Научная статья на тему 'История создания Куйбышевского водохранилища'

История создания Куйбышевского водохранилища Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2392
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛГА / САМАРСКАЯ ЛУКА / КУЙБЫШЕВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ / КУЙБЫШЕВГИДРОСТРОЙ / ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / ЖИГУЛЕВСКАЯ ГЭС / VOLGA / SAMARSKAYA LUKA / THE KUIBYSHEV WATER RESERVOUR / KUJBYSHEVGIDROSTROY / ZHIGULEVSK HYDROELECTRIC POWER PLANT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Носкова О. Л., Розенберг Г. С.

Статья посвящена истории созданию на Волге, в районе Самарской Луки, Куйбышевского водохранилища одного из крупнейших в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF BUILDING OF THE KUIBYSHEV RESERVOUR

Article is devoted to history of building on Volga, in Samarskaya Luka region, the Kuibyshev water reservour one of the world's largest.

Текст научной работы на тему «История создания Куйбышевского водохранилища»

УДК 930.1(232.247.416.1)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КУЙБЫШЕВСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА

© 2012 О.Л. Носкова, Г.С. Розенберг Институт экологии Волжского бассейна РАН, г. Тольятти Поступила 14.12.2012

Статья посвящена истории созданию на Волге, в районе Самарской Луки, Куйбышевского водохранилища - одного из крупнейших в мире.

Ключевые слова: Волга, Самарская Лука, Куйбышевское водохранилище, Куйбышевгидрострой, гидротехнические сооружения, Жигулевская ГЭС.

Еще в конце XVIII в. предлагалось использовать природные особенности Самарской Луки для «спрямления» судоходного пути. Так, по инициативе Главной соляной конторы канал должен был соединить реки Усу и Волгу для перевозки на судах соль, рыбу и другие товары, что сокращало путь на этом участке в 6 раз. Но в мае 1766 г. Сенат доложил Екатерине II о невозможности прорытия канала в Волгу через Самарскую Луку из-за отсутствия финансовых и технических средств.

Впоследствии эта же мысль высказывалась академиком И.И. Лепехиным: «...у села Переволоки небольшой перешеек только версты на три разделяет Волгу от реки Усы, впадающей в Волгу пониже села Усолья. И так можно бы сделать много облегчения судовому ходу, и миновать почти всю луку, естьли бы Усу соединить с Волгою» [4, с. 340].

В 1854 г. в «Рассказах приезжего» русский историк-этнограф и географ П.И. Небольсин писал: «Усолье прилегает к самой Волге, но с почтовой дороги реки еще не видно. Отсюда идет крутой выгиб Волги, известный под названием Самарской Луки. Если луку эту огибать по самой реке, то путь этот составит верст полтораста, а потому небольшие суда, идущия снизу, разгружаются иногда у деревни "Переволоки" и отсюда, сухим путем, волоком, через село Рязань, доставляют товар к устью реки Усы, к селу "Жигулёвой Трубе"; тут хозяева снова грузятся на суда. Этим же путем следуют и простые пловцы, выгадывая таким образом больше ста верст: вместо полутораста они делают только тридцать пять верст» [цит. по: 2, с. 84].

В 1910 г. самарским инженером Г.М. Кржижановским впервые была выдвинута идея энергетического использования р. Волги у Самарской Луки. В 1913 г. Самарское техническое общество обсудило этот проект. Гидротехнические сооружения предполагалось возвести на землях графа Орлова-Давыдова, владеющего почти всеми земельными угодьями в Жигулях. По словам П.А. Преображенского: «....они получили во владение

Носкова Ольга Леонидовна, к.б.н., н.с., e-mail: [email protected]; Розенберг Геннадии Самуилович, д.б.н., проф., чл.-корр. РАН, e-mail: [email protected]

избранную ими самими местность по Волге: всю Самарскую Луку и земли на левой стороне Волги, ниже Самары и около Ставрополя со всеми там живущими крестьянами» [6, с. 8]. Но начинание общества не увенчалось успехом.

