УДК 621.311:627.8
ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДНЕПРОВСКОЙ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
А.А. Василенко1, А.А. Живов2
1Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;
2Академия гражданской защиты МЧС России, гор. округ Химки,
Московская область, 141435
e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]
Проведенный анализ позволяет идентифицировать потенциальную опасность возникновения гидродинамической аварии на Днепровской гидроэлектростанции (далее - ГЭС), а также вторичного радиационного загрязнения водной экосистемы реки Днепр. В работе выделены факторы, влияющие на устойчивость гидротехнических сооружений Днепровской гидроэлектростанции. Основными методами исследования являются проблемный анализ и метод исторической хронологии.
Ключевые слова: Днепровская ГЭС, плотина, опасность, устойчивость.
Problem-chronological analysis of Dnieper hydroelectric power plant construction and maintenance.
A.A. Vasilenko1, A.A. Zhivov2 (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003; Civil Defence Academy Emercom of Russia, Khimki district, Moscow Region, 141435)
Carried out analysis allows to identify potential risk of hydrodynamic accident at Dnieper hydroelectric power plant and also the second radiation pollution of Dnieper water ecosystem. We revealed factors influencing on firmness of hydrotechnical_ constructions at Dnieper hydroelectric power plant. Basic research techniques are problem analysis and historical chronology.
Key words: Dnieper hydroelectric power plant, dam, risk, firmness.
Значительная часть радионуклидов, поступивших в окружающую среду вследствие Чернобыльской катастрофы, сконцентрирована в илистых отложениях водохранилищ р. Днепр. По мере выработки эксплуатационного ресурса плотин Днепровского каскада гидроэлектростанций (далее - ГЭС) растет угроза гидродинамической аварии, которая может привести к выносу радиоактивных донных отложений. Реализация данной опасности может иметь трансграничные долговременные радиационные последствия и тяжелые гидродинамические последствия.
Днепровская ГЭС расположена пятой в каскаде на р. Днепр после Киевской, Каневской, Кременчугской и Днепродзержинской ГЭС, однако это не снижает ее значимости в формировании комплексной опасности каскада гидротехнических сооружений в силу ряда причин.
Для рассмотрения сущности научной проблемы безопасности гидротехнических сооружений Днепровской ГЭС может быть применен исторический метод проблемно-хронологического анализа, позволяющий рассмотреть сущность событий, предшествовавших возникновению опасности и их взаимосвязь.
Актуальность данного исследования проявляется в воссоздании абстрактно-целостной во временном и географическом разрезе научной картины возникновения комплексной опасности, установлении диалектической связи между потенциальными источниками опасности, а также в объективном и достоверном познании сущности проблемы, выявлении закономерностей зарождения и развития потенциальной опасности, изучении взаимосвязи событий, предшествующих формированию опасности.
При выполнении исследования преследовалась научная цель - реконструкция хронологии создания Днепровской ГЭС и рассмотрение ее в качестве потенциального источника опасности.
Достоверность полученных выводов лежит в пределах достоверности использованных источников и определяется возможностью использования информации с ограниченным доступом.
Для разработки проекта электрификации России после Октябрьской революции 1917 г. 21 февраля 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (далее -ГОЭЛРО), а проект развития народного хозяйства молодой Советской республики на основе электрификации страны получил название план ГОЭЛРО.
В РСФСР впервые в мировой истории был составлен план электрификации всей страны на основе теории научного социализма, созданной В.И. Лениным, поскольку электрификация всей страны была необходимым условием развития социализма. В докладе на 8-м Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. В.И. Ленин назвал план ГОЭЛРО второй программой партии и выдвинул лозунг «Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны» [8].
К работе ГОЭЛРО было привлечено более 200 деятелей науки и техники. Среди них были: И.Г. Александров, Г.О. Графтио, А.Г. Коган, К.А. Круг, Б.И. Угримов, М.А. Шателен и др. Возглавлял комиссию Г.М. Кржижановский. ЦК Коммунистической партии и лично В.И. Ленин направляли работу комиссии ГОЭЛРО, определяли основные положения плана электрификации страны [1].
