УДК 332. 143:316.334.2 (571. 16)
И. В. Черданцева
ПРОБЛЕМАТИКА УРОВНЯ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОСТКРИЗИСНОЕ
ВОССТАНОВЛЕНИЕ
Рассмотрены вопросы уровня бедности населения на примере Томской области в контексте посткризисно-го этапа развития. Проведен анализ структуры денежных доходов населения на региональном уровне и показаны специфичные проблемы бедности в Томской области. Приведена действующая региональная система мер борьбы с бедностью и предложены рекомендации по повышению их эффективности.
Ключевые слова: кризис, уровень бедности, специфические проблемы, посткризисное восстановление.
Финансово-экономический кризис 20082010 гг. показал уязвимость российской экономики как от колебаний мировой конъюнктуры, так и от ухудшения внутренней конкурентоспособности.
Таблица 1
Место России в международных рейтингах среди
210 стран мира [1]
Социально-экономический показатель Исходный уровень
Уровень экономического развития 50
Индекс социального развития 65
Реальные доходы на душу населения 55
Средняя продолжительность жизни 105
Жилищная обеспеченность 80
Здравоохранение 130
Образование 30
Депопуляция населения (разница между рождаемостью и смертностью), тыс. чел. / год - 478
Действующая в стране энерго-сырьевая модель развития имеет свои пределы и не обеспечивает выхода России на стандарты жизни, сопоставимые с параметрами развитых стран.
Широко обсуждаемая в настоящее время новая модель экономического роста России предлагает осуществить маневр, призванный задействовать факторы конкурентоспособности, которые были недоиспользованы в прошлом периоде. Помимо наличия природных ресурсов и большого внутреннего рынка необходимо решать вопросы высокого качества человеческого капитала. Такой подход подразумевает несколько иную систему экономических стимулов, изменение макроэкономических параметров, в первую очередь снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику «длинных» денег, рост деловой активности и частных инвестиций, изменение бюджетной и межбюджет-ной политики, обновление социальной политики. Наряду с безусловной реализацией своих традиционных задач новая социальная политика должна еще больше учитывать интересы тех слоев общества, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Она должна создавать
комфортные условия для реализации такого потенциала и соответствовать более высоким социальным стандартам. Активизация инновационного сценария российской экономики предполагает усиление роли регионов в социально-экономическом развитии страны.
На сегодняшний день социально-экономическое развитие российских регионов существенно ограничивается рядом проблем, связанных как с общими условиями развития национальной экономики, так и с особенностями регионального и территориального развития страны. Среди важных проблем развития Томской области - высокий уровень бедности в регионе.
По предварительным данным, в 2012 г. уровень бедности [2] в Томской области составил 18 % общей численности населения, тогда как в России в целом этот показатель не превысил 12,6 %. Причем за время действия мирового финансового кризиса ситуация усугубилась. В период с 2000 по 2007 г. наблюдалась устойчивая динамика снижения уровня бедности в Томской области, обусловленная экономическим ростом и повышением уровня оплаты труда, что полностью соответствовало российским тенденциям и привело к существенному снижению уровня бедности населения Томской области - с 25,6 % в 2000 г. до 13,4 % в 2007 году (рис. 1).
Пик роста уровня бедности в Томской области приходится на 2011 г. - до 18,6 %, при этом численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума от общей численности населения, составила 195,5 тыс. человек [3]. Однако динамика данного показателя в целом по России была относительно стабильной на рубеже 20072009 гг.
