Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БАЗЕЛЬ III В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БАЗЕЛЬ III В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / НАДЗОР / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / БАНКИ / БАЗЕЛЬ III / ПРОБЛЕМЫ / РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ладята Е.И.

Статья посвящена определению основных проблем, с которыми сталкивается белорусский банковский сектор в процессе внедрения новых международных стандартов Базель III. В статье раскрывается сущность возникающих препятствий при внедрении стандартов Базель III и предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.The article is devoted to the definition of the main problems faced by the Belarusian banking sector during implementation of new international standards Basel III. The article reveals the essence of the obstacles encountered in the implementation of Basel III standards and suggests possible solutions to the problems identified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БАЗЕЛЬ III В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

профессиографических моделей личности специалиста выбор основных профессионально значимых свойств осуществляется на основе требований, предъявляемых педагогической профессии. В отличии от профессиографических моделей личности персоналогические модели основываются на выборе базовых свойств и качеств, исходя из общепсихологических представлений о личности, при этом имеют ввиду многофакторную структуру. При профессиографическом принципе построения моделей специалиста психологическая подготовленность выступает как комплекс фенотипических свойств доступных внешнему наблюдению и выделяемых обычно экспертным путем. Степень их соответствия требования педагогической деятельности обуславливает ее продуктивность и успешность. При персонологическом принципе построения моделей специалисты психологической подготовленности. Модели высшего уровня педагогической деятельности формировалась на основе психологического изучения личности деятельности учителей с высшим уровнем педагогического мастерства.

Использованные источники:

1. Ананьев Б.Г под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф.Ломова. - М.:Психология,1980

2. Бассин Ф.В. проблема педагогическая нравственность.

3. Выготский Л.С.Детская психология

4. Выготский Л.С.Развитие личности и мировоззрения ребенка.

5. Гримак Л.С.Резервы детской психики

6. Гиппенрейтер Ю.Б.

УДК 33.336.711.6

Ладята Е.И. студент магистратуры 2 курса факультет банковского дела Лукашевич В.А., к.э.н. научный руководитель, заведующий кафедрой, доцент УО "Полесский государственный университет "

Республика Беларусь, г. Пинск ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ БАЗЕЛЬ III В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотация:

Статья посвящена определению основных проблем, с которыми сталкивается белорусский банковский сектор в процессе внедрения новых международных стандартов Базель III. В статье раскрывается сущность возникающих препятствий при внедрении стандартов Базель III и предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, НАДЗОР, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, БАНКИ, БАЗЕЛЬ III, ПРОБЛЕМЫ, РИСК. Annotation:

The article is devoted to the definition of the main problems faced by the

Belarusian banking sector during implementation of new international standards Basel III. The article reveals the essence of the obstacles encountered in the implementation of Basel III standards and suggests possible solutions to the problems identified.

Keywords: INTERNATIONAL STANDARDS, SUPERVISION, THE REPUBLIC OF BELARUS, BANKS, BASEL III, PROBLEMS, RISK.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. выявил множество недостатков в мировой банковской системе таких, как недостаточность капитала, созданного на покрытие рисков, недосозданные резервы на покрытие возможных убытков и другие. В результате снижение объемов кредитования, сокращение связей между крупными финансово-кредитными институтами оказали существенное влияние на развитие реального сектора экономики, что послужило причиной создания Базельским комитетом по банковскому надзору совместно с регулирующими органами многих стран новых стандартов банковского надзора. Базельским комитетом были разработаны рекомендации по регулированию банковского сектора на микро- и макроуровнях. Данные рекомендации получили название - Базель III. Основной целью разработки стандартов стало создание универсальных показателей устойчивости банковской системы к экономическим и финансовым потрясениям.

Республика Беларусь применяет рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору в банковской практике и на данный момент ведет активную работу по внедрению новых международных стандартов Базель III. Выполнение в Республике Беларусь указанных рекомендаций по банковскому надзору будет способствовать повышению эффективности банковской системы и уменьшению риска системного банковского кризиса, а также укрепит доверие иностранных инвесторов, что является очень важным в условиях глобализации мировой экономики и финансовых рынков.

