УДК 37.02; 371
КОВАЛЕВСКАЯ Елена Витальевна Нижневартовский государственный университет г. Москва, Россия [email protected]
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-201-208
Elena V. KOVALEVSKAYA Nizhnevartovsk State University Moscow, Russia [email protected]
КОМИССАРОВА Татьяна Сергеевна Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург, Россия
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА
Tatyana S. KOMISSAROVA Pushkin Leningrad State University Saint Petersburg, Russia
CREATIVE PERSONALITY FORMING MODEL BASED ON A PROBLEM-SOLVING APPROACH
Статья посвящена вопросам построения модели формирования творческой личности в контексте ее обучения, воспитания и развития. Разработанная модель: основана на проблемном подходе, определяемом как образовательная стратегия, нацеленная на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в процессе совместной творческой деятельности по постановке проблем, по формулировке проблемных задач, по разрешению проблемных ситуаций в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности; определяется как образец формирования творческой личности и характеризуется как функциональная, процессуальная, содержательная; включает три основания - основание цели формирования творческой личности (компоненты: творческое мышление, творческие межличностные отношения, творческая деятельность, творческая личность), основание процесса формирования творческой личности (компоненты: проблемное изложение педагогом учебного содержания, постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы), основание проблемати-зации учебного содержания для формирования творческой личности (компоненты: возникновение / преодоление преграды, нарушение / восстановление структуры, наличие / решение альтернативы, исключение / нахождение информации); способствует обучению, воспитанию и развитию творческой личности на основе использования проблемного подхода.
The article is focused on construction of creative personality forming model in the context of its learning, training and development. This model is set up on the problem-solving approach characterized as educational strategy aimed at creative thinking and creative interpersonal relations; forming a creative personality in the process of joint activity while doing problemsolving tasks in social and professional spheres of different problematization. This model is understood as a creative personality forming frame with its functional, process and content characteristics. This frame contains three bases: the objective basis or aims of creative personality forming model with its components such as creative thinking, creative interpersonal relations, creative personality and activity, the process basis forming a creative personality when a teacher sets a challenging task and solves it together with his students, or the students themselves set and solve the challenging task, the problematization basis of learning content with its components such as finding/overcoming a contradiction; reshaping/restoring a text structure; having an alternative/its choosing; eliminating/finding the information. Implementing this model contributes to learning, training and development of a creative personality which is based on problem-solving approach.
Ключевые слова: модель формирования творческой личности, обучение, воспитание, развитие, проблемный подход, основание цели, основание процесса, основание проблематизации учебного содержания, модели проблемой ситуации, типы проблемных заданий
Keywords: creative personality forming model, learning, training, development, problem-solving approach, objective basis, process basis, problematization basis of learning content, problem-solving situation models, problem-solving tasks
В современном российском обществе значительная роль отводится образованию, и, реагируя на подобный запрос общества, педагогическая наука «активно переосмысливается и наполняется новыми понятиями и категориями» [6, с. 119].
Эти позитивные изменения фиксируются и закрепляются в таких государственных документах, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в которых отмечается необходимость формирования творческой личности, способной решать проблемы современного общества, ориентированного на создание нового.
Что же такое творчество и формирование творческой личности? Как известно, «...творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии» [10, с. 448-449].
Действительно, процесс создания нового и есть творчество, с одной стороны, порождающий творческую личность, с другой стороны, порождаемый творческой личностью, что и определяет «бивалентную» сущность и тайну творчества.
Как известно, по мнению Н.А. Бердяева, «творческий акт есть всегда освобождение и преодоление» [1, с. 7]. Вместе с тем «.цели образования по своей сути остаются неизменными и диалектическое единство воспитания и обучения является педагогической константой» [6, с. 119]. Если это диалектическое единство дополнить понятием «развитие», то получится диалектическое «триединство» обучения, воспитания и развития творческой личности, формирующейся в «образовании» при создании «образа» этой личности. И такой триединый процесс обучения, воспитания и развития творческой личности в образовании, как «работа по сохранению и воспроизводству человеческого качества как видового свойства, идет от евангельской идеи изменения человека, улучшения его личных качеств» [6, с. 121].
Наглядно соотношение обучения, воспитания и развития творческой личности в образовании может быть представлено схематически в форме пирамиды (см. c^ 1).
