Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МПГУ'

ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое общение / структура / функции / студенты / цифровизация образования / дистанционное обучение / профессиональноесаморазвитие / будущие педагоги / анкетирование / pedagogical communication / structure / functions / students / digitalization of education / distance learning / professional self-development / future teachers / survey

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодцова Н.Г.

Статья посвящена анализу функций и особенностей структурных компонентов педагогического общения в условиях дистанционного образования с точки зрения будущих педагогов; выявлению проблем и ресурсов онлайн педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMATICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN DISTANCE EDUCATION AS PRESENTED BY MODERN STUDENTS OF MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the analysis of the functions and features of the structural components of pedagogical communication in distance education from the perspective of future teachers; identifying problems and resources of online pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МПГУ»

ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МПГУ

Молодцова Н. Г.(Москва, МПГУ) n201270@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу функций и особенностей структурных компонентов педагогического общения в условиях дистанционного образования с точки зрения будущих педагогов; выявлению проблем и ресурсов онлайн педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, структура, функции, студенты, цифро-визация образования, дистанционное обучение, профессиональноесаморазвитие,будущие педагоги, анкетирование.

THE PROBLEMATICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN DISTANCE EDUCATION AS PRESENTED BY MODERN STUDENTS OF MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY Molodtsova N.G. (Moscow, MPSU) n201270@mail.ru

Abstract: The article is devoted to the analysis of the functions and features of the structural components of pedagogical communication in distance education from the perspective of future teachers; identifying problems and resources of online pedagogical communication.

Key words: pedagogical communication, structure, functions, students, digitalization of education, distance learning, professional self-development, future teachers, survey.

Активная цифровизация современного образования и дистанционная форма обучения в период пандемии существенно повлияли на традиционные формы и функции педагогического общения, актуальность которого чрезвычайно высока, поскольку именно общение педагога с учеником является важной детерминантой личностного развития обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы (Зимняя, 1999) по данной проблематике показал, что сторонники личностно-деятельностного подхода в образованиирассмат-ривают педагогическое общение как профессиональное взаимодействие педагога с учеником, одновременно реализующее коммуникативную, перцептивнуюи интерактивную функции.

Важной особенностью педагогического общения является его многофункциональность. Исследователи в этой области выделяют следующие функции:

- Информативная функция, направленная на передачу знаний учащимся, формирование у них необходимых умений и навыков;

- Нормативная функция, заключающаяся в том, что в процессе педагогического общения детям передаются нормы морали через усвоение ими основ нравственного поведения;

- Познавательная функция, направленная на развитие у детей умения аргументированно высказывать собственное мнение, правильно и четко доносить до собеседника свою мысль;

- Коммуникативная функция, предполагающая установление межличностного взаимодействия и связей между учащимися в группах;

- Регулятивная функция, направленная на установление разнообразных средств и форм стимулирования нравственного поведения;

- Воспитательная функция, заключающаяся в формировании и развитии у детей эффективных способов взаимодействия. Кроме того, данная функция предполагает

выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.

В непосредственном общении педагога с учащимися все перечисленные функции выступают в единстве. В условиях дистанционного образования педагогическое общение перестаёт быть непосредственным. Поэтому актуальны вопросы, связанные с выявлением изменений в педагогическом общении в онлайн формате, с поиском способов оптимизации педагогического общения в цифровую эпоху.

Для ответа на них мы обратились к размышлениям студентов 5 курса института филологии МПГУ, которые не только сами в течение последнего года учились в вузе дистанционно, но и педагогическую практику осуществляли вследствие пандемии в онлайн формате, поэтому прочувствовали на себе и оценили особенности педагогического общения как со стороны учащегося, так и со стороны педагога.

В исследовании приняли участие 72 студента, которым было предложено пройти анкетирование, включающее четыре открытых вопроса по данной проблематике:

1. В чем вы видите основные проблемы педагогического общения в условиях дистанционного образования?

2. Как при этом меняются функции педагогического общения?

3. Что необходимо педагогу чтобы быть успешным в педагогическом общении в цифровую эпоху?