Тем не менее, внедрение новых стандартов банковского надзора в Республике Беларусь является очень сложным, длительным и затратным процессом. В этой связи на сегодняшний день белорусское банковское сообщество столкнулось с множеством проблем таких, как:

1. Отсутствие в национальном законодательстве и банковской практике многих терминов, употребляемых и вводимых Базельским комитетом. К примеру, сейчас не только в прессе, но и в официальных документах встречаются расхождения даже в написании общих терминов: "левередж" и "леверидж"; "показатель чистого стабильного фондирования" и "показатель чистого стабильного финансирования"; "буфер консервации капитала" и "буферный капитал", "собственный капитал" и "регулятивный капитал", а термин Common Equity Tier 1 вообще имеет более двух версий перевода.

2. Потребность банков в квалифицированных кадрах, способных оперативно реагировать на изменения в методиках расчета показателей

Базель III, на изменения в деятельности банка и структуре его баланса, ведущих к невыполнению установленных требований и нарушению финансовой стабильности, и др. Поскольку внедрение новых стандартов является нововведением, то возникает необходимость адаптации к ним. В коммерческих банках необходимо повышение уровня квалификации сотрудников разрабатывающих необходимое программное обеспечение, а также сотрудников отдела управления рисками.

3. Неравномерное внедрение новых стандартов банковского надзора Базель III, которое способствует возникновению регулятивного арбитража. Так как различные юрисдикции внедряют Базель III в разные временные периоды и с разной степенью принятия, проблемы, связанные с международным регулятивным арбитражем, которые наблюдались при внедрении Базель I и Базель II, продолжают угрожать стабильности финансовой системы.

4. Наличие больших отрицательных несоответствий между поступлением и оттоком денежных средств по срокам погашения, структурная несбалансированность активов и пассивов банков, а также невысокое качество капитала отдельных белорусских банков.

5. Недостаток высоколиквидных активов, который объясняется, как правило, низкой доходностью данных активов. Так как основной целью деятельностью банков является получение прибыли, то банки стремятся размещать денежные средства в активы с наибольшей доходностью и, соответственно, наименьшей ликвидностью.

6. Отсутствие комплексной системы управления рисками. Высокий уровень концентрации рисков - это угроза устойчивости конкретных банков и возможная проблема для всего банковского сектора.

7. Отсутствие национальных рейтинговых агентств, что не позволяет регулирующему органу во время получать данные о реальном состоянии банка в определенный момент времени.

8. Необходимость создания программного обеспечения как в банках, так и в Национальном банке. Для того чтобы централизовать сбор информации по банкам и проводить мониторинг состояния банков ежедневно. Необходимым условием для внедрения в каждом конкретном банке Базельских стандартов является применение современной профессиональной IT-системы для риск-менеджмента, которая способна сконцентрировать все данные, необходимые для исторического анализа, мониторинга, контроля и построения моделей оценки всех основных видов рисков по всем значимым финансовым инструментам банка. Как Базельский комитет, так и регуляторы в разных странах выдвигают требование, чтобы банки для ряда наиболее сопряженных с рисками процессов (например, выдачи кредитов) применяли продвинутые инструменты сбора данных, их анализа и моделирования рисков.

9. Необходимость гармонизации банковского надзора в рамках СНГ и ЕАЭС. Внедрение Базель III не является обязательным для

Республики Беларусь, однако, принимая во внимание участие Национального банка в процессе гармонизации законодательства государств - участников ЕАЭС и СНГ в области банковского регулирования и надзора и учитывая, что другие участники уже разработали планы внедрения стандартов, можно сделать вывод о том, для нашей страны подключение к этому процессу - необходимый шаг. Сопоставление надзорной практики стран СНГ показывает наличие различных подходов к вопросам формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по кредитам. Имеются также различия в механизмах реорганизации, реструктуризации проблемных кредитных организаций, а также в режимах надзора за ними.