План ГОЭЛРО был рассчитан на 10-15 лет и предусматривал строительство 30 районных электростанций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. Среди них было намечено строительство Штеровской, Шатурской, Каширской, Нижегородской и Челябинской районных тепловых электростанций, а также гидроэлектростанций - Нижегородской, Волховской, Днепровской и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделены энергетические и транспортные центры страны [4]. Параллельно велись магистрализация старых и строительство новых железных дорог. ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России, он предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производств.
Успех выполнения плана ГОЭЛРО проявлялся в постепенном исключении импортных поставок оборудования за счет развития отечественного энергомашиностроения. Если в 1923 г. завод «Электросила» изготовил всего четыре первых гидрогенератора для Волховской ГЭС, то к середине 30-х годов в стране функционировали столь крупные предприятия, как «Электрозавод» (Москва), «Динамо» (Москва), «Красный котельщик» (Таганрог), Турбогенераторный завод им. С.М. Кирова (Харьков). Начиная с 1934 г. СССР в импорте для энергостроения не нуждался.
Строительство объектов шло невиданными в истории темпами. Причиной тому был не только энтузиазм трудящихся, вербовавшихся на выгодных условиях для строительства электростанций, но и использование труда заключенных. Бесперебойное финансирование выполнения плана обеспечивалось за счет импорта зерна, продажи культурных ценностей и финансирования социальных секторов экономики по остаточному принципу [3]. Также значительные финансовые поступления шли от государственных займов на развитие народного хозяйства, которые часто собирались с рабочих принудительно. Огромное значение имела агитация и идеологическая пропаганда. Без использования этих мер план ГОЭЛРО вряд ли мог быть выполнен в срок.
При реализации плана ГОЭЛРО использовалась помощь зарубежных специалистов: шеф-инженеров и консультантов, при помощи которых производились монтаж и наладка поставленного из-за границы оборудования. Иногда привычки и амбиции представителей западных фирм входили в противоречие с интересами отечественных энергостроителей. Западный педантизм, стремление неукоснительно следовать букве и параграфу соглашений, предписаний, нормативов и инструкций трудно уживались с советским менталитетом, ориентированным на скорейший ввод объектов в эксплуатацию. Иностранцам были непривычны внеурочный и трехсменный труд, игнорирование сна, отдыха, своевременного питания, они жили по своим правилам. Бывало, что это приводило к сложным и даже аварийным ситуациям. При испытаниях одного из объектов в его бетонном фундаменте образовались глубокие трещины. Оказалось, что педантичные шеф-монтеры из Англии регулярно и с одинаковыми интервалами устраивали перерывы в работе. И бетон на тех уровнях, на которые он должен был подаваться в эти паузы, успевал подсохнуть, а в результате плохо схватывался и при первой же вибрации дал трещины. После иска, предъявленного английской фирме, работу ей пришлось переделывать. Но в большинстве своем иностранцы работали честно и качественно и получали помимо зарплаты правительственные благодарности и подарки [3].
После разработки и успешного старта проекта электрификации России Государственная комиссия по электрификации России была упразнена, а продолжение работ по плану ГОЭЛРО было возложено на Государственную общеплановую комиссию по секции энергетики.
В 1920 г. Россию посетил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс. Он встречался с
В.И. Лениным, ознакомился с планами широкой электрификации России и счел их неосуществимыми. В очерке «Россия во мгле», посвященном этой поездке, он отозвался о плане ГОЭЛРО: «Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех утопистов, в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации... Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами
стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии. В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего, но невысокий человек в Кремле обладает таким даром» [16].
