УДК 373.5+37.015.3
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СУБЪЕКТНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
© 2014 Л.В.Картамышева
МБОУ Гимназия № 1 г. о. Самара
Статья поступила в редакцию 10.04.2014
В статье обосновывается выбор проблемно-диалогического подхода, определяющего тактику деятельности учителя по формированию субъектно-нравственной позиции школьников; раскрывается назначение проблемно-диалогического подхода к формированию такой позиции школьника; выделяется технология этического диалога как технология реализации проблемно-диалогического подхода.
Клюжевые слова: школьник, субъектно-нравственная позиция, подход, проблемно-диалогический подход, технология, технология этического диалога.
Нравственное воспитание подрастающего поколения было и остается важной проблемой, стоящей как перед педагогической практикой, так и перед педагогической наукой. Одним из аспектов данной проблемы является формирование субъектно-нравственной позиции школьников, содержание которой образует совокупность отношений, форму мотивов которых принимают нравственные и терминальные ценности, находящие свою определенность в общечеловеческих ценностях.
Эффективному формированию субъектно-нравственной позиции учащихся способствует определение подходов к ее формированию и технологий реализации данных подходов.
В результате исследовательских поисков мы в качестве подхода, определяющего стратегию деятельности учителя по формированию субъектно-нравственной позиции школьников, выделяем личностно ориентированный подход, в качестве подходов, определяющих тактику деятельности учителя по формированию такой позиции - проблемно-диалогический и ситуационный подходы. При этом мы полагаем, что последние должны реализовываться с помощью конкретных технологий. В рамках данной статьи мы остановимся на проблемно-диалогическом подходе и технологии его реализации.
О проблемно-диалогическом подходе к обучению ведет речь Ю.Н.Кулюткин в контексте проблемы личностно ориентированного обучения. Ученый подчеркивает, что успешность самостоятельного поиска обучающегося в рамках такого обучения в решающей мере зависит от создаваемых учителем условий для осуществления проблемно-методологической
° Картамышева Любовь Владимировна, директор. E-mail: gymnasia 1@mail. ru
стратегии деятельности обучающегося, выступающего с позиции ее активного субъекта. Другой и не менее важной задачей преподавателя является способность включить обучающегося в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель - ученик», «учитель - учащиеся». По существу, - подчеркивает Ю.Н.Кулюткин, - речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению1. В основаниях проблемно-диалогического подхода находится понятие «диалог». Проблема диалога, диалогичности поднимается и раскрывается в трудах многих ученых (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Ка-ган, Ю.Н.Кулюткин, Ю.В.Сенько, В.В.Сериков и др.).
Диалог, по мнению М.М.Бахтина, это не средство формирования личности, а само бытие ее: «только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя»2. Ученый связывает диалог с диалогичностью сознания, которая представляет собой процесс становления души, когда человек начинает самоосознавать себя, делая себя и субъектом, и объектом самопостроения, самоформирования. Диалог, утверждает М.М.Бахтин, пронизывает всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение3. Тем самым можно
1 Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: 2002. - С.274 - 329. -С. 288.
2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров; текст подгот. Г.С.Бернштейн и Л.В.Дерюгина; примеч. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. - М.: 1979. - С. 336.
3 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.:
1972. - С. 71.
говорить о том, что и формирование субъектно-нравственной позиции школьника, представляющей собой совокупность отношений, в основаниях которых находятся ценности как осознанные смыслы, пронизывается диалогом. Однако такое понимание диалога очень широко. Понимание диалога в контексте реализации проблемно-диалогического подхода к формированию субъектно-нравственной позиции учащихся должно быть, на наш взгляд, более конкретным относительно содержания формируемой позиции.
Уместно обратиться к пониманию диалога М.С.Каганом, различающим общежитейский и научно-философский смыслы использования диалога. Не останавливаясь на общежитейском смысле диалога как собеседовании двух лиц, обратимся к научно-философскому его смыслу, согласно которому диалог есть «информационное взаимодействие людей как субъектов независимо от речевых или иных семиотических средств, целью которого является повышение степени их духовной общности или достижение этой общности»4.
Духовная общность людей возможна только в случае, если происходит обмен ценностями, которые становятся равнозначными для участников диалога. Формирование субъектно-нравственной позиции школьников предполагает их приобщение к ценностям, находящимся в основаниях отношений, образующих содержание такой позиции. Мы полагаем, что такое приобщение будет эффективным, если учитель сумеет осуществить именно обмен ценностями в диалоге со школьниками. Иными словами, учитель не только транслирует школьнику ценности (общечеловеческие, нравственные, терминальные), но в процессе диалога выявляет ценности, которые уже стали достоянием ценностной сферы сознания учащегося и, показывая ребенку, что эти ценности интересны для учителя, важны для него, опираясь на них, приобщает ребенка к ценностям, освоение которых школьником позволяет говорить о сформированности у него субъектно-нравст-венной позиции.
