Научная статья на тему 'Проблемная лекция как способ реализации компетентностного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавра аграрного вуза'

Проблемная лекция как способ реализации компетентностного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавра аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PROBLEMATIC LECTURE / NON-TRADITIONAL TEACHING METHODS / LEARNING TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненкова И. И.

В статье рассматриваются особенности использования проблемной лекции как способа формирования управленческой компетентности при подготовке будущих специалистов агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the use of topical lectures as a way of forming the managerial competence in the preparation of future specialists of agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «Проблемная лекция как способ реализации компетентностного подхода в процессе психолого-педагогической подготовки бакалавра аграрного вуза»

УДК 378

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА АГРАРНОГО ВУЗА

Черненкова И.И., к.п.н., доцент кафедры философии, истории и педагогики ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»

В статье рассматриваются особенности использования проблемной лекции как способа формирования управленческой компетентности при подготовке будущих специалистов агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: проблемная лекция, нетрадиционные методы обучения, технологии обучения, образовательный процесс.

В соответствии с государственным образовательным стандартом в настоящее время во всех вузах Российской Федерации, в том числе и аграрных, преподаётся учебная дисциплина «Психология и педагогика». Задачей этой дисциплины является психолого-педагогическое образование и воспитание, как фактор повышения общего уровня культуры личности, а также формирование целостного представления о психологических особенностях человека как залоге успешности его деятельности. Реализовать данную задачу в образовательном процессе вуза позволяет компетентностный подход посредством использования разнообразных образовательных технологий.

Примером технологий обучения, основанных на данном подходе, являются нетрадиционные формы учебных лекций. Одной из нетрадиционных форм проведения лекций является проблемная лекция. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1. усвоение студентами теоретических знаний;

2. развитие теоретического мышления;

3. формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Главная цель такой лекции — приобретение знаний слушателями

самостоятельно. Лекция строится таким

The article discusses the features of the use of topical lectures as a way of forming the managerial competence in the preparation of future specialists of agro-industrial complex.

Keywords: problematic lecture, non-traditional teaching methods, learning technologies, educational process.

важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Активность проблемной лекции

заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, они самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» их к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции слушатель находится в социально активной позиции, особенно когда она идет в форме живого диалога. Он высказывает свою позицию, задает вопросы, находит ответы и представляет их на суд всей аудитории. Работа аудитории в диалогических позициях порождает совместное творчество.

Так в целях подтверждения эффективности в формировании управленческой компетентности будущих руководителей была проведена в такой форме лекция на тему «Управление - это наука или искусство...» со студентами Брянской ГСХА в рамках изучения курса «Психология и педагогика», подтверждает эффективность её в формировании управленческой компетентности студентов,

образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются

соответствующий материал и могли непосредственно участвовать в ее проведении. Главное в проблемном обучении - сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, т.е. исследовательская работа, а не мгновенный выход на решение. Процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Хотя преподавателю с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, его задача - ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя студентов к решению проблемы и получению новых знаний. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения в конечном итоге студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание о том, что управление - это, с одной стороны, наука, т. к. представляет

т.к. способствует поиску доказательств в защиту предполагаемых ответов в разных областях научного знания (теории управления, педагогике, психологии, экономике и др.). Студентам заранее была объявлена тема лекции с той целью, чтобы они просмотрели

собой совокупность научных знаний, теорий, имеет предмет и объект исследования и т. д. С другой стороны, управление - это искусство, т.к. является деятельностью, требующей компетенции, мастерства, творчества. Главное условие - реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения.

Итак, обозначенная технология

взаимодействия обеспечивает развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, стимулирует инициативность учащихся, приучает к работе с разнообразными источниками знаний.

Литература. 1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.