Возникновение разрыва в значениях показателя по Томской области и России обусловлено следующими основными причинами:
а) низкие темпы роста среднедушевых денежных доходов в Томской области по сравнению с Россией в целом. Так, в 2008 г. темп роста номинальных среднедушевых денежных доходов в целом по России составил 118,6 %, в 2009 г. -
30
%
25
20
15
10
25.6
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Томской области (уровень бедности),%
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в РФ (уровень бедности),%
17,0
12,6 12,8 12,6 12,6
12.2
2012
оценка
2013 2014
прогноз | прогноз
2015
прогноз
Рис . 1. Динамика уровня бедности населения в Томской области (в % от общей численности населения)
112,8 %. По Томской области значение данного показателя в 2008 г. составило 113,2 %, в 2009 г. -102,5 %;
б) рост величины прожиточного минимума и сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения в Томской области, которые
в 2011 г. составили 96,2 % к уровню 2010 г. (в 2010 г. 103,4 % к 2009 г.), при этом прожиточный минимум в Томской области в 2011 г. увеличился на 3,7 %. В среднем по России в 2011 г. реальные располагаемые денежные доходы составили
100,8 % к уровню 2010 года (рис. 2);
120
110 -
100 -
90
118,1
Реальные располагаемые доходы населения
^■а— Томской области, в % к пред году
_ 112,9 ^' 1 $ Г) 112,4 113,5 112,1 ■ Реальные располагаемые доходы населения РФ, ^ О/. т-
115,0 15 /О XV 11рСД. 1иду
- 112,0 110,9 111,1 109,9 105,1 1024 103,1 103,0 103,7 105,2 105,3
Л 100,8 103,7 1 ПА 1
102,6 102,8 1 04, 1
98,2 А 96,2 А 92,6
2000 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 оценка 2013 прогноз 2014 прогноз 2015 прогноз
Рис . 2 . Динамика реальных располагаемых доходов населения Томской области (в % к предыдущему году)
в) снижение покупательной способности доходов населения, в первую очередь у лиц с низким уровнем среднедушевых доходов, оцениваемой на основе анализа динамики изменений в структуре расходов домохозяйств.
С началом кризиса в структуре расходов населения наблюдался рост затрат домохозяйств на приобретение товаров и оплату услуг при одновременном увеличении доли затрат на обязательные платежи. Превышение доходов над расходами, характеризующее изменение объема остатка наличных денег у населения, свидетельствует о его постоянном снижении. Данные изменения в структуре расходов констатируют снижение уровня благосостояния.
Среди специфических проблем Томской области, влияющих на уровень бедности населения, следует отметить следующие:
1. Недостаточный охват лиц с низким уровнем денежных доходов программами социальной поддержки населения. Только 80 % малоимущих граждан1 являются получателями социальной поддержки.
2. Дифференциация социально-демографического состава лиц с низким уровнем денежных доходов в различных типах поселений. В крупных и наиболее развитых городах Томской области уровень заработной платы значительно выше и позволяет вывести из «бедности» подавляющую часть занятых и самозанятых. Тогда как низкие доходы сконцентрированы в социально уязвимых группах населения, проживающих в основном в сельской местности, - многодетные, неполные семьи, домо-
1 По данным департамента социальной защиты Томской области .
2000
2003
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
%
хозяйства с неработающими трудоспособными гражданами, инвалидами.
Во втором квартале 2012 г. доля населения, проживающего в городской местности с уровнем среднедушевых доходов ниже прожиточного минимума, составила 19 % против 28,9 % в 2009 г. (уменьшилась на 9,9п.), в сельской местности -
Кроме того, на дифференциацию доходов оказывает специализация экономики муниципальных образований. Так, на севере и северо-западе Томской области расположены наиболее удаленные от областного центра нефтедобывающие районы с высокой стоимостью жизни, низкой доступностью социальных услуг, максимальным уровнем дифференциации доходов и безработицы при ограниченном предложении рабочих мест.
Южные районы сельскохозяйственной зоны региона отличаются самыми низкими доходами населения, более низким уровнем образования. В них раньше начался процесс старения населения и миграционный отток молодежи, а предложение рабочих мест концентрируется в низкооплачиваемых отраслях - сельское хозяйство и бюджетный сектор.
В большинстве остальных районов Томской области ситуация сочетает оба предыдущих типа и требует проведения иной социальной политики, направленной, с одной стороны, на поддержку низкодоходных групп населения, с другой - на противодействие маргинализации. Это может быть достигнуто организацией эффективного взаимодействия деятельности региональных служб социальной защиты и занятости населения.