Позднее, в апреле 1918 г., инженер К.В. Богоявленский предложил построить на Самарской Луке гидроэлектростанцию, используя естественное падение реки величиной около 6 м на деривационном спрямлении рек Уса - Волга. В этом же предложении упоминалось о возможности строительства плотины на Волге. Год спустя в Самаре сформировалась Комиссия по электрификации Волги в районе Самарской Луки под руководством К.В. Богоявленского. Экспедиция из 5 членов Комиссии и 2 техников-топографов обследовала водораздел между реками Усой и Волгой у с. Переволоки, пойму Волги от г. Ставропо-ля-на-Волге до г. Самары в местах, где намечалась постройка гидротехнических сооружений. Состояние экономики и технической оснащенности страны того времени не позволило реализовать этот проект. Но несмотря на это, геодезические, гидрометрические и гидрологические исследования на Самарской Луке продолжались до 1923 г. [1].

В 1920 г. Государственной комиссией по электрификации России, возглавляемой Г. М. Кржижановским, началась разработка плана ГОЭЛРО по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально-промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, ЗападноСибирскому, Кавказскому, Туркестанскому), рассчитанного на 10-15 лет. Одной из основных идей плана являлось широкое использование огромных гидроэнергетических ресурсов страны.

В июне 1931 г. президиум Госплана СССР для координации «...проводимых различными ведомствами, хозяйственными, научными и административными органами работ, связанных с использованием в энергетическом и транспортном отношении бассейна р. Волги...» решил организовать при секторе капитальных работ постоянное совещание по проблеме Большой Волги, состоящее из представителей заинтересованных органов и ведомств (организаций) - Госплана РСФСР, ВСНХ СССР, НКПСа, НКЗема СССР, Наркомво-да, Наркомснаба, Энергоцентра, Волгостроя,

крайисполкомов Нижней и Средней Волги, Нижегородского края, СНК Татреспублики, исполкомов Иваново-Вознесенской, Уральской, Ленинградской и Московской областей, ЦК ВЛКСМ и секторов Госплана СССР [1]. В связи с этим в 1931-1936 гг. была разработана схема «Большая Волга», предусматривавшая коренную реконструкцию реки в энергетических, а также транспортных и ирригационных целях.

В основу подготовленного в 1932 г. генерального плана была положена идея использования электрификации в качестве условия концентрации промышленности. Новые электростанции планировалось базировать на местном и привозном топливе. Большое значение придавалось использованию энергетических ресурсов Волги путем строительства гидроэлектростанции в районе Самарской Луки.

Вот как об этом писал П.А. Преображенский: «...сейчасразрабатывается грандиозный проект электрической установки на Волге как раз в области Самарской Луки (Волгострой). Примерно под Ставрополем русло Волги предполагается перегородить плотиной, при которой устроена будет электрическая гидростанция с установленной мощностью 250000 киловатт. Главную же массу вол, скопляемых перед плотиной, предполагается направить по каналу по долине Усы к Волге. Канал будет состоять из 2-х частей: судоходной и подводящей к гидростанции. Для пропуска судов и плотов по судоходному каналу устроены будут шлюзы. На подводящем канале расположена будет Переволокская гидростанция, с установленной мощностью 450.000 киловатт» [6, с. 8-9; см. рис.].

шдасишдакк

Рис. Схема Самарской Луки [по: 6]

Инженерно-геологические изыскания для целей проектирования гидроузла на Волге велись параллельно с работами нефтяников. В начале 1930-х годов весь массив Самарской Луки и левобережье Волги между г. Ставрополем-на-Волге и Красной Глинкой был охвачен геофизической разведкой и съемками. Исследовался берег Волги у с. Переволоки, долина р. Усы и Волго-Усинского водораздела. В 1927-1936 гг. большая

работа по проектированию и пропаганде идеи строительства гидроузла на Самарской Луке была проведена профессором А.В. Чаплыгиным.

