблин выделяет еще две группы умений [4]:
• умения, связанные с самореализацией личности (ориентация на себя);
• умения, обеспечивающие эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).
В качестве наиболее важных умений к научению и адаптации выделяются
следующие: адекватная самооценка;
установка на стратегию научения и
взаимодействия; вербализация собственной точки зрения с сохранением способности воспринимать точку зрения другого.
Такое последовательное и
интегрированное содержание образования
находит отражение в формировании у слушателей субъективной образно-
понятийной модели профессиональной деятельности. Затем в процессе профессиональной адаптации происходит конкретизация субъективной образно-
понятийной модели деятельности к определенному объекту труда и конкретной социальной и профессиональной ситуации.
Оптимальным ориентиром в постановке и реализации учебно-развивающих задач в процессе психологической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России может выступать система профессионально важных качеств. Непродуктивным является процесс развития каждого
профессионально-важного качества в отдельности. Формирование одних психологических характеристик неизбежно скажется на изменении других. Понимание этого направляет педагога на поиск таких подходов и форм работы по организации учебно-развивающих условий, которые бы способствовали бы развитию целостных профессиональных симптомкомплексов.
Как уже отмечалось, в условиях
глобальных инноваций во всех областях общественной и индивидуальной жизни
актуальной задачей является выбор адекватной стратегии образования,
способной обеспечить социально-
психологическую адаптацию выпускника вуза к изменяющейся действительности. Эта
задача предполагает необходимость дальнейшей разработки таких острых для профессиональной педагогики проблем, какими являются, на сегодняшний день, проблемы нравственного воспитания, познавательной и социальной мотивации учения, качественной профориентации и выбора профессии, подготовки
высококвалифицированных кадров и др. ПЕДАГОГ
Качество профессиональной подготовки выпускников вузов МВД России и их полноценной адаптации к условиям служебной деятельности и взаимодействию с людьми зависит и от успешного выполнения психолого-педагогических задач преподавателями непрофилирующих дисциплин.
Б общения
Б поведения
Управление
коммуникацией
Рефлексивное
управление
Б учебной деятельности
Проект управл< обучен ное їние ием
Вербально- семантический уровень Таксономия целей (уровни усвоения): 1. Знание (запоминание, воспроизведение)
2. Понимание (объяснение, изложение, интерпретация)
Тезаурусный уровень РЕФЛЕКСИЯ 3. Применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации)
4. Обобщение и систематизация
Мотивационно- прагматический уровень 5. Ценностные отношения
Б общения Б поведения Б учебной деятельности
ОБУЧАЮЩИМСЯ |
Рис. 1 Модель структуры взаимодействия субъектов коммуникативно-развивающего
обучения
ЛИТЕРАТУРА
1. Имеется в виду особая технология обучения - технология рефлексивной, коммуникативноразвивающей деятельности. По выражению докт. пед. наук, профессора ИПКРО В.Ф. Габдулхакова, «эти технологии ставят на первый план личность в контексте её рефлексивных проявлений, а не абстрактной схемы мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентиров».
2. Вульфов Ю.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.
3. Комлев Ю.Ю., Демидов В.Н., Уразаева Г.И. Выпускники юридического вуза в органах внутренних дел: проблемы адаптации. Казань: КЮИ МВД России, 2003.
4. Hamblin D.A. Pastoral Programme. Oxford: Basil Blackwell, 1987.
5. Kirk R. Learning in action. Oxford: Basil Blackwell, 1987.