4. Какие вы видите плюсы и минусы педагогического общения в условиях дистанционного образования?

Анализ ответов выявил проблематику педагогического общения в условиях дистанционного образования с двух сторон (как обучающихся, так и педагогов).

Отвечая на первый вопрос «В чем вы видите проблемы педагогического общения в условиях дистанционного образования?», студенты отметили:

1. Выхолащивание у педагога традиционной функции носителя знаний, так как ученики имеют прямой доступ к информации (60 % опрошенных).

2. Технические проблемы, связанные с недостаточным уровнем компьютерный грамотности педагогов и технического оснащения: сбой в работе микрофона, камеры, интернет разрывы приводят к потере времени и отвлекаемости учащихся (50 %).

3. Проблемы перцептивного компонента общения (67 %):

- в условиях онлайн обучения учителю и ученику сложно воспринимать и понимать друг друга, определить по выражению лица насколько ученик понял учебный материал становится практически невозможно (52 %);

- не видна непосредственная реакция ученика на речь учителя, вследствие чего трудно отслеживать ход урока, ослабевает заинтересованность учащихся в учебном процессе (47 %);

- сведение к минимуму обратной связи в общении (48 %);

- теряется доверительность в отношениях педагога с учениками (34%);

- обезличенность педагогического общения в онлайн формате (25 %).

4. Проблемы со стороны интерактивного компонента общения (47%):

- педагогу труднее в условиях дистанта выбрать продуктивный стиль педагогического общения, эффективные способы влияния на учащихся;

- сложнее контролировать учебный процесс (ученик может создавать эффект присутствия на занятии);

- труднее организовать учебно-педагогическое сотрудничество и групповую работу; семинары часто превращаются в лекции;

- педагогу сложнее оказать психолого-педагогическую поддержку ученику, создать атмосферу доверия и принятия (поддержать словом и взглядом);

- у учащихся снижается потребность в общении с педагогом и сверстниками, коммуникативная активность падает.

Как отмечают студенты, в меньшей степени при дистанционном обучении пострадал коммуникативный компонент общения, связанный с обменом вербальной информацией. Этот процесс стал даже более удобен для обучающихся, так как к информации при онлайн обучении всегда можно вернуться при необходимости, доступны любые ресурсы её получения. При этом с точки зрения коммуникативного аспекта общения также обнаруживается ряд проблем:

- видоизменяется форма устной речи в онлайн общении, теряется её естественность и спонтанность, речь становится более монологичной, подготовленной, близкой к письменной (20 %);

- нивелируется невербальная коммуникация (36 %);

- проблемы активного слушания (15 %);

- неуверенные в себе ученики меньше задают вопросов (12 %).

Размышляя над вопросом о том, как меняются функции педагогического общения в условиях цифрового обучения, студенты отметили, что многие традиционные функции учителя утрачиваются или ослабевают, а именно:

- нивелируется информационно-обучающая функция (54 %);

- ослабевает воспитательная функция педагогического общения (35 %);

- затруднена функция контроля учащихся (23 %);

- не реализуется психотерапевтическая функция поддержки ученика (10 %). При этом у педагогического общения появляются новые функции, а именно:

- учителя-тьютора, который определяет траекторию каждого (46%);

- ^-специалиста по созданию цифровых ресурсов обучения (45%);

- учителя-блогера, поскольку социальные сети становятся образовательной платформой (34 %);

- помощи учащимся в поиске и обработке информации для решения учебных задач (25 %);

- обучения критическому мышлению (15 %);

- учителя-дизайнера, учителя-режиссёра, учителя-писателя (16 %).

Отвечая на третий вопрос, студенты отметили, что современному педагогу в первую очередь необходимы:

- понимание того, что цифровые ресурсы не самоцель, а инструмент и умение подчинять их целям обучения (цифровая грамотность);

- готовность к постоянным изменениям современного мира;

- умение организовывать эффективный онлайн учебный процесс;

- психологическая компетентность;

- аналитический склад ума;

- способность к многозадачности;

- ораторские навыки и умение заинтересовать учащихся;

- умение использовать большой арсенал групповой работы и интерактивных методов;

- навыки фасилитации;

- смена методики преподавания, умение отбирать ресурсы для видеоконференций;

- умение создавать и применять упражнения творческого характера, так как ответы на все репродуктивные задания есть в готовом виде в интернете, нет потребности думать самому.

