ПРОБЛЕМАТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ МПГУ
Молодцова Н. Г.(Москва, МПГУ) n201270@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена анализу функций и особенностей структурных компонентов педагогического общения в условиях дистанционного образования с точки зрения будущих педагогов; выявлению проблем и ресурсов онлайн педагогического общения.
Ключевые слова: педагогическое общение, структура, функции, студенты, цифро-визация образования, дистанционное обучение, профессиональноесаморазвитие,будущие педагоги, анкетирование.
THE PROBLEMATICS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN DISTANCE EDUCATION AS PRESENTED BY MODERN STUDENTS OF MOSCOW STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY Molodtsova N.G. (Moscow, MPSU) n201270@mail.ru
Abstract: The article is devoted to the analysis of the functions and features of the structural components of pedagogical communication in distance education from the perspective of future teachers; identifying problems and resources of online pedagogical communication.
Key words: pedagogical communication, structure, functions, students, digitalization of education, distance learning, professional self-development, future teachers, survey.
Активная цифровизация современного образования и дистанционная форма обучения в период пандемии существенно повлияли на традиционные формы и функции педагогического общения, актуальность которого чрезвычайно высока, поскольку именно общение педагога с учеником является важной детерминантой личностного развития обучающихся.
Анализ психолого-педагогической литературы (Зимняя, 1999) по данной проблематике показал, что сторонники личностно-деятельностного подхода в образованиирассмат-ривают педагогическое общение как профессиональное взаимодействие педагога с учеником, одновременно реализующее коммуникативную, перцептивнуюи интерактивную функции.
Важной особенностью педагогического общения является его многофункциональность. Исследователи в этой области выделяют следующие функции:
- Информативная функция, направленная на передачу знаний учащимся, формирование у них необходимых умений и навыков;
- Нормативная функция, заключающаяся в том, что в процессе педагогического общения детям передаются нормы морали через усвоение ими основ нравственного поведения;
- Познавательная функция, направленная на развитие у детей умения аргументированно высказывать собственное мнение, правильно и четко доносить до собеседника свою мысль;
- Коммуникативная функция, предполагающая установление межличностного взаимодействия и связей между учащимися в группах;
- Регулятивная функция, направленная на установление разнообразных средств и форм стимулирования нравственного поведения;
- Воспитательная функция, заключающаяся в формировании и развитии у детей эффективных способов взаимодействия. Кроме того, данная функция предполагает
выработку у детей культуры общения, уважительного отношения к личности собеседника.
В непосредственном общении педагога с учащимися все перечисленные функции выступают в единстве. В условиях дистанционного образования педагогическое общение перестаёт быть непосредственным. Поэтому актуальны вопросы, связанные с выявлением изменений в педагогическом общении в онлайн формате, с поиском способов оптимизации педагогического общения в цифровую эпоху.
Для ответа на них мы обратились к размышлениям студентов 5 курса института филологии МПГУ, которые не только сами в течение последнего года учились в вузе дистанционно, но и педагогическую практику осуществляли вследствие пандемии в онлайн формате, поэтому прочувствовали на себе и оценили особенности педагогического общения как со стороны учащегося, так и со стороны педагога.
В исследовании приняли участие 72 студента, которым было предложено пройти анкетирование, включающее четыре открытых вопроса по данной проблематике:
1. В чем вы видите основные проблемы педагогического общения в условиях дистанционного образования?
2. Как при этом меняются функции педагогического общения?
3. Что необходимо педагогу чтобы быть успешным в педагогическом общении в цифровую эпоху?
4. Какие вы видите плюсы и минусы педагогического общения в условиях дистанционного образования?
Анализ ответов выявил проблематику педагогического общения в условиях дистанционного образования с двух сторон (как обучающихся, так и педагогов).
