УДК 159.9
doi:10.52210/2224669X_2022_2_101
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ СТРАДАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОПТИКЕ
М.Б. Земш, С.А. Завражин
Аннотация. Описание и анализ эмоционального регистра детей с ограниченными возможностями здоровья является предметом научного интереса психолого-педагогического дискурса, однако в нём не уделено должного внимания рецепции особенностей переживания ими такого состояния, как страдание. При этом именно страдание является базальным чувством, интегрирующим телесные, психические и экзистенциальные аспекты бытия особенного ребенка. Лейтмотив данной статьи - выявить теоретические ориентиры для концептуализации проблемы страдания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также обобщить современные практики противостояния этому глубинному переживанию, пригодные для коррекционно-развивающей работы с особенными детьми. Авторами проведен ретроспективный анализ различных подходов в исследовании сущностной природы человеческого страдания и определены некоторые возможности использования их эвристических ресурсов в качестве методологической платформы для выявления специфики переживания этого состояния ребенком с ОВЗ. Систематизация научно-теоретических представлений в формате поднятого вопроса может внести важные коррективы в антропологию особого детства. С практической точки зрения материалы данной статьи могут найти применение при разработке психолого-педагогических программ коррекции неравновесных психических состояний и дезадаптивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и образовательной организации.
Ключевые слова: страдание, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, причины и типы страдания, восприятие страдания, личностная программа восприятия и преодоления страдания.
PROBLEMATISATION OF THE SUFFERING
OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN PSYCHOLOGICAL STUDIES
M.B. Zemsh, S.A. Zavrazhin
Abstract. The description and analysis of the emotional register of children with disabilities is the subject of scientific interest in psychological and pedagogical discourse, but it does not pay due attention to the perception of the peculiarities of their experience of such a state as suffering. At the same time, it is suffering that is the basal feeling that integrates the bodily, mental and existential aspects of being a special child. The focus of this article is to identify theoretical guidelines for conceptualizing the problem of suffering of a child with disabilities, as well as to summarize modern practices of confronting this deep experience, which are suitable for correctional and developmental work with special children. The authors have carried out a retrospective analysis of various approaches to the study of the essential nature of human suffering and identified some possibilities of using their heuristic resources as a methodological platform to identify the specifics of experiencing this condition by a child with disabilities. Systematization of scientific and theoretical ideas as part of the issue raised by the authors can make important adjustments to the anthropology of special childhood. From a practical point of view, the materials of this article can be used in the development of psychological and pedagogical programs for the correction of disequilibrium mental states and maladaptive behavior of children with disabilities in the family and educational organization.
Keywords: suffering, a child with disabilities, causes and types of suffering, perception of suffering, personal program of perception and overcoming of suffering.
Страдание - одна из грандиозных тайн бытия. В надежде расколдовать её природу давно сплелись усилия философии, науки, искусства, религии, мистики. Состояние, выражающе-
еся в ощущении неполноценности, второсортности, болезненности является в той или иной степени присутствующим в жизни каждого человека. Для здорового оно обычно преходяще, дискретно, а для человека со стабильно нарушенной психофизикой - постоянный фактор существования, задающий специфику его бытия. Страданием наполнен мир ребенка с отклоняющимся развитием, особенно в моменты сравнения с нормотипичными сверстниками. Считается, что современная информационная эпоха с её культом индивидуализма, гедонизма, потребительства, вседозволенности только усиливает свойственную детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) эмоциональную неустойчивость - склонность к страхам, неуверенности, повышенной тревожности, враждебности, виктимности - тем самым подпитывая их страдающее самовосприятие. В статье предпринята попытка доказать данное предположение, уточнить попутно специфику проявлений страдания у детей с особенностями развития, основные причины, вызывающие у них такое эмоциональное состояние, осветить перспективные подходы к снижению его напряженности.
Категория «страдание», ассоциирующееся у большинства людей с чувством боли, скорее всего, имеет немецкие корни и изначально употреблялась в значении «ехать, идти», в несколько другой трактовке - «пройти, пережить что-то (тяжелое)» [1].
В русском языке понятие «страдание» имеет амбивалентные коннотации. Страдание трактуется как болезненное восприятие каких-либо событий [2]. Страдание как состояние нездоровья, деструктивного конфликта, утраты, горя, печали, страха, тревоги, безысходности, покинутости, неполноценности отражает негативное состояние личности. Страдание в русской культуре рассматривается как обязательное условие человеческого (тварного) существования, подверженного «болезни к смерти» - и в то же время как необходимая дорога к духовному преображению, к нравственному совершенствованию личности.