Схема 1. Соотношение обучения, воспитания и развития творческой личности в образовании
Scheme 1. Correlation of training, education and development of creative personality in education
Формирование творческой личности в образовании
Обучение творческой личности
Развитие творческой личности
Воспитание творческой личности
Источник: составлено авторами статьи. Source: completed by the article's authors.
В основании пирамиды «обучение», «воспитание» и «развитие» творческой личности связаны с тремя ребрами, восходящими к вершине пирамиды, соотносимой с «формированием» творческой личности, то есть «образованием» творческой личности. Вполне естественно, что в процессе обучения формируется творческое мышление, в процессе воспитания формируются творческие межличностные отношения, в процессе развития формируется творческая деятельность - как компоненты системы формирования творческой личности. Системообразующим элементом данной системы является количество ребер, то есть фокусов рассмотрения, а интенсивность ее функционирования прямо пропорциональна их количеству.
Так, обучение формирует «творческую личность», которая может быть недостаточно воспитана и развита, а значит, эта личность, обладающая «творческим мышлением», сформированным при освоении учебного предмета, не способна грамотно выстроить творческие межличностные отношения в процессе творческой деятельности. Таким образом порождаются «обученные» люди, но не реализованные в общении и в деятельности.
Так же воспитание формирует «творческую личность», которая может быть недостаточно образована и развита, а значит, эта личность, умеющая выстраивать «творческие межличностные отношения», не обладает творческим мышлением и не способна к творческой деятельности по созданию творческого продукта. Таким путем порождаются «воспитанные» люди, умеющие выстраивать межличностные отношения, но не способные к творческому мышлению и творческой деятельности.
Кроме этого, развитие формирует «творческую личность», которая может быть недостаточно обучена и воспитана, а значит, эта личность, способная к «творческой деятельности», не способна проанализировать и оценить адекватность собственной деятельности в ходе межличностного общения. Так порождаются «развитые» люди, не способные к творческому мышлению и творческим межличностным отношениям.
Приведенные выше примеры говорят о необходимости учета всех элементов системы образования, поскольку формирование творческой личности реализуется: через обучение творческой личности в ходе становления творческого мышления, через воспитание творческой личности в процессе установления творческих межличностных отношений, через развитие творческой личности в реализации творческой деятельности. В связи с этим необходимо выбрать подход к образованию, который позволит системно реализовать поставленные цели, и этим подходом может стать проблемный подход.
Что же такое проблемный подход? Здесь нужно дать определение понятию «подход», а также необходимо предложить трактовку понятия «проблемный подход», соотносимую с вышеназванными целями образования.
Определяя понятие «подход», вслед за И.А. Зимней отметим, что «подход, как категория, шире понятия "стратегия обучения" - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения» [2, с. 75]. Однако прежде чем дать определение понятия «проблемный подход», необходимо охарактеризовать его основные категории: «Проблем-ность трактуется нами как главное условие развития творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в целом в процессе совместной творческой деятельности. Способом создания проблемности являются проблемные ситуации, средством - проблемные задачи (проблемные задания), механизмом - проблемати-зация - вскрытие проблемы в учебном материале субъектами проблемного взаимодействия в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности» [5, с. 4].
Таким образом, проблемный подход определяется как образовательная стратегия, нацеленная «на развитие творческого мышления, творческих межличностных отношений, творческой личности в процессе совместной творческой деятельности по постановке проблем, по формулировке проблемных задач, по разрешению проблемных ситуаций в социальной и профессиональной сферах на разных уровнях проблемности» [3, с. 123]. Данное определение проблемного подхода в полной мере соотносится с вышеназванными целями образования, в контексте формирования творческой личности, поскольку в первую очередь обучение соотносится с формированием творческого мышления, воспи-
тание связано с формированием творческих межличностных отношений, развитие сопряжено с формированием творческой деятельности. Эти компоненты и составляют основание цели модели формирования творческой личности на основе проблемного подхода: 1) творческое мышление; 2) творческие межличностные отношения; 3) творческая деятельность; 4) творческая личность.
Но как реализуется проблемный подход? Идеи реализации проблемного подхода в теории проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, В.А. Крутецкий и др.) соотносятся, с одной стороны, с выделением уровней проблемности в обучении, с другой стороны, с описанием этапов формирования творческой личности в образовании.
Так, основываясь на четырех уровнях проблемности, можно выделить четыре уровня реализации проблемного подхода: проблемное изложение преподавателем учебного содержания; учащийся решает вместе с преподавателем поставленную преподавателем проблему; учащийся сам решает проблему, поставленную преподавателем; учащийся сам ставит и решает проблему [5, с. 31].
