Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЬЕТНАМСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С COVID-19'

ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЬЕТНАМСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОНЛАЙН-РИСКИ / ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА В ШКОЛЕ / КИБЕРВИКТИМИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЬЕТНАМСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / КИБЕРЗАПУГИВАНИЕ / КИБЕРАГРЕССИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мурафа Светлана Валентиновна, Хоанг Чунг Хок

В статье рассмотрены основные проблемы психического здоровья, возникающие у вьетнамских школьников в период ограничительных мероприятий, связанных с COVID-19. В целях всестороннего рассмотрения проблемы были изучены новые исследовательские материалы вьетнамских ученых и ученых других стран. Представлены факторы, негативно влияющие на психическое состояние школьников во время COVID-19. Проведен анализ проблемы киберзапугивания в разных странах мира, изучением которой занимаются исследователи из разных областей знания, в том числе и из сферы образования. Сделан аналитический обзор образовательных исследований с целью предложения мероприятий по улучшению и по решению возникающих проблем и их последствий. Материалы статьи являются основой для дальнейшего изучения проблемы психического здоровья школьников во время социального дистанцирования и во время разработки профилактических мероприятий. Таким образом, работа представляет собой обзор образовательных исследований, отражающих актуальные проблемы психического здоровья современных школьников Вьетнама в период дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MENTAL HEALTH OF VIETNAMESE STUDENTS DURING THE PERIOD OF SOCIAL DISTANCING ASSOCIATED WITH COVID-19

The research discusses the main mental health problems of Vietnamese schoolchildren that arise during the period of restrictive measures related to COVID-19. To study the problem, new research materials were studied by Vietnamese scientists and scientists from other countries. There are factors that negatively affect the mental state of schoolchildren during COVID-19. The analysis of the problem of cyberbullying in different countries was carried out, which is being studied by researchers from various fields, including education. An analytical review of research in the field of education was conducted to propose measures to improve and solve emerging problems and their consequences. The research materials are the basis for further study of the problem of mental health of schoolchildren during social distancing and the development of preventive measures. Thus, the work is a review of educational research reflecting the current mental health problems of today’s Vietnamese schoolchildren during distance learning.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЬЕТНАМСКИХ УЧАЩИХСЯ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ, СВЯЗАННОГО С COVID-19»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2022. №3

С.В. Мурафа, Хоанг Чунг Хок Проблематика психического здоровья

вьетнамских учащихся в период социального дистанцирования, связанного с COVID-19

(кафедра психологической антропологии

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; факультет психологии образования

Национальной академии управления образованием (Вьетнам); e-mail: murafa.svetlana@gmail.com; hoangtrunghoctlgd@gmail.com)

В статье рассмотрены основные проблемы психического здоровья, возникающие у вьетнамских школьников в период ограничительных мероприятий, связанных с COVID-19. В целях всестороннего рассмотрения проблемы были изучены новые исследовательские материалы вьетнамских ученых и ученых других стран. Представлены факторы, негативно влияющие на психическое состояние школьников во время COVID-19. Проведен анализ проблемы киберзапугивания в разных странах мира, изучением которой занимаются исследователи из разных областей знания, в том числе и из сферы образования. Сделан аналитический обзор образовательных исследований с целью предложения мероприятий по улучшению и по решению возникающих проблем и их последствий. Материалы статьи являются основой для дальнейшего изучения проблемы психического здоровья школьников во время социального дистанцирования и во время разработки профилактических мероприятий. Таким образом, работа представляет собой обзор образовательных исследований, отражающих актуальные проблемы психического здоровья современных школьников Вьетнама в периоддистанционного обучения.

Ключевые слова: психическое здоровье; онлайн-риски; издевательства в школе; кибервиктимизация; образовательные исследования; вьетнамские школьники; социальное дистанцирование; киберзапугива-ние; киберагрессия; COVID-19.

Введение

С начала 2020 года весь мир борется с опасной глобальной пандемией — COVID-19, которая вызвала разрушительные последствия для здоровья во многих странах, включая страны с развитыми медицинскими структурами, такие как США, Россия, Германия, Франция, Испания, Китай, Италия, Иран, Япония, Сингапур и др. Последствия пандемии проявились также и во Вьетнаме. Во время четвертой волны заболеваемости коронавирусной инфекцией правительство Вьетнама изменило свою противоэпидемическую политику от стратегии «Ноль COVID-19» на стратегию «Безопасная и гибкая адаптация».

