УЕБТЫНС
мвви
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 378:72
Т.В. Семешкина, В.Н. Ткачев*
АНОО ВПО «МСИ», ФГБОУ ВПО «МГСУ»
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПОВ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На основе схемы ментальной карты рассмотрена методологическая последовательность образовательной технологии первых этапов вузовской подготовки по архитектурной специальности.
Указано на дихотомию архитектурной деятельности как проектной, так и контролирующей процесс реализации.
Профессиональное сознание архитектора является субъектом разработки, анализа и отбора проектных вариантов и объектом накопления творческих навыков как ортодоксальных, к которым относится овладение техническими дисциплинами, и композиционно-художественными навыками, так и трансцендентных, контролируемых психологическими механизмами, в частности ассоциативным мышлением.
Ключевые слова: ментальная карта, профессиональное сознание, психология творческого процесса, ортодоксальное мышление, ассоциативное мышление, субдоминантный фактор, профессиональные навыки, эвристика, интуиция, память, архитектурное образование, пропедевтика.
В архитектурном образовании процесс ввода информации, воспитывающий в теоретическом и практическом аспектах профессиональное сознание, требует установления определенной последовательности ввода в процесс обучения базовых и смежных дисциплин.
Отграничение пропедевтики от последующих занятий собственно проектированием — главной фазой обучения — явно недостаточно для уяснения «правильной» очередности и дозированности штатных ведущих дисциплин. При этом большинство предметов смежного назначения могут находиться в режиме относительно свободного «плавания» по календарной сетке.
Кроме того, объемные соотношения таких разделов пропедевтики, как развитие графических навыков и композиционного мышления, могут изменяться вследствие естественных требований модернизации обучения или внешне административного давления, создающего нередко впечатление разрушительных акций.
В любом случае при составлении программ и их регулярном обновлении необходимо отчетливо представлять полную картину образовательного цикла и креативных механизмов, способствующих погружению студентов в атмосферу профессионального бытия.
Для большей прозрачности логики изложения материала воспользуемся техникой работы с ментальной картой (рисунок), в основе которой лежит
ВЕСТНИК
МГСУ-
1/2014
визуально воспринимаемая схема связей и зависимостей элементов учебной программы, настроенной на достижение ожидаемого педагогического эффекта [1, с. 75].
Оценка. Эксплуатация
Ментальная карта процесса архитектурного проектирования
Память
> Поверхностная
• Среднего уровня
> Глубокая
Реализация архитектурного замысла разделяется на два самостоятельных законченных этапа: проектирования и пространственно-предметного осуществления. Важно, чтобы с первых шагов опыта проектирования студент уяснил, что адекватность осуществления проектной идеи, ее художественных и технических достоинств достигается не только жесткостью и юридической защищенностью авторского надзора, но и пониманием соразмерности фантазии реальным возможностям строительной практики.
Оценка проектного решения не должна ограничиваться визуальным транзитным восприятием внешних композиционных достоинств, под которыми может скрываться небрежная и поспешная профанация работы над пространственным и конструктивным решением, что свойственно студентам, спекулирующим на изобразительных возможностях компьютерной техники, обеспечивающей скоростную имитацию полноценного проекта при минимальных затратах мыслительных усилий [2, с. 98].
Детальной разработке принятого направления архитектурного решения предшествуют сопоставление и фильтрация ряда конкурирующих вариантов.
Кроме «родительских» чувств автора, его умения вставить как бы непроизвольно свои амбиции в нишу социального заказа, существует множество критериев, пролагающих путь реализации замысла, ставшего на определенном этапе общественным достоянием. И критерием окончательного выбора, преодолевающим даже очевидные нонсенсы идеи, становится тот, который наиболее ярко в духе PR поддержит сиюминутный конформизм замысла. Ошибки,
точнее, заблуждения тотального характера, вскроются позднее и позитивная оценка работы может смениться на противоположную.
Античная классика, изощренность готики, сооружения нейтральные и по образу понятные, не отягощенные амбициозными авторскими претензиями на оригинальность, сохраняют бесспорность своей культурной ценности. Укрепляется вневременное достоинство символики скульптурной группы «Рабочий и колхозница».
И с годами все более удивительным становится феномен назначения памятником эпохи (даже не осуществленным!) татлинского памятника III Интернационала — наивный и атектоничный опус.