В.И. Ленин пригласил Уэллса приехать через 10 лет и посмотреть, как выполняется план, который был рассчитан на 10-15 лет. Уэллс приехал в 1934 г. и был поражен тем, что план был не просто выполнен, но и перевыполнен по ряду показателей. Выработка электроэнергии в 1932 г. по сравнению с 1913 г. увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7раз. К 1935 г. советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье место в мире после США и Германии.
План ГОЭЛРО сыграл огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. Реализация этого плана сформировала, по сути дела, всю советскую экономику и до сих пор в значительной мере определяет тенденции развития государств постсоветского пространства.
Разработка и выполнение плана ГОЭЛРО стали возможным и исключительно благодаря сочетанию многих объективных и субъективных факторов: немалого промышленно-
экономического потенциала дореволюционной России, высокого уровня российской научнотехнической школы, сосредоточения в одних руках всей экономической и политической власти, ее силы и воли, а также менталитета народа и его повиновения по отношению к правителям.
Реализация плана ГОЭЛРО доказала высокую эффективность системы государственного планирования в условиях жестко централизованной власти и предопределила развитие этой системы на долгие десятилетия. Жертвы, принесенные советским народом ради реализации плана ГОЭЛРО, были огромны, но оправданы.
Можно смело утверждать, что в теоретическом и в практическом аспекте план ГОЭЛРО оригинален и аналогов в мировой практике не имел. Напротив, его уникальность, привлекательность и практическая реальность стали причиной попыток копирования его ведущими странами мира. В период 1923-1931 гг. появились программы электрификации США, Германии, Англии, Франции, Польши, Японии, но все они закончились неудачей еще на стадии планирования и технико-экономических разработок [3].
Наиболее выдающимся событием как в электрификации страны, так и в советской промышленной архитектуре стало создание в Запорожье Днепровской гидроэлектростанции им. В.И. Ленина.
В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции было разработано одиннадцать проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению.
27 ноября 1926 г. Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза (далее - ЦК ВКП(б)) и Совет народных комиссаров СССР (далее - Совнарком) приняли решение о строительстве Днепровской ГЭС (Днепрогэса). Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный В.А. Весниным совместно с Н.Я. Колли, Г.М. Орловым,
С.Г. Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками А.В. Винтером и Б.Е. Веденеевым. Проект гидротехнического комплекса в инженерной части был разработан профессором И.Г. Александровым. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.
Сроки реализации плана ГОЭЛРО в части строительства Днепровской ГЭС были сдвинуты из-за крупных масштабов реализации плана ГОЭЛРО по возведению других электростанций, а также из-за повышенной сложности станции, нехватки средств и трудностями послевоенного времени [14]. Строительство Днепровской ГЭС было начато 15 марта 1927 г. под руководством начальника строительства А.В. Винтера и главного инженера Б.Е. Веденеева. Ответственная организация была названа Государственным Днепровским строительством (Днепростроем) [18].
Инженерные работы начались с возведения Александровской плотины. Скалистые берега Днепра были разрушены взрывным способом. Далее левый и правый берег реки были соединены перемычкой, которая стала основой будущей плотины (рис.1).
Рис. 1. Возведение Александровской плотины Днепровской ГЭС
Возведение Днепростроя велось «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи» в виде труда американских консультантов и инженеров, обеспечивающих установку поставленного оборудования [14]. Для строительства Днепровской ГЭС закупалось зарубежное оборудование: лесопильный завод, трансформаторы, камнедробилки (заводы Круппа, Германия), детали для мостов (Витковицкие заводы, Чехия), гидротурбины (General Electric, США) [4].
Главным консультантом проекта был утвержден американский инженер и бизнесмен полковник Хью Купер.
Особую ценность представляют воспоминания участника Днепростроя, в то время заведующего учетом отдела найма и увольнения Б.А. Вейде. В своих дневниках, размещенных позже его родственниками в интернет-ресурсе, он писал: «Земляные работы в основном выполнялись вручную - грабарями и землекопами, с помощью лопаты, грабарки и тысяч лошадей. Народ на стройке был разный: бывшие заключенные, бандиты, петлюровцы, воры всех мастей, бывшие белые офицеры, контрабандисты, священники, спекулянты, кулаки, сектанты, участники мятежей, аристократы.
