Научная статья на тему 'Проблематизация заданий как путь формирования творческого мышления студентов'

Проблематизация заданий как путь формирования творческого мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ / ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / PROBLEM TRAINING / PROBLEMATIZATION / PROBLEM TASKS / TYPES OF PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов Александр Владимирович

В статье рассматривается проблематизация учебных заданий в соответствии с основными типами проблемных ситуаций как один из наиболее перспективных путей усвоения студентами учебного материала и формирования у них творческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problematization of tasks as a way of formation of creative thinking of students

In article the problematization of educational tasks according to the main types of problem situations as one of the most perspective ways of digestion by students of educational material and formation at them creative thinking is considered.

Текст научной работы на тему «Проблематизация заданий как путь формирования творческого мышления студентов»

УДК 37.012.8

А. В. Скворцов

Проблематизация заданий как путь формирования творческого мышления студентов

В статье рассматривается проблематизация учебных заданий в соответствии с основными типами проблемных ситуаций как один из наиболее перспективных путей усвоения студентами учебного материала и формирования у них творческого мышления.

In article the problematization of educational tasks according to the main types of problem situations as one of the most perspective ways of digestion by students of educational material and formation at them creative thinking is considered.

Ключевые слова: проблемное обучение, проблематизация, проблемные задания, типы проблемных ситуаций.

Keywords: problem training, problematization, problem tasks, types of problem situations.

Исследование проблемы развития творческого мышления у бакалавров педагогического образования позволяет сделать вывод, что развитие творческого мышления бакалавров характеризуется их позитивным отношением к учебному процессу, стремлением к самостоятельному изучению вопросов дисциплин. Творческое мышление студентов вуза в ходе обучения развивается лишь тогда, когда учащийся нацелен не только на освоение знаний и умений, а также может самостоятельно анализировать изучаемый материал, ставить и решать проблемные задачи.

Для будущих педагогов естественнонаучного профиля задача развития творческого потенциала особенно актуальна, поскольку только специалист, обладающий творческим мышлением, способен оперативно приспосабливаться к постоянным изменениям условий окружающей среды, образовательного пространства, находить новые формы приобретения новых и обновления уже имеющихся знаний, умений и навыков. Очевидно, что только мыслящий креативно и по-новому педагог будет в полной мере являться организатором профессионального творчества учеников.

О подготовленности будущего преподавателя к постановке и решению проблемных педагогических задач можно говорить лишь тогда, когда у него сформировалось стремление к творческому научному поиску

© Скворцов А.В., 2014

и получено аналитическое, конструктивное и исполнительское умение. На наш взгляд, развитие индивидуального профессионального творчества будущего преподавателя - одна из главных задач современного высшего образования, ориентированного на компетентностный подход. Компетентностный подход - это не просто качественный сдвиг в проектировании стандартов от системы базовых знаний к общекультурным и профессиональным компетенциям, но прежде всего использование компетенций как своеобразного «строительного материала» сильных субъективно-личностных потенциалов личности [1].

Система высшего профессионального образования предполагает в процессе обучения формирование творческого мышления личности, способной совершенствоваться в своей профессиональной и социальной деятельности. Вступление Российской Федерации в единую европейскую образовательную систему ставит перед вузовской педагогикой задачу теоретического обеспечения процесса формирования и последующего развития творческой личности компетентного педагога-исследователя, умеющего ставить и решать проблемные задачи в рамках образовательного процесса.

Противоречие между объективными потребностями системы образования в подготовке профессионально-творческой личности студентов в вузе и недостаточной разработанностью теоретико-методологических основ по формированию компетенций и творческого мышления обусловили проблему, заключающуюся в необходимости выявления и систематизации педагогических методов, позволяющих повысить уровень формирования творческого мышления студентов в контексте проблемного обучения.

При проблемном обучении объектом осознания являются проблемы, задачи, для решения которых необходимо освоение методов, средств и приёмов. Происходит формирование творческого мышления, расширение поля практического применения в жизни полученных знаний. Таким образом, формируется индивидуальное свойство личности, которая, опираясь на знания, умения и навыки, способна принять решение на основе личностных ценностей, что и является компетентностью [2].