Через продуцирование идей и фильтрацию вариантов реализуется профессиональное сознание архитектора, отличающееся от бытового сознания специфической оценкой и выборочной укладкой в память разного уровня представлений от поступающих впечатлений, которые могут составить материал для формирования образов и замыслов на их основе. В котел вариативного тестирования идей вбрасываются как «законная» продукция подготовленного разума, так и случайные удачные находки, инициированные людьми, далекими от архитектуры, но обладающими нередко масштабным воображением и широтой мышления.
С вытеснением живого человеческого участия в проектировании и обесцениванием антропоморфных норм композиции архитектурная среда городов заполняется произведениями машинной проектной индустрии, операторы которой пока не в состоянии разделить в функциях ЭВМ творческие и исполнительские начала.
Профессиональное сознание вырабатывается многократными сеансами творческих процессов, оперирующих инструментами ортодоксального и ассоциативного мышления.
Ортодоксальное мышление опирается на базовые профессиональные навыки, обучение которым идет по двум параллельным направлениям. Овладение техническими детерминантами проекта: климатологическими и психофизиологическими параметрами среды, объемом функциональных задач и предполагаемых конструктивных решений, видами инженерного обеспечения фазы эксплуатации — реализуется в режиме вхождения в область позитивных знаний, составляющих основу репродуктивной деятельности.
Библия ортодоксального мышления архитектора — собрание СНиПов, концентрирующих сводный многолетний опыт проектирования и строительства, предостерегающих проектировщика от беспочвенных фантазий и облегчающих вход выпускника вуза в деловую проектную атмосферу профессиональной практики.
Одним из удачных приемов освоения «территории» СНиПов является игровой метод маленьких человечков (ММЧ), разработанный некогда инженером Г.С. Альтшулером [3]. Наверное, для студентов-архитекторов не будет большим напряжением воображаемая экскурсия по плану проектируемого ими объекта, но польза — несомненно! Практика скоростного «изготовления» баннеров дипломного проекта за несколько дней исключает возможность исправления дефектов решения, особенно если руководитель проекта видит его впервые в день
ВЕСТНИК 1/2014
1/2014
защиты. И это уже не частные случаи, а компьютерная эпидемия, охватившая большинство вузов, ведущих обучение архитектурным специальностям.
Вторая линия подготовки ориентирована на овладение композиционно-художественными навыками профессии. В свое время, еще в 1930-е гг. в Московском архитектурном институте была выработана методика последовательного выявления свойств объектов и пространства, закономерностей их композиционной организации, закрепленная в известном учебнике В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, М.А. Туркуса [4] и развитая на его базе в конце ХХ в. учебным пособием преподавателей МАРХИ [5].
Конечно, композиционная подготовка немыслима без студийной и пленэрной работы по развитию навыков в рисунке и живописи, овладения законами колористики. Здесь ортодоксальная ремесленная практика предполагает переход профессионального мышления на новый — трансцендентальный уровень визуального восприятия действительности и понимания гармонии форм и пространства. Вырабатывается сенситивность к явлениям и объектам, обладающим эстетическими качествами, или же эти качества вменяются объектам наблюдения в меру развития у наблюдателя чувства гармонии, вкуса, ассоциаций.
Ассоциативное мышление — одно из ценнейших свойств профессионального сознания архитектора — может быть генетическим подарком, но реальнее его направленное воспитание различными методиками, которые обеспечиваются психологической поддержкой сферы творческих процессов.
К числу освоенных трансцендентных методик, укрепляющих ортодоксальные приемы проектирования, относится эвристика, объясняемая некогда мистическим могуществом так называемого «черного ящика» [6].
Современные психологические исследования творческих процессов указывают на продуктивное участие в проектном процессе субдоминантных факторов, т.е. таких творческих импульсов, неожиданно (эврика!) выводящих из тупика творческий процесс за счет соображений, казавшихся ранее абсурдными и абсолютно неприемлемыми. Советский психолог Я.А. Пономарев называл их протуберанцами [7, с. 376]. Как правило, именно субдоминантные факторы являются источниками инсайта — озарения, выводящего проектный процесс на финишную прямую. На такую же роль претендует интуиция, представляемая в бытовом понимании как феномен божественного наития. На деле интуиция есть эманация ресурсов памяти, отобранных и вынесенных на поверхность суждений в меру потребностей в них. Особенно эффектно извлечение нужной информации, заложенной в глубинную память, хотя, понятно, есть и менее глубокие уровни памяти [8, с. 117]. Так, кратковременная и оперативная память более полезна при запоминании адреса нужной информации и образного источника. Практика прошлого опыта студентов-архитекторов вести альбомы с калькой, куда из журналов вносились зарисовки планов, фасадов и декоративных элементов, конструктивных узлов и перспектив, подменилась непродуктивным перелистыванием глянцевых журналов, скачиванием образцов из интернета. Польза полученной не прикладывая рук и мышления информации практически нулевая.
