Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ'

ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / НЕЙРОКОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Колтаков И.А.

Актуальность. У большинства детей после перенесенного онкологического заболевания возникают проблемы психологического характера с исходом в различной степени выраженности социальной дезадаптации. Цель. Изучение спектра проблем, связанных с необходимостью коррекции отдаленных психосоциальных эффектов у детей и подростков, находящихся в ремиссии опухолевого заболевания. Материалы и методы. Анализ результатов психологического консультирования пациентов лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» в 2020-2022 гг. Результаты. Описаны структуры проблем психологического характера, сложности с объективизацией полученных результатов. Отмечено, что отсутствие методологии преемственности между психологами реабилитационного центра и специалистами на местах снижает эффективность проводимых реабилитационных программ. Заключение. Многосторонний характер нарушений психологического статуса требует комплексной подготовки специалистов, разработки валидных и достаточно чувствительных средств психодиагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Колтаков И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN AND ADOLESCENTS AFTER COMPLETING ANTITUMOR THERAPY

Introduction. Most children after suffering from oncological disease have psychological problems with an outcome in varying degrees of severity of social maladaptation. The aim of the study is to study the range of problems associated with the need to correct long-term psychosocial effects in children and adolescents in remission of a tumor disease. Materials and Methods. The author analyzes the results of psychological counseling for patients of the medical and rehabilitation research center "Russian Field" of Dmitry Rogachev National Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology" in 2020-2022. Results. The author describes the structures of psychological problems, difficulties with the objectification of the results obtained. The author notes that the lack of continuity methodology between psychologists of the rehabilitation center and local specialists reduces the effectiveness of ongoing rehabilitation programs. Conclusions. The multilateral nature of psychological status disorders requires comprehensive training of specialists, the development of valid and sufficiently sensitive means of psychodiagnostics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ»

[Marunina A. V., Torosyan K. R. Social advertising: meaning and necessity. Alley of Science 2019;3C6(33)):110-113. (In Russ.)]

6. ВЦИОМ: россияне стали реже подавать милостыню, но чаще идут в волонтеры [Электронный ресурс]. ТАСС. 4 сентября 2019 г. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6839065?utm_ source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_ campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 24.05.2022).

[VCIOM: Russians have become less likely to give alms, but more often go to volunteers [Internet]. TASS. September 4, 2019. URL: https:// tass.ru/obschestvo/6839065?utm_source=yandex.ru &utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru &utm_referrer=yandex.ru (accessed 24.05.2022). (In Russ.)]

7. Дедкова И. В. Социальная реклама. Тенденции развития социальной рекламы. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2021. 45 с.

[Dedkova I. V. Social advertising. Social advertising trends. Samara: Samara State University of Economics, 2021. 45 p. (In Russ.)]

8. Калмыков С. Б., Пашин Н. П. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 229 с.

[Kalmykov S. B., Pashin N. P. Social advertising: construction of effective interaction with the target audience: monograph. Moscow: INFRA-M, 2019. 229 p. (In Russ.)]

9. Савельева О. О., Трубникова Н. В. Всеобщая история рекламы: учебник. М., 2019. 452 с.

[Savelyeva O. O., Trubnikova N. V. General history of advertising: textbook. Moscow, 2019. 452 p. (In Russ.)]

10. Ковалева А. В. Основы социальной рекла-

мы: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. 155 с.

[Kovaleva A. V. Fundamentals of social advertising: a textbook for universities. 2nd ed., rev. and add. Moscow: Ewright, 2021. 155 p. (In Russ.)]

11. Мандель Б. Р. Социальная реклама: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. 302 с.

[Mandel B. R. Social Advertising: A Textbook. Moscow: Vuzovskij uchebnik: INFRA-M, 2019. 302 p. (In Russ.)]

12. Сайт благотворительного фонда «Даун-сайд ап» [Электронный ресурс]. М., 2022. Режим доступа: http://downsideup.org (дата обращения: 24.05.2022).