Получение и усвоение новых знаний, т.е. формирование компетенций, в процессе подготовки студентов происходит как во время аудиторной работы (лекций, семинаров, лабораторных и практических работ), так и во время самостоятельной работы студентов. Подготовка студентов ведётся в соответствии с учебными программами, выстроенными в соответствии с материалом учебников, имеющихся в библиотеке вуза и отвечающих материалу учебного курса.

Однако, зачастую, знания, содержащиеся в материале учебника, предлагаются в непроблемной современной форме, даются в традиционном, догматическом, констатирующем факты виде [4]. Это не способ-

ствует творческому мышлению студентов и формированию соответствующих компетенций, таких как:

ОК-1 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 - способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

ПК-6 - способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, и некоторых других компетенций [5].

Чтобы вывести получаемые знания, содержащиеся в учебниках, в область действия компетентностного принципа, необходима адаптация учебного материала, предлагаемого студентам, к ФГОС третьего поколения, и его проблематизация.

Н.Ю. Посталюк характеризует проблематизацию как процесс построения целостной системы учебно-познавательных задач, направленных на развитие мышления студентов. В целях проблематизации учебного материала автор подчеркивает объективные и субъективные предметные противоречия, заключенные в учебных проблемах и учебно-познавательных задачах, составляющих целостную систему [8].

Опираясь на исследования Е.В. Ковалевской [3], мы выделяем проблематизацию в понятийном аппарате проблемного обучения как механизм вскрытия проблемности, существующей в конкретной проблемной задаче.

Проблемная задача, которая в образовательном процессе материализуется в устной или письменной формулировке учебного текста и заданий к нему, является средством создания проблемной ситуации. Именно проблемная задача является наиболее важным звеном, занимающим центральное место в проблемном обучении, так как именно проблемная задача одновременно является и средством создания проблемной ситуации, и, как следствие, влечёт за собой проблематизацию - решение проблемы.

Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении студентов необходимо вести проблематизацию материала учебников в двух направлениях:

1) Проблематизация учебного текста;

2) Проблематизация учебных заданий к тексту [4].

На наш взгляд, проблемное обучение активизирует творческое начало личности, способствующее формированию такого её нового качества, как компетентность. Мы придерживаемся теории А.М. Матюшки-на о путях формирования творческого мышления.

А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризую-

щийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иными словами, проблемная ситуация - это ситуация, в которой субъекту необходимо решить какие-либо трудные для себя задачи, но ему не достаточно данных, и он должен сам их найти [6].

Определение понятия проблемной ситуации и её место в образовательном процессе соотносится с четырьмя основными моделями проблемной ситуации [7]:

1) поведенческая модель. Главным условием, вызывающим проблему, является препятствие на пути к цели. Способом решения -преодоление препятствия, поиск наиболее оптимального обходного пути;

2) гештальт-модель. Главное условие - деструктурированность условий и предмета мышления. Способ решения - создание «хорошей структуры», понимание её;

3) вероятностная модель. Условие - выраженность «препятствия» в альтернативе. Способ решения - выбор адекватного действия;

4) информационно-семантическая модель. Условие - несоответствие имеющихся и требуемых знаний. Решение - достижение новых знаний, получение необходимой информации. [7].

Для большей наглядности автор объединяет все модели проблемных ситуаций в таблице:

Таблица 1

Основные модели проблемных ситуаций

Модель проблемной ситуации Главное условие, вызывающее проблему Способ решения

Поведенческая модель Препятствие на пути к цели Преодоление препятствия, обходной путь

Гештальт-модель Деструктурированность условий и предмета мышления Создание «хорошей структуры», понимание

Вероятностная модель «Препятствие» выражено в альтернативе Выбор адекватного действия

Информационно-семантическая модель Несоответствие наличных и требуемых знаний Достижение новых знаний, необходимой информации

Исходя из приведённых моделей, делаем вывод, что в процессе проблематизации учебного материала необходимо вывести четыре типа заданий, являющихся средством создания проблемной ситуации. Каждой модели проблемных ситуаций должен соответствовать определённый тип задания.