Вступив в диалог, - утверждает Н.Е.Щуркова, - ребенок вынужден выразить свое «Я», сообщить другому о себе как о носителе определенных отношений, а, сообщая, -сам осознать, каковы же именно его отношения, его предпочтения, каковы его «Я», т.е. осознать свое автономное «Я» (как субъекта нравственно-
го развития. - Л.К.)5. В процессе такого осознания школьник рефлексирует относительно ценностей как жизненных смыслов, находящихся в основаниях отношений, и на базе такой рефлексии отбирает те ценности, которые близки ему, и которые он готов реализовывать в своей деятельности. Задача учителя в этом случае создать условия для выбора учащимся обозначенных нами выше ценностей.
Определяющую роль диалога в освоении учащимися ценностей отмечают многие ученые. В частности В.А.Седов, рассматривая диалог как способ познания действительности и одновременно как особую дидактико-коммуникативную среду, обеспечивающую субъектно-смысловое общение, рефлексию и самореализацию личности, подчеркивает, что диалог есть ситуация поиска смысла ценностей, закрепления их в пере-живаниях6. И.Ю.Хоперскова утверждает, что диалог в личностной парадигме актуализирует ценностный аспект осмысления учеником содержания образовательного процесса, способствует становлению личностной системы ценностей7. Можно и далее приводить цитаты, подтверждающие важность диалога в приобщении учащихся к ценностям, однако, требования, предъявляемые к объему диссертационного исследования не позволяют нам этого сделать.
В то же время считаем важным подчеркнуть, что успешность такого приобщения к ценностям в процессе диалога напрямую зависит от взаимоотношений, выстраиваемых участниками диалога. Очень четко сущность таких отношений раскрывает С.П.Иванова, рассматривающая гуманистически-ориентированный диалог как основную форму сотрудничества равнозначимых и равноценных субъектов. К ключевым понятиям, раскрывающим сущность такого диалога, ученый относит не просто взаимоуважение, признание права собеседника на собственные убеждения и развитие по собственному пути, но отношение к другому как к ценности. Подлинно гуманистическим, по мнению С.П.Ивановой, является только тот диалог, в котором возникают
4 Цит. по: Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2008. - №81. - С. 242 - 252. - С. 243.
5 Щуркова Н.Е. Новые характеристики современного воспитания // Педагог. Наука, технология, практика. -1996. - № 1 [Электронный ресурс] URL: http: / /www-
old.informika.ru /text/magaz /pedagog /_pedagog 1
/articl11.html (Дата обращения 17.01.2014)
6 Седов В.А. Педагогические аспекты диалога. Диалог в воспитании // Межвузовская Ассоциация «Покров» [Электронный ресурс] URL: http: / / www.pokrov-forum.ru/action/scien pract conf/pokrov reading/sborn ik 2008-2009/txt/11 sedov.php (21.01.2014.)
7 Хоперскова И.Ю. Научно-педагогические основы диалога в личностно-ориентированном образова-тельном процессе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов на/Д.: 2000 // Детская психология [Электронный ресурс] URL: http: / /www.childpsy.ru/dissertations /id/19995.php (21.01.2014.)
особые ценностно-смысловые отношения, основанные на интересе не к функциональной значимости и «пользе» собеседника, а к его внутреннему миру, к его потребностям и интересам8.
Мы полагаем, что именно о таком диалоге должна идти речь в контексте реализации проблемно-диалогического подхода к формированию субъектно-нравственной позиции школьников. Только такой диалог способствует, говоря словами Ю.Н.Кулюткина, выработке установки не только на то, чтобы учитывать мнение другого, но и на то, чтобы находить точки соприкосновения между мнениями участников диалога, открывать в них нечто общее, входить в единое смысловое поле, возникающее в многоголосице дискуссий и обсуждений9.
Считаем необходимым заострить внимание на том, что учитель, организуя диалог, не только сам должен относиться к школьнику как к ценности, но и создавать условия (через содержание диалога, его форму, эмоциональное наполнение) для того, чтобы учащиеся со своей стороны относились как к ценности и к своим одноклассникам, и к самому учителю (мы имеем в виду конкретную ситуацию диалога на уроке, во внеурочное время и конкретных участников диалога, поэтому и говорим только об одноклассниках и об учителе). Данное утверждение перекликается с пониманием В.В.Сериковым диалога как разговора о смысле события для личности, о значимости самой личности для других людей и событий. «Диалог, - пишет ученый, - это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог»10. Мы полагаем, что желание учащегося стать лучше делает его субъектом нравственного развития, следовательно, учитель, создающий условия для рождения у школьника такого желания, воспитывает его как субъекта нравственного развития (ведущая идея нашего исследования).