К началу 2022 года, когда население было широко охвачено вакцинацией, а вирулентность COVID-19 показывала признаки снижения, Вьетнам стал активно внедрять экономические и социальные формы деятельности для «безопасной адаптации в условиях эпидемии». Министерство образования Вьетнама рекомендовало использовать очную форму обучения и отправить учащихся в школу как в провинциях, так и в больших городах страны.

Однако решение об «открытии школы» не получило общественной поддержки, в том числе и со стороны родителей учащихся, поэтому большинство школ все ещё выбирают онлайн-обучение, а многие ученики так и не приходят в школу.

Родителей беспокоят риски влияния на детей длительного дистанционного обучения, нередко вызывающее «выпадение» ребенка из школьной среды, сопряженное с физическим отсутствием в школе, с отсутствием офлайн-коммуникаций со сверстниками и учителями и с отсутствием достаточного контроля в процессе проведения занятий. Многие эксперты предупреждают, что эмоциональное, когнитивное и поведенческое воздействие на учащихся в течение длительного «выпадения» из школьной жизни может оказывать влияние в долгосрочной перспективе.

Школы (как учителя, так и учащиеся) в настоящее время сталкиваются с новыми трудностями, проблемами, которые возникли в результате быстрого роста киберзапугивания.

Крету Д.М. и Моран Дэй Ф. в исследовании «Буллинг и киберзапуги-вание: библиометрический анализ трех десятилетий исследований в области образования» провели анализ документов, проиндексированных Web of Science Core Collection, опубликованных в период с 1991 по 2020 год, и пришли к выводу, что существует эволюция тенденций в публикациях за 30 лет: выделяются страны с наиболее выраженными негативными проявлениями киберзапугивания и частотой их проявления, существуют разработанные модели сотрудничества и концептуальная структура образовательных исследований в этой области[1].

Другие исследования (например Шейха М. К., Чаудхари Н., Гога-ре А. (2020), проведенные среди учителей (328 человек: из них 88,4% женщин, 11,6% мужчин) из разных школ и профессиональных центров Израиля содержат данные о том, что киберзапугивание является серьезной проблемой в школах, учебных центрах. Большинство учителей сообщили, что ученики жалуются на домогательства, осуществляемые через интернет и мобильный телефон, а некоторые учителя сообщают, что сами подвергались кибербуллингу. Оказалось, что пол учителей, уровень образования и возраст учеников, которых они обучали, влияли на уровень их тревожности. Учителя-женщины показали большую обеспокоенность такими сообщениями, чем учителя-мужчины.

Учителя начальных классов также менее встревожены этой проблемой. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что учителя-женщины, обучающие подростов, юношей, оказываются в группе риска по ки-берзапугиванию [2].

Согласно исследованию (Менесини, Шпиль, 2012) около 10% детей в возрасте 9—16 лет подвергались киберзапугиванию, негативными последствиями которого являются стресс, социальная тревожность, психическое здоровье и суицидальные мысли (Брайловская, Тейсманн и Марграф, 2018; Хасе и др., 2015; Альхуджайли и Карвовский, 2018 г.) [3].

Вместе с тем следует отметить, что при большом количестве исследований старших школьников, ориентированных на выявление предикторов киберзапугивания, количество аналогичных исследований младших школьников является существенно меньшим. Этой проблеме уделено внимание в исследовании Энгландер Э. в 2019 году [4]. Проблему распространенности киберзапугивания изучил Кенуорти Х.: он проанализировал отчетность, мониторинг онлайн-взаимодействия и юридические действия по борьбе с киберзапугиванием во всех областях образования [5].

Освещают проблему кибербуллинга среди учителей и в нашей стране. Так, в 2014 году Анохин С.М. и Анохина Н.Ф. в своей статье «Кибер-буллинг учителей: постановка проблемы» приводят примеры и формулируют новую исследовательскую возникшую проблему, которая состоит в выявлении факторов агрессии в отношении учителей. В число таких явлений входят различные угрозы, поступающие в их адрес посредством интернета и мобильного телефона, и еще ряд других. Также приводится анализ случаев таких преступлений, освещенных в интернете, СМИ [6].