В 1935 г. была проведена сейсморазведка для изучения положения и характера Жигулевских гор, составлена карта подземного рельефа известняков, изучалась трещиноватость. Изыскания сосредотачиваются в районе Красноглинского створа, где Волга, протекая вдоль Жигулевского массива, прорезает его, образуя наиболее узкую часть долины, называемую Жигулевскими воротами (между горами Серная - на левом берегу и Тип-Тяв - на правом).

Для первоначального варианта строительства был выпущен схематический проект гидроузла. На пойме левого берега Волги был заложен опытный котлован и произведена аэрофотосъемка пойм Волги, Камы, Вятки, Суры. 10 августа 1937 г. было принято совместное Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 1339 «О строительстве Куйбышевского гидроузла на реке Волге и гидроузлов на реке Каме» (не подлежащее оглашению)

[7].

В 1937-1940 гг. Волгострой проделал огромную подготовительную работу к строительству ГЭС по созданию энергетической базы, транспортной инфраструктуры, предприятий строительных материалов, строительству поселков для вольнонаемных и служащих, а также лагерей для заключенных, являвшихся основной рабочей силой при строительстве ГЭС. И в 1940 г. для размещения штаба строительства гидростанции на Красной Глинке был заложен пос. Управленческий.

В этот же период происходит переориентация промышленного развития г. Куйбышева. Согласно постановлению Комитета обороны при СНК СССР, в 1940-1942 гг. следовало построить в г. Куйбышеве три авиационных завода. Одновременное строительство заводов и ГЭС с жилищными поселками было очень сложной задачей, как в экономическом, так и в военно-стратегическом плане. Поэтому в 1940 г. строительство Куйбышевской ГЭС в Красноглинском створе было законсервировано.

К планам возведения гидростанции в Жигулях вернулись лишь после Великой Отечественной войны. Весь накопленный фактический материал был использован в конце 1949 г., когда возобновились проектно-изыскательские работы, проводимые Всесоюзным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом Гидропроект. Топографическая съемка выполнялась на фотопланах, изготовленных в 1938 г., что определялось масштабами и ответственностью сооружений и сложностью геологической обстановки.

От первоначального проекта строительства плотины через Волгу отказались по ряду причин. Одна из них заключалась в том, что в скальном основании, состоящем в основном из известняков

и доломитов, имеются трещины. Через эти трещины, заполненные доломитной мукой, под сильным напором может просачиваться вода. Для ликвидации просачивания под плотиной обычно устраивали завес из цемента либо в трещины скального основания плотины нагнетали цемент, как это было на ДнепроГЭСе. Такой вариант требовал больших материальных затрат и не всегда давал желаемые результаты [3]. Другая причина -широкая добыча нефти на Самарской Луке. В результате чего на правом берегу Волги - от Красной Глинки до Ставрополя-на-Волге - возникло значительное количество жилых и промышленных зданий, которые при строительстве гидроузла на Красноглинском створе попали бы в зону затопления.

Дальнейшие геологические изыскания показали, что при переносе створа выше устья р. Сок, зона затопления в связи с образованием водохранилища значительно сокращалась.

Официальный старт строительству дало Постановление Правительства СССР от 21 августа 1950 г. «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге»: «. Придавая важное значения строительству Куйбышевской гидроэлектростанции на р. Волге, обеспечивающей снабжение электроэнергией промышленных предприятий гг. Москвы, Куйбышева, Саратова и электрификацию железных дорог, орошение земель Заволжья и улучшения судоходства на р. Волге, Совет Министров Союза ССР постановил:

1. «Построить на р. Волге в районе г. Куйбышева гидроэлектростанцию мощностью около 2 млн. киловатт с выработкой электроэнергии около 10 млрд. киловатт-часов в средний по водности год <...>

5. Для осуществления строительства Куйбышевской гидроэлектростанции создать строительную организацию - Куйбышевгидростой.