Рассматривая проблемно-диалогический подход как один из подходов к формированию субъектно-нравственной позиции школьников,
8 Иванова С.П. Учитель XXI века: Ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической дея-тельности. - Псков: 2002. - С. 44.
9 Кулюткин Ю.Н. Диалог как предмет педагогической рефлексии // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя.....- С.274 - 329. - С. 307.
10 Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.:
1999. - С. 124.
мы, акцентируя внимание на диалоге, отдельно не рассматриваем проблему как другую образующую данного подхода. Это объясняется тем, что мы вслед за В.В. Сериковым полагаем, что по внешней дидактической форме диалог напоминает проблемную ситуацию, имеет ее необходимые атрибуты: противоречие, дефицит ориентировочных основ действия, информации, целостного представления о ситуации, но, с другой стороны, личностно-смысловой диалог не ставит целью «снятие» этой проблемности. Для личности важно уяснение коллизии и того, что возникшая перед ней проблема «достойна» быть человеческой жизненной проблемой. Таким образом, диалогическая ситуация характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Вести диалог - значит приобщать другого к своей проблеме. Отклик педагога на проблему ученика служит для последнего подтверждением ее значимости, стимулом для образования нового смысла11.
Именно в таком контексте мы и трактуем проблемно-диалогический подход к формированию субъектно-нравственной позиции школьников, поэтому и не останавливаемся на категории «проблема».
Назначением проблемно-диалогического подхода к формированию субъектно-нравственной позиции школьников является организация обмена в диалоге ценностями, которые будучи равнозначными для его участников, обогащая нравственно-ценностную сферу их сознания, обеспечивают нравственное развитие учащихся. При этом осваиваемое ими знание о понятиях морали, обладающих значением ценностей, расширяет категориальные рамки морального мышления школьников.
Так, перед нами встает задача формирования знания школьников о понятиях морали, обладающих значением ценностей. Таким образом, проблемно-диалогический подход, основывающийся на равной ценности участников диалога, на принятии другого человека как ценности, на обмене ценностями как осознанными смыслами жизни, позволяет приобщать учащихся к ценностям, находящимся в основаниях отношений, образующих содержание субъектно-нравст-венной позиции.
Проблемно-диалогический подход к формированию субъектно-нравственной позиции учащихся реализуется с помощью конкретных технологий. Осмысление представленных в научной литературе технологий позволило нам в качестве технологии реализации проблемно-
11 Сериков В.В. Образование и личность: .... - С. 124.
диалогического подходавыделить технологию этического диалога.
Технология этического диалога разработана А.И.Шемшуриной в рамках работы ученого над проблемой диалогического взаимодействия учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников.
Специфика технологии этического диалога заключается по утверждению А.И.Шемшуриной в ее направленности на осмысление стержневых оснований нравственной жизни человека, что позволяет рассматривать процесс диалогического взаимодействия в качестве метода нравственного становления и развития личности школьника12. Иными словами, в качестве метода воспитания школьника как субъекта нравственного развития.
Базовым понятием рассматриваемой технологии является понятие «этический диалог», которое раскрывается А.И.Шемшуриной в разных аспектах. Каждый из этих аспектов понимания этического диалога соотносится с основаниями проблемно-диалогического подхода, что позволяет утверждать, что данный подход может быть реализован с помощью технологии этического диалога. Поясним данное положение.
В философском аспекте этический диалог реализуется как метод мышления, проникающий в ценностное содержание деятельности человека. В этом ракурсе предусматривается диалогическое взаимодействия учителя с учеником как совместное проникновение в сущностные, смысловые вопросы человеческого бытия, способствующее реализации субъектной основы и личностного начала каждого участника13. Такое диалогическое взаимодействие предполагает, что учитель и ученик являются равноправными участниками диалога.
В педагогическом аспекте этический диалог выступает как принцип и средство гуманистического воспитания, в основе которого заложено уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку, как способ построения равноправного взаимодействия по смысложизненным вопросам, где голос каждого слышим, равен и мысль значима14. Уважительное отношение к другому человеку, готовность взаимо-действовать с ним на равных, признавать значимость его мнения предполагают
12 Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования // Этическое воспитание. - 2007. - №5. - С. 9.
