Научная статья на тему 'Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России'

Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразаева Г. И.

В статье предлагается авторская модель формирования целевых установок у будущих юристов-сотрудников ОВД и приоритетных направлений их профессионального обучения на примере изучения учебной дисциплины «психология в деятельности сотрудников ОВД», которая ориентирована на усвоение социально-психологических закономерностей и механизмов развития личности с целью ее дальнейшей самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемно-ориентированный анализ обучения психологии в вузах МВД России»

Г.И. Уразаева,

кандидат психологических наук, доцент (КЮИ МВД России)

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫИ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ

В статье предлагается авторская модель формирования целевых установок у будущих юристов-сотрудников ОВД и приоритетных направлений их профессионального обучения на примере изучения учебной дисциплины «психология в деятельности сотрудников ОВД», которая ориентирована на усвоение социально-психологических закономерностей и механизмов развития личности с целью ее дальнейшей самореализации.

Возрастает психологии в инфраструктуры, востребованными психологические

Ситуация в образовании и различных областях социально-экономического

развития России характеризуется

заметным возрастанием общественной потребности в применении

психологических знаний во всех областях жизни общества.

значение практической рамках экономической все более

являются знания в сфере образования, воспитания, здравоохранения, в области физкультуры и спорта, при разрешении проблем семьи, организации свободного времени, в рекреатах (т.е. центрах восстановления здоровья и работоспособности).

Попытка рассматривать какие-либо процессы в организации (экономические, технологические, социальные,

педагогические, юридические) в отрыве от психологии может привести к непредсказуемым последствиям. Психология включается в реальную жизнь и в процессы управления социальными явлениями: в

формирование реальных общественных, в том числе правовых, отношений, в воспитание граждан общества, в оптимизацию всех сторон социально-экономической жизни государства.

Следует учитывать общественный заказ к ведомственным образовательным учреждениям МВД России в подготовке сотрудников правоохранительных структур, владеющих системой теоретических знаний

по психологии в единстве с практическими методами изучения и регуляции поведения человека, а также взаимоотношений самого сотрудника в профессиональном и

межличностном общении. Нам

представляется, что в современных условиях бурно меняющейся социальной действительности особое значение

приобретает целевая установка в

профессиональном обучении на

формирование психологической готовности выпускника к действиям в ситуации

неопределенности, к оперативному и

качественному выполнению служебных задач в экстремальных условиях. Это предполагает развитие у курсантов и слушателей

творческих способностей, разнообразных форм мышления, способности к сотрудничеству с другими людьми, умения достигать профессиональных целей посредством взаимодействия с гражданами.

преподавания дисциплин как

программ является их преподавания в

традиционном смысле, предполагающем

изучение материала в строгом соответствии «вопрос - ответ» на лекционных и семинарско-практических занятиях.

Основанием для овладения обучающимися психологической составляющей

профессионального юридического

образования является понимание, формирующееся в процессе совместного интерактивного обсуждения социальных, в том числе жизненных, ситуаций, диалогов в

Особенностью

психологических

образовательных

недостаточность

эвристической форме на профессиональные темы. Мышление и сознание обучаемых формируются под влиянием анализа апперцепции, в том числе неосознаваемых сторон поведения и его механизмов. Обучение в данном случае выступает как процесс формирования психологических знаний, умений, навыков через аналитически оцениваемый опыт личности и рефлексию деятельности, поведения в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Обучение основам общей и юридической психологии будущих сотрудников правоохранительных структур - это обучение не только внешним формам деятельности (диагностике индивидуальнопсихологических особенностей личности собеседника, коррекции слабых сторон собственного характера, исследовательским умениям, важным в служебной деятельности, развитию коммуникативных качеств и умения вести переговоры), но и формированию мыслящей личности со всеми ее фундаментальными

нравственными характеристиками. В их числе ценностное отношение к миру и к самому себе, иерархия мотивов, рефлексивность социально-значимых

действий и поступков и т.п.

Вряд ли возможно качественное научение психологическим приёмам адекватного, правомерного воздействия на людей и установления коммуникативного контакта, способам регуляции собственного поведения и психических состояний за годовой период изучения психологической дисциплины. Этому мастерству нужно учиться постоянно у людей, профессионально владеющими

необходимыми умениями (преподавателей, наставников) в процессе интерактивного общения с ними. Поэтому курсанты и слушатели, обучающиеся психологическим дисциплинам, не должны ограничиваться полученными знаниями на лекциях или семинарско-практических занятиях, но и посещать постоянно действующие методические и научные семинары и конференции, кружки, факультативные курсы, мастер-классы, практические, тренинговые занятия по формированию

профессионально-значимых умений,

тематические встречи с профессиональными психологами по различным проблемам современной науки, важным для юридической практики.

