УДК 378.147:51 ББК 22.11р30
Лукоянова Наталья Анатольевна
соискатель кафедры социальной педагогики Омский государственный педагогический университет
г. Новый Уренгой Lukoyanova Natalia Anatolievna Applicant for a Degree Chair of Social Pedagogy Omsk State Pedagogical University Novy Urengoy
Технология обучения математике будущих экономистов Future Economists’ Mathematical Training Technology
В статье характеризуется технология обучения будущих экономистов математике, обеспечивающая развитие их профессиональной компетентности. Технология рассмотрена с помощью метода моделирования, представляющего ее через словесные и графические описания. Охарактеризованы основные компонента технологии обучения будущих экономистов математике.
The article considers the technology of teaching Mathematics to the future economists, which provides their professional competence development. The technology is considered with the help of modeling method, which represents it by verbal and graphic description. The basic components of future economists’ mathematical training technology are characterized.
Ключевые слова: профессиональная компетентность экономиста, математика, технология обучения
Key words: economist’s professional competence, Mathematics, training technology.
Современные стратегии модернизации российской экономики предусматривают инновационное развитие системы подготовки экономистов, от качества которой в прямой зависимости находится успех самой экономической реформы. Новый уровень подготовки специалистов в области экономики требует глубоких системных преобразований в высшем экономическом образовании, осуществляемых на технологичном уровне.
Подготовка компетентного специалиста в области экономики обеспечивается взаимосвязанностью предметных блоков и дисциплин, каждый из которых имеет собственные задачи для достижения конкретной цели. В силу специфики деятельности экономиста его профессиональная компетентность в значительной степени формируется в ходе изучения математических дисциплин. Роль
математических дисциплин в подготовке экономиста заключается в обеспечении логически выстроенного процесса формирования его профессиональной компетентности за счет своевременного вооружения математическими знаниями, умениями и навыками, развития средствами математики необходимых для овладения заданными компетенциями качеств личности, а также предоставления возможности приобрести опыт работы с социально-экономической реальностью математическими средствами.
Цели и задачи обучения математике будущих экономистов, логику этого процесса может отражать технология обучения будущих экономистов математике.
Широкое распространение технологий в различных сферах жизни и деятельности людей обусловлено многими причинами и, прежде всего, их универсальностью, относительной независимостью от субъективных условий, почти гарантированной результативностью и возможностью широкого распространения позитивного опыта. В наиболее общей трактовке понятие «технология» представляется как «...научно, или (и) практически обоснованная система взаимодействий человека и объектов окружающего его мира в целях преобразования последних до достижения нужного человеку результата» [9, с. 21].
Технология обучения математике будущих экономистов представляет собой научно обоснованную, запрограммированную во времени последовательную систему организационно-педагогических взаимодействий, включающую целе-полагание, проектирование, соответствующее содержание, специфический комплекс методов, приемов, средств и форм обучения и воспитания, результатом реализации которой является формирование математической основы развития профессиональной компетентности будущих экономистов в соответствии с логикой высшего профессионального экономического образования.
Для ее представления целесообразно использовать метод моделирования, целью которого является показ с помощью схем и словесно-логических описаний составляющие технологии. В модель технологии включены следующие компоненты: целевой, содержательный, организационный, ресурсный, результативно-оценочный и управленческий.
С позиций общенаучного системного подхода в разработке педагогических технологий мы, безусловно, выделяем цель как системообразующий, важнейший элемент любой педагогической системы [4]. Проблема целеполагания была и остается одной из самых полемичных в современной педагогической науке. Споры вокруг ее решения, появление противоположных позиций обусловлены сложным и субъективным характером объекта педагогической деятельности. Большинство авторов сходятся на том, что цели педагогических систем представляют собой идеальный образ, представление о личности или отдельных ее качествах, выражающее заказ общества, запросы самой личности и потребности деятельности, которую ей предстоит выполнять.
