Научная статья на тему 'Проблематика профессиональной компетентности архитектора'

Проблематика профессиональной компетентности архитектора Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL AND SPATIAL DESIGN / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROBLEMS OF PRACTICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проклушина Юлия Александровна

В статье рассмотрена ситуация в архитектурном образовании, науке и практике по усилению профессионализации подготовки архитекторов в соответствии с актуальными потребностями социального развития. Представлена проблематика профессиональной компетентности архитектора как сложной интегрированной постепенно сформованной синергетической системы знаний, навыков, личностных качеств, опыта, человеческих и профессиональных ценностей, что является основой его профессиональной культуры, профессиональной и личной готовности к творческой работе и творческого применения приобретенных знаний и навыков в конкретной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблематика профессиональной компетентности архитектора»

ПРОБЛЕМАТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ АРХИТЕКТОРА Проклушина Ю.А. Email: Proklushina657@scientifictext.ru

Проклушина Юлия Александровна - студент магистратуры, Инженерная академия Российский Университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрена ситуация в архитектурном образовании, науке и практике по усилению профессионализации подготовки архитекторов в соответствии с актуальными потребностями социального развития. Представлена проблематика профессиональной компетентности архитектора как сложной интегрированной постепенно сформованной синергетической системы знаний, навыков, личностных качеств, опыта, человеческих и профессиональных ценностей, что является основой его профессиональной культуры, профессиональной и личной готовности к творческой работе и творческого применения приобретенных знаний и навыков в конкретной области.

Ключевые слова: архитектура, архитектурно-пространственное проектирование, профессиональная компетентность, проблемы практической деятельности.

PROBLEMATICS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE ARCHITECT Proklushina Yu.A.

Proklushina Yulia Alexandrovna - Graduate Student, ACADEMY OF ENGINEERING, PEOPLES' FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA, MOSCOW

Abstract: the article deals with the current situation in architectural education, science and practice to strengthen the professionalization of training architects in accordance with the actual needs of social development. The article presents the problems of professional competence of an architect as a complex integrated gradually formed synergetic system of knowledge, skills, personal qualities, experience, human and professional values, which is the basis of his professional culture, professional and personal readiness for creative work and creative application of acquired knowledge and skills in a particular area. Keywords: architecture, architectural and spatial design, professional competence, problems of practical activity.

УДК 331.225.3

Своеобразие профессиональной подготовки современных архитекторов обусловливается, прежде всего, содержанием понятия архитектура, которая определяется как система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать гармоничное архитектурное пространство в соответствии с определёнными законами. Характеризуя архитектуру как подсистему и ресурс гармонии общественной жизни, можно отметить, что при создании пространственной инфраструктуры социума специалисты должны понимать свою профессиональную ответственность и этику, придерживаться стратегии качества и полезности, что исходит из специфики профессии - «особого вида творческой деятельности человека, имеющей целью создание благоприятных и эстетических условий общественной жизни, удовлетворение культурных и духовных потребностей социума [1].

Профессионализм архитектора базируется на глубоких знаниях социальных и культурных потребностей общества, понимании функциональных процессов среды

зданий и сооружений, совершенном владении современным строительным делом и высоком уровне художественных способностей.

Проектная архитектурная деятельность, что является основой в профессии, направлена на решение проблем определенного направления по специализациям: градостроительство, архитектурное проектирование зданий и сооружений, ландшафтная архитектура, реконструкция и реставрация архитектурных объектов, дизайн среды. Так же важными являются стратегические приоритеты, очерченные в декларациях Международного союза архитекторов (МСА), ООН, ЮНЕСКО и других организаций на материалах Союза архитекторов РФ, законодательных документах, касающихся регламентации профессиональных требований к архитектору.

Очевидно, содержание и характер профессиональной подготовки обусловливается реалиями архитектурного производства, учитывает запросы и потребности строительной отрасли, актуальные требования к специалисту, потенциальные места трудоустройства выпускников.

Современным архитекторам необходимо овладеть методологией обоснования решений и выбора стратегии деятельности с учетом общечеловеческих ценностей, личностных, общественных, государственных и производственных интересов. Для этого важно структурировать и формализовать задачи архитектурной сферы, разработать универсальный методологический инструментарий их решения [2].