Дейнека О.С., Духанина Л.Н., Максименко А.А. (2020) провели большой теоретический обзор (более 100 источников), посвященных проблеме агрессии, деструктивного поведения детей в киберпространстве. [7].

В докладе UNICEF о психическом и психосоциальном здоровье детей в некоторых провинциях и городах Вьетнама за 2018 год выявленный процент детей с проблемами психического здоровья колеблется от 8% до 29%. Существуют различия в возникающих проблемах психического здоровья, связанные с местом жительства, полом и особенностями объектов исследования [8].

Психическое здоровье учащихся является одной из ключевых проблем, изучаемых вьетнамскими психологами в последние годы. На сегодняшний день дети в возрасте до 16 лет составляют 50% населения Вьетнама. Однако понимание взрослыми проблемы охраны психического здоровья оставляет желать лучшего. Так, например, в секторе здравоохранения лишь ограниченное число сотрудников занимается вопросами охраны психического здоровья детей.

При этом в исследованиях представлены оценка проявлений психических расстройств у учащихся и результаты скрининга этих расстройств. Полученные данные рассмотрены в данном исследовании как та основа, которая должна стать одной из доминант политики в отношении детей и мерой психологической профилактики и оказания помощи нуждающимся детям. Исследования демонстрируют, что у значительного количества детей диагностируются следующие проблемы, связанные с психическим здоровьем учащихся: стресс, тревога, фобия, депрессия, суицидальные проявления и проявления «коллективной истерии», а также дисфункции организма.

Различные исследования демонстрируют, что в условиях обучения и социального дистанцирования из-за COVID-l9 у учащихся проявлялись признаки психологических расстройств.

Методология исследования

Для изучения поставленной проблемы были проведены теоретический анализ и обобщение научной литературы в отношении проблем психического здоровья среди школьников в разных странах мира, в том числе для изучения проблемы, возникающей у школьников Вьетнама. Были изучены различные факторы, влияющие на психическое здоровье детей в период социального дистанцирования из-за COVID-l9.

Поиск актуальных исследований был проведен с использованием различных баз данных, включая Academic Search Complete, Web of Science Core Collection, Education Source, E-Journals, ERIC, PsycArticles, Psychology and Behavioral Sciences Collection и PsycINFO. Google, Google Scholar и Springer и материалов, опубликованных преимущественно в течение последних 5 лет.

Целями теоретического анализа стали обобщение результатов современных исследований в мире и постановка проблемы киберзапуги-вания школьников во Вьетнаме. В анализе был сделан акцент на результаты оригинальных исследований и на географический охват исследований из разных стран.

Обзор результатов исследований

Результаты исследования, опубликованные психиатрической больницей Май Хуонг, показывают, что l9,46% учащихся Вьетнама в возрасте lO—l6 лет имеют проблемы с психическим здоровьем. Различий в проблемах психического здоровья в зависимости от пола и места жительства выявлено не было [9].

Поведенческие трудности школьников, выявленные в исследовании больницы Май Хуонг, составили 9,23%. В возрасте lO—ll лет поведенческие трудности встречаются в 42—46% случаев. В частности, наблюдается огромная разница в поведенческих трудностях среди учащихся

мужского (84,60%) и женского пола (15,40%). В исследовании также было также отмечено, что нередкими являются такие явления, как дискриминации бабушек и дедушек, а также оказывающие влияние на поведение детей нерелевантные представления родителей (предрассудки) о гендерном неравенстве.

Согласно проведенному опросу среди вьетнамских школьников, проживающих в районе Хай Ба Трунг, выявлена самая высокая доля учащихся, испытывающих поведенческие трудности (44,2%), по сравнению с остальными районами Хоанг Май (28,8%) и Ту Лием (26,9%). Эти различия возможно связаны с влиянием условий жизни и среды обитания на поведение детей.

В школе всегда есть доля учащихся, у которых наблюдаются проблемы психического здоровья. Ученые Дам Тхи Бао Хоа и Нгуен Ван Ту Чан Туан провели исследование с участием 2850 школьников и обнаружили, что 8,2% учащихся начальных и средних школ страдали как минимум одним расстройством психического здоровья [10].

При этом, согласно новейшим исследованиям, выполненным в начале 2020-х, 15,94% школьников имеют психологические нарушения. Отмечается и то, что быстрыми темпами возрастает злоупотребление психоактивными веществами среди подростков. Среди самоубийц 10% были в возрасте от 10 до 17 лет [2, 12, 13].