[Sayt blagotvoritel'nogo fonda «Daunsayd ap» [«Downside Up» Charitable Foundation website] [Internet]. Moscow, 2022. URL: http://downsideup.o rg (accessed 24.05.2022). (In Russ.)]

13. Сайт благотворительного фонда «Подари жизнь» [Электронный ресурс]. М., 2022. Режим доступа: http://podari-zhizn.ru (дата обращения: 24.05.2022).

[Sayt blagotvoritel'nogo fonda «Podari zhizn'» [The website of the «Give Life» charitable foundation] [Internet]. Moscow, 2022. URL: http://poda ri-zhizn.ru (accessed 24.05.2022). (In Russ.)]

14. Беляевский И. К. Социальный маркетинг: проблемы формирования и анализа. М., 2020. 240 с.

[Belyaevsky I. K. Social marketing: problems of formation and analysis. Moscow, 2020. 240 p. (In Russ.)]

15. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М., 2013. 363 с.

[Dzyaloshinsky I. M. Media space of Russia: communication strategies of social institutions. Moscow, 2013. 363 p. (In Russ.)]

УДК 616-06 ББК 51.1

ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОТИВООПУХОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ

Колтаков И. А.

Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, Москва, Россия Институт Практической Психологии и Психоанализа, Москва, Россия

Аннотация

Актуальность. У большинства детей после перенесенного онкологического заболевания

возникают проблемы психологического характера с исходом в различной степени выраженности социальную дезадаптацию.

Цель. Изучение спектра проблем, связанных с необходимостью коррекции отдаленных психосоциальных эффектов у детей и подростков, находящихся в ремиссии опухолевого заболевания.

Материалы и методы. Анализ результатов психологического консультирования пациентов лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле» Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева в 2020-2022 гг.

Результаты. Описаны структуры проблем психологического характера, сложности с объективизацией полученных результатов. Отмечено, что отсутствие методологии преемственности между психологами реабилитационного центра и специалистами на местах снижает эффективность проводимых реабилитационных программ.

Заключение. Многосторонний характер нарушений психологического статуса требует комплексной подготовки специалистов, разработки валидных и достаточно чувствительных средств психодиагностики.

Ключевые слова: психологическая помощь, злокачественные новообразования, дети и подростки, нейрокогнитивные нарушения, реабилитация

Контакт: Колтаков Игорь Алексеевич: Koltakov-igor@mail.ru

PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO CHILDREN AND ADOLESCENTS AFTER COMPLETING ANTITUMOR THERAPY

Koltakov I. A.

Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology, Moscow, Russia

Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis, Moscow, Russia

Abstract

Introduction. Most children after suffering from oncological disease have psychological problems with an outcome in varying degrees of severity of social maladaptation.

The aim of the study is to study the range ofproblems associated with the need to correct long-term psychosocial effects in children and adolescents in remission of a tumor disease.

Materials and Methods. The author analyzes the results of psychological counseling for patients of the Clinical Rehabilitation Research Center for patients in remission «Russkoe Pole» of Dmitry Rogachev National Medical Research Center of Pediatric Hematology, Oncology and Immunology in 2020-2022.

Results. The author describes the structures of psychological problems, difficulties with the objec-tification of the results obtained. The author notes that the lack of continuity methodology between psychologists of the rehabilitation center and local specialists reduces the effectiveness of ongoing rehabilitation programs.

Conclusions. The multilateral nature of psychological status disorders requires comprehensive training of specialists, the development of valid and sufficiently sensitive means ofpsychodiagnostics.