...Стройной системы оформления кадров не было, а так как потребность в рабочей силе была большая, то брали кого попало. Многие шли, чтобы получить рабочий номер и поселиться в бараке. Приехало и немало крестьян. Биржа труда не брала их на учет из-за отсутствия документов. В результате появилось много липовых справок, с которыми в бригады попадали воры и беспризорные. Они мешали работать честным людям. Процветали пьянство и воровство. По ночам милиция производила облавы. Тех, кто попался, вывозили километров за сорок от стройки и оставляли» [1].
Также Б.А. Вейде отмечает происки контреволюционеров на Днепрострое: «Но была еще одна большая беда - кулачество. Кулаки шли «в народ», читали рабочим газеты и, как бы между прочим, роняли фразы: «Днепрострой - это выдумка большевиков», «За все, что берут за границей, платят украинской пшеницей, а если селяне не захотят давать свой хлеб, то и строительству конец» и так далее. Эти нашептывания влияли на настроения в рабочей среде. Особенно верили кулацким наговорам, когда на стройке случались аварии. Одна из крупных аварий произошла весной 1928 г.: упал металлический шпунт перемычек правого берега. Пошли слухи о задержке строительства, о том, что «всему конец». Когда выяснилось, что причина аварии -кража врагами социализма тросов крепления, строители с неслыханным энтузиазмом взялись за работу и на 18-й день поставили шпунты на место. Стройка ни на один день не была отсрочена.
...На стройке случались необъяснимые аварии поездов, грубейший бюрократизм в отделах и прочее. Шли разговоры о подкопах под склад взрывчатых веществ на правом берегу» [1].
Несмотря на все трудности, рабочие Днепростроя показывали чудеса самоотверженности и неутомимости. В течение 1929 г. предстояло уложить громадное количество бетона в левом протоке - 106 тыс. кубометров. Американские специалисты считали, что люди не в состоянии перейти на трехсменную укладку бетона. Однако работа в три смены была налажена и программа бетонирования выполнена досрочно. Массы бетона уплотняли ногами (рис. 2).
Рис. 2. Укладка бетона в теле плотины Днепровской ГЭС (1931 год)
К середине мая 1931 г. плотина были построена. Проложенные по ней с обоих берегов железнодорожные пути сомкнулись. В это же время на правом берегу шел монтаж турбин в машинном зале. В строительстве было задействовано много кранов, дерриков, паровозов, сложных механизмов камнедробильного и бетонных заводов. Широкое распространение получили автогенная резка и сварка, электросварка, электростыковые аппараты для стыковки арматуры и другие механизмы. В газете «Правда» за 2 августа 1932 г. приводится высказывание Б. Шоу: «Все, что пишут буржуазные газеты о СССР - вранье, вранье и еще раз вранье». Британский писатель далее рассуждает о том, что заграничным журналистам неведомо, что на Днепрострое создана школа новых методов организации работ крупного строительства, что, кроме крупнейшей ГЭС, в степи вырастает комплекс современных металлургических предприятий. Одновременно со строительством росли рабочие поселки, развивалась инфраструктура: школы, курсы, институты, дороги, магазины. Наблюдая за работой советских рабочих, главный консультант проекта Х. Купер с восторгом говорил: «Кто получил диплом на Днепрострое, тот будет ценным работником всюду. Я сам взял бы многих в Америку» [5].