Выделенные студентами основные плюсы и минусы педагогического общения в условиях онлайн обучения мы представили в виде таблицы 1.

Таблица 1

Основные достоинства и недостатки педагогического онлайн общения

Достоинства Недостатки

1. Горизонтальная модель общения (нивелируются многие негативные черты авторитарного стиля общения). 1. Стирается грань между взрослым и учеником в процессе онлайн общения.

2. Исчезают проблемы с дисциплиной на уроке. 2. Проблематично осуществлять индивидуальный подход в общении и обучении.

3. За счёт цифровых технологий учитель освобождает время на непосредственное общение с обучающимися. 3. Трудности в объективной оценке уровня знаний учащихся.

4. Участники образовательного процесса могут создавать профессиональные сообщества в масштабе всей страны, посещать онлайн конференции 4. Отсутствие эмоционального, «живого» общения, обезличенность.

5. В любое время можно быстро связаться с преподавателем. 5. Нивелирование невербальной коммуникации.

6. Онлайн опрос помогает отвечать неуверенным и интровертированным ученикам. 6. Обучающиеся больше взаимодействуют с техникой (практическое отсутствие социального компонента).

7. Цифровые технологии помогают вовлечению учащихся в учебную работу посредством фото и видеоресурсов. 7. Риск того, что цифровизация станет самоцелью, станет управлять учебным процессом.

8 Роль воспитания снижается.

9. Нарушается процесс восприятия и понимания человека человеком.

10. Сложности в предоставлении и получении обратной связи между участниками образовательного процесса.

11. Снижение речевой активности учащихся.

12. Трудности в выборе средств и методов взаимодействия с учениками.

С точки зрения педагогической компаративистики результаты исследования показали, что многие проблемы общения как со стороны педагога, так и обучающегося студенты рассматривают как сходные. К ним относятся: отсутствие невербальной коммуникации, сложность процесса восприятия и понимания друг друга, отсутствие эмоциональной стороны общения, сужение социальных контактов, потребности в живом непосредственном общении, отсутствие учебного сотрудничества, обезличенность общения.

Анализ представлений студентов позволяет сделать вывод о том, что в условиях дистанционного обучения педагогическое общение недостаточно эффективно, ряд его важных функций, форм и видов выхолащиваются. Нарушается принцип гуманизации образования, утрачивается влияние личности педагога на личность ученика. Между тем функция получения и обмена информацией приобретает новые ресурсы за счет цифровых технологий и влечет за собой смену основной позиции и роли педагога: от носителя знаний к фасилитатору, обеспечивающему функцию направляющего участия в аспекте развития и саморазвития личности ученика. В связи с этим требуется формировать у педагога новые виды коммуникативной компетентности, особое внимание уделять развитию

умений и навыков в области продуктивного общения. С целью решения данной проблемы нами было создано учебно-методическое пособие «Психология педагогического общения» (Молодцова, 2021), куда вошли современные интерактивные методы и приемы общения, кейсы на основе художественных произведений и кинофильмов, тренинговые упражнения и практические задания по данной проблематике, позволяющие оптимизировать процесс овладения будущими учителями знаниями, умениями и навыками в области педагогического общения.

Выявление проблем и ресурсов педагогического общения в условиях цифровиза-ции образования в дальнейшем позволит каждому студенту выстраивать стратегию собственного профессионального саморазвития.

Литература

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47 с.

4. Молодцова Н.Г. Психология педагогического общения: сборник кейсов и практических упражнений. М.: МПГУ, 2021. 122 с.

5. Тивикова С.К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования: монография / С.К. Тивикова, О.Ю. Дедова, Н.Ю. Яшина. Н. Новгород: НИРО, 2015. 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.