При этом формулировка заданий должна соответствовать

1) исследуемой проблеме;

2) познавательной потребности студентов;

3) возможности поиска данного материала, его открытости, доступности для студентов.

Приведём пример проблематизации учебных заданий на основе учебника для вузов В. И. Коробкина и Л. В. Передельского «Экология» [5], которым, согласно устному опросу, пользуются 74 % бакалавров педагогического образования факультета Естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина. Приведены вопросы из раздела «Антропогенные воздействия на биосферу» части II «Прикладная экология».

Таблица 2

Примеры проблематизации учебных заданий в соответствии с основными моделями проблемных ситуаций по А.М. Матюшкину

Исходная формулировка задания Проблемная формулировка задания Модель проблемной ситуации

Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы Проанализируйте роль человека в экологических процессах. Выведите основные виды вмешательства человека в экологические процессы Информационно-семантическая модель

Почему охрана природного воздуха считается ключевой проблемой оздоровления окружающей среды? Проанализируйте роль атмосферы в жизни планеты. Сопоставьте факторы антропогенного загрязнения окружающей среды. На какие биологические процессы влияет чистота природного воздуха? Каким образом должна вестись охрана окружающего воздуха? Гештальт-модель

В чём причины экологической катастрофы Аральского моря? Смоделируйте поэтапно процесс экологической катастрофы Аральского моря. На каких этапах можно было бы предотвратить катастрофу? Как бы в таком случае развивался ПТК Аральского моря? Вероятностная модель

Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время. Вам необходимо остановить вымирание животных, сокращение их численности и биологического разнообразия. Ваши действия? Поведенческая модель

В процессе решения проблемных заданий четырёх типов происходит полноценное вовлечение студентов в поисковую, рефлексивную и творческую деятельность.

Поисковая деятельность заключается в создании благоприятной среды для осуществления студентами активного самостоятельного поиска информации. Включение студентов в этот вид деятельности способствует формированию и развитию умения самостоятельно находить и обрабатывать необходимую информацию в справочной, учебной и научной литературе, электронных ресурсах, фильтровать информацию применительно к конкретной решаемой проблеме, анализировать и обобщать полученные данные, а также проводить самоконтроль и уметь самостоятельно применять полученные знания при решении проблемного задания.

Творческая деятельность обеспечивает формирование умений адаптировать полученные знания, наработанный опыт; развитие нестандартного, гибкого мышления, способности самостоятельно формировать новые идеи, ставить и решать нестандартные, проблемные задачи, уметь использовать электронные, наглядные ресурсы и комбинировать их с целью достижения наилучшего результата.

Рефлексивная деятельность как среда профессиональной коммуникации, рефлексии, сотрудничества и саморазвития обучающихся заключается в обеспечении самопознания ценностей профессиональной деятельности и корректировки собственной позиции.

Обучение студентов не будет в полной мере развивающим и продуктивным, если в нём не используется проблематизация учебного материала и закономерности проблемного обучения (принцип проблемно-сти, проблемная ситуация).

Исходя из вышесказанного, следует вывод: проблематизация учебных заданий в соответствии с четырьмя типами проблемных ситуаций по А.М. Матюшкину способствует эффективному формированию профессиональных компетенций учащихся и формированию у них профессионального творческого мышления.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. - М., 2005.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия // Россия в Бо-лонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: тр. методол. семинара. - М.: Иссл. центр проблем кач-ва подготовки специалистов, 2004.

3. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система (на материале обучения иностранным языкам). - М.: МНПИ, 2000.

4. Комиссарова Т.С., Скворцов А.В. Актуальность проблематизации современного учебного материала при подготовке бакалавров педагогического образования (география, биология) // Вестн. Лен. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. -№ 3. - Т. 3. Педагогика. - С. 25-34.

5. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: учеб. для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.

7. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / под ред. А. А. Матюшкиной. - М.: КДУ, 2009.

8. Посталюк Н. Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. - Казань: Изд-во КРУ, 1989.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.