Отвечая на первый вопрос «В чем вы видите проблемы педагогического общения в условиях дистанционного образования?», студенты отметили:
1. Выхолащивание у педагога традиционной функции носителя знаний, так как ученики имеют прямой доступ к информации (60 % опрошенных).
2. Технические проблемы, связанные с недостаточным уровнем компьютерный грамотности педагогов и технического оснащения: сбой в работе микрофона, камеры, интернет разрывы приводят к потере времени и отвлекаемости учащихся (50 %).
3. Проблемы перцептивного компонента общения (67 %):
- в условиях онлайн обучения учителю и ученику сложно воспринимать и понимать друг друга, определить по выражению лица насколько ученик понял учебный материал становится практически невозможно (52 %);
- не видна непосредственная реакция ученика на речь учителя, вследствие чего трудно отслеживать ход урока, ослабевает заинтересованность учащихся в учебном процессе (47 %);
- сведение к минимуму обратной связи в общении (48 %);
- теряется доверительность в отношениях педагога с учениками (34%);
- обезличенность педагогического общения в онлайн формате (25 %).
4. Проблемы со стороны интерактивного компонента общения (47%):
- педагогу труднее в условиях дистанта выбрать продуктивный стиль педагогического общения, эффективные способы влияния на учащихся;
- сложнее контролировать учебный процесс (ученик может создавать эффект присутствия на занятии);
- труднее организовать учебно-педагогическое сотрудничество и групповую работу; семинары часто превращаются в лекции;
- педагогу сложнее оказать психолого-педагогическую поддержку ученику, создать атмосферу доверия и принятия (поддержать словом и взглядом);
- у учащихся снижается потребность в общении с педагогом и сверстниками, коммуникативная активность падает.
Как отмечают студенты, в меньшей степени при дистанционном обучении пострадал коммуникативный компонент общения, связанный с обменом вербальной информацией. Этот процесс стал даже более удобен для обучающихся, так как к информации при онлайн обучении всегда можно вернуться при необходимости, доступны любые ресурсы её получения. При этом с точки зрения коммуникативного аспекта общения также обнаруживается ряд проблем:
- видоизменяется форма устной речи в онлайн общении, теряется её естественность и спонтанность, речь становится более монологичной, подготовленной, близкой к письменной (20 %);
- нивелируется невербальная коммуникация (36 %);
- проблемы активного слушания (15 %);
- неуверенные в себе ученики меньше задают вопросов (12 %).
Размышляя над вопросом о том, как меняются функции педагогического общения в условиях цифрового обучения, студенты отметили, что многие традиционные функции учителя утрачиваются или ослабевают, а именно:
- нивелируется информационно-обучающая функция (54 %);
- ослабевает воспитательная функция педагогического общения (35 %);
- затруднена функция контроля учащихся (23 %);
- не реализуется психотерапевтическая функция поддержки ученика (10 %). При этом у педагогического общения появляются новые функции, а именно:
- учителя-тьютора, который определяет траекторию каждого (46%);
- ^-специалиста по созданию цифровых ресурсов обучения (45%);
- учителя-блогера, поскольку социальные сети становятся образовательной платформой (34 %);
- помощи учащимся в поиске и обработке информации для решения учебных задач (25 %);
- обучения критическому мышлению (15 %);
- учителя-дизайнера, учителя-режиссёра, учителя-писателя (16 %).
Отвечая на третий вопрос, студенты отметили, что современному педагогу в первую очередь необходимы:
- понимание того, что цифровые ресурсы не самоцель, а инструмент и умение подчинять их целям обучения (цифровая грамотность);
- готовность к постоянным изменениям современного мира;
- умение организовывать эффективный онлайн учебный процесс;
- психологическая компетентность;
- аналитический склад ума;
- способность к многозадачности;
- ораторские навыки и умение заинтересовать учащихся;
- умение использовать большой арсенал групповой работы и интерактивных методов;
- навыки фасилитации;
- смена методики преподавания, умение отбирать ресурсы для видеоконференций;
- умение создавать и применять упражнения творческого характера, так как ответы на все репродуктивные задания есть в готовом виде в интернете, нет потребности думать самому.