Совокупность архитектурно-пространственных задач традиционно разграничивают на научные, проектные и административные. В сфере архитектурной научной деятельности задачи могут быть условно сведены к обоснованию решений архитектурно-пространственной организации и направлений развития объектов и систем.

Архитектор реализует свои функции через проектирование, координируя деятельность со специалистами из других отраслей науки, техники и искусства. Решению задач архитектурно-пространственного проектирования предполагает целенаправленную деятельность по синтезу системы, а именно: формирование эффективной функциональной организации, композиции и планировочной организации, формирования эргономических и эстетических свойств пространства и формы [3].

Большая часть проектной деятельности концентрируется в уже сформированной среде. Соответственно, выделяются задачи реконструкции существующего пространства или ревитализации его деградировавших частей, которые включают изменение функций и внесении новых объектов в среду, изменение планировки и композиционной структуры.

Выделяются задачи обоснования проектных решений по освоению и застройке новых территорий при расширении поселений, при застройке рекреационных ландшафтов.

Проектные задачи включают подзадачи функционального зонирования (плоскостные), коммуникационные или транспортного типа («линейные»), а также размещения новых объектов (функций) в составленной системе пространства, композиционные - как пространственно-временное согласование элементов и связей проектируемой системы и объекта.

В зависимости от величины объекта задачи делятся на: районную планировку; проектирование крупных территориальных объектов (рекреационных зон, агломераций); проектирование городов и поселений (генпланы) и разработку проектов отдельных зон и элементов поселений (ДПТ - детальный план территории); проектирование объектов и сооружений, формирования дизайна среды и малых форм и др.

Независимо от специализации архитектурной деятельности и специфики объектов, архитектурно-пространственный процесс охватывает определенную последовательность этапов, которые могут рассматриваться как отдельные задачи, в частности, при проектировании: предпроектный анализ пространственной ситуации, оценка показателей функциональной организации систем (функциональной обусловленности и гибкости в отношении потребностей людей, сценарий объекта и др.), обоснование целей и исходных данных, проектных решений, оценка их социальной, экологической и экономической

эффективности; управление архитектурно-градостроительными процессами и авторским надзором за реализацией проектов.

Определенный существующий раздел задач имеет практическое содержание, но для сегодняшних условий он требует переосмысления, в частности относительно конкретизации координат, в которых осуществляется формулировка практических задач. Это обусловлено усложнением задач, решением которых занимается архитектор в связи с: изменением форм собственности и систем хозяйствования; изменением системы информационного обеспечения, а также функций и содержания архитектурной деятельности и специфики подготовки специалистов.

Архитектор должен владеть современными методами системного анализа пространственных ситуаций, их оценки и обоснования решений и стратегий развития архитектурных систем; это необходимое условие успешной профессиональной деятельности по целенаправленному развитию городов и территорий, создания выразительных и высокохудожественных архитектурных объектов.

Рассмотрение характера профессиональной деятельности, норм и требований относительно умений и психологических качеств специалиста, теоретический анализ существующих в психолого-педагогических и философских источниках подходов обусловили первостепенность компетентного подхода, который определяется комплексом весомых знаний и умений будущих специалистов архитектуры, сформированных во время обучения, так и выявления ими компетентности в выполнении профессиональных функций.

Профессиональную компетентность архитектора нужно понимать как взаимодействие трех факторов - профессиональной направленности, специальных качеств и способностей и мастерства, которые способствуют успешному и творческому решению профессиональных задач, определяется целостностью системы культурологических, архитектурно -технических и художественных знаний, умений и навыков, мотивов и ценностных смыслов деятельности и обеспечивает готовность к ее осуществлению.

Список литературы /References

1. National Architectural Accrediting Board. Accreditation information. NANB, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naab.org/accreditation/ home/ (дата обращения: 07.02.2019).

2. Асеев Ю.С. Профессия-Архитектор / Ю.С. Асеев. Москва: Строитель, 2016. 104 с.

3. Компетентный подход в современном образовании: мировой опыт и российские перспективы: Библиотека образовательной политики / под общ. ред. О.В. Овчарук. К.: К.И.С., 2017. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.