Назначить начальником Куйбышевгидростроя тов. И.В. Комзина и главным инженером строительства - тов. Н. Ф. Шапошникова.

6. Возложить на Гидропроект (тов. С.Я. Жука) выполнение всех проектно-изыскательских и исследовательских работ, связанных со строительством Куйбышевской гидроэлектростанции...» [3, с. 16].

Постановлением СМ СССР № 2187-1037с от 27 июня 1951 г. было утверждено проектное задание на строительство Куйбышевской ГЭС. Оно содержало сведения об общих геологических условиях Самарской Луки, обосновывало инженерно-геологические предпосылки к выбору створа Куйбышевской ГЭС, ледовый режим, компоновку, архитектуру основных сооружений и другие параметры гидроузла по выбранному варианту. На его основе коллективом института Гидропроект был составлен технический проект. В марте 1954 г. он был представлен в Министерство элек-

тростанций, рассмотрен экспертной комиссией и 11 августа 1954 г. утвержден решением Коллегии Министерства электростанций. Генеральным планом охватывались основные гидротехнические сооружения, промышленные объекты, расположенные в районе гидроузла, жилые поселки и коммуникации левого и правого берегов.

В составлении технического проекта Куйбышевской ГЭС, в проектировании гидроэлектростанции, ЛЭП и объектов, связанных с образованием водохранилища, в качестве субподрядчиков участвовало около 130 проектных и научно-исследовательских институтов и заводских конструкторских бюро со всей страны. Основными специализированными организациями, привлекавшимися для составления проектного задания, являлись институты «Гипроречтранс», «Гипро-гор» и «Мосгипротранс». Для решения вопросов организации и производства работ, требовавших увязки с местными условиями, и выполнения рабочих чертежей по отдельным объектам в г. Куйбышеве был создан филиал Гидропроекта.

Наилучшим местом расположения Куйбышевского гидроузла была признана левобережная пойма и русло рукава Волги - Телячьей Воложки, в 8 км ниже г. Ставрополя-на-Волге и в 80 км выше г. Куйбышева: там, где Волга, меняя направление, течет на восток, огибая Жигулевские горы. Местоположение гидростанции определялось наличием здесь плотных глин, способных воспринимать значительные нагрузки.

Строительство ГЭС планировалось начать в 1950 г. и ввести в действие на полную мощность в 1955 г. В те годы Куйбышевская ГЭС была уникальной, крупнейшей не только в СССР, но и в мире. Строительство было сопряжено с огромными техническими трудностями. Еще никогда и нигде в мире такие гигантские гидроэлектростанции не строились на глинистом основании. Поэтому немалую роль в строительстве сыграла и академическая наука. Так, в ноябре 1951 г. сюда прибыла бригада АН СССР с целью оказания практической помощи проектировщикам и строителям ГЭС и выявления важнейших научных проблем, связанных со строительством. 26 декабря 1951 г. был заключен «Договор о социальном содружестве Академии наук СССР с Куйбышев-гидростроем».

Академия наук брала на себя организацию экспертизы; развертывание научных исследований; оказание помощи в организации научно-исследовательских и испытательных лабораторий на строительстве; консультацию работников строительства по ведению исследовательских работ и повышению квалификации и др. Со своей стороны Куйбышевгидрострой (КГС) обязывался поддерживать постоянную связь с научно-исследовательскими учреждениями и организациями; предоставлять институтам, разрабатывающим научную тематику для КГС, нужные для

них местные материалы (грунт, камень, гравий и т. п.); постоянно докладывать в комитет содействия при АН СССР о реализации предложений, принятых по данному договору, и др.