Keywords: psychological assistance, malignant neoplasms, children and adolescents, neurocognitive impairments, rehabilitation

Contact: Igor Koltakov: Koltakov-igor@mail.ru

Сведения об авторе

Колтаков Игорь Алексеевич, медицинский психолог, ЛРНЦ «Русское поле» ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России, 142321, Российская Федерация, Московская область,

Чеховский р-н, СП Стремиловское, дер. Гришенки; НОЧУ ДПО «ИППиП», 129366, Российская Федерация, г. Москва, ул. Ярославская, 13, корп. 1, офис 229. ORCID-iD: orcid.org/0000-0002-8591-0550

Information about author

Igor A. Koltakov, medical psychologist, Clinical Rehabilitation Research Center for patients in remission «Russkoye pole» D. Rogachev NMRCPHOI, village Grishenki, SP Stremilovskoe, Chekhov district, Moscow region, 142321, Russia; IPPP, office 229, 13, bldg. 1, Yaroslavskaya str., Moscow, 129366, Russia.

Для цитирования: Колтаков И. А. Проблематика психологической помощи детям и подросткам после завершения противоопухолевой терапии. Педиатрический вестник Южного Урала 2022;(2):32-38. DOI: 10.34710/Chel.2022.61.44.004

For citation: Koltakov I. A. Problems of psychological assistance to children and adolescents after completing antitumor therapy. Pediatric Bulletin of the South Ural 2022;(2):32-38. (In Russ.). DOI: 10.34710/ Chel.2022.61.44.004

Актуальность. Психология стала значимой отраслью современного научного знания относительно недавно. Хотя первые упоминания о науке о душе относят к 1550 г., лишь в 1879 г. Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии и издал первый учебник «Основы физиологической психологии» [1]. Затем произошел стремительный расцвет психотерапевтических систем: 1959 г. — 36 систем, 1976 г. — 130, 1979 г. — свыше 200 видов психотерапий. На сегодняшний момент только психотерапевтических направлений насчитывается более 400 [2]. Эти системы не только бурно развивались, но также активно соперничали друг с другом, борясь за признание и экономическое выживание. Эта многолетняя конкуренция на сегодняшний день фундаментально усложняет работу психологов в вопросах преемственности усилий по работе с пациентами в лечебных учреждениях и на местах проживания. Практикующие психологи получают образование в учреждениях системы высшего образования, но имеют разные специализации в психотерапевтических направлениях и, соответственно, владеют разными техниками работы.

Большинство подростков и молодых людей, которые выжили после лечения злокачественных новообразований (ЗНО), отмечают влияние противоопухолевой терапии на их здоровье. Поздние эффекты лечения реализуются не только на уровне соматических нарушений, но и за счет развития дезадапта-ционных нарушений в психоэмоциональной сфере. Факт появления заболевания вызы-

вает стресс и предъявляет организму новые требования к адаптации [3].

Психический аппарат после фрустрирую-щих воздействий либо создаст более высо-кодифференцированные системы совладания с реальностью, либо будет спровоцирован кризис развития с регрессивными проявлениями. Регрессу на более ранних этапах психического развития уделялось много внимания начиная с Зигмунда Фрейда. На фоне регресса высокодифференцированные системы совла-дания с реальностью сменяются более примитивными. Это часто сопровождается снижением когнитивных возможностей пациента [4]. А при жесткой и патологической форме фиксации на более ранних стадиях развития мы получаем пациента, который не в полной мере может тестировать реальность.

Многочисленные исследователи описывают широкий спектр эмоциональных и психосоциальных проблем у выживших после болезней, несущих угрозу витальности [5]. Выжившие после лейкемии продемонстрировали значительно больше проблем с когнитивными функциями, чем выжившие после лимфомы. Юноши чаще сообщали о дисфункции эмоционального функционирования по сравнению со здоровыми сверстниками. Выжившие сообщили о значительно большем количестве недостатков в социальном функционировании, чем контрольная группа, сформированная в исследовании [6]. На сегодняшний день общепризнано, что семьи детей с ЗНО нуждаются в длительной психологической поддержке и реализации мероприятий по уходу за ними, основанных

на фактических данных о состоянии пациента и его родственников [7].