Исследование 21 960 молодых людей в Ханое показало, что 3,7% из них страдали поведенческим расстройством. Обследование психического здоровья Ханойской школы во Вьетнаме с использованием инструмента ВОЗ показало, что в исследуемой выборке из 1202 учащихся начальных и младших классов средней школы в возрасте 10—16 лет доля учащихся с общими проблемами психического здоровья составила 19,46%. Не выявлено различий в полученных данных по гендерному признаку среди учащихся начальной и средней школы, а также по признаку места проживания опрошенных (центр города или пригорода).

Результаты исследования вьетнамских учащихся показывают распространенные и тревожные проявления злоупотребления смартфонами, компьютерами и телевизорами во время социального дистанцирования. В частности, речь идет о злоупотреблении социальными сетями, онлайн-играми: время использования социальных сетей и видеоигр увеличилось (И-Хуа Чена (2021); Хуиси Донг (2020); Грегорио Серра (2021) [11;12;13].

Исследование Ян Хао Чжан (2020) показало, что степень социального дистанцирования и характер отношений между родителями и детьми оказывает влияние на психологическое здоровье школьников в период пандемии COVID-19. По словам Ян Хао Чжана, учащиеся начальной школы, которые изолированы дома, чаще страдают от социальной тревожности. Неблагоприятный характер детско-родительских

взаимоотношений, работа и неупорядоченный отдых являются основными причинами, ведущими к психологическим проблемам.

Аналогичные результаты дает исследование Кумара Саураба и Шил-пи Ранджана (2020). Дети и подростки в социальной изоляции испытывали больше психологических симптомов, чем дети и подростки без изоляции. Тревога (68,59%), беспомощность (66,11%) и страх (61,98%) стали наиболее распространенными чувствами у учащихся, которые были социально изолированы во время COVID-19 [14; 15].

Кроме того, мысли, связанные с самоубийством и вызывающие большую тревогу, становятся во время COVID-19 часто посещающими вьетнамских учащихся. У 13,8% вьетнамских учащихся начальной школы, проживающих в зонах социального дистанцирования, возникали мысли о самоубийстве. Такой высокий показатель вызывает тревогу, как и факт увеличения показателя за последние года! При этом в 2012 году в исследовании Блюма Р. этот показатель составил 2,3% [16].

На психологическое состояние также влияют следующие факторы: пол, уровень обучения (возраст), уровень стресса, тревога, депрессия среди учащихся во время COVID-19. Кроме того, физические проявления, в том числе ломота в теле, головные боли неизвестной этиологии, проблемы со сном, бессонница, также довольно распространены среди вьетнамских учащихся начальной школы во время COVID-19.

В проведенном исследовании (Мурафа С.В., Хоанг Чунг Хок, Чу Тхи Фуонг, 2022) приведены данные, показывающие увеличение проявления киберзапугивания вьетнамских подростков в период социального дистанцирования. Число киберзапугиваний увеличивалось, в частности, и в рамках 2-х видов асоциального поведения («Сексуальное домогательство и Онлайн-мошенничество», «Запугивание, нарушение частной жизни и психологическое насилие»). Киберзапугивание проявилось у 20% подростков (787 опрошенных) в форме поведения, которое не только является угрожающим, оскорбительным, сексуальным домогательством, но и прямым нарушением неприкосновенности частной жизни и нарушением законных прав и интересов других лиц. Это оказалось тревожной проблемой с точки зрения управления поведением вьетнамских подростков и юношей в социальных сетях во время социального дистанцирования из-за COVID-19[17].

Обсуждение, дискуссия

Помимо приведенных выше факторов воздействия на психическое здоровье в исследовании вьетнамских учащихся также было подтверждено сильное влияние и на проявления психологического синдрома, связанного с COVID-19.

Полученные данные ученых различных стран говорят о серьезности возникшей проблемы среди учащихся и о влиянии на психическое

здоровье подрастающего поколения. Необходима осведомленность о киберзапугивании в школах, изменение политики школы в области сохранения психического здоровья учащихся. Социальное дистанцирование, связанное с ограничительными мероприятиями по распространению COVID-19, в том числе и с обучением в онлайн-формате, привело к активному использованию учащимися социальных сетей.