Однако действие по образу, не имеющему конкретных и объективных показателей не уместно при использовании технологического подхода. «В специальных педагогических контекстах, - писал A.C. Макаренко, - недопустимо говорить только об идеале воспитания, как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели» [7, с. 30].
В исследованиях В.П. Беспалько [1], В.В. Гузеева [2], Г.К. Селевко [9] и др., посвященных основам разработки и применения педагогических технологий содержатся требования диагностичности целеполагания, которое можно выразить через следующие правила:
- цель должна быть достижима, т.е. уместно говорить о цели не как об идеале, а как о норме, которую должен выполнить объект педагогической технологии;
- цель должна быть проверяема с помощью объективных показателей, т.е. задаваться через проверяемые параметры и поддерживаться системой критериев, показателей, инструментов диагностики;
- цель должна детализироваться на более конкретные, локальные цели, объединенные в аппарат, часто называемый «деревом целей»;
- цель должна поддерживаться методом ее достижения и в этой связи конкретизироваться в педагогические задачи.
Целевой компонент технологии обучения математике будущих экономистов характеризует общую цель технологии, которая звучит как формирование математической основы развития профессиональной компетентности студентов в соответствии с логикой высшего профессионального экономического образования. Системообразующий целевой компонент технологии наиболее тесно напрямую связан с содержательным и результативным компонентами, определяя их сущность, структуру и содержание.
Содержательный компонент технологии обучения математике будущих экономистов объединяет содержание, формируемое и реализуемое в высшем профессиональном экономическом образовании, связанное с системой универсальных или прикладных математических знаний, умений и навыков, методами ориентировки и действий в социально-экономической действительности. Рассматривая содержание обучения математике, мы опирались на положения, высказанные Е.А. Дахер [3], A.A. Коротченковой [5], Э.А. Локтионовой [6] и др. На основании анализа данных работ выделим в содержании обучения математике:
- общее математическое содержание;
- прикладное математическое содержание;
- научно-исследовательскую работу;
- математическую практику.
Организационный компонент технологии объединяет формы организации учебного процесса, а также организационно-педагогические условия обучения математике будущих экономистов.
Следует отметить, что реализация содержания обучения математике осуществляется как через традиционные формы, общие для высшего образования, так и через формы, сложившиеся в некоторых успешных практиках высшего профессионального экономического образования. К традиционным формам следует отнести лекции, семинары, лабораторные работы, групповые и практические
занятия, диспуты, конференции и коллоквиумы, самостоятельную работу и др., подробно охарактеризованные в педагогической литературе. В совокупность традиционных форм следует также включить математические модули в отдельных специальных дисциплинах, дисциплинах по выбору, а также факультативах. Стоит отметить в роли традиционных форм организации учебного процесса курсовые и выпускные квалификационные работы, практики и стажировки, которые также решают задачи реализации математического содержания.
Выбор нетрадиционных форм организации учебного процесса обусловлен попытками реализации сложного содержания, имеющего отношение к системе математических и одновременно экономических знаний.
На наш взгляд, формы организации учебного процесса реализуют на практике контекстный подход в обучении математике. Профессиональная направленность в предложенных организационных формах реализуется через структурирование содержания учебного материала и организацию его усвоения в таких формах и видах деятельности, которые соответствуют системной логике построения курса математики и моделируют познавательные и практические задачи профессиональной деятельности будущего специалиста:
- компьютерные практикумы математического моделирования явлений и процессов социально-экономического характера, которые вооружают будущего экономиста эффективными приемами поиска, обработки и защиты экономической, социальной и управленческой информации с использованием математического инструментария;
- математические спецкурсы, на которых происходит изучение современных математических методов, используемых в экономике, иллюстрация их применения на примерах различных задач экономического содержания; обучение будущих специалистов основным математическим понятиям и методам, необходимым для изучения дисциплин общепрофессионального и специального блоков; формирование у студентов умения решать профессиональные задачи с применением математических методов; демонстрация возможностей применения математических методов для решения задач, имеющих экономическое
содержание; повышение уровня математической подготовки, необходимого для овладения профессиональными дисциплинами, базирующихся на основе математики; овладение студентами основами современного математического аппарата применительно к экономической направленности; выработка у студентов умений составлять простейшие математические модели по экономической проблематике с использованием современного математического аппарата;
- творческая деятельность студентов. С опорой на нее применяется группа форм проблемного обучения, основанного на активной познавательной деятельности студентов, состоящей в поиске и разрешении сложных проблемных ситуаций, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами математическое явление, закон. К таковым следует отнести проблемную лекцию, проблемный семинар и т.д.
