СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА УРОВНЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Е. Л. ПРОТАСОВА
Во время перехода к рыночной экономике бедность стала одной из острых проблем в России. Разработка национальных программ, направленных на снижение бедности в стране, включала ряд исследований по бедности, которые были проведены при поддержке международных организаций. Большое внимание было обращено на создание национальной системы мониторинга бедности. Об уровне жизни населения можно судить оценив его материальное положение, социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый период.
Ключевые слова: бедность, уровень жизни, качество жизни, блага, услуги, социальная напряженность, величина прожиточного минимума.
При решении многих важных проблем социальной политики государства возникает необходимость в сопоставлении жизненного уровня населения страны. Измерение масштабов бедности и степени социально-экономического неравенства, совершенствование существующей системы социальных пособий, субсидий и компенсаций - вот лишь некоторые из таких проблем. Для их решения нужно располагать достоверными данными.
Мониторинг бедности направлен на получение характеристик состояния, тенденций и закономерностей изменения положения малоимущего
населения в целом по России и ее регионах на основе взаимоувязанной системы ключевых параметров бедности [8].
На сегодняшний день, в качестве показателя границы бедности Росстатом используется величина прожиточного минимума, официальные оценки которого начаты в 1992 г. (рис. 1). Прожиточный минимум характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг и дифференцируется по основным социальным группам населения (трудоспособным, пенсионерам и детям).
Рис. 1. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
Следует отметить, что до 1999 г. прожиточный минимум рассчитывался нормативно-статистическим методом на основе нормативов потребления продуктов питания и жесткой структуры расходов на питание, непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи. Начиная с 2000 г. порядок определения
прожиточного минимума и его назначение был законодательно закреплен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии с действующим законодательством величина прожиточного минимума определяется на основе потребительской корзины, состоящей из нормативных наборов продуктов
питания, непродовольственных товаров и услуг. В свою очередь, величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально органами государственной власти: Правительством РФ
в целом по России и органами исполнительной власти субъектов РФ в субъектах России. Сегодня, согласно новой методике, величина прожиточного минимума увеличилась примерно на 16 %, что способствовало статистическому расширению масштабов бедности. При этом официальная ве-
личина прожиточного минимума не учитывает разницу в потреблении между городом и селом, что затрудняет оценки бедности городского и сельского населения [5].
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума в процентном соотношении в 2008 г. составило 329,5 % , в расчете всего населения страны - 4593 руб./ мес., в I квартале 2009 г. -5083 руб./мес. (табл. 1).
Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения; руб. в месяц) [7]
Таблица 1
Все население из него по социально-демографическим группам населения Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %
трудоспособное население пенсионеры дети
2008 4593 4971 3644 4389 329,5
I квартал 4402 4755 3508 4218 280,4
II квартал 4646 5024 3694 4448 319,5
III квартал 4630 5017 3660 4418 342,1
IV квартал 4693 5086 3712 4472 370,7
2009
I квартал 5083 5497 4044 4857 274,9
Уровень благосостояния населения, с которым соотносится величина прожиточного минимума, рассматривается в двух аспектах [5]:
- как показатель денежных средств, получаемых населением;
- как совокупный показатель располагаемых ресурсов, включающих не только денежные средства, имевшихся в распоряжении населения, но и оценку стоимости натуральных поступлений.
Устойчивый рост реальных доходов населения страны (около 10 % в год), наблюдаемый в последние четыре года, привел к снижению уровня бедности. За это время численность малоимущего населения снизилась на 40 % или на 16,7 млн чел.
По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с I квартала 2009 г. увеличилась на 1,1 % по сравнению с этим же периодом 2008 г. (табл. 2).
Сегодня денежные доходы населения включают выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы [6].
Таблица 2
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [7]
2008 2009
I квартал I полугодие 9 месяцев год I квартал
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:
млн чел. 23,0 20,7 19,0 18,5 24,5
в % от общей численности населения 16,3 14,7 13,5 13,1 17,4
Отдельно следует отметить, что сокращение масштабов бедности сопровождалось ростом социально-экономической дифференциации. Соотношение среднедушевых доходов 10 % наи-
более и 10 % наименее обеспеченного населения в 2008 г. составило 14942,8 руб./месяц, в 2009 г. - 16 886,5 руб./месяц, а в 2010 г. -15 930,4 руб./месяц (табл. 3).
Таблица 3
Среднедушевые денежные доходы населения России [7]
в % к
руб./месяц соответствующему периоду предыдущему периоду
прошлого года
2008 г.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 14 942,8 118,6
2009 г.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 16 886,5 113,0
2010 г.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 15 930,4 113,8 80,2
Мониторинг бедности, проводимый Росстатом, включает систему индикаторов, характеризующих разные стороны неравенства и бедности населения [1]. При этом представления населения о величине прожиточного минимума существенно отличаются от официальных расчетов этого показателя, публикуемых Госкомстатом РФ (табл. 4). В среднем, по мнению населения страны, величина прожиточного минимума оказывается более чем в полтора раза выше официального показателя. Даже последний пересмотр методики расчетов прожиточного минимума, разработанной Министерством труда и социального развития РФ, не изменил это соотношение. Уточним, что прожи-
точный минимум понимается населением не как уровень физического выживания, а как уровень «более или менее приличного» существования. Размеры основных социальных гарантий, установленных законодательством РФ, в соотношении с величиной прожиточного минимума в 2009 г. в графе минимальный размер оплаты труда составил 48,4 % , в 2009 г. - 78,8 % [4].