Ученые из Южной Кореи провели исследование по выявлению факторов, которые способствовали усилению агрессии со стороны подростков в 2019 и 2020 гг. В исследовании приняли участие 4779 и 4958 учащихся соответственно. Регрессионный анализ показал, что средний возраст тех, кто занимался киберзапугиванием, снизился в 2020 году по сравнению с 2019 годом [18]. Получается, что младшие школьники стали больше заниматься онлайн-нарушениями? Младшие школьники подвержены внушению и манипуляциям, их психика еще формируется, и эта группа детей при неблагоприятных условиях становится и участниками, и часто пострадавшими. Возможно, эти факты встречаются единично, не во всех странах мира, но угрозы психического здоровья младших школьников вызывают опасение.

Ченг К., Лю Ю.К., Лук Дж.В. (2015) изучили материалы 309 статей по данной тематике и пришли к выводу, что самое большое количество исследований с высоким рейтингом цитирования статей приходится на Северную Европу и Северную Америку. В своих трудах ученые изучили природу и динамику явлений, а также связанные с ними переменные. Характерно, что в бедных странах показатели встречаемости киберзапугивания достаточно высоки, но при этом не уделяется достаточного внимания этой проблеме. Самый высокий процент статей представлен в предметной области «психология» [19].

Таким образом, проявился еще один интересный и важный географический факт проблемы киберзапугивания. Почему Северная Европа и Северная Америка демонстрируют такое большое количество исследований, связанных с нарушениями в киберпространстве, с неблагоприятным воздействиям интернета на подрастающее поколение? Это связано с активностью/популярностью тематики или это действительно такая серьёзная проблема, приводящая к правонарушениям и ухудшению психического состояния детей этих стран? Возможен и иной вариант: недостаточность изучения другими странами этой проблемы. Именно это могло оказать влияние на то, что мы реже встречаем освещение этой проблемы в своих школах, СМИ, ТВ, публикациях. Вызывает тревогу и факт высокого показателя частоты киберзапугивания в бедных странах.

Интересны и неоднозначны результаты исследования Бахер-Хикс А. (2022), где приводятся данные, согласно которым пятая часть старшеклассников США сообщает, что подвергается издевательствам. Ученый

замечает, что при переходе на дистанционное обучение весной 2020 года киберзапугивание снизилось на 30—35% и что после выхода с дистанционного обучения запросы о травле вышли на допандемический уровень [20]. Это редкий положительный эффект, который можно встретить в исследованиях, говорящий нам о неоднозначности влияния пандемии на психическое здоровье учащихся.

Итальянские ученые Тоцци П. и др. (2022), изучив проблему кибер-запугивания у себя в стране, за пять лет пришли к выводу, что требуются широкомасштабные методы борьбы, включающие синергетическое сотрудничество специалистов в области психического здоровья, педагогов и экспертов по цифровизации образования [21].

Результаты исследования Сан-Мартин Фейхоо С. и др (2021) также показали, что киберзапугивание связано с такими видами поведения, как секстинг, азартные игры и общение с незнакомцами. Комплексный подход к профилактике киберзапугивания предполагает учет родительского контроля как корректирующего фактора при разработке соответствующих стратегий профилактики [22].

Понимая всю серьезность проблемы киберзапугивания вьетнамских школьников, Департамент здравоохранения Ханоя (Вьетнам), психиатрическая больница Май Хуонг и Центр международного психического здоровья Университета Мельбурна (Австралия) разработали международный проект «Психиатрическая помощь учащимся школ в Ханое». Психиатрическая больница Май Хуонг будет планировать ежемесячную терапию для определенных детей и молодых семей и каждые 6 месяцев организовывать семейные тренинги, чтобы семьи имели возможность делиться проблемами и учиться друг у друга. Психологи и специалисты будут оказывать консультационные услуги семьям с детьми с проблемами психического здоровья.

Заключение

К основным факторам, негативно влияющим на психологическое состояние школьников во время СОУГО-19 и его последствиям, можно отнести:

— злоупотребление социальными сетями и Интернетом;

— чрезмерное использование смартфонов;

— увеличение времени онлайн-обучения;

— дисбаланс в физической активности;

— особенности взаимоотношений родителей и детей;

— уменьшение социального взаимодействия.

Эмоциональные расстройства, такие как тревога, депрессия, значительно снижают развитие учащегося и его способность к обучению. Поведенческие расстройства серьезно нарушают социальное развитие и могут привести к длительным психическим заболеваниям. Раннее

вмешательство, направленное на устранение семейных конфликтов и проблем в отношениях молодых родителей, помогает эффективно предотвратить будущие вредные последствия.