Так же, опираясь на четыре этапа формирования творческой личности, можно зафиксировать четыре этапа реализации проблемного подхода: бакалавры наблюдают за постановкой проблемы и ее решением преподавателем; бакалавры самостоятельно решают проблему, поставленную преподавателем, пользуясь в случае необходимости его помощью; бакалавры самостоятельно ставят и решают проблему через проблемные задания; бакалавры самостоятельно ставят проблему и решают ее, используя проблемные задания, в том числе и для создания проектов [9, с. 18].
На основе интеграции четырех уровней проблемности и четырех этапов формирования творческой личности, а также замены понятий «ученик» и «бакалавр» на «обучающийся», а «преподаватель» (обучение) - на «педагог» (обучение, воспитание, развитие) можно выделить компоненты, составляющие основание процесса модели формирования творческой личности на основе проблемного подхода. К этим компонентам относятся: 1) проблемное изложение педагогом учебного содержания; 2) постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся; 3) постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся; 4) самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы.
Как же реализуется формирование творческой личности в контексте проблемного подхода? В свете проблемного подхода формирование творческой личности реализуется в ходе разрешения проблемных ситуаций, возникающих в процессе решения проблемных задач, то есть выполнения проблемных заданий, которые должны формулироваться на основе проблем и соответствовать познавательно-коммуникативным потребностям и возможностям обучающихся.
Так, на основе анализа четырех моделей проблемной ситуации, систематизированных А.М. Матюшкиным, стало возможным разработать четыре типа проблемных заданий, используемых для формирования творческой личности обучающихся, на материале обучения иностранному языку [4, с. 55-58], иноязычному аудированию [8, с. 13], а также биологии и экологии [9, с. 17-18].
Как было отмечено, А.М. Матюшкин систематизировал четыре модели проблемной ситуации, соответствующих истории исследований психологии мышления, а так же одной из сторон процесса мышления [7, с. 94-99]. На основе этой идеи удалось предположить следующее: «Если признать существование 4 моделей проблемной ситуации, а не одной усредненной модели, то можно говорить о 4 типах проблемных заданий, являющихся средством создания проблемных ситуаций, где каждой модели проблемной ситуации должен соответствовать определенный тип проблемного задания» [4, с. 56-57]. Соответственно, систематизированные А.М. Матюшкиным четыре модели проблемной ситуации могут быть соотнесены с четырьмя типами проблемных заданий, стимулирующих соответствующую модель проблемной ситуации (см. табл. 1).
Таблица 1. Соотношение моделей проблемной ситуации и типов проблемных заданий
Table 1. Correlation of models of a problem situation and types of problem assignments
№ Модели проблемной ситуации. Главное условие, вызывающее проблему. Способ решения. (по А.М. Матюшкину) Типы проблемных заданий для обучения
иностранному языку (по Е.В. Ковалеской) иноязычному аудированию (по Н.Н.Осиповой) биологии и экологии (по Т.С. Комиссаровой и А.В. Скворцову)
1 Поведенческая модель. Препятствие на пути к цели. Преодоление препятствия, обходной путь Задание включает препятствие на пути к цели В задании указано на наличие преграды Задания на преодоление препятствия на пути к цели, при невозможности прямого преодоления - поиск обходного пути
2 Гештальт-модель. Деструктурирован-ность условий и предмета мышления. Создание хорошей структуры понимания Задание указывает на деструктурирован-ность объекта и необходимость восстановления правильной структуры Задание указывает на нарушение структуры Задания на создание и осознание структуры решения
3 Вероятностная модель. «Препятствие», выраженное в альтернативе. Выбор адекватного действия В задании есть указание на «препятствие», выраженное в альтернативе Задание указывает на включение альтернативы Задания на выбор наилучшего действия для преодоления препятствия, выраженного в альтернативе
4 Информационная модель. Несоответствие наличных и требуемых знаний. Достижение новых знаний, необходимой информации В задании указывается на недостаток информации Задание указывает на недостаток информации Задания на поиск новых знаний, получение необходимой информации
Источник: составлено авторами статьи.
Source: completed by the article's authors.