Изучение и анализ процесса внедрения Базель III в Республике Беларусь позволяет предложить соответствующие пути решения выявленных проблем:

1. С целью выработки единой терминологии в рамках ЕАЭС должны быть сделаны официальные переводы всех действующих Базельских документов по достаточности капитала, ликвидности, риск-менеджменту и надлежащим правилам надзора на русский язык. Также необходима гармонизация полученных переводов в рамках стран, где русский язык является одним из государственных языков.

2. Для повышения уровня знаний и выработки практических навыков у работников белорусских банков можно использовать ряд мероприятий:

а) повышение квалификации сотрудников на специальных курсах, проводимых Национальным банком и университетами;

б) стажировки за границей;

в) участие сотрудников в различных семинарах, симпозиумах и конференциях, посвященных банковскому надзору;

г) приглашение из-за рубежа сотрудников, работающих по аналогичным вопросам, в целях передачи зарубежного опыта.

3. Более детальное и проработанное сближение плана внедрения международных стандартов Базель III в Республике Беларусь к плану внедрения, установленному Базельским комитетом по банковскому надзору, поможет избежать возникновения проблем, связанных с регулятивным арбитражем.

4. Для выполнения сбалансированного роста активов и пассивов и положительной динамики показателей ликвидности, рассчитанных в соответствии со стандартами Базель III, необходимо учитывать соотношение между активами и пассивами по срокам при принятии решения о краткосрочном рефинансировании со стороны Национального банка. Необходимо исходить из максимально консервативной оценки соответствия возможностей ресурсной базы банков и совершаемых активных операций для обеспечения стабильной ситуации. Банкам следует активизировать мероприятия по поддержанию стабильной ресурсной базы и

рефинансированию внешней задолженности. Для этих целей необходимо улучшить ситуацию с валютной ликвидностью путем привлечения несвязанных валютных ресурсов.

5. Банкам следует более рационально подходить к формированию портфеля активов, наращивать запас высоколиквидных активов для поддержания ликвидности. В свою очередь Национальному банку Республики Беларусь следует расширить спектр инструментов для урегулирования проблем с ликвидностью Банков.

6. Ряду белорусских банков, имеющих повышенную концентрацию рисков, необходимо менять стратегию поведения. Принятие комплексной долгосрочной стратегии управления рисками поможет банкам выйти за рамки решения текущих задач по управлению рисками и даст возможность руководству банков четко определить направление дальнейших действий. Следует переходить от экстенсивного метода, или развития "вширь", характерного зачастую не только для банковской системы, но и для экономики Республики Беларусь к интенсивному: повышению качества активов, капитала, ликвидности, в целом качества деятельности и управления рисками.

Помимо мер по регулированию и надзору, есть смысл в создании системы страхования банковской устойчивости. Она может способствовать повышению устойчивости жизнеспособных банков без сколько-нибудь существенного вливания публичных финансов. Именно поэтому, важна не скорость внедрения этих стандартов, а последовательное движение в нужном направлении.

7. Для становления национальной индустрии присвоения рейтингов можно выделить три направления развития: совершенствование законодательства, рост рынка внутренних заимствований и объективная необходимость повышения уровня прозрачности белорусских банков. Наиболее остро, из трех названных факторов, стоит проблема развития законодательства. В Республики Беларусь отсутствуют правовое признание рейтинга и развитая нормативная база для регулирования. Не менее важно создание в Республике Беларусь института официальной аккредитации, без которого невозможен эффективный отбор профессиональных и независимых агентств. Существующие законодательные проблемы препятствуют признанию и широкому распространению национальных рейтингов среди профессионального сообщества, поэтому в первую очередь следует совершенствовать правовую базу в этой области.

8. Для централизованного сбора информации и ежедневного мониторинга выполнения банками требований Базель III, установленных в качестве обязательных к выполнению, необходимо принять меры по разработке единого банковского программного обеспечения для банков и Национального банка Республики Беларусь. Это позволит наладить управление рисками, позволит банкам повысить безопасность депозитов клиентов, что особенно важно для компаний, так как их депозиты не

страхуются в той же мере, как вклады граждан.