Феномен профессиональной памяти как форма отбора и накопления личного ресурса «отраслевых» впечатлений и формул их смыслового агрегатиро-
вания заслуживает особого внимания. В классификационном аспекте помимо разного уровня «заложения» в сознании память можно условно дифференцировать на ментальную, соматическую, генетическую, хотя как инструмент мышления память работает единым фронтом. Но, тем не менее, ментальные факторы превалируют как организующая — анализирующая и синтезирующая — субстанция. Такая память необходима в творческом процессе для более активной адаптации образных ощущений, которые усиливаются благодаря привлечению ресурсов памяти, дополнительно окрашивая эффект апперцепции (восприятия явлений мира подготовленным сознанием). Живая оперативная память (не в недрах компьютерных мониторов!) необходима при разработке и сравнении предпроектных вариантов. Нельзя забывать и о том, что параллельно идет интенсивная ментальная подсознательная работа сортировки решений.
Наконец, оценка и сравнение осуществленных объектов составляет материал исторически последовательного накопления опыта совершенствования форм, что, собственно, и выстраивает линию художественного и технического прогресса архитектуры.
Существенно и то, что уровень знаний представлен не объемом накопленной информации, а системой смысловых связей ее элементов, т.е. структурированной памятью, противоположность которой — бессвязный багаж разнообразных сведений — называют эйдетизмом [9, с. 126].
Структурированная память пополняет потенциал ассоциативных связей оперативных понятий, используемых в построении [10].
Образная память, обобщающая эстетические мировоззрения эпохи, не только служит опосредованно механизмом закрепления архитектурных стилей, но и может провоцировать эпигонство.
Соматическая память, память тела, имеет отношение к осознанию физической рефлективности на явления среды. Телесная реакция человека на климатические параметры, визуально-вестибулярная реакция на ощущения тектоники, вертикали и горизонтали, эффект «втягивания» в глубины пространства, имеют как генетическую природу, так и опытную.
Ассимилированное воздействие на психику факторов памяти, настроенных на режим ожидания, рождает так называемое «шестое чувство», спасавшее древнего человека и практически утраченное в наше время. Кстати, на подсознательном учете этого чувства складывалась защищенная среда обитания в эпохи рабовладения и феодализма, предметно отраженная в запутанных планировках дворцовых и мемориальных комплексов.
Бытовые впечатления о защищенности среды и ее тектонической надежности, скомпонованные на границе ментальных и соматических ресурсов памяти, в проекции на учебные задачи архитектурного образования должны переводиться в плоскость профессиональных импульсов материализации проектной идеи в виде осмысленных габаритов зданий, гарантирующих логику функционально-конструктивных и образных свойств сооружения в целом и деталях.
Подведем итоги вышесказанному.
Технологические приемы архитектурного проектирования, ортодоксальные и трансцендентные, не являются секретами профессии. При всем том знание простых взаимосвязей элементов творческого процесса, средств акти-
ВЕСТНИК 1/2014
1/2014
визации творческого воображения в формировании проектного образа и, самое главное, сознательное накопление опыта грамотного ассоциированного использования регламентной технической информации и эмоционально заряженных художественных импульсов прокладывают путь к развитию и закреплению профессиональных навыков.
Рассмотренная нами на схеме ментальной карты технология архитектурного образования акцентирует необходимость освоения психологического компонента творческих процессов. Без этого ни одну из печатей АРХИТЕКТУРЫ выпускник не вскроет и останется у ее дверей как оглашенный при входе в храм.
Библиографический список
1. Nollke M. Kreativitatstechniken. Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags, Bundesrepublik Deutschland, Freiburg, 2003, 140 s.
2. Гришин С.Ф. Да, я всегда был оптимистом // Вестник. «Зодчий 21 век». 2007. № 2 (24). С. 98.
3.АльтшулерГ.С. Творчество как точная наука. М. : Советское радио. 1979. 175 с.
4. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., 1934. 232 с.
5. Объемно-пространственная композиция / под ред. А.В. Степанова. М. : Стройиздат, 1993. 255 с.