Интересно, что на основе вышеперечисленных типов проблемных заданий возникают соответствующие этим типам модели проблемной ситуации, переходящие одна в другую. Поэтому на материале обучения иностранному языку в целом (Е.В. Ковалевская) и иноязычному аудированию в частности (Н.Н. Осипова) можно зафиксировать пятый смешанный или вариативный тип проблемных заданий, а на материале обучения биологии и экологии - пятый тип проблемных заданий пространственно-графического типа (Т.С. Комиссарова, А.В. Скворцов).
Действительно, четыре разработанных типа проблемных заданий лежат в основе проблематизации учебного содержания в процессе обучения, воспитания и развития личности, то есть показывают, как именно нужно сформулировать проблемное задание, чтобы стимулировать конкретную модель проблемной ситуации. Именно поэтому в основании проблематизации учебного содержания модели формирования творческой личности на основе проблемного подхода можно выделить следующие компоненты: 1) возникновение / преодоление преграды; 2) нарушение / восстановление структуры; 3) наличие / решение альтернативы; 4) исключение / нахождение информации (см. таблицу 1).
Но как построена модель формирования творческой личности на основе проблемного подхода? Как известно, понятие «модель» может трактоваться как образец объектов и явлений и характеризоваться: как функциональная, которая фиксирует нацеленность
модели; процессуальная, которая демонстрирует процесс ее реализации; содержательная, которая раскрывает ее содержание.
Выше были обозначены три основания модели: 1) основание цели формирования творческой личности; 2) основание процесса формирования творческой личности; 3) основание проблематизации учебного содержания для формирования творческой личности. Поэтому построенная модель может трактоваться как образец формирования творческой личности и характеризоваться как функционально-процессуально-содержательная модель.
Модель формирования творческой личности на основе проблемного подхода может быть представлена схематически (см. сх. 2).
Схема 2. Модель формирования творческой личности на основе проблемного подхода Scheme 2. Model of the formation of a creative personality based on the problem approach
Источник: составлено авторами статьи. Source: completed by the article's authors.
Таким образом, построенная модель формирования творческой личности:
- основана на проблемном подходе;
- определяется как образец формирования творческой личности и характеризуется как функциональная, процессуальная, содержательная модель;
- включает три основания - основание цели формирования творческой личности (компоненты: творческое мышление, творческие межличностные отношения, творческая деятельность, творческая личность); основание процесса формирования творческой личности (компоненты: проблемное изложение педагогом учебного содержания, постановка педагогом проблемы и ее решение вместе с обучающимся, постановка педагогом проблемы и ее самостоятельное решение обучающимся, самостоятельная постановка и решение обучающимся проблемы); основание проблематизации учебного содержания для формирования творческой личности (компоненты: возникновение / преодоление преграды,
нарушение / восстановление структуры, наличие / решение альтернативы, исключение / нахождение информации);
- отличается вариативной сущностью, фиксируя до 64 вариантов ее рассмотрения;
- способствует обучению, воспитанию, развитию как элементам системы образования, в контексте формирования творческой личности на основе проблемного подхода.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: АСТ: АСТ Москва: Хранитель, 2006. - 414 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - 2-е изд. доп., испр. и пере-раб. - М.: Логос, 1999. - 384 с.
3. Ковалевская Е.В. Лингво-педагогическая модель воспитания личности в современном образовании // Православная культура и практика воспитания личности: Традиции и современный опыт: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 дек. 2016 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония. - С. 119-125.
4. Ковалевская Е.В. Модели проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку / / Проблемность и профильность в образовании - условия устойчивого развития цивилизации: Материалы VI Моск. междунар. конф. «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых». - М.: Спутник +, 2006. - С. 55-58.
5. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы: Экспериментальная учебная авторская программа (для слушателей курсов повышения квалификации - учителей и преподавателей иностранных языков). - 3-е изд. доп., испр. и перераб. - М.: Спутник +, 2013. - 44 с.
6. Комиссарова Т.С. Взаимосвязь экологической культуры и духовности личности (философ-ско-педагогический контекст) // Культурно-исторические традиции православия: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (11-12 дек. 2014 г. Пюхтицкий Успенский монастырь). Куремяэ, Эстония, 2014. - С. 119-127.
7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 720 с.
8. Осипова Н.Н. Проблематизация в обучении иноязычному аудированию при подготовке студентов неязыкового вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М, 2015. - 24 с.
9. Скворцов А.В. Формирование готовности бакалавров к профессиональной творческой деятельности учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2017. - 26 с.
10. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.