Выделенные студентами основные плюсы и минусы педагогического общения в условиях онлайн обучения мы представили в виде таблицы 1.
Таблица 1
Основные достоинства и недостатки педагогического онлайн общения
Достоинства Недостатки
1. Горизонтальная модель общения (нивелируются многие негативные черты авторитарного стиля общения). 1. Стирается грань между взрослым и учеником в процессе онлайн общения.
2. Исчезают проблемы с дисциплиной на уроке. 2. Проблематично осуществлять индивидуальный подход в общении и обучении.
3. За счёт цифровых технологий учитель освобождает время на непосредственное общение с обучающимися. 3. Трудности в объективной оценке уровня знаний учащихся.
4. Участники образовательного процесса могут создавать профессиональные сообщества в масштабе всей страны, посещать онлайн конференции 4. Отсутствие эмоционального, «живого» общения, обезличенность.
5. В любое время можно быстро связаться с преподавателем. 5. Нивелирование невербальной коммуникации.
6. Онлайн опрос помогает отвечать неуверенным и интровертированным ученикам. 6. Обучающиеся больше взаимодействуют с техникой (практическое отсутствие социального компонента).
7. Цифровые технологии помогают вовлечению учащихся в учебную работу посредством фото и видеоресурсов. 7. Риск того, что цифровизация станет самоцелью, станет управлять учебным процессом.
8 Роль воспитания снижается.
9. Нарушается процесс восприятия и понимания человека человеком.
10. Сложности в предоставлении и получении обратной связи между участниками образовательного процесса.
11. Снижение речевой активности учащихся.
12. Трудности в выборе средств и методов взаимодействия с учениками.
С точки зрения педагогической компаративистики результаты исследования показали, что многие проблемы общения как со стороны педагога, так и обучающегося студенты рассматривают как сходные. К ним относятся: отсутствие невербальной коммуникации, сложность процесса восприятия и понимания друг друга, отсутствие эмоциональной стороны общения, сужение социальных контактов, потребности в живом непосредственном общении, отсутствие учебного сотрудничества, обезличенность общения.
Анализ представлений студентов позволяет сделать вывод о том, что в условиях дистанционного обучения педагогическое общение недостаточно эффективно, ряд его важных функций, форм и видов выхолащиваются. Нарушается принцип гуманизации образования, утрачивается влияние личности педагога на личность ученика. Между тем функция получения и обмена информацией приобретает новые ресурсы за счет цифровых технологий и влечет за собой смену основной позиции и роли педагога: от носителя знаний к фасилитатору, обеспечивающему функцию направляющего участия в аспекте развития и саморазвития личности ученика. В связи с этим требуется формировать у педагога новые виды коммуникативной компетентности, особое внимание уделять развитию
умений и навыков в области продуктивного общения. С целью решения данной проблемы нами было создано учебно-методическое пособие «Психология педагогического общения» (Молодцова, 2021), куда вошли современные интерактивные методы и приемы общения, кейсы на основе художественных произведений и кинофильмов, тренинговые упражнения и практические задания по данной проблематике, позволяющие оптимизировать процесс овладения будущими учителями знаниями, умениями и навыками в области педагогического общения.
Выявление проблем и ресурсов педагогического общения в условиях цифровиза-ции образования в дальнейшем позволит каждому студенту выстраивать стратегию собственного профессионального саморазвития.
Литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999. 384 с.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
3. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 47 с.
4. Молодцова Н.Г. Психология педагогического общения: сборник кейсов и практических упражнений. М.: МПГУ, 2021. 122 с.
5. Тивикова С.К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования: монография / С.К. Тивикова, О.Ю. Дедова, Н.Ю. Яшина. Н. Новгород: НИРО, 2015. 135 с.