9. В целях сближения регулятивных режимов в сфере банковского регулирования и надзора в участниках СНГ и ЕАЭС и координации применения международных рекомендаций представляется целесообразным рекомендовать центральным банкам государств СНГ и ЕАЭС продолжить практику сопоставления регулятивных режимов в сфере банковского надзора и на основе полученной информации при необходимости подготавливать предложения, предусматривающие, в частности:

а) системный анализ процессов подготовки участниками СНГ и ЕАЭС нормативных правовых документов в области банковского надзора ;

б) гармонизацию принципов внедрения стандартов управления и оценки рисков и капитала, а также подходов, применяемых надзорными органами при осуществлении оценки достаточности капитала банков, исходя из положений документов Базельского комитета;

в) сближение подходов к оценке кредитных рисков в части унификации порядка формирования резервов банков на возможные потери.

Дальнейшая гармонизация регулятивных режимов в сфере банковского регулирования и надзора позволит создать равные условия для участников финансовых рынков, снизить уровень необоснованной надзорной нагрузки на банки и обеспечить необходимое развитие культуры надзора.

Помимо решения выявленных проблем Национальному банку Республики Беларусь для корректного и аккуратного внедрения Базель III в белорусскую банковскую систему предстоит совершить еще следующие шаги:

1. Внедрение показателя покрытия ликвидности и показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательных нормативов безопасного функционирования банков.

2. Выявление системно значимых банков в белорусском банковском секторе и ежегодный пересмотр ранжирования.

На сегодняшний день ни одна методика выявления системной значимости финансовых организаций не является полной и всеобъемлющей. Поэтому для расчета уровня системной значимости банков следует применять агрегированные показатели, рассчитанные исходя из нескольких подходов. К примеру, на основе пяти подходов: а) индикативный - по 5 индикаторам (размеры банков, степень взаимосвязанности, наличие легкодоступных заменителей их услуг, международная деятельность, сложность); б) применение вектора Шепли (определение среднего предельного вклада в общий уровень системного риска); в) определение "типичного" банка; г) выявление зависимости от других секторов экономики; д) определение узнаваемости банка на финансовом рынке и установление его репутации на основе анкетирования субъектов хозяйств ования.

3. Адаптация и внедрение для системно значимых банков индивидуальных нормативов, предусмотренных международными

стандартами Базель III, а также разработка собственных национальных комплексных надзорных процедур.

Таким образом, процесс внедрения международных стандартов Базель III в Республике Беларусь еще не окончен и будет продолжаться еще длительное время в связи с постоянными пересмотрами и доработками методик как со стороны Национального банка Республики Беларусь, так и со стороны Базельского комитета по банковскому надзору. Предстоит решить еще множество вопросов и провести несколько реформ в системе банковского надзора Республики Беларусь, а также в системе управления рисками отдельных белорусских банков.

УДК 001.201

Ланг П.П. преподаватель

кафедра гражданского и арбитражного процесса Самарский государственный экономический университет

Оганнисян Р.М. студент 4 курса факультет Юриспруденция Россия, г. Самара ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИНЦИПОВ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

Как известно, современный период развития общества характеризуется совершенствованием информационных технологий и внедрением их во все сферы жизни человека. При этом развитие информационных технологий оказывает неизбежное влияние на процедуру осуществления правосудия. Применение технологий в судопроизводстве не является самоцелью, а служит решению задач правосудия. В силу сказанного, важно провести оценку правовых последствий использования новых технологий, а также оценить те новые качества, которые будут отличать электронное правосудие в плане его влияния на правовые основы судопроизводства. Внедрение системы электронного правосудия оказывает существенное влияние на традиционные принципы судопроизводства: принцип равноправия сторон, принцип открытости судебного разбирательства, диспозитивность, принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства, непосредственность судебного разбирательства.

Принцип равноправия сторон предполагает необходимость обеспечения равного доступа к системе электронного правосудия для всех участников правоотношений, которые находятся как в крупных центрах, так и в сельской местности, в противном случае, неравенство будет только усугубляться, причем теперь уже на технологической основе. Принцип равенства предусматривает также и необходимость равного доступа всех лиц к базам законодательства и судебной практики. Необходимо отметить, что доступ к правовой информации способствует обеспечению реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.