Б.А. Вейде вспоминает, как была решена крупная инженерная задача на конечном этапе строительства: «Утром 28 марта 1932 года ударниками Днепростроя последняя бадья бетона была привезена с завода и уложена в гребенку плотины. Перед наполнением водохранилища оказалось, что между 32-й и 33-й бычками плотины, на 30 метров ниже бетонной кладки - гнилая скала. Это могло вызвать усиленную фильтрацию и гибель плотины. Возникла опасность задержки подъема воды в водохранилище. Американцы предлагали одно, немцы - другое. Инженер Росинский прогнал иностранцев с площадки и принял предложение бурить площадку и скалу до материка, а затем нагнетать туда цемент под давлением. Так и сделали. Достигнув скалы, вогнали в нее 60 вагонов лучшего новороссийского цемента и навек ликвидировали плавун» [1].
Впечатляет изобретательность и смекалка не только инженеров проекта, но и рабочих из народа. Из воспоминаний Х. Купера, опубликованных в американском журнале Popular Science (рис. 3): «Некоторые из рабочих не отличали гаечный от разводного ключа, но недостатка в здравом смысле и способности придумывать у них не было. Как-то раз нужно было установить в шахту большое и тяжелое оборудование. Вокруг степь, на много миль нет ни одного крана, способного его поднять. Инженеры не знали, как разрешить возникшую проблему. Оригинальное решение было найдено рабочими - засыпать шахту льдом и сверху установить оборудование. При таянии льда оборудование будет опускаться и в конце концов «сядет» в нужное место». Это предложение приводило Х. Купера в восторг всю его жизнь [19].
A GREAT engineer told me this story a good many years ago. Colonel Hugh Cooper is dead, but there are many monuments to his memory. One of them was the huge Dnieprostroi Dam in Russia.
When I talked to him on his return to this country, he was full of anecdotes about Russian workmen who were then beginning to catch up in mechanical ability with the rest of the world. Some of these workers didn’t know a monkey from a wrench. Hut what they lacked in tool know-how, they made up somewhat in native ingenuity.
The old Colonel’s story concerned a party of engineers who had prepared a pit to hold a very heavy piece of equipment.
The equipment arrived. Then they were stumped. There wasn’t a crane for miles that could handle such a weight, or material available for some substitute lash-up.
Then some of the workers, after buzzing among themselves, came forward grinning with a suggestion. If, they said, the problem was to get the big thing gendy into
JULY 1948 71
Рис. 3. Заметка Х. Купера в американском журнале Popular Science (июль 1948 года)
Последующими этапами были: постройка гидроэлектрической станции и установка механизмов, устройство сети высоковольтной передачи и трансформаторных подстанций, развитие сети непосредственной передачи электроэнергии. При подъме воды в верхнем бьефе плотины было затоплено 16 000 га земель, в большинстве своем малопригодных для сельского хозяйства, на которых расположено 56 населенных пунктов. Всего снесено 4176 дворов, выделено 6 969 тыс. руб. для компенсаций [9].
В 1930 г. компания General Electric поставила пять генераторов для Днепровской ГЭС. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 г. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя «Ленин». 10 октября 1932 г. согласно Приказу по Народному комиссариату тяжелой промышленности № 696 станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 г. Днепровская ГЭС достигла проектной мощности 560 МВт. Себестоимость КВт у-ч электроэнергии, вырабатываемой на Днепровской ГЭС, оказалась самой дешевой в мире [9].
После начала Великой Отечественной войны при отступлении советских войск 18 августа 1941 г. плотина Днепровской ГЭС была взорвана спецподразделениями НКВД, оборудование машинного зала уничтожено (рис. 4). Немцы впоследствии также подтвердили разрушение плотины и машинного зала работниками станции. В мемуарах Шпеера, который с сентября 1930 г. был руководителем военного строительства Рейха, сообщается: «...Посетил я и взорванную русскими электростанцию в Запорожье. В ней после того, как крупная строительная часть сумела заделать брешь в плотине, были установлены немецкие турбины. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения и всего -простым поворотом рукоятки одним человеком!» [17].
the big hole, they knew how to do it. The engineers worried about positioning the heavy equipment on the bed bolts, but as soon as they heard the idea, they, too, began to grin.