- создание практических профессиональных ситуаций, требующих применения системы математических знаний, умений и навыков. Игровые методы и формы обучения, используемые в технологии проблемного обучения, позволяют моделировать в обучении будущих экономистов математике реальные социально-экономические ситуации, возникающие на рынке труда и в производстве, актуализировать математические знания, умения и навыки, значительно повысить заинтересованность студентов, их внимание.
Организационный компонент включает организационно-педагогические условия, под которыми мы понимаем такие характеристики обучения будущих экономистов математике, при которых достигается его цель и успешно решаются поставленные задачи.
Комплекс условий, способствующих математическому обеспечению формирования профессионализма, сформулировала Ю.Е. Непеденина [8]. Используя положения ее исследования, отнесем к таким условиям:
- организационно-управленческие условия, включающие учет требований рынка труда к профессиональной подготовке экономиста, Федерального государственного образовательного стандарта; развитие внешних связей, научно-исследовательского партнерства экономического вуза с финансовыми, коммер-
ческими и производственными структурами; педагогический мониторинг решения задач и достижения локальных целей обучения студентов математике;
- образовательно-технологические условия, объединяющие соответствие уровня преподавания математики реальному ее значению в экономической науке и практике; приоритетность контекстного, проблемного и творческого обучения; активизацию использования математического аппарата в различных сферах деятельности студентов: учебно-познавательной, исследовательской, профессионально-практической; синтез общекультурной, математической, социально-экономической, правовой, специально-профессиональной составляющих подготовки экономиста; адекватное использование прикладных математических технологий в различных видах практики;
- профессионально-личностные условия, включающие подготовку преподавателей вуза, мотивированность и активность студентов в овладении профессиональными математическими знаниями, умениями и навыками; творческую разработку студентами собственного методологического аппарата профессиональной деятельности; активизацию самообразования и саморазвития.
Реализация достаточно сложных форм и методов обучения математике будущих экономистов требует исследовательского внимания к ресурсному компоненту технологии, объединяющему все виды ресурсов, необходимых для достижения ее цели.
К основным видам ресурсов, используемых в технологии следует отнести:
- кадровый ресурс, предполагающий наличие квалифицированных специалистов в области математики и различных областей экономики, научноэкономических исследований, управления педагогическими системами и технологиями, а также сформированных педагогических, научных и учебных коллективов;
- научно-методический ресурс, представляющий собой совокупность научных школ и направлений, научных связей, методически оформленного инструментария обучения математике, а также управления представляемой технологией;
- материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения и научных исследований, которые могут быть использованы в обучении математике;
- информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в процессе обучения математике, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена;
- коммуникационный ресурс, объединяющий механизмы, средства и технологии коммуникации внутри и вне вуза, необходимые для решения задач обучения будущих экономистов.
Результативный компонент технологии обучения будущих экономистов математике объединяет планируемые результаты ее реализации в профессиональном экономическом образовании, а также механизмы оценки ее результативности.
В качестве общего планируемого результата технологии обучения будущих экономистов математике мы рассматриваем сформированную профессиональную компетентность специалиста, т.е. собой степень освоения им профессиональных компетенций в экономической деятельности, прикладных и фундаментальных исследованиях.
Функции, обеспечивающие достижение цели технологии обучения будущих экономистов математике объединяет управленческий компонент. К таковым функциям мы отнесли: мотивацию, диагностику, рефлексию и коррекцию.