REFERENCES
1. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva. [The meaning of creativity]. M.:AST: AST MOSKVA: HRANITEL'', 2006. 414 p.
2. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: Uchebnik dlya vuzov. 2-e izd. dop., ispr. i pererab. [Pedagogical psychology: Textbook for universities. 2-e Izd. EXT., Rev. and revised]. M.: Logos, 1999. 384 p.
3. Kovalevskaya E.V. Lingvo-pedagogicheskaya model' vospitaniya lichnosti v sovremennom obra-zovanii. Pravoslavnaya kul'tura i praktika vospitaniya lichnosti: Tradicii i sovremennyj opyt. [Linguistic-pedagogical model of education of the individual in modern education. The Orthodox culture and practice of upbringing: Traditions and modern experience]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (11-12 dek. 2016 g. Pyuhtickij Uspenskij monastyr'). Ku-remya'e, 'Estoniya. pp. 119-125.
4. Kovalevskaya E.V. Modeli problemnyh situacij v processe obucheniya inostrannomu yazyku. Problemnost' i profil'nost' v obrazovanii - usloviya ustojchivogo razvitiya civilizacii. [Models of problem situations in the process of learning a foreign language is Problematic and the core in the formation of conditions of stable development of civilization]: Materialy VI Moskovskoj mezhdunarodnoj konferencii «Obrazovanie v XXI veke - glazami detej i vzroslyh». M.: Sputnik +, 2006. pp. 55-58.
5. Kovalevskaya E.V. Problemnost' v prepodavanii inostrannyh yazykov: sovremennoe sostoyanie i perspektivy: 'Eksperimental'naya uchebnaya avtorskaya programma (dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii - uchitelej i prepodavatelej inostrannyh yazykov). [Problematic in foreign language teaching: current status and prospects: the author's Pilot training program (for students
of advanced training courses of teachers of foreign languages)]. 3-e izd. dop., ispr. i pererab. M.: Sputnik +. 2013. 44 p.
6. Komissarova T.S. Vzaimosvyaz' 'ekologicheskoj kul'tury i duhovnosti lichnosti (filosofsko-pedagogicheskij kontekst). Kul'turno-istoricheskie tradicii pravoslaviya. [The Relationship between environmental culture and spirituality of personality (philosophical-pedagogical context). Cultural-historical traditions of the Orthodox Church]: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (11-12 dek. 2014 g. Pyuhtickij Uspenskij monastyr'). Kuremya'e, 'Es-toniya, 2014. pp. 119-127.
7. Matyushkin A.M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo. [Thinking, learning, creativity]. M.: Moskov-skij psihologo-social'nyj in-t; Voronezh: NPO MOD'EK, 2003. 720p.
8. Osipova N.N. Problematizaciya v obuchenii inoyazychnomu audirovaniyu pri podgotovke studen-tov neyazykovogo vuza: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. [Problematization in teaching listening comprehension for students in a technical University: Avtoref. dis. kand. PED. Sciences]. M, 2015. 24 p.
9. Skvorcov A.V. Formirovanie gotovnosti bakalavrov k professional'noj tvorcheskoj deyatel'nosti uchitelya: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. [Formation of readiness of bachelors to professional creative activity of a teacher: Avtoref. dis. kand. PED. Sciences]. SPb,, 2017. 26p.
10. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. [Philosophical encyclopedic dictionary]. M.: INFRA-M, 1999. 576 p
Информация об авторах:
Ковалевская Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией лингвопедагогики и проблемного обучения, Нижневартовский государственный университет, директор Центра изучения иностранных языков «Лингвастарт», г. Москва, Россия [email protected]
Комиссарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института географии, экологии и природопользования, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Россия
Получена: 12.10.2017
Для цитирования: Ковалевская Е.В., Комиссарова Т.С. Построение модели формирования творческой личности на основе проблемного подхода. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.201-208.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-201-208.
Information about the authors:
Elena V. Kovalevskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Linguapedagogical and Problem-Solving Education Laboratory, Nizhnevartovsk State University, Head of Foreign Languages Learning Center "Linguastart", Moscow, Russia [email protected]
Tatyana S. Komissarova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of Geographic, Ecological and Natural Resources Institute, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russia
Received: 12.10.2017
For citation: Kovalevskaya E.V., Komissarova T.S. Creative personality forming model based on a problem-solving approach. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 201-208.
doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-201-208. (in Russian)