Снижение уровня бедности определено приоритетной задачей в Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2020 г. (с прогнозом до 2025 г.) [4], Концепции повышения благосостояния населения Томской области до 2020 г., реализуемой в продолжение Стратегии сокращения бедности на территории Томской области. Данные документы включают следующие основные направления по изменению ситуации:
31,3 % против 30,4 % в 2009 г. (увеличилась на 0,9п.).
Доля домашних хозяйств со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, имеющих трех и более детей, во втором квартале 2012 г. составила 69,4 % общего количества обследованных домохозяйств (в 2009 г. - 62,2 %).
- сохранение темпов роста трудовых доходов населения;
- поддержание форм стимулирования домохозяйств и организаций на вложение их ресурсов в повышение уровня и качества жизни населения;
- расширение доступа лиц с низким уровнем денежных доходов к программам социального развития и повышение их влияния на уровень доходов бедного населения.
На стратегическую задачу снижения уровня бедности в Томской области направлены мероприятия, реализуемые в регионе в рамках целевых программ. В 2012 г. на реализацию мероприятий долгосрочных, ведомственных, региональных программ, предусматривающих повышение уровня доходов населения, было предусмотрено 1,3 млрд р. средств областного бюджета, в том числе:
- на ДЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011-2014 г.» - 113,5 млн р.;
- на ДЦП «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2011-2014 гг.» - 621,2 млн р.;
- на региональную программу «Содействие занятости населения Томской области» - 98,5 млн р.;
- на ВЦП «Организация и предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан учреждениями социальной поддержки населения» - 296,3 млн р.;
- на ВЦП «Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, проживающих на территории Томской области» - 183,9 млн р.
В 2013 г. реализация перечисленных программ продолжается. Кроме того, проектом областного бюджета на 2013 г. предусмотрены средства на реализацию новых программ:
Таблица 2
Структура использования денежных доходов населения Томской области [3], %
Год Покупка товаров и оплату услуг Изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей Внесение обязательных платежей и взносов Накопление сбережений на вкладах и в ценных бумагах, изменение задолженности по кредитам, приобретение недвижимости Покупка валюты Превышение доходов над расходами
2007 65,6 5,9 9,0 - 1,0 3,4 17,1
2008 66,3 5,1 10,5 - 0,7 4,6 14,2
2011 66,5 6,7 11,3 5,5 3,4 6,6
- ДЦП «Развитие лесного хозяйства на территории Томской области на 2013-2016 гг.» (100 млн р.);
- ДЦП «Развитие сельскохозяйственного производства в Томской области на 2013-2020 гг.» (894,9 млн р.);
- ДЦП «Повышение уровня пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных служащих Томской области на период 2013-2023 гг.» (30,4 млн р.);
- ДЦП «Развитие сферы заготовок и переработки дикорастущего сырья в Томской области на 2013-2020 гг.» (15 млн р.);
- «Развитие рыбохозяйственного комплекса Томской области на период 2013-2020 гг.» (15 млн р.).
Общий объем финансирования из областного бюджета всех программ, предусматривающих мероприятия по повышению уровня доходов населения Томской области, в 2013 г. составит не менее
1,9 млрд р.
Большое значение в решении задач по сокращению уровня бедности в регионе имеет эффективная реализация областных законов в сфере социальной защиты населения. В Томской области действует ряд законов, предусматривающих социальную поддержку в форме денежных выплат лицам с низкими доходами, среди них:
- «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей на территории
Важнейшими мероприятиями по повышению уровня благосостояния населения являются создание новых и модернизация действующих рабочих мест с целью формирования условий для повышения уровня доходов работоспособного населения. В результате реализации мероприятий данного направления объем спроса на квалифицированные трудовые ресурсы увеличен в Томской области почти в 4 раза по сравнению с 2005 г.
Среди отраслей - лидеров по количеству созданных и модернизированных рабочих мест находятся образование и здравоохранение, что в первую очередь обусловлено проводимой в этих сферах государственной политикой по модернизации.
2 По данным департамента экономики администрации Томской области .