6. Саркисов С.К. Основы архитектурной эвристики. М. : Архитектура-С, 2004. 352 с.
7. Пономарев Я.А. Психологический механизм творчества // Человек в системе наук. М. : Наука, 1989. 504 с.
8. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л. : ЛенГУ, 1984. 176 с.
9. Ткачев В.Н., Семешкина Т.В. Ассоциации в архитектуре и дизайне. М. : МГСУ, 2011. 224 с.
10. Hesselgren S. Man's perseption on man-made environment. An architectural Theory. London, 1975, 213 p.
Поступила в редакцию в ноябре 2013 г.
Об авторах: Семешкина Татьяна Владимировна — заместитель декана факультета «Дизайн», Международный славянский институт (АНОО ВПО «МСИ»), 129085, г. Москва, ул. Годовикова, д. 9, стр. 25, tatjna_07@mail.ru;
Ткачев Валентин Никитович — доктор архитектуры, профессор кафедры проектирования зданий и градостроительства, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, valentintn@mail.ru.
Для цитирования: Семешкина Т.В., Ткачев В.Н. Креативные технологии начальных этапов архитектурного образования // Вестник МГСУ 2014. № 1. С. 209—215.
T.V. Semeshkina, V.N. Tkachev
CREATIVE TECHNOLOGIES OF THE INITIAL STAGES OF ARCHITECTURAL EDUCATION
On the basis of the scheme of mental map the methodological sequence of educational technologies on the initial stages of high school training on architectural discipline is considered.
Dichotomy of architectural activity is specified: both design and implementation process supervising.
Professional consciousness of an architect is a subject of development, analysis and selection of design options and an object of creative skills accumulation, both orthodox, which includes mastering of technical disciplines and compositional-art skills, and transcendental, supervised by psychological mechanisms, in particular, associative thinking.
Key words: mental map, professional consciousness, psychology of creative process, orthodox thinking, associative thinking, subdominant factor, professional skills, heuristics, intuition, memory, architectural education, introduction.
References
1. Nöllke M. Kreativitätstechniken. Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags, Bundesrepublik Deutschland, Freiburg, 2003, 140 s.
2. Grishin S.F. Da, ya vsegda byl optimistom [Yes, I've Always Been an Optimist]. Vestnik «Zodchiy 21 vek» [Bulletin "Architect 21st Century"]. 2007, vol. 2 (24), p. 98.
3. Al'tshuler G.S. Tvorchestvo kak tochnaya nauka [Art as Exact Science]. Moscow, Sovetskoe Radio Publ., 1979, 175 p.
4. Krinskiy V.F., Lamtsov I.V., Turkus M.A. Elementy arkhitekturno-prostranstvennoy kompozitsii [Elements of Architectural and Spatial Composition]. Moscow, 1934, 232 p.
5. Stepanov A.V., editor. Ob"emno-prostranstvennaya kompozitsiya [Volumetric and Spatial Composition]. Moscow, Stroyizdat Publ., 1993, 255 p.
6. Sarkisov S.K. Osnovy arkhitekturnoy evristiki [Fundamentals of Architectural Heuristics]. Moscow, Arkhitektura-S Publ., 2004, 352 p.
7. Ponomarev Ya.A. Psikhologicheskiy mekhanizm tvorchestva [The Psychological Mechanism of Creativity]. Chelovek v sisteme nauk [Human in the System of Sciences]. Moscow, Nauka Publ., 1989, 504 p.
8. Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya v psikhologii [System Descriptions in Psychology]. Leningrad, LenGU Publ., 1984, 176 p.
9. Tkachev V.N., Semeshkina T.V. Assotsiatsii v arkhitekture i dizayne [Associations in Architecture and Design]. Moscow, MGSU Publ., 2011, 224 p.
10. Hesselgren S. Man's Perseption on Man-made Environment. An Architectural Theory. London, 1975, 213 p.
About the authors: Semeshkina Tat'yana Vladimirovna — Vice-dean, Department of Design, International Slav Institute (MSI), 9 - 25 Godovikov St, Moscow. 129085, Russian Federation; tatjna_07@mail.ru;
Tkachev Valentin Nikitovich — Doctor of Architecture, Professor, Department of Design of Buildings and Town Planning, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; valentintn@mail.ru.
For citation: Semeshkina T.V., Tkachev V.N. Kreativnye tekhnologii nachal'nykh etapov arkhitekturnogo obrazovaniya [Creative Technologies of the Initial Stages of Architectural Education] Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 1, pp. 209—215.