Оказание психологической поддержки имеет свои особенности в зависимости от того, на каком этапе лечения находятся пациенты [8]. После завершения терапии ЗНО актуальность взаимодействия семей пациентов с ЗНО и психологов не снижается из-за формирования поздних эффектов противоопухолевой терапии. Эти осложнения могут носить характер когнитивных нарушений, школьной неуспешности, элементов девиантного поведения, социофобии и т. п. [9]. Вместе с тем практика современного здравоохранения показывает, что объединенные усилия врачей, психологов, родителей позволяют обеспечить полноценную реинтеграцию детей и подростков после окончания лечения в социум [10, 11].

В настоящее время в Российской Федерации пока не выстроена стройная система оказания психологической помощи детям и подросткам, завершившим лечение ЗНО. В отечественной практике практически отсутствует методология преемственности психологов, работающих в различных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), консультативных и реабилитационных центрах.

В связи с этим целью настоящей работы было изучение проблематики коррекции отдаленных психосоциальных эффектов у детей и подростков, находящихся в ремиссии ЗНО. В этой статье мы поставили цель обсудить некоторые проблемные аспекты координации усилий психологов реабилитационных центров и психологов на местах.

Материалы и методы. Пилотное исследование выполнялось в лечебно-реабилитационном научном центре «Русское поле» Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева в 2020-2022 гг. Источниками информации явились медицинские документы и результаты устного интервьюирования 1980 пациентов и/или их родителей. Возраст детей, включенных в исследование, составил от 7 до 18 лет. Средний возраст детей — (11 ± 2,3) года. Все пациенты находились в состоянии ремиссии ЗНО от одного года

и более. В качестве источников для проведения сравнительного анализа обсуждаемых данных использовались публикации в открытом доступе, интернете. Учитывая дескриптивный характер исследования, статистическая обработка данных не выполнена.

Результаты исследования и обсуждение. Проводя пилотное исследование состояния психоэмоциональной сферы детей, перенесших онкологическое заболевание, на базе ЛРНЦ «Русское поле», мы пришли к заключению о том, что проблемы наших пациентов расположены в нескольких основных кластерах, относящихся:

- к толерантности к стрессам и нагрузкам — 85 %;

- межличностной сфере коммуникаций — 80 %;

- самовосприятию и самооценке — 70 %.

Клиническая феноменология в этих областях однозначно относится к одним из самых серьезных последствий нарушения психического развития ребенка и требует продолжительного и систематического подхода в работе психологов, специализирующихся как на ней-ропсихологической коррекции, так и на психотерапии эмоционально-волевой сферы.

Работая в ЛРНЦ «Русское поле», в 90-95 % случаев мы сталкиваемся с тем, что ребенок, получая начальную психологическую помощь в лечебном или реабилитационном учреждении, не имеет возможности продолжить ее по месту жительства. Пациенты озвучивают следующие причины, препятствующие получению психологической помощи на местах:

- физическое отсутствие специалистов на местах или их территориальная недоступность;

- при обращении психологи «не видят» тех проблем, которые в своих жалобах озвучивают родители;

- психологи на местах больше ориентированы на короткий консультативный формат работы, чем на регулярное психотерапевтическое взаимодействие;

- работать чаще приходится со школьными психологами, которые не до конца понимают специфику состояния ребенка, перенесшего онкологическое заболевание.

По этим причинам рекомендации продолжить работу с психологом по месту житель-

ства чаще всего остаются без реализации. Существенно снижается эффективность уже проведенных реабилитационных работ, а динамика терапевтических изменений могла бы быть и более интенсивной.

Кроме вышеперечисленных сложностей, есть ситуации, где присутствует нежелание самих пациентов или их представителей продолжать работу. Но этот вектор наблюдений здесь развивать не будем. Остановимся на трудностях, противоречиях и дефицитах, с которыми сталкиваются психологи центральных медучреждений и психологи на местах внутри своей области компетенции.