Томской области» от 07.10.2008 № 200-03
(2012 г. - 23,6 млн р., 2009 г. - 17,2 млн. рублей);
- «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» от 16.12.2004 № 253-03 (2011 г. - 289,8 млн р., 2009 г. -
269,9 млн р.);
- «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» от 19.08.1999 № 28-03 (2011 г. -16,6 млн р., 2009 г. - 15 млн р.);
- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области» (от 16.12.2004 № 254-03); (2012 г. - 1 642,1 млн р., 2009 г. - 474,2 млн р.);
- «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на общественном транспорте» (от 20.01.2005 № 14-03); (2012 г,-
281,8 млн. рублей, 2009 г. - 227,2 млн р.);
- «0 дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (от 08.06.2006 № 123-03) (2012 г. - 166,1 млн. рублей, 2009 г,-115,4 млн р.).
Таким образом, общий объем ассигнований из областного бюджета на реализацию перечисленных областных законов в 2012 г. составил 2,42 млрд р. и вырос по отношению к 2009 г. в 2,2 раза (1,12 млрд р.).
В настоящее время Правительством Российской Федерации поставлена задача «обеспечить выход на траекторию устойчивого экономического роста на уровне не менее 5 %, провести технологическую модернизацию и модернизацию инфраструктуры, социальных и государственных институтов, отвечающих на вызовы современного мирового развития, сформировать конкурентоспособную и эффективную экономику и на данный основе достичь достойного уровня жизни российских граждан, соответствующего статусу России как одной из ведущих мировых держав XXI века» [5, 6]. Поэтому нужна иная стратегия развития, базирующаяся на новой модели экономического роста и новой социальной политике. Причем очевидно, что второе - новая социальная политика - невозможно без первого - экономиче-
Таблица 3
Динамика созданных и модернизированных рабочих мест в Томской области2 в 2005-2011 годах
Рабочие места 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Новые 2370 2768 3902 3556 4093 5974 6349
Модернизированные 2370 3743 4130 6188 7445 10185 10469
ВСЕГ0 4740 6511 8032 9744 11538 16159 16818
Рис . 3. Создание и модернизация рабочих мест в разрезе отраслевой принадлежности (2005-2011 гг. )
ского роста. Нельзя не отметить, что для реализации таких стратегических целей России необходим не просто экономический рост, а экономический рост определенного качества, базирующийся на росте деловой активности, внутренней и внешней конкуренции, привлечении частных инвестиций, интеграции российских компаний в глобальные производственные цепочки, диверсификации российского экспорта, снятии институциональных барьеров экономического роста, снижении инфляции, позволяющей повысить склонность населения к сбережениям и долгосрочному инвестированию.
В условиях поткризисного восстановления задача борьбы с бедностью еще более актуализируется. Однако направления ее решения нуждаются в существенной корректировке, так как действующая система недостаточно эффективна, что подтверждается базовыми индикаторами уровня благосостояния населения.
Необходимы разработка и принятие системы федеральных государственных социальных стандартов, которые могут выступить в свою очередь в качестве основы для создания региональных и муниципальных (территориальных) стандартов
качества жизни, включающих компоненты уровня бедности.
Вопросы дальнейшей модернизации и технологического обновления национальной и региональной, в частности, экономики, создания новых конкурентных преимуществ и поиска новых точек роста должны быть главными в деятельности органов власти любого уровня [7].
Должна быть скорректирована и система мер, направленная на стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, высокую квалификацию. Необходимо создание дополнительных условий по привлечению в Россию на основе предоставления вида на жительство предпринимателей, инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также выпускников российских учреждений высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан.
Модернизация направлений должна быть осуществлена и в части корректировки системы программных мероприятий всех государственных программ Российской Федерации и субъектов РФ с целью повышения их эффективности (в том чи-
сле бюджетной) и достижения целевых показателей, связанных с уровнем бедности населения.
Большое значение проблематика бедности имеет при вступлении России в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), членами которой в настоящее время являются 34 страны.