13 Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов.....- С. 8.
14 Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое
взаимодействие учащихся и педагогов. .. - С. 8.
принятие другого как ценность, делают невозможным отношение к другому как к средству достижения своих личных целей.
В психологическом аспекте этический диалог выступает как механизм актуализации самосознания школьников, выстраивания Я-концепции, развития рефлексивных способностей в контексте ценностных оснований жизнедеятельности человека, воспринимаемых школьниками как переживаемое отношение15. Все это предполагает осознание конкретных ценностей как смыслов жизни и обмен ценностями с другими участниками диалога (учителем, одноклассниками и т.д.).
В методическом аспекте этический диалог представляет собой воспитательную технологию, позволяющую выстроить поэтапный процесс сомышления учителя и ученика по совместному поиску нравственной истины16. Такой поиск, требующий осмысления ценностей, на которых базируется та или иная нравственная истина, выбор ценностей, позволяет приобщать учащихся к ценностям, находящимся в основаниях отношений, образующих содержание субъектно-нравственной позиции.
Приведенные аспекты реализации этического диалога позволили А.И.Шемшуриной сделать вывод, что этический диалог является важнейшим средством актуализации процесса нравственного развития школьников, иными словами, средством воспитания учащегося как субъекта нравственного развития (ведущая идея экспериментальной работы).
Педагогическая технология построения диалогического общения как этического диалога трактуется А.И.Шемшуриной как совокупность психолого-педагогических методов, приемов и способов побуждения ученика к мысли, действию, решению, поступку, воспитательная канва и целесообразное сочетание которых способствуют актуализации субъектного основания личности, ее нравственного потенциала. Такая технология направлена на стимулирование этических суждений детей, самостоятельного, обоснованного рассуждения, на актуализацию ценностно значимых устремлений учащихся, на эмоциональное наполнение канвы диалога, выход на личностную позицию школьника в нравственном выборе17.
Субъектное основание личности и ее нравственный потенциал в рамках нашего исследования базируются на терминальных и нравственных ценностях, объемлющих субъект-
15 Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов.....- С. 8.
16 Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов.....- С. 8.
ную и нравственную составляющую субъектно-нравственной позиции учащегося соответственно, объединение которых (ценностей) происходит в контексте общечеловеческих ценностей, реализуемых в ценностно значимых устремлениях школьников.
Конструирование этического диалога А.И.Шемшурина предлагает осуществлять в следующей логике: 1) завязка, выявляющая проблему; 2) процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия; 3) точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения мнений, суждений, альтернативных позиций; 4) нравственный выбор как внутренний диалог ученика с собой, как самоопределение; 5) открытый финал как последующее инди-видуальное размышление18.
Применительно к реализации проблемно-диалогического подхода к формированию субъектно-нравственной позиции учащихся данная логика может быть интерпретирована следующим образом: 1) обращение к проблеме, базирующейся на конкретной ценности (ценностях) из ценностей, находящихся в основаниях отношений, образующих субъектно-нравственную позицию, через личностно
значимую для учащихся информацию, позволяющую заострить их внимание на конкретной ценности; 2) процесс диалогического общения, направленный на совместное обсуждение проблемы, на выявление ценностных ее оснований, на анализ и осмысление ценностей; 3) точка эмоционального напряжения как результат сопряжения альтернативных мнений, суждений,
базирующихся на различных ценностях; 4) выбор ценности учащимся и обоснование им такого выбора; 5) открытый финал диалога, позволяющий школьнику решить представленную в диалоге проблему, основываясь на конкретных ценностях.
Задача учителя заключается в том, чтобы построить этический диалог таким образом, чтобы в итоге учащиеся пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных, терминальных ценностей в решении данной проблемы.
17Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое
взаимодействие учащихся и педагогов.....- С. 29.
18Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов.....- С. 29
PROBLEM-DIALOGICAL APPROACH TO DEVELOPING SUBJECT-MORAL POSITION OF SCHOOL STUDENTS AND ITS IMPLEMENTATION TECHNOLOGY
© 2014 L.V.Kartamysheva
Municipal Educational Institution Gymnasium №1 Samara City
The article explains why the problem-dialogical approach was chosen, defining the strategy of a teacher for developing the subject-moral position of school students; it reveals the purpose of problem-dialogical approach in order to develop such a position of a school student. The technology of an ethical dialogue is distinguished as a technology of implementation of the problem-dialogical approach.
Keywords: school student, subject-moral position, approach, problem-dialogical approach, technology, technology of an ethical dialogue.
° Lyubov Vladimirovna Kartamysheva, Director. E-mail: [email protected]