Например, в рамках кружка «Юридическая психология», действующего в Казанском юридическом институте МВД России, курсанты в диалогичном общении с практическими психологами выстраивают собственную профессиональную позицию путём аналитической оценки собственного психологического опыта на примере коммуникативных и поведенческих ситуаций наставника.

Одной из задач преподавателя является качественный анализ профессиональноважной психологической информации и методов ее самостоятельного выявления и познания. Соответственно необходима иллюстрация рассматриваемых феноменов поведения, общения, деятельности людей с использованием литературных источников классической психологии и результатов продуктивной деятельности и поведения человека. В связи с этим библиотечные фонды образовательных учреждений МВД России необходимо пополнять не только базовыми учебниками, но и фундаментальными трудами классиков отечественной и зарубежной психологии, а также различными видами практикумов, в том числе в электронной форме.

Другой не менее важной задачей можно назвать изменение и структурирование содержания сознания и самосознания обучающегося, развитие возможностей самоанализа, самооценки, рефлексии. В данном случае психологические познания обучающихся будут неполноценным без специальной педагогической работы по формированию таких профессиональноориентированных умений, как установление психологического контакта с людьми различных возрастов, оказание влияния посредством убеждения, аргументации высказанных суждений.

Например, для следователя на допросе одним из ведущих профессиональнозначимых качеств является умение разговорить собеседника. В настоящее время учебные планы образовательных

учреждений МВД России обычно не предусматривают психолого-

ориентированных спецкурсов (по диагностике личности и психологии общения, по психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел, в том числе к коммуникативным ситуациям и др.). В связи с этим целесообразно было бы ввести в учебные планы специальности предмет «Тренинг деловой риторики, ведения диалогов, бесед».

Исходя из особенностей оперативнослужебной деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел при обучении психологическим дисциплинам целесообразно ориентироваться на стратегию личностно-ориентированного и коммуникативно-развивающего обучения [2]. Реализуется конкретная модель -ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности обучающего с курсантами и слушателями. Главная роль в побуждении к многообразным формам социальных и межличностных

взаимодействий между участниками обучения принадлежит продуктивным и творческим задачам, анализу конкретных случаев из практики, использованию практического опыта деятельности.

Исследователи рефлексивной

деятельности предлагают приёмы, позволяющие выйти на новый уровень развития у обучаемых навыков рефлексии, самоанализа, самоорганизации, снимающих психологические затруднения в общении [2]. Эти исследования помогают решить главную задачу, связанную с отработкой технологии учения (добывания знаний), технологии коммуникативной деятельности и саморегуляции.

Основные характеристики процесса взаимодействия субъектов коммуникативноразвивающего обучения представлены нами на рис.1.

Учебное содержание представляется преподавателем на двух разных уровнях: государственного стандарта и вариативном. Педагог осуществляет проектное управление обучением, выстраивает таксономию цели познавательной деятельности с указанием уровня усвоения учебной единицы:

• знания (узнавания, запоминания, воспроизведения);

• понимания (объяснения, изложения, интерпретации);

• применения на практике (по образцу, в сходной или изменённой ситуации);

• абстрагирования, конкретизации,

обобщения и систематизации;

• ценностного отношения.

С позиции коммуникативно-разви-

вающего обучения следует дополнить этот набор классом рефлексивных задач

(рефлексивное управление). Рефлексивное управление связано с выделением и осознанием самого субъекта познания и обобщением способов его собственной мыслительной деятельности (В.Я. Ляудис), осознанием используемых приёмов

построения алгоритмов когнитивных

действий. Так, например, на уровне знания

выделяются «ступеньки» осознания,

самосознания (в смысле соотнесения нового знания с существующей системой

представлений), переживания (аффективной оценки), актуализации-реализации.

Рефлексия задач в процессе взаимодействия на практическом занятии обучащегося с учебной группой обуславливает осознание уже усвоенных, приобретённых когнитивных способов решения проблемы, а также построения индивидуальных подходов к её разрешению. Это подводит курсантов и слушателей к самообучению, что является одной из основных характеристик субъекта деятельности и поведения. Опытные преподаватели помнят о том, что повышение уровня подготовки кадров до его адекватности задачам, решаемым в настоящее время, во многом зависит от эффективной организации учебного процесса и, в первую очередь, от его направленности на привитие навыков профессиональной деятельности в команде, способствующей успешному функционированию

подразделения, в рамках которого она действует.

Адаптивность личности выпускника юридического вуза МВД России зависит от сформированности основных жизненно важных умений. Иллюстрируя эту психологическую закономерность, можно

сослаться на мнение Роджера Кирка о том, что успешность социальной адаптации определяется формированием следующих умений [5]:

• индивидуально-психологические умения, значимые для личности в системе отношений;

• групповые, связанные с необходимостью взаимодействовать в группе;

• управленческие, необходимые для самоорганизации личностью своей жизнедеятельности, поведения и общения.