По изучению нейрокогнитивных возможностей детей, которые перенесли онкологическое заболевание, проведено некоторое количество исследований. О трудностях детей в сфере эмоций, аффектов и мотиваций исследований совсем немного, как и публикаций. Опыт работы психологов ЛРНЦ «Русское поле» также имеет дескриптивный характер [12].

Краткосрочное взаимодействие с пациентами в условиях клиники позволяет лишь найти фактор, находящийся в минимуме и тормозящий процессы развития психических структур. Это позволяет помочь пациенту миновать «узкое место». Но временные ограничения не дают возможности просмотреть дальнейшую динамику запущенных процессов, соответственно, нет возможности своевременно оказать поддержку.

Работа с родителями или представителями детей также очень важна, так как психическое функционирование ребенка зависит от состояния родительской среды. Довольно часто родителям требуется помощь в решении затруднений в отношениях с детьми или в понимании нюансов поведения собственного ребенка. Именно подготовленная родительская среда может оказаться одной из важных точек опоры в работе психолога с маленькими пациентами в периоды проживания их дома.

Ограниченный период нахождения пациентов в условиях клиники или реабилитационного центра мог бы быть компенсирован систематической работой психологов и психотерапевтов в местах проживания пациентов.

Одной из значимых причин продолжать

по месту жительства нашим пациентам работу с психологами является склонность наших детей и подростков к соматизации тревог и различного рода напряжений, которые не удается переработать психическим путем. Избыточная тревога должна быть своевременно снята для снижения нагрузки на психическую сферу.

Работа с когнитивной сферой пациента с ЗНО прозрачна, мы можем легко видеть, как меняется реакция или память пациента. Работа с эмоционально-волевыми аспектами — наоборот.

На сегодняшний момент психологическая работа в медицинских учреждениях строится на фундаменте когнитивных теорий развития, на подходах, опирающихся на теории влечений, аффектов, объектных отношений и других проявлений, касающихся эмоциональной сферы психики. Такие колебания в выборе теоретического предпочтения определяются многими факторами, и одним из важных моментов является то, что диагностический инструментарий больше развит в области физических замеров. Память, внимание, утомляемость и прочие подобные параметры легче измерять и легче отслеживать их динамику [13]. Но одновременно с этим есть огромная потребность в психотерапии эмоционально-волевых и мотивационных компонентов, изучать и замерять которые трудно.

Подобное расщепление не позволяет увидеть реальную и целостную картину психического статуса пациента. Достаточно часто наблюдается следующее: по когнитивным параметрам пациент должен быть успешным в жизни, но в практической жизни у него не складываются отношения, он с трудом удерживает самооценку на достаточном для функционирования уровне и имеет низкую толерантность к эмоциональной и трудовой нагрузке.

Поэтому одним из важных направлений работы психологических служб является синтез когнитивных, нейрокогнитивных, эмоционально-волевых, мотивационных и социальных компонентов в описании целостного видения психики пациента [14, 15].

В процессе формирования целостного образа пациента внутри рамок психотерапевтических взаимодействий психологи уже

сегодня сталкиваются с трудностями. Если с теоретическими подходами в нейропсихологии и областях, касающихся когнитивных характеристик, все достаточно упоря-доченно, то в психотерапии эмоциональных проблем мы видим активное использование множества различных подходов.

Кроме того, отсутствие внятных, вали-дизированных и, главное, чувствительных тестовых систем диагностики психических состояний пациентов способствует умножению хаоса — вместо того чтобы отбирать действенные теоретические конструкты, приемы и методы работы. Если когнитивные характеристики мы имеем возможность измерить, то существуют трудности в измерении таких параметров, как:

- межличностные и внутриличностные коммуникации и их качество;

- толерантность к стрессу и нагрузкам;

- самовосприятие и самооценка;

- уровень тревоги и ее источники;

- индексы суицидальности и депрессии;

- структура и направленность агрессивных импульсов, лежащих в основе суицидальной аутоагрессии;

- показатели порогов разрядки импульсов и тревог через психосоматические каналы

(очень важный показатель для пациентов клиник).