В странах членах ОЭСР показатель уровня бедности в среднем составляет 10 %, в России - почти 18 % [8, 9]. Именно по этому индикатору Россия пока не соответствует требованиям ОЭСР, что будет сдерживающим фактором при присоединении нашей страны к этой влиятельной организации.
Список литературы
1. Кризис: беда и шанс для России / Абел Аганбегян . М . : АСТ: Астрель, 2009 . С . 281.
2 . Итоги социально-экономического развития Томской области за 2012 год // Официальный сайт администрации Томской области . Элек-
трон . дан . 2006 . URL: http://tomsk. gov. ru/ru/ekonomika/http://storage . esp . tomsk . gov. ru/files/19927, свободный .
3 . Денежные доходы населения // Официальный сайт Томскстата . Электрон . дан . 2006 . URL: http://tmsk . gks . ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/
tmsk/ru/statistics/standards_of_life/ . свободный .
4 . Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2020 года (с прогнозом до 2025 года) // Официальный сайт админи-
страции Томской области . Электрон . дан . 2006 . URL: http://storage . esp . tomsk . gov. ru/files/15413/643.pdf, свободный .
5 . Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года // Официальный сайт Правитель-
ства Российской Федерации . Электрон . дан . 2006 . URL: http //government, ru/info/761, свободный .
6 . Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития . Националь-
ный исследовательский университет «Высшая школа экономики» . URL: http://oecdcentre . hse . ru/tasks, свободный .
7 . Фролова Е . А . Спонтанная самоорганизация индивидов - ключевой фактор формирования социальной ответственности экономических
субъектов в России // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2013 . Вып . 12 . С . 29 .
8 . Белоусова С . Анализ уровня бедности // Экономист . 2006 . № 10 . С . 65-71.
9 . Бобков В . Российская бедность: измерение и пути преодоления // Общество и экономика . 2005. № 3 . С . 71-78 .
Черданцева И. В., кандидат экономических наук, доцент кафедры.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.03.2014.
I. V Cherdantseva
PROBLEM OF POVERTY LEVEL OF THE POPULATION IN TOMSK REGION: POST-CRISIS RESTORATION
The article discusses the level of poverty in the example of Tomsk region in the context of post-crisis stage of development. The authors analysed the structure of income of the population at the regional level and showed specific poverty problems of Tomsk region. The operating regional system of measures of fight against poverty is given and recommendations about increase of their efficiency are offered.
Key words: crisis, poverty level, specific problems, post-crisis restoration.
References
1. Crisis: trouble and chance for Russia. Abel Aganbegyan. Moscow, AST: Astrel Publ ., 2009, p . 281 (in Russian) .
2 . Results of social and economic development of Tomsk region for 2012 . The Official site of administration of Tomsk region . Electron . data . 2006 .
URL: http://tomsk . gov. ru/ru/ekonomika/http://storage . esp . tomsk . gov. ru/files/19927, free .
3 . Monetary income of the population / Tomskstafs Official website . the Electron . Data . 2006 . URL: http://tmsk . gks . ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/
tmsk/ru/statistics/standards_of_life/ . free .
4 . Strategy of social and economic development of the Tomsk region till 2020 (with the forecast till 2025) . The Official site of administration of Tomsk
region . - Electron . data . 2006 . URL: http://storage . esp . tomsk . gov. ru/files/15413/643. pdf, free .
5 . The main activities of the Government of the Russian Federation for the period till 2018. The Official site of the Government of the Russian
Federation . Electron . data . 2006 . URL: http//government. ru/info/761, free .
6 . Focal point on interaction with the Organization for Economic Cooperation and Development. National research university “Higher School of
Economics” . URL: http://oecdcentre . hse . ru/tasks, free .
7 . Frolova E . A. The spontaneous self-organization of individuals is a key factor in the formation of social responsibility economic actors in Russia .
Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol . 12 (140), p . 29 (in Russian) .
8 . Belousova S . The Analysis of level of poverty. Economist, 2006, no . 10, pp . 65-71 (in Russian) .
9 . Bobkov V. Russian poverty: measurement and overcoming ways . Society and economy, 2005, no . 3, pp . 71-78 (in Russian) .
Nation Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]