Проведя анализ исследований по изучаемой теме, мы пришли к большему пониманию поставленной проблемы психического здоровья школьников, к пониманию ухудшающих его факторов и необходимости разработки комплексного подхода к решению проблемы кибер-запугивания школьников: освещение этой проблемы в СМИ, интернете, привлечение к экспертному обсуждению администрации школ, учителей, психологов, врачей, а также родителей школьников. Будущие исследования должны выяснить, приводят ли образовательные программы к снижению киберзапугивания, к уменьшению числа сообщений в СМИ и интернете, а также должны позволить понять, как киберзапу-гивание, киберагрессия могут изменить этику социальных медиа.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мурафа Светлана Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия. E-mail: murafa.svetlana@gmail.com

Хоанг Чунг Хок — кандидат психологических наук, декан факультета психологии образования Национальной академии управления образованием, Вьетнам. E-mail: hoangtrunghoctlgd@gmail.com

Problems of Mental Health of Vietnamese Students during the Period of Social Distancing Associated with COVID-19

S.V. MURAFA, HOANG TRUNG HOC

The research discusses the main mental health problems of Vietnamese schoolchildren that arise during the period of restrictive measures related to COVID-19. To study the problem, new research materials were studied by Vietnamese scientists and scientists from other countries. There are factors that negatively affect the mental state of schoolchildren during COVID-19. The analysis of the problem of cyberbullying in different countries was carried out, which is being studied by researchers from various fields, including education. An analytical review of research in the field of education was conducted to propose measures to improve and solve emerging problems and their consequences. The research materials are the basis for further study of the problem of mental health of schoolchildren during social distancing and the development of preventive measures. Thus, the work is a review of educational research reflecting the current mental health problems oftoday'sVietnamese schoolchildren during distance learning.

Keywords: psychological health; online risks; bullying at school; cyber-victimization; educational research; Vietnamese schoolchildren; social distancing; cyberbullying; cyberaggression; COVID-19.

References

1. Cretu D.M., Morandau F. Bullying and cyberbullying: a bibliometric analysis of three decades of research in education //Educational Review. — 2022. — C. 1—34. https://doi.org/10.1080/00131911.2022.2034749

2. Shaikh M.K., Chaudhary N., Ghogare A. Depression in teachers day to cyberbullying who are working in covid-19 pandemic: A cross-sectional study //International Journal of Current Research and Review. — 2020. — T. 12. — №. 20. — C. 98—102. DOI: 10.31782/IJCRR.2020.122015

3. Macaulay P.J.R. et al. Perceptions and responses towards cyberbullying: A systematic review of teachers in the education system //Aggression and violent behavior. — 2018. — T. 43. — C. 1—12. https://doi.org/10.1016/j.avb.2018.08.004

4. Englander E. Cyberbullying in schools: Developmental perspectives // Cyberbullying in Schools, Workplaces, and Romantic Relationships. — 2019. — C. 69—80.

5. Kenworthy H. Cyberbullying in Education: A Literature Review. — 2019. https:// doi.org/10.1016/j.avb.2018.08.004

6. Anokhin S.M., Anokhina N.F. CYBERBULLYING OF A TEACHER: POSING A PROBLEM//Modern problem of science and education. — 2014. — № 6 — P. 943—943.

7. Deineka, O.S., Dukhanina, L.N., Maksimenko, A.A. (2020). Cyberbullying and victimization: a review of foreign publications. Perspektivy nauki i obrazovania — Perspectives of Science and Education, 47 (5), 273—292. doi: 10.32744/ pse.2020.5.19

8. UNICEF (2018). Bao cao torn tat «Suc khoe tam than va tam ly xa hoi cua tre em va thanh nien tai mot s6 tinh va thanh ph6 o Viet Nam». https://www.uni-cef.org/vietnam/media/1016/file/B%C3%A1o%20c%C3%A1o%20 t%C3%B3m%20t%E1%BA%AFt.pdf.