Содержание каждой группы умений раскрывается следующим образом:

• индивидуально психологические умения: ориентация на цель и достижение успеха, самоуважение и уважение других; познание себя (самоанализ и адекватная оценка своих сильных и слабых сторон), уверенность в себе, социальная зрелость и ответственность, способность адекватно выражать свои эмоции и чувства, давать и получать обратную связь, умение наблюдать за собой и другими и фиксировать результаты;

• групповые умения: социальные

потребности и чувства, понимание того, как важно уметь работать в группе, дифференциация индивидуальных задач в коллективной деятельности и условий их совместного решения, различение задания и процесса, способность продуктивно работать в совместной деятельности, внимательно и терпимо относиться к другим, поддерживать их, опираясь на сильные стороны личности, понимание важности лидерства в коллективной деятельности, ориентация на оптимальные стили лидерства, способность творчески усваивать информацию и передавать ее другим;

• управленческие умения:

организованность личности и способность своевременно и эффективно справляться с возникающими жизненными задачами, способность планировать и прогнозировать последствия своих действий и коллективных усилий, ранжировать стоящие задачи и устанавливать приоритеты, контролировать свое время и время других в процессе взаимодействия с ними, способность самостоятельно решать

задачи, способность оперативно принимать наиболее оптимальные решения,

способность к переговорам.

Д. Хэмблин выделяет еще две группы умений [4]:

• умения, связанные с самореализацией личности (ориентация на себя);

• умения, обеспечивающие эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).

В качестве наиболее важных умений к научению и адаптации выделяются

следующие: адекватная самооценка;

установка на стратегию научения и

взаимодействия; вербализация собственной точки зрения с сохранением способности воспринимать точку зрения другого.

Такое последовательное и

интегрированное содержание образования

находит отражение в формировании у слушателей субъективной образно-

понятийной модели профессиональной деятельности. Затем в процессе профессиональной адаптации происходит конкретизация субъективной образно-

понятийной модели деятельности к определенному объекту труда и конкретной социальной и профессиональной ситуации.

Оптимальным ориентиром в постановке и реализации учебно-развивающих задач в процессе психологической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России может выступать система профессионально важных качеств. Непродуктивным является процесс развития каждого

профессионально-важного качества в отдельности. Формирование одних психологических характеристик неизбежно скажется на изменении других. Понимание этого направляет педагога на поиск таких подходов и форм работы по организации учебно-развивающих условий, которые бы способствовали бы развитию целостных профессиональных симптомкомплексов.

Как уже отмечалось, в условиях

глобальных инноваций во всех областях общественной и индивидуальной жизни

актуальной задачей является выбор адекватной стратегии образования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способной обеспечить социально-

психологическую адаптацию выпускника вуза к изменяющейся действительности. Эта

задача предполагает необходимость дальнейшей разработки таких острых для профессиональной педагогики проблем, какими являются, на сегодняшний день, проблемы нравственного воспитания, познавательной и социальной мотивации учения, качественной профориентации и выбора профессии, подготовки

высококвалифицированных кадров и др. ПЕДАГОГ

Качество профессиональной подготовки выпускников вузов МВД России и их полноценной адаптации к условиям служебной деятельности и взаимодействию с людьми зависит и от успешного выполнения психолого-педагогических задач преподавателями непрофилирующих дисциплин.

Б общения

Б поведения

Управление

коммуникацией

Рефлексивное

управление

Б учебной деятельности

Проект управл< обучен ное їние ием

Вербально- семантический уровень Таксономия целей (уровни усвоения): 1. Знание (запоминание, воспроизведение)

2. Понимание (объяснение, изложение, интерпретация)

Тезаурусный уровень РЕФЛЕКСИЯ 3. Применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации)

4. Обобщение и систематизация

Мотивационно- прагматический уровень 5. Ценностные отношения

Б общения Б поведения Б учебной деятельности

ОБУЧАЮЩИМСЯ |

Рис. 1 Модель структуры взаимодействия субъектов коммуникативно-развивающего

обучения

ЛИТЕРАТУРА

1. Имеется в виду особая технология обучения - технология рефлексивной, коммуникативноразвивающей деятельности. По выражению докт. пед. наук, профессора ИПКРО В.Ф. Габдулхакова, «эти технологии ставят на первый план личность в контексте её рефлексивных проявлений, а не абстрактной схемы мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентиров».

2. Вульфов Ю.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

3. Комлев Ю.Ю., Демидов В.Н., Уразаева Г.И. Выпускники юридического вуза в органах внутренних дел: проблемы адаптации. Казань: КЮИ МВД России, 2003.

4. Hamblin D.A. Pastoral Programme. Oxford: Basil Blackwell, 1987.

5. Kirk R. Learning in action. Oxford: Basil Blackwell, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.