Can you figure out how they did it? It was simple enough.
They simply filled the pit with cakes of ice, skidded the thing into position, sat down to wait for the ice to melt, and pumped out the water as fast as it accumulated.
Colonel Cooper’s point was that the engineers ought to have thought of it themselves. They had forgotten that even the words "engineering" and “ingenuity” came from the same Latin source. And that an engineer who gets too far from ingenuity is like a plumber without his tools.
I would like to add that a plumber who has arrived at an ingenious solution of a piping problem is by way of being a good engineer in fact and in spirit
Рис. 4. Разрушенная плотина Днепровской ГЭС (осень 1941 года)
Взрыв 20 т аммонала лишь частично разрушил плотину, но по течению вниз помчалась огромная волна. По воспоминаниям очевидцев, волна высотой в несколько метров обрушилась на прибрежную полосу и колонны беженцев. Кроме войск и местного населения в плавнях и береговой зоне также погибли тысячи голов скота, были уничтожены огромные запасы промышленного оборудования и военных материалов, десятки тысяч тонн продуктов питания. Поспешность и несогласованность действий при подрыве плотины стоили жизни тысячам советских граждан. Немецкое командование оценивало свои потери в живой силе в 1500 человек [10]. Гигантская волна смыла несколько вражеских переправ, потопила много фашистских подразделений, укрывшихся в плавнях.
Для устройства переправы через Днепр и обеспечения электроэнергией разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями. Осенью 1943 г. при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана. При этом подрыв 300 т взрывчатого вещества произошел не полностью, поскольку советским саперам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам [11]. Работы по восстановлению Днепровской ГЭС проводились ускоренными темпами. Всего с января по август 1944 г. саперы извлекли из тела плотины 66 т бомб и взрывчатых веществ, 26 тыс. мин, снарядов и гранат [12].
В 1969 г. было начато строительство второй очереди гидроузла. Днепровская ГЭС-2 была запущена в 1975 г. В 2008 г. начата модернизация оборудования станции. Харьковское предприятие ОАО «Турбоатом» произвело замену турбин, что позволило увеличить надежность гидротурбинной установки, объем вырабатываемой электроэнергии и диапазон рабочей нагрузки [13].
На основе электроэнергии Днепровской ГЭС был построен промышленный комплекс Запорожья, включая такие энергоемкие производства, как выплавка алюминия. В результате строительства плотины были затоплены днепровские пороги, что обеспечило судоходство по всему течению Днепра.
Днепровская ГЭС сегодня - это здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу, с машинным залом, в котором размещены 9 вертикальных гидроагрегатов по 72 МВт, щитовая стенка длиной 216 м,
водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трехкамерный шлюз и однокамерный шахтный шлюз. Днепровская ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище (рис.
5).
Рис. 5. Водохранилище Днепровской ГЭС (2012 год)
В настоящее время часть автоперехода Днепровской ГЭС согласно результатам экспертизы, проведенной НИИ «Проектстальконструкция», находится в предаварийном состоянии. Этот факт заставил власти ограничить скорость движения по автопереходу до 30 км/ч [1]. В 2011 г. ученые Института геофизики НАН Украины подтвердили возможность подземных толчков в Запорожской области мощностью до 6 баллов, при этом землетрясения в 2,5 балла в радиусе 50 км достаточно, чтобы плотина Днепровской ГЭС разрушилась.
Кроме того существуют опасения ученых Днепропетровского Национального горного университета, которые выявили возможный тектонический разлом под плотиной Днепровской ГЭС, который может привести к ее разрушению [6]. Также отдельную обеспокоенность вызывает безопасность Запорожской АЭС, расположенной на 40 км ниже по течению от плотины. По информации председателя правления Днепропетровского общинного фонда «Днепровские пороги» Игоря Шпирка установленный гарантированный срок эксплуатации Днепровской ГЭС, составляющий 80 лет, закончился в 2012 г. [6], что заставляет задуматься власть и заинтересованное научное сообщество.