Такая интерпретация страдания в традиционной отечественной культуре вытекала из христианской парадигмы, для которой характерна установка на аннигиляцию архетипи-ческих установок покинутости, распада, страха смерти и противопоставления пассивному страданию - страдания, принимаемого личностью осознанно и полностью добровольно.
Христианская концепция видения страдания получила специфическое отражение в деятельности отечественных институтов образования, которые на протяжении веков позитивно оценивали страдания обучающихся как переживания, способствующие формированию важнейшей, с точки зрения воспитателей, добродетели - послушания. Поэтому в школе в основном господствовала наказательная воспитательная модель.
В русле гуманистического подхода самобытный взгляд на проблему детских страданий предложил основоположник отечественной педагогической психологии П.Ф. Каптерев. Следуя христианской традиции, ученый придавал страданию функцию активатора внутренних психических ресурсов человека. Он считал целесообразным формировать в ребёнке способность к преодолению страданий (телесных и духовных), опираясь на обоснование естественности и неизбежности страдания как имманентного измерения человеческой природы: «Вообще не следует стремиться поставить воспитание дитяти так, чтобы оно было незнакомо со страданием. Последнее есть существенная и неизбежная сторона жизни; к чему же стремиться оградить дитя от такого страдания, которое совершенно естественно в его возрасте? .. .Дело не в том, чтобы не знать страдания, а в том, чтобы терпеливо и мужественно переносить его, бороться с ним соответствующими мерами, знать, что страдание пройдёт и что против него есть средства. .Пусть оно (дитя) смело глядит в глаза даже действительным детским опасностям» [3, с. 130-131].
П.Ф. Каптерев обосновал концепцию «нравственного закаливания» - систему образовательных инструментов, прицельно направленных на приобретение ребенком опыта конструктивного преодоления конфликтов, порождающих страдание. Согласно П.Ф. Каптереву,
ребенку необходимо помочь научиться страдать так, чтобы это переживание не угнетало, а обогащало растущего человека, укрепляло его духовные силы. В процессе «нравственного закаливания» важную роль ученый отводил атмосфере, которая должна создаваться и поддерживаться в семье, имеющей своей целью воспитать жизнеспособную и нравственно устойчивую личность. Это должна быть атмосфера взаимного уважения, признания прав друг друга её членами и соблюдение ими своих обязанностей.
В XX в. к активному исследованию природы страдания обратилась философско-психо-логическая мысль, которая, рефлексируя ужасы мировых войн и революций, провозгласила начало эры страдания и заявила о нем как экзистенциальном состоянии личности [4, с. 53]. В экзистенциальной реальности ключевыми источниками страдания выступают фундаментальные психические инстинкты человеческого рода: агрессия, секс, страх смерти, одиночества, утраты самоидентичности.
Выдающийся австрийский психолог В. Франкл ввел в научный оборот понятие «душевное врачевание». Он вскрыл генезис возникновения чувства бессмысленности существования («экзистенциального вакуума»), предложил способы избавления от страданий, вызванных этим ощущением, определил на многие годы вперед принципы психологической помощи людям (логотерапии), в том числе и детям, переживающим духовные и физические страдания [5].
Немецкий психолог и социолог Франц Карл Мюллер-Лиер в своем масштабном труде «Социологии страдания» обосновал социологическую зависимость почти всех страданий отдельной личности и человечества, доказывая, что именно они лежат в основе большинства глобальных и локальных кризисов [6]. В то же время Мюллер-Лиер, отталкиваясь от позиции выдающихся мыслителей, указывает на благотворную роль страданий в человеческой жизни: оно укрепляет дух, очищает от страстей, подталкивает к самопознанию, состраданию, инициирует изобретательность, благоразумие; без него нельзя понять и счастья. И все же, для счастливой жизни нужны преодолимые препятствия, а не страдания [6, с. 108-122].
Французский мыслитель Эмиль Сиоран усматривает в человеческих страстях первичный источник страданий. Любить страдание, по его мнению, - значит любить себя ненадлежащим образом, не желая терять ничего из того, что есть, смакуя свои болезни [7, с. 388-389].
У современных российских авторов мы также находим положения, важные в логике изучаемого предмета. Так, Г.Р. Хайдарова пишет, что страдание как конфидент боли может стать исходной точкой воспитания и формирования человека, привития сострадания и внимания к другому, культивирования чуткости и способности культурного различения, про-говаривания и возвышения боли, в наделении её смыслом [8, с. 9]. Для автора очевидно, что страдание как опыт способствует субъективации, самоидентификации и самоактуализации личности [8, с. 21], что утверждается представителями экзистенциальной философии.