Обобщающий показатель, отражающий совокупные потребительские ожидания и намерения населения - индекс уверенности потребителя на IV квартал 2008 г. составил - 20 % (в целом по совокупности опрошенных), во II квартале 2009 г. составил - 32 %. (табл. 5).
Таблица 4
Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума [7]
2006 2007 2008 2009
Среднедушевые денежные доходы населения руб. в месяц 8112 10196 12603 15136
в % к величине прожиточного минимума для всего населения 269 298 328 330
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника руб. в месяц 8555 10634 13593 17290
в % к величине прожиточного минимума для трудоспособного населения 263 288 327 348
Средний размер назначенных пенсий руб. в месяц 2364 2726 3116 4199
в % к величине прожиточного минимума для пенсионеров 98 100 102 115
Таблица 5
Индекс уверенности потребителя (баланс; %) [7]
В целом по совокупности опрошенных По г] руппам населения
по полу по возрасту, лет
мужчины женщины 16-29 30-49 50 и старше
2008 г.
I квартал 0,4 1 -0.1 8 2 -6
II квартал -2 -1 -3 5 -1 -8
III квартал 1 2 1 10 2 -5
IV квартал -20 -17 -22 -15 -20 -24
2009 г.
I квартал -35 -36 -32 -32 -36 -37
II квартал -32 -31 -32 -28 -33 -34
Тем не менее, доходы значительной части населения России столь низки, что прожиточный минимум, как это не казалось бы парадоксально,
не ассоциируется людьми с понятием «бедность». Население четко различает понятия «прожиточный минимум» и «бедность». Именно последнее
в большей мере ассоциируется населением с официальными расчетами прожиточного минимума. Это показывает простое сопоставление субъективных представлений респондентов о величинах доходов, обеспечивающих «прожиточный минимум» и «бедность» в среднем, по оценкам населения, уровень бедности оказывается в полтора раза ниже уровня прожиточного минимума. Более того, усредненные субъективные оценки уровня бедности заметно ниже официального уровня прожиточного минимума. Этот факт представляется весьма важным для понимания социальных процессов, протекающих в современном российском обществе [3].
Во-первых, разрыв между официальными показателями уровня бедности и заметно более скромными представлениями массовых слоев общества о том, на какие деньги можно прожить, показывает, что население страны действительно очень бедное.
Во-вторых, весьма значительный разрыв между субъективными представлениями людей о величине прожиточного минимума и бедности лишний раз подтверждает, что прожиточный минимум понимается населением скорее как средний уровень жизни, сложившийся в данном обществе, соответственно уровень доходов.
В-третьих, становится очевидным, что структура потребления населения России в значительной степени смещена в сторону натурального потребления, т. е. минует денежную форму [2].
Все исследования проблем бедности, оценки ее распространенности в российском обществе сходятся в том, что эта проблема носит, по существу, относительный характер [3]. Состояние бедности в любом обществе оценивается относительно среднего сложившегося уровня жизни. Те же слои населения, уровень жизни которых ниже этих средних стандартов, ощущают себя и воспринимаются остальными членами общества как бедные. Подобная постановка вопроса утвердилась не только в исследовательской среде ученых, профессионально занимающихся проблемами бедности, схожие представления разделяет и основная часть населения России.
Таким образом, можно сказать, что рост бедности - следствие множества социально-экономических факторов [6]. Бедность в России растет быстрее, чем прогнозировали ученые и эксперты.
Несмотря на социально ориентированную политику властей, число бедных в России после нескольких лет стабильного снижения вновь начало расти. По подсчетам Росстата, за I квартал число россиян, живущих за чертой бедности, выросло на 32 %, до 24,5 млн чел.
Литература
1. Беляева Л. А. Социальная стратификация и средний класс в России. М., 2008.
2. Блонин В. А., Ивашиненко Н. Н., Стрелков Д. Г. Проблемы и перспективы развития гражданского общества в нижегородской области: интеграция НКО // Вестн. Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Вып. 1 (3). Н. Новгород, 2008. № 2. С. 250-258.
3. Петрова И. Т. К измерению уровня бедности в современных условиях // Уровень жизни населения регионов России / Всероссийский центр уровня жизни. М., 2007. № 9.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России: сб. ст. М., 2009.
5. Теодорович М. Л. Разработка мониторинга бедности как основа управления, ориентированного на результат // Аспирантский вестник Поволжья. № 1-2. 2009.
6. Тихонова Н. Е. Феномен городской бедности в современной России. М., 2003.
7. иКЬ: http://www.gks.rU/wps/portal/OSI_N/UR#
8. URL: http://www.insee.fr/en/insee-statistique риЬ^ие/ colloques/pauvrete/pdf/poverty_RU_Velikanova _RU.pdf
* * *
STATE AND DYNAMICS OF POPULATION INCOME LEVEL OF RUSSIAN FEDERATION UNDER MODERN CONDITIONS
Ye. L. Protasova
During the transition to market economy, poverty became one of the daunting problems in Russia. The working out of the national programs directed towards the decrease of poverty in the country included a number of the researches of poverty, which had been carried out with the support of international organizations. The great attention has been paid to the creation of the national system of poverty monitoring. The standards of living of the population can be judged by assessing its economic conditions and socio-ecinomic aspects of development of the society over the period under consideration.
Key words: poverty, standards of living, quality of life, welfare, services, social tension, living-wage level.