При строительстве гигантского гидроузла на равнинной р. Волге создавалась огромная зона затопления: уровень перегороженной плотиной реки резко увеличивался (например, у современного г. Тольятти на 28 м) и должен был затопить всю Волжско-Камскую пойму. В эту зону входили территории 2 областей (Куйбышевской и Ульяновской), 3 автономных республик (Татарской, Марийской и Чувашской) и 43 административных районов (по данным «Технического отчета...» [8] - 47). Как пишет А.А. Павлов: «Из зоны затопления были перенесены полностью или частично 270 населенных пунктов, в том числе 17 городов и рабочих поселков, как например, Ставрополь, Лаишев и другие. На новые места за государственный счет было перенесено около 32 тысяч частных домовладений, 5600 колхозных строений и почти 6500 объектов государственных организаций местного, республиканского и союзного значения. Очищено от леса более 300 тысяч гектаров, с которых получено свыше семи миллионов кубометров древесины. Расчищены рыбопромысловые участки на площади свыше 200 тысяч гектаров» [5, с. 8]. Только в пределах Куйбышевской области водохранилище затрагивало 5 районов: левобережный Ставропольский и правобережные Шигонский, Новодевиченский, Сосново-Солонецкий и Жигулевский. В общей сложности предстояло перенести 1514 дворов колхозников, рабочих и служащих. Наиболее пострадал от затопления Ставропольский район - 928 дворов.

21 ноября 1951 г. вышло Постановление СМ СССР «О мероприятиях по переселению населения и переносу на новые места предприятий и сооружений в связи со строительством Куйбышевской ГЭС». Выносимые населенные пункты в зависимости от ряда местных условий - степени затопления, размеров остающихся сельскохозяйственных земель и прочего - размещались на новых площадках в пределах своих же населенных пунктов на более высоких отметках или во вновь организуемых поселениях либо путем приселения в уже существующие населенные пункты. Различные строения и сооружения, непригодные к переносу, сносились и вывозились за пределы зоны водохранилища с оплатой их остаточной стоимости или списанием этой стоимости с баланса. Согласно данным Госархива Самарской области, стоимость переноса одного домовладения в Куйбышевской области, включая инвента-ризационно-оценочные работы, в среднем равнялась 8100 рублей. В связи с нехваткой стройматериалов в затопляемых селах каменные церкви разбирали на кирпич. Предусматривался вынос или укрепление кладбищ. Они очищались от крестов, памятников и оград. Но было это не везде.

Так, водами водохранилища разрушено кладбище старого Ставрополя. При переносе в 1953 г. города на новое место остались неперенесенными захоронения XIX в., семейные склепы.

Нельзя оставить без внимания еще один участок работ, связанных со строительством ГЭС, где использовался труд заключенных. При их участии в декабре 1950 г. началась отсыпка камня в банкет1, что было связано с немалым риском, так как отсыпка велась со льда Волги. В течение 1950-1953 гг. заключенными в разных местах Куйбышевской области были построены сотни километров магистральных дорог. Специально для этих целей приказом МВД СССР от 12 октября 1949 г. было создано Управление ИТЛ Гушос-дора МВД СССР.

18 февраля 1951 г. в хронике строительства ГЭС считается особой датой: в этот день был вынут первый ковш грунта для котлована под здание электростанции. Весной 1952 г. важнейшим объектом на стройке была перемычка на правом берегу. Она прикрывала земляные работы в котловане под здание ГЭС. Основные строительно-монтажные работы развернулись в 1953-1955 гг. Со всех концов страны в адрес Куйбышевгидро-строя шли составы с оборудованием, материалами и техникой. Освоение новых мощных машин и механизмов, впервые применяемых на стройке, проходило в процессе работы. Из Куйбышева до станции Жигулевское Море, от Сызрани до Жи-гулевска прокладывались железные дороги, по правому и левому берегам Волги - автомагистрали. У Могутовой горы встала мощная перемычка, защитив котлован под здание ГЭС. Летом 1955 г. начались работы по перекрытию реки. 31 октября 1955 г. закончилось перекрытие Волги и началось наполнение водохранилища. 29 декабря 1955 г. первый агрегат Куйбышевской ГЭС дал промышленный ток, а 14 октября 1957 г. последний (20-й) агрегат дал промышленный ток. Куйбышевская ГЭС была пущена на полную мощность в 2,3 млн кВт/ч и явилась для того времени самой крупной гидростанцией в мире.