Функция диагностики, основанная на использовании выбранных нами критериев, сравнении достигнутых результатов с запланированными будет в соответствии с логикой исследования охарактеризована нами подробно во второй главе.
Функция мотивации основана на необходимости актуализации в обучении будущих экономистов математике мотивов и мотивационных комплексов самообразования
Реализация рефлексивной функции в педагогической системе означает для управляющего субъекта необходимость выйти из полной поглощенности непо-
средственно исполнительной деятельностью для выработки критического отношения к ней, для занятия позиции над ней, чтобы с высоты этой позиции осознать эту деятельность и принимать управленческие решения.
Реализация выработанных в результате рефлексии управленческих решений, направленных на придание педагогической системе новых, более оптимальных параметров относится к функции коррекции.
Таким образом, охарактеризованные нами компоненты с достаточной, на наш взгляд, детализацией характеризуют технологию обучения будущих экономистов математике и позволяют обеспечить средствами математики процесс формирования профессиональной компетентности экономиста в процессе высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2000. - 240 с.
3. Дахер, Е.А. Система Mathematica в процессе математической подготовки специалистов экономического профиля [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / Е.А. Дахер. — М., 2004. -175 с.
4. Ильина, Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения [Текст] / Т.А. Ильина; вып. 1. - М.: Знание, 1972. - 72 с.
5. Коротченкова, A.A. Межпредметные связи математики и информатики при подготовке специалиста экономического профиля [Текст]: дис. ...канд. пед. наук/ A.A. Коротченкова. - Орел, 2000. - 153 с.
6. Локтионова, Э.А. Прикладная направленность преподавания математики при подготовке специалистов экономического профиля [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / Э.А. Локтионова. - Орел, 1998. - 156 с.
7. Макаренко, A.C. Цель воспитания // Макаренко A.C. Избр. пед. соч. В 2-х т. [Текст] / под ред. И.А. Каирова и др. —М.: Педагогика, 1977. — Т. 1, С. 30
8. Непеденина, Е.Ю. Формирование профессиональной прикладной математической подготовленности будущих экономистов в вузе [Текст]: дисс. ...канд. пед. наук / Е.Ю. Непеденина. -М., 2008. - 181 с.
9. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 176 с., С. 21
Bibliography
1. Bespalko, V.P. Components of Pedagogical Technology [Text] / V.P.Bespalko. - M: pedagogics, 1989. - 192 p.
2. Dakher, E. A. «Mathematica» System in the course of Mathematical Training of Economic Profile Experts [Text] / E.A. Dakher. — M, 2004. - 175 p.
3. Guzeev, V.V. Education Results Planning and Educational Technology [Text] / V.V. Guzeev. - M.: National Education, 2000. - 240 p.
4. Ilyina, T.A. System Approach to the Training Organization [Text] / T.A. Ilyina. Iss. № 1. -M: Knowledge, 1972. - 72 p.
5. Korotchenkova, A. A. Intersubject Communications of Mathematics and Computer Science While Training the Economic Profile Experts [Text] / A. A. Korotchenkova. - Orel, 2000. - 153 p.
6. Loktionova, E.A. Applied Orientation of Teaching Mathematics While Training the Economic Profile Experts [Text] / E.A. Loktionova. - Orel, 1998. - 156 p.
7. Makarenko, A. S. The Aim of Education // A. S. Makarenko // Selected Pedagogical Works. In two Volumes [Text] / Under the Editorship of I. A. Kairov, et al. — M.: Pedagogics, 1977. — V. 1. -P. 30.
8. Nepedenina, E.Yu. Future Economists’ Professional Applied Mathematical Readiness Forming at Higher School [Text]: / E.Yu. Nepedenina. - M., 2008. - 181 p.
9. Selevko, G.K. Socio-Educational Technologies [Text] / G.K. Selevko. -M.: Scientific Research Institute of School Technologies, 2005. - 176 p. - P. 21.