А. Лэнгле предложил экзистенциальную модель пошагового снижения остроты страдания, делающую возможным преодоление стагнации в состоянии страдания, возвращение в мир и в жизнь. Модель предполагает практические шаги. Эти шаги применимы при всех формах страдания. Они являются основой для обретения внутреннего мира. Специалисты, используя эту модель, могут целенаправленно работать над страданием и предупредить возникновение душевного заболевания, например, депрессии, истерии, зависимости, посттравматического стрессового расстройства и пр. [1].
В рамках экзистенциального анализа подчеркивается, что источники страдания можно отнести к четырем различным сферам. Во первых, телесной: из-за болезни, функциональных нарушений. Во-вторых, это эмоциональное страдание, которое порой не менее, а то и более травматично для личности, чем физическое, и представляет собой психическое состояние, характеризующееся целой палитрой чувств - от страха до обиды за одиночество, отвержение, унижение достоинства. В-третьих, персональное страдание, когда другие обесценивают, на-
смехаются над особенностями человека, а также когда из-за плохого обращения с другими его мучают угрызения совести. Наиболее сложный и интеллектуально высокий уровень - экзистенциальное страдание. Оно детерминировано причинами высшего порядка - утратой смысложиз-ненных ориентиров и страхом за свое будущее, которые связаны с фатальностью физического нездоровья или ограничения, отсутствием веры в возможность достижения жизненного успеха, утратой надежды на полноценную в эмоциональном и физическом плане жизнь [1].
Данная типизация причин страдания, полагаем, вполне может творчески использоваться применительно к особенному ребенку, в его семейном и школьном воспитании, одной из важнейших функций которых должно стать демпфирование испытываемых им страданий и то же время предупреждение формирования инфантильной установки на приобретение выгоды от роли страдающего, на самовиктимизацию.
Дефектологическая практика свидетельствует, что часто встречающейся причиной эмоциональных страданий в детском возрасте может быть возникающее у ребенка с ОВЗ чувство неудовлетворенности своей внешностью, стыда за себя, свой внешний облик, свою неправильную и нечеткую речь, отдельные черты своего характера. Такого рода страдания нередко результируются в замкнутость, пассивность, виктимность или, напротив, в истерические проявления, грубость и даже жестокость, которые лишь временно купируют испытываемую душевную боль, вытесняя её в бессознательное. Преобладающие у особенных детей аффликтивные (причиняющие страдания) эмоции, постепенно кумулируясь, образуют разрушительные скрипты (эгоистические, нарциссические, инфантильные) и отрицательные качества характера (импульсивность, гневливость, апатичность, легкомыслие и др.). Аффективная дефензивность детей с дефицитарным развитием требует от педагога постоянной, строго продуманной и индивидуализированной эмоциональной поддержки, эмоциональной амплификации их личности, эмоционального обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
В целях конструктивного преодоления ребенком с ОВЗ выраженного ощущения страдания, активации для борьбы с ним его витальных и духовных сил важно следовать определенному сценарию психолого-педагогической помощи, предполагающей конкретные практические действия. Они могут считаться универсальными для всех форм страдания и выступают фундаментом процесса обретения ребенком внутренней гармонии и осознанности. Исходная инстанция - оказание помощи в принятии ребенком своих особенностей, в определении своих сильных и слабых сторон, в проживании страдания как ценного жизненного опыта. Действительность постепенно перестает ранить ребенка, который учится принимать реальность и адекватно реагировать на внешние как физические, так и моральные «раздражители». Выдерживание страдания или боли ребенком как данности не следует приравнивать к пассивности. Это тяжелый труд для растущей личности, который невозможен без эмоциональной поддержки близких и грамотной психологической настройки, обеспеченной специалистами [9].
Когда страдание лишает радости жизни, необходимо укреплять позитивное мировосприятие посредством последовательных шагов самомотивации, расширения круга общения. В этом процессе позитивную роль играют не только индивидуальные занятия со специалистами, но и участие ребенка в объединениях и клубах по интересам, возможность выходить в мир, общаться и проявлять различного рода позитивные активности [10].
Если основа страдания - в потере идентичности, любви к себе, самоуважения, во внутреннем мучении из-за того, что ребенок не нравится себе, то специалистам и близким ребенка следует вместе с ним создать образ, который он считал бы для себя привлекательным, рассматривал бы как конгруэнтный своей личностной структуре, исповедуемой системе ценностей и идеалов [11, с. 25-27].
Если же причина страдания кроется в том, что ребенок с ОВЗ потерял интерес к своему будущему, не видит смысла жить, важно оказать ему профессиональную помощь, работая с контекстами, нарративами, в которых с очевидностью просматривается значимость именно его существования, его предназначение, его человеческие качества, его дела и поступки; следует обратить его внимание на привязанность к нему родных, на взаимосвязи спиритуального порядка, в которых находятся люди с мирозданием.