Таким образом, проведенный анализ позволяет выделить и использовать в дальнейших исследованиях факторы, влияющие на снижение устойчивости гидротехнических сооружений Днепровской ГЭС в наши дни:
- применение в строительстве примитивных технологий и оборудования (литье тела плотины по технологии должно представлять непрерывный процесс с использованием однородного бетона промышленного приготовления, поскольку на стыках, застывших в разное время, возникают слабые места и точки повышенного напряжения);
- форсированные темпы строительства;
- стойкое идеологическое противодействие и диверсии врагов молодой Советской власти во время строительства, а также нарушения рабочими трудовой дисциплины, которые носили систематический характер и отражались на качестве выполнения работ;
- многочисленные разрушения плотины во время Великой Отечественной войны, возможность выявления невзорвавшихся боеприпасов;
- низкая сейсмостойкость гидротехнического сооружения;
- возможный тектонический разлом под плотиной, а также наличие плавунов в месте строительства;
- окончание установленного гарантированного срока эксплуатации гидротехнического сооружения.
Полученные выводы могут быть использованы в диссертационных исследованиях, связанных с устойчивостью гидротехнических сооружений.
Литература
1. Беляминов В. Мифы и правда о ДнепроГЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //belvol. livei ournal. com/ 179958.html
2. Гаев Ю. Пуск Днепровской ГЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hronograf. narod. ru/07/ges. htm
3. Гвоздецкий В.Л. План ГОЭЛРО. Мифы и реальность // Наука и жизнь. - 2001. - № 5. -
С. 102-109.
4. ГОЭЛРО. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ГOЭЛРO
5. ДнепроГЭС. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Днепрогэс#CITEREFRassweiler1983
6. Ильченко С. Эхо «Фукусимы»: А если рухнет ДнепроГЭС? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svpressa.ru/society/article/40892
7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 40. - М.: Изд-во полит. лит., 1970. - 235 с.
8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42. - М.: Изд-во полит. лит., 1970. - 625 с.
9. Лихолат А.В. Исторические очерки. Подвиг Днепростроевцев // Вопросы истории. - 1973.
- № 6. - С. 116-131.
10.Мороко В.М. Дніпрогес: чорний серпень 1941 року //Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. - Запоріжжя: ЗНУ, 2О1О. -Вип. XXIX. - С. 197-202.
11. Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944). О роли вермахта и его руководящих органов в осуществлении оккупационного режима на советской территории. - М.: Воениздат, 1974. - 387 с.
12. Остапенко И.В. Освобождение пришло. Как начиналось восстановление //МИГ. - 2010. - № 18 - С. 10.
13. Официальный сайт ОАО «Турбоатом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .turboatom.com.ua/proi ects/map.html
14. Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936 гг. (Сборник документов) / Составители: Л. Кошелева, В. Лельчук, В. Наумов, О. Наумов, Л. Роговая, О. Хлевнюк. - М.: Россия молодая, 199б. - 304 с.
15. Тоцкий О. Мосты Преображенского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tov-tob.liveiournal.com/85199.html
16. Уэллс Г. Россия во мгле. - М.: Правда, 1964. - 36 с.
17. Шпеер А. Шпандау: Тайный дневник. - М.: Захаров, 2О1О. - 528 с.
18. Энергетика России (192О-2О2О гг.). Т. 1. План ГОЭЛРО. - M: ИД «Энергия», 2006. -1067 с.
19. Cuper H. Engineering is Ingenuity // Popular Science. - 1948. - № 7 - P. 71.
20. Rassweiler A.D. Soviet Labor in the First-Year Plan: The Dneprostroi Experience // Slavic Review. - 1983. - Vol. 42, № 2. - P. 230-24б.