Это только краткий перечень параметров, которые желательно использовать, чтобы производить динамические наблюдения процессов изменения в психотерапевтических взаимодействиях.

Следующим компонентом для обеспечения преемственности могла бы послужить система передачи информации от психолога к психологу, позволяющая сохранить глубочайшую конфиденциальность и не войти в конфликт с вопросами этики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Таким образом, описанные выше сложности объективного и субъективного свойства являются существенными препятствиями для объединения психологических служб медицинских учреждений различного уровня.

Комплексный подход к реабилитации пациентов с ЗНО, опирающийся как на теории когнитивного развития, так и на динамические теории развития психических структур в эмоционально-волевой сфере, требует более глубокой подготовки специалистов, наличия валидных и достаточно чувствительных средств психодиагностики и наличия системы преемственности специалистов.

Источник финансирования. Автор заявляет об отсутствии финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Автор декларирует отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы [Bibliography]

1. Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Большая российская энциклопедия. М., 2015. Т. 27 (Психология).

[Leontiev D. A., Sokolova E. E. Great Russian Encyclopedia. Moscow, 2015. Vol. 27 (Psychology). (In Russ.)]

2. Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии: для консультантов, психотерапевтов и психологов. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. 15 с.

[Prohazka J., Norcross J. Systems of psychotherapy: for counselors, psychotherapists and psychologists. St. Petersburg: Prajm-EVRO-ZNAK, 2007. 15 p. (In Russ.)]

3. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.

[Selye G. Stress without distress. Moscow: Progress, 1979. (In Russ.)]

4. Александров Ю. И., Сварник О. Е., Знаменская И. И., Колбенова М. Г., Арутюнова К. Р., Крылов А. К., Булава А. И. Регрессия как этап развития. М.: Институт психологии РАН, 2017.

[Aleksandrov Yu. I., Svarnik O. E., Znamen-skaya I. I., Kolbenova M. G., Arutyunova K. R., Krylov A. K., Bulava A. I. Regression as a stage of development. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2017. (In Russ.)]

5. Тарабрина Н. В., Харламенкова Н. Е., Никитина Д. А. Уровень посттравматического стресса и психопатологическая симптоматика у пациентов, оперированных по поводу менингиомы. Консультативная психология и психотерапия 2015;23(3):32-49. DOI: 10.17759/cpp.2015230303

[Tarabrina N. V., Kharlamenkova N. E., Nikitina D. A. The level of post-traumatic stress and psy-chopathological symptoms in patients with men-ingioma after surgical treatment. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy 2015;23(3):32-49. (In Russ.)]

6. Plotka A., Ch^cinska A., Zaj^c-Spychala O., Wi^ckowska B., Kramer L., Szymanska P., Adam-czewska-Wawrzynowicz K., Barelkowska M., Wa-chowiak J., Derwich K. Psychosocial Late Effects in Adolescent and Young Adult Survivors of Childhood Cancer Diagnosed with Leukemia, Lymphoma, and Central Nervous System Tumor. J. Adolesc. Young Adult Oncol. 2021;10(4):443-453. DOI: 10.1089/jayao.2020.0086

7. Fidler M. M., Frobisher C., Hawkins M. M., Nathan P. C. Challenges and opportunities in the care of survivors of adolescent and young adult cancers. Pediatr. Blood Cancer 2019;66(6):e27668. DOI: 10.1002/pbc.27668

8. Агеева-Подобед И. Б., Киреева Г. Н., Спи-чак И. И. Дифференцированный подход к выбору объема и методов психолого-педагогической поддержки детей, поступающих в онкогематоло-гические отделения. Российский журнал детской гематологии и онкологии 2015(S):84.