9. Benh vien Tam than ban ngay Mai Huong. Suc khoe tam than hoc sinh truong hoc Ha Noi. https://www.maihuong.gov.vn/vi/suc-khoe-tam-than-tre-em/63-suc-khoe-tam-than-hoc-sinh-truong-hoc-ha-noi.html

10. Bam Thi Bao Hoa, Nguyen Van Tu, Trdn Tudn (2013). Nghien cuu nhu cau cham soc suc khoe tam than cho hoc sinh thanh ph6 thai nguyen, Tap chi Y tl thuc hanh (876) — S6 7/2013).

11. Gregorio Serra, Lucia Lo Scalzo, Mario Giuffre, Pietro Ferrara & Giovanni Corsello. (2021). Smartphone use and addiction during the coronavirus disease 2019 (COVID-19) pandemic: cohort study on 184 Italian children and adolescents. Italian Journal of Pediatrics. https://doi.org/10.1186/s13052-021-01102-8.

12. Huixi Dong, Fangru Yang, Xiaozi Lu and Wei Hao (2020). Internet Addiction and Related Psychological Factors Among Children and Adolescents in China During the Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Epidemic. Frontiers in Psychiatry. DOI: 10.3389/fpsyt.2020.00751

13. I-Hua Chen, Chao-Ying Chen, Amir H. Pakpour, Mark D. Griffiths, Chung-Ying Lincy, Xu-Dong Li, and Hector W.H. Tsang (2021). Problematic internet-related behaviors mediate the associations between levels of internet engagement and

distress among schoolchildren during COVID-19 lockdown: A longitudinal structural equation modeling study. Journal of Behavioral Addictions. https:// doi.org/10.1556/2006.2021.00006

14. Kumar Saurabh &ShilpiRanjan (2020) Compliance and Psychological Impact of Quarantine in Children and Adolescents due to Covid-19 Pandemic. The Indian Journal of Pediatrics volume 87, 532—536. https://doi.org/10.1007/ s12098-020-03347-3.

15. Luan Van Y Hoc/| Kho Tang Kiln Thuc Hochttps://luanvanyhoc.com/thuc-trang-suc-khoe-tam-than-va-mot-so-yeu-to-lien-quan-o-hoc-sinh-trung-hoc-pho-thong-cau-giay/ NOVEMBER 3, 2020.

16. Blum, R., Sudhinaraset, M., Emerson, M.R. (2012). Youth at Risk: Suicidal thoughts and attempts in Vietnam, China and Taiwan. Journal of Adolescent Health, 50 (3, Supplement), pp. 37—44. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2011.12.006

17. Murafa S.V., Hoc Hoang Trung, Phuang Chu Thi (2022). Cyberbullying in Vietnamese teenagers and young men during Social distancing due to COVID-19. Integration of Education. 2022;26(3):300—400. doi: https://doi. org/10.15507/1991-9468.108.026.202203.300-400

18. Shin S.Y., Choi Y.J. Comparison of Cyberbullying before and after the COVID-19 Pandemic in Korea //International journal of environmental research and public health. — 2021. — Т. 18. — № 19. — С. 10085. DOI: 10.3390/ ijerph181910085

19. Cheng, C.;Liu, Y.C.;LukJ.W. Social capital-accrual, escape-from-self, and time-displacement effects of internet use during the COVID-19 stay-at-home period: Prospective, quantitative survey study. J. Med. Internet Res. 2020, 22, e22740. https://doi.org/10.2196/22740.

20. Bacher-Hicks A. et al. The COVID-19 Pandemic Disrupted Both School Bullying and Cyberbullying. — National Bureau of Economic Research, 2022. — № w29590. DOI 10.3386/w29590.

21. Tozzi P. et al. Family and Educational Strategies for Cyberbullying Prevention: A Systematic Review //International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — Vol. 19. — no. 16. — p. 10452. DOI: 10.3390/ ijerph191610452

22. San martin Feijoo S. et al. Cyberbullies, the cyberbullied, and problematic internet use: Some reasonable similarities //Psicothema. — 2021. DOI:10.7334/ psicothema2020.209.

About the Authors

Murafa Svetlana V. — Candidate of Psychological Sciences, Associate

professor Department of Psychological Anthropology, Moscow State

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogical University, Moscow, Russia.

E-mail: murafa.svetlana@gmail.com

Hoang Trung Hoc — Doctor of Psychology, Dean of the Department of

Psychology — Education, National Academy of Educational Management

(NAEM), Ministry of Education and Training of Vietnam, Vietham.

E-mail: hoangtrunghoctlgd@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.