10 августа 1958 г. правительственная комиссия утвердила акт о приемке Куйбышевской ГЭС в постоянную эксплуатацию. Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено название «Волжская ГЭС имени В.И. Ленина». Н.С. Хрущев на митинге строителей Волжской ГЭС сказал, что «. на базе Куйбышевского гидроузла растет новый крупный промышленный район с предприятиями ряда важнейших отраслей индустрии... Это крупнейшая станция в мире, и она является гордостью нашего народа. Если учесть, что американцы свою самую большую гидроэлектростанцию Грэнд-Кули мощностью в 1 миллион 974 тысяч киловатт сооружали свыше 20 лет, а наши советские гидростроители построили Куйбышевскую гидроэлектростанцию за

7 лет, то это, товарищи, выдающаяся победа» [8, с. 13].

В июне 2004 г. на собрании акционеров было принято решение о переименовании Волжской ГЭС имени В. И. Ленина в Жигулевскую ГЭС.

В конце декабря 2007 г. ОАО «Жигулевская ГЭС» было ликвидировано в связи с присоединением к ОАО «ГидроОГК» (ныне - ОАО «РусГид-2\

ро» ).

Примечания:

1300-метровая каменная дамба в русле Волги у правого берега для предохранения от размыва песчаного дна.

2ОАО «РусГидро» - российская энергетическая компания, владелец большинства гидроэлектростанций страны, крупнейшая российская генерирующая компания по-установленной мощности станций. Полное наименование - Открытое акционерное общество «Федеральная гидро-генерирующая компания - РусГидро».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурдин Е.А. Гидростроительство в России: от Самар-

ского Волгостроя к Большой Волге (1930-1980 гг.). Ульяновск, 2010. 222 с.

2. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешествен-

ников, ученых, писателей, художников: Хрестоматия / Сост. О.Л. Носкова; под общ. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберга. Самара: СамНЦ РАН, 2006. 176 с.

3. Волжская ГЭС имени В.И. Ленина / Сост. А. Д. Фадеев,

А.П. Яковлева. Куйбышев: Кн. изд-во, 1963. 408 с.

4. [Лепехин И.И.] Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академию Наук, по предложению ее президента. С примечаниями, изъяснениями и дополнениями. Т. 3. Записки путешествия академика Лепехина. Спб.: При Имп. Академии наук, 1821. 540 с.

5. Павлов А.А. Куйбышевское море и его гигиеническое

значение. Куйбышев, 1959. 14 с.

6. Преображенский П.А. Кругосветка. Краткий путеводи-

тель вокруг Самарской Луки и вдоль Жигулевских гор. Самара, 1930. 25 с.

7. Синельник А.К. История градостроительства и заселе-

ния Самарского края. Самара: Издательский дом «Аг-ни», 2003. 228 с.

8. Технический отчет о строительстве и проектировании

Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. 1950-1958 гг. В 2-х т. М.; Л.: Госэнергоиздат, 1963. Т. 1.

HISTORY OF BUILDING OF THE KUIBYSHEV RESERVOUR

© 2012 O.L. Noskova, G.S. Rozenberg Institute of Ecology of the Volga river basin of the RAS, Toglyatti

Article is devoted to history of building on Volga, in Samarskaya Luka region, the Kuibyshev water reservour -one of the world's largest.

Keywords: Volga, Samarskaya Luka, the Kuibyshev water reservour, Kujbyshevgidrostroy, Zhigulevsk hydroelectric power plant.

Noskova Olga Leonidovna, e-mail: [email protected]; Rozenberg Gennady Samuilovich, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.