Человек постмодерна предпочитает уклоняться от ответственности за всю свою жизнь целиком, игнорирует проблемы вины, смерти и смысла, являя собой диковинное сочетание примитивных инстинктов и изощрённых рациональных технологий их удовлетворения. В качестве основного средства решения экзистенциальных проблем постмодернистский человек предпочитает виртуально-игровые техники [12, с. 3].
Принимая во внимание, что игровые механики работы с проблемами в детском возрасте показывают хороший результат, следует предположить, что в «игровом» противостоянии страданию ребенок с особенностями развития сможет отказываться от экзистенциальных позиций жертвы, агрессора, слабого и беспомощного существа, предпочитая им статус лицедея, у которого имеется большой запас ролевых образов, позволяющих «играть» своими переживаниями, представлениями, действиями. Он рассматривает в качестве условно-игровой (как бы действительной) любую ситуацию, в которой оказался, что помогает совладать со своими эмоциями и преодолеть страдание.
Как показало наше исследование, подход к феноменологии страдания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в парадигме конфликта между бессознательными и рациональными программами отражения человеческого бытия может выступать методологическим ориентиром для построения междисциплинарной модели, описывающей концепт страдания в различных областях знания о детстве особенного ребенка.
Подведем итоги. Риски современной образовательно-воспитательной среды - отчужденность ребенка от реального общения и замена его виртуальным, уход от действительности, избегание активного действия - обусловливают новые паттерны поведения, наполняемые страданием, что следует учитывать в образовательно-воспитательном процессе.
Проведенный анализ различных подходов к вопросу преодоления страдания ребенком с низким адаптационным потенциалом свидетельствует, что наиболее эвристичными в настоящий момент следует признать идеи проектирования и реализации индивидуально-личностной дорожной карты осознанного проживания страдания как ценного жизненного опыта, характеризующегося нацеленностью на разрушение сложившейся на ранних жизненных этапах имплозивной доминанты, а пассивному страданию противопоставляется сознательная аскеза, терпение и воля.
Однако для растущего человека, живущего в современном мире, где идеалы духовного мужества часто уступают место ориентации на комфортное существование, преодоление страдания осознанными ограничениями - это достаточно трудная задача, решить которую ограниченными личностными силами без поддержки специалистов и родителей не представляется возможным. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом уходе, а их состояние может повлиять также и на их семейное окружение [13; 14, с. 965; 15]. Как отмечают исследователи, многие родители, у которых есть дети, страдающие какой-либо формой хронического заболевания или психического расстройства, сами могут испытывать хронические стрессовые реакции различных типов [13, с. 472].
Перспективным средством решения экзистенциальных проблем для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе может стать приобретение и совершенствование игровых стратегий и техник самопомощи. Это направление психолого-педагогической деятельности еще недостаточно признано, но видится весьма перспективным.
Современная педагогика, психология, дефектология остро нуждаются в новых технологиях коррекции аффликтивных эмоциональных состояний, к которым относится страдание ребенка. В этой ситуации представляется достаточно очевидной необходимость концептуализации в контексте психолого-педагогического и дефектологического знания феномена страдания нетипичного ребенка.
Библиографический список
1. Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа // Национальный психологический журнал. 2016. № 4 (24).
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) Екатеринбург, 2000.
3. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное. М., 2005.
4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
5. Франкл В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия. Новосибирск, 2008.
6. Мюллер-Лиер Ф.К. Социология страданий. М.; Л., 1925.
7. Сиоран Э.М. Искушение существованием. М., 2003.
8. Хайдарова Г.Р. Феномен боли в культуре. СПб., 2013.
9. ПоташоваИ.И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Психологическая наука и образование. 2011. № 3.
10. Макеева Е.А. Актуальные проблемы инклюзивного образования // Человеческий капитал. 2016. № 3.
11. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М., 2012.
12. ГрицковЮ.В. Феномен страдания и способы его освоения в культуре: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Омск, 2006.
13. Anclair M., Hiltunen A.J. Cognitive behavioral therapy for stress-related problems: Two single-case studies of parents of children with disabilities // Clinical Case Studies. 2014. Vol. 13.
14. Lopez-Liria R. Et al. Effectiveness of a training program in the management of stress for parents of disabled children // Journal of Child and Family Studies. 2020. Vol. 29. № 4.
15. Masulani-Mwale C. et al. Prevalence of psychological distress among parents of children with intellectual disabilities in Malawi // BMC psychiatry. 2018. Vol. 18. № 1.
М.Б. Земш
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических и театральных дисциплин
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail:mz-ped@mail. ru
С.А. Завражин
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии личности
и специальной педагогики
Владимирский государственный университет
им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
E-mail: [email protected]