_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 008
А.В. Матюшко
Старший преподаватель кафедра иностранных языков ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация
ПРОБЛЕМАТИКА ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Аннотация
В данной статье исследуется феномен телесности и проблематика тела в гуманитарной области знания. Показан разнообразный характер и механизмы возможного взаимодействия различных аспектов человеческого существования
Ключевые слова
Телесность, тело, репрезентация
Проблематика темы данного исследования вызвана постоянным стремлением к приумножению знаний о человеке, выяснению взаимоотношения природного и социального, телесного и духовного. Данные вопросы с каждым витком научного знания выступают под новым углом зрения и уже устоявшиеся концепции требуют дополнений или пересмотра. Еще большего внимания в современном многонациональном и мультикультурном мире требует вопрос о понимании и принятии различных религиозных и этнических норм, обрядов и обычаев. Кроме проблемы культурного диалога существует не менее важная проблема сохранения этнической идентификации и исторического наследия, которая остро встает в эпоху интернационализации и глобализации с ее идеей единого мирового сообщества (симптоматично, что одним из атрибутов современной цивилизации считается закусочная по типу бургерной). Проблему «культурной монополизации» отметил еще Г.К. Честертон, - «Когда вы говорите о своем желании слить все народы в одну семью, это значит, что вы хотите навязать всем прочим народам нравы и обычаи вашей родины» [1, с. 451]. Исчезновение любой культурной общности делает мир бедней.
Актуальность исследования телесности в различных культурных и религиозных традициях определяется тем, что именно на соматическом уровне реализуется единство человечества, а в плане телесных репрезентаций отличия групп различного уровня: конфессиональных, этнических и пр. Тело - как физическая и физиологическая система едина для всех представителей человеческого рода, а телесные практики - различны. Таким образом, телесность стала предметом в данном исследовании по следующим причинам: любое проявление человека в мире безусловно телесно, так как даже самые абстрактные формы духовной деятельности неосуществимы до телесного воплощения и совершаются в той или иной степени с помощью тела. Телесность и ее проявления выступают не только природной основой биологического функционирования человека, но и социокультурной летописью, на которой отпечатывается история и повседневность какой либо общности.
На всех этапах взаимодействия с бытием, включая познание, понимание и преобразование мира, телесная организация человека выступает как необходимый базис, основа, через которую человек включен и связан с реальностью в самом широком смысле. А так как подлинно человеческое бытие невозможно вне культуры, то телесность необходимо ею обусловлена. Человек как биосоциальное существо имеет тело от природы, - а телесность от общества. Фенотип как особенность соматической организации определяется геномом. Телесность же формируется социокультурным окружением и выступает одним из сущностных атрибутов человека. Тело как объект познания изучается многими естественнонаучными дисциплинами (биология, физиология и пр.), где возможно получение проверяемых эмпирико-экспериментальных данных. В гуманитарной ветви научного знания при изучении тела возникают различные проблемы методологического характера. Все чаще при экспликации дефиниции телесности говорится об отсутствии выраженных границ, подвижности, символической неопределенности и неоднозначности феномена. На наш взгляд, это вызвано тем непременным условиям существования телесности как социокультурное поле,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070
которое является причиной возникновения этого феномена и одновременно местом его репрезентации. Поскольку бытие человека в культуре предполагает широкий спектр его сущностных реализаций, то и трактовка телесности аппроксимируется в зависимости от той области знания, в рамках которой она рассматривается. Таким образом, актуальность характеризуется необходимостью также приращения знания для интегративной характеристики человека.
В отечественной гуманитаристике исследования, посвященные тематике телесности (соматики) в основном монообъектны. Сравнительный анализ же представляется более актуальным, поскольку позволяет выделить инвариантное и специфическое в исследуемом феномене. Интерес представляют репрезентационные характеристики при генетической близости религиозных традиций, а также их моноэтничности, что делает исследуемую выборку шире (включающей разнообразные проявления). Например, культуры иудаизма и старообрядчества близки как по набору сакральных текстов, так и по однородности этнического состава, однако, различны в соматических репрезентациях. В данном случае релевантность получаемых результатов повышается, так как именно сравнение родственных объектов дает возможность интерпретировать выявленные общности и различия.
Список использованной литературы: 1. Честертон Г.К. Наполеон из Ноттинг-Хилла // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
© Матюшко А.В., 2016
УДК 32.019.52
Е. Б. Нешина
кандидат культурологии доцент кафедры романской филологии МГУ им. Н. П. Огарева г. Саранск, Российская Федерация
СТОЛКНОВЕНИЕ РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ ПАРАДИГМЫ МИРОВОСПРИЯТИЯ В
ПРЕЛОМЛЕНИИ ФРАНЦУЗСКОЙ ПРЕССЫ13
Аннотация
В настоящей статье предлагается рассмотрение примеров использования риторики французской прессы по отношению к российской действительности, а также рассматривается столкновение российской и западной парадигмы мировосприятия в обсуждениях авторов французской прессы.
Ключевые слова
Россия, Франция, Запад, взаимоотношения, конфликт, противостояние, международные отношения.
Тема Россия и Запад стала для всего мира чрезвычайно актуальной в последнее время. Она стала остро необходимой для осознания того, какие есть варианты российского возможного будущего как страны и народа. Эта тема непосредственно вошла в судьбу каждого человека в России и на всем постсоветском пространстве.
Французская пресса всегда занимала "особую" позицию по отношению к России и проводимой ею политике, как внутреннего, так и внешнего характера. Реальное повседневное освещение событий, происходящих в России, даёт возможность зафиксировать все особенности восприятия и оценки ее политики французским государством и обществом. Позиция Франции по отношению к России, которая, с одной стороны, всегда была неотъемлемой частью западноевропейского мира, а с другой - на протяжении
13 Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ/грант № 16-04-00181