[Ageeva-Podobed I. B., Kireeva G. N., Spi-chak I. I. A differentiated approach to the choice of the volume and methods of psychological and pedagogical support for children entering the oncohema-tological departments. Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology 2015(S):84. (In Russ.)]

9. Мирошкин Р. Б., Фисун Е. В. Психологические проблемы семей с детьми, перенесшими онкозаболевание, на этапе ремиссии и методы работы с ними [Электронный ресурс]. Журнал практической психологии и психоанализа 2011;(1). Режим доступа: https://psyjournal.ru/ articles/psihologicheskie-problemy-semey-s-det mi-perenesshimi-onkozabolevanie-na-etape-remis sii-i (дата обращения: 05.08.2022).

[Miroshkin R. B., Fisun E. V. Psychological problems of families with children who have had cancer at the stage of remission and methods of working with them [Internet]. Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis 2011;(1). (In Russ.) URL: https://psyjournal.ru/articles/psihologicheskie-prob lemy-semey-s-detmi-perenesshimi-onkozabole vanie-na-etape-remissii-i (accessed 05.08.2022)]

10. Сидоренко Л. В., Петрушкина Н. П., Жуковская Е. В., Коломиец О. И., Копкане Плачи Д. Динамика психологического статуса излеченных

от онкологических заболеваний детей в процессе физической подготовки к соревнованиям «Игры победителей». Психология. Психофизиология 2020;13(1):34-43. DOI: 10.14529/jpps200104

[Sidorenko L. V., Petrushkina N. P., Zhukov-skaya E. V., Kolomiets O. I., Kopkane Plachy J. Dynamics of the psychological status in children with cancer in preparation for the «Game of winners». Psychology. Psychophysiology 2020;13(1):34-43. (In Russ.)]

11. Wang J., Zhao J., Zhang C., Zhang Y., Jiang N., Wei X., Wang J., Yu J. Comorbidity, lifestyle factors, and sexual satisfaction among Chinese cancer survivors. Cancer Med. 2021;10(17):6058-6069. DOI: 10.1002/cam4.4118

12. Гусева М. А., Цейтлин Г. Я., Жуковская Е. В., Лебедь О. Л., Румянцев А. Г. Специфика семейных утрат в детской онкологии и динамика горевания при проведении аналитической психотерапии у пациентов детской онкологической клиники, потерявших одного или обоих родителей. Российский журнал детской гематологии и онкологии 2020;7(3):32-38. DOI: 10.21682/2311-1267-2020-7-3-32-38

[Guseva M. A., Tseitlin G. Y., Zhukovskaya E. V., Lebed O. L., Rumyantsev A. G. The specifics of family losses in pediatric oncology and the dynamics of grief during analytical psychotherapy in pediatric oncology patients who lost one or both parents. Russian Journal of Pediatric Hematology and Oncology 2020;7(3):32-38. (In Russ.)]

13. Пчелинцева А. С., Мирошкин Р. Б., Фи-сун Е. В., Жуковская Е. В., Карелин А. Ф. Применение тренажеров коррекции когнитивных нарушений у детей и подростков после завершения противоопухолевой терапии злокачественных новообразований центральной нервной системы. Российский психологический журнал 2017;14(3):153-168. DOI: 10.21702/rpj.2017.3.8

[Pchelintseva A. S., Miroshkin R. B., Fisun E. V., Zhukovskaya E. V., Karelin A. F. Training systems for correction of cognitive impairments in children and adolescents after antineoplastic therapy for malignant neoplasms of the central nervous system. Russian Psychological Journal 2017;14(3):153-168. (In Russ.)]

14. Campbell S. Living with and beyond cancer: an evolving landscape. Br. J. Nurs 2020;29(3):S3. DOI: 10.12968/bjon.2020.29.3.S3

15. Mironets S., Shurupova M., Dreneva A. Reading in children who survived cerebellar tumors: evidence from eye movements. Vision (Switzerland) 2022;6(1):10